ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ



ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Диплом предоставляется в отдельной папке, в которую вкладываются, кроме дипломной работы, отзыв научного руководителя и отзыв рецензента, а также аннотация диплома, составленная студентом-дипломником.

Титульный лист содержит следующую информацию: 1) полные названия учебного заведения, факультета и кафедры; 2) тему дипломной работы; 3) фамилию, имя и отчество студента-дипломника, форму его обучения (дневная, вечерняя или заочная); 4) фамилию и инициалы научного руководителя, его ученую степень и звание; 4) город и год написания дипломной работы.

Расположение этой информации на титульном листе определяется следующими правилами:

1) названия учебного заведения, факультета и кафедры занимают первые три верхние строчки (шрифт Times New Roman , 14, выравнивание по центру);

2) тема дипломной работы помещается в центре листа и состоит из одной или нескольких строк (шрифт Arial , 20, полужирный, все прописные; переносы в словах и сокращения не допускаются);

3) данные о студенте (три строчки) и научном руководителе (две строчки) располагаются ниже названия темы со сдвигом вправо (шрифт Times New Roman , 14, выравнивание по левому краю, отступ вправо на 8,5 см; Ф.И.О. студента и научного руководителя набираются полужирным шрифтом);

4) название города и год написания диплома располагаются внизу титульного листа (две последние строчки) по центру (шрифт Times New Roman , 14, выравнивание по центру).

Пример оформления титульного листа см. в Приложении 1.

Содержание дипломной работы следует после титульного листа и перед основным текстом дипломной работы. Требования к форматированию: заголовки первого уровня (названия глав) – шрифт Times New Roman , 14, полужирный; заголовки второго уровня (названия параграфов) – шрифт Times New Roman , 14, нормальный; заголовки третьего уровня (названия пунктов) – шрифт Times New Roman , 14, курсив. Пример оформления содержания дан в Приложении 2.

Основной текст диплома форматируется следующим образом.

Параметры страницы: правое поле – 3 см, левое поле – 1,5 см, верхнее и нижнее поля – 2 см.

Шрифт основного текста – Times New Roman , 14; заголовков глав – Arial , 16, полужирный, все прописные; заголовков параграфов – Times New Roman , 16, полужирный; заголовков пунктов – Times New Roman , 14, полужирный. Выравнивание основного текста – по ширине, заголовков – по центру. Отступ первой строки основного текста 1,25 см, отступ первой строки заголовков – 0 см. Междустрочный интервал – полуторный. Расстановка переносов обязательна.



Инициалы при указании фамилий должны отделяться неразрывными пробелами ( Ctrl + Shift +пробел), например: М. В. Ломоносов. Неразрывными пробелами отделяются буквы “г.” и “в.” при указании дат, например: 1922 г., XVIII в. Через неразрывный пробел пишутся принятые сокращения (т. е., т. к., и т. д.).

Номера страниц (арабские цифры) указываются вверху страницы справа, номер на первой странице (титульном листе) не ставится.

Названия работ (монографий, статей), журналов, газет и т. д. заключаются в кавычки «…», а цитаты – в кавычки “…”. Если заключенная в кавычки фраза содержит слова в кавычках, то внешние кавычки должны быть «…», а внутренние – “…”.

Правила оформления сносок. Сноски должны оформляться внизу страницы согласно следующим требованиям:

1) При цитировании монографии указываются фамилия и инициалы автора (шрифт Times New Roman , 10, курсив), название работы (без кавычек; шрифт Times New Roman , 10, нормальный), место и год издания (принятые сокращения: М. – Москва, Л. – Ленинград, СПб. – С.-Петербург), номер страницы. Например: Карпов В. Н. Введение в философию. СПб., 1840. С. 98.

2) При цитировании монографии, опубликованной в составе собрания сочинений, указываются фамилия и инициалы автора (курсив), название работы (без кавычек), после чего ставится знак // и указывается вид собрания сочинений (принятые сокращения: ПСС – полное собрание сочинений, Соч. – сочинения), количество томов, номер тома, место и год издания данного тома, номер страницы. Например: Киреевский И. В. Обозрение современного состояния литературы (1845) // ПСС. В 2 тт. Т. 1. М., 1911. С. 125.

3) При цитировании статьи из сборника указываются фамилия и инициалы автора (курсив), название работы (без кавычек), после чего ставится знак // и указывается название сборника (без кавычек), место и год издания, номер страницы. Например: Кобзарь В. И. Диалектичность формальной логики // Логика и развитие научного знания. СПб., 1992. С. 125.

4) Если цитируется статья из сборника работ того же автора, то указываются фамилия и инициалы автора (курсив), название работы (без кавычек), после чего ставится знак // и указываются фамилия и инициалы автора (курсив), название сборника (без кавычек), место и год издания, номер страницы. Например: Кавелин К. Д. Философия и наука в Европе и у нас // Кавелин К. Д. Наш умственный строй. М., 1989. С. 282.

5) Если цитируется периодическое издание, то указываются фамилия и инициалы автора статьи (курсив), название работы (без кавычек), после чего ставится знак // и указывается название периодического издания (без кавычек), серия (если есть), год издания, номер журнала (газеты) и номер страницы. Например: Мигунов А. И. Истина – проблема риторическая? // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. 1992. Вып. 4 (27). С. 44.

6) При повторном цитировании одного и того же произведения указываются только необходимые данные, а именно: а) фамилия и инициалы автора, название работы и номер страницы – если ссылка на эту работу имеется выше, но не предшествует повторной ссылке (например: Кавелин К. Д. Философия и наука в Европе и у нас. С. 283); б) номер страницы и отсылка к предшествующей сноске (например: Там же. С. 284); в) просто отсылка к предшествующей сноске – если цитата относится к той же странице, на которую было только что указано (например: Там же.)

7) Неточное цитирование (пересказ своими словами) сопровождается указанием на соответствующее место в работе. Например: См.: Чижевский Д. А. Гегель в России. Париж, 1939. С. 112.

8) После указания источника цитаты возможны собственные комментарии, которые отделяются длинным тире. Например: Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996. С. 128. – Более подробное описание фигуры либерального ироника смотрите в главе «Случайность либерального общества».

Общее форматирование сносок: шрифт – Times New Roman , 10; выравнивание – по ширине; отступ первой строки 0,5 см; междустрочный интервал – одинарный.

Список литературы составляется следующим образом. Сначала указываются работы, написанные на русском языке, потом – литература на иностранных языках.

Допускается создание отдельного списка источников и отдельного списка комментаторской литературы, если такое деление требуется спецификой темы диплома.

Указанные работы нумеруются и выстраиваются в алфавитном порядке. Фамилии и инициалы авторов выделяются курсивом. Названия работ даются без кавычек. Приводятся все необходимые выходные данные использованых в дипломном исследовании работ.

Входящие в список статьи должны сопровождаться указанием соответствующих страниц, которые они занимают в сборнике.

Форматирование списка литературы: шрифт Times New Roman , 14; междустрочный интервал – полуторный; отступ первой строки – 0 см. Пример оформления списка литературы дан в Приложении 3.

Приложения к дипломной работе форматируются на основе шаблона основного текста, но уменьшается размер шрифта (до 12 пт.) и междустрочный интервал становится одинарным.

Часто встречающиеся ошибки:

1. Отсутствие сформулированных задач и цели исследования.

2. Отсутствие собственных предположений, оценок, выводов.

3. Отсутствие ссылок на цитируемые источники.

4. Отсутствие аргументированных выводов.

5. Несоответствие основного текста и выводов как по главам, так и в целом по работе.

6. Несоответствие выводов заявленным задачам и цели исследования.

Как определяется объект и предмет исследования?

Существует разное понимание объекта и предмета исследования. Поэтому обратимся к справочникам.

В. Даль: «Объект, предмет, субъект. Объективные признаки, кои могут быть наблюдаемы зрителем; субъективные чувствуются самимъ предметомъ». «Предметъ – все, что представляется чувствамъ. «Предметъ сочинения – основа, смысл его»[1].

С. И. Ожегов: «Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-н. деятельность. Объект изучения». «Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие»[2].

Н. Е. Яценко: «Объект – 1. В философии – всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле – предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его деятельность». «Предмет – 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, действие или чувство»[3].



Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет диссертационного исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.

Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.

По нашему мнению, первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным — предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования.

Порой объект и предмет исследования определяются практически одинаково. В автореферате диссертации по экономике «Пути повышения социально-экономической эффективности занятости молодежи» (2003) объектом исследования названы «социально-трудовые отношения, реализуемые в процессе обеспечения занятости молодежи»; а предметом исследования – «организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе повышения социально-экономической эффективности занятости молодежи».

Немало диссертаций, в которых объект и предмет исследования вообще не указываются.

Определив предмет и объект исследования, автор диссертации должен дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду.

Объект исследования и предмет исследования

При рассмотрении диссертационной работы на предмет ее защиты в конкретном диссертационном совете анализируется соответствие содержания работы паспорту научной специальности. Основное внимание при этом обращается на объект и предмет диссертационного исследования.



В рамках диссертационного исследования автор должен выбрать конкретный объект исследования и сформулировать предмет исследования.

Любая диссертационная работа направлена на решение некоторых проблем в определенной области науки. Тема диссертационной работы определяет ту часть области науки, в которой и существует решаемая автором проблема.

Под объектом исследования понимается то явление (процесс), которое создает изучаемую автором проблемную ситуацию и существует независимо от исследователя. В паспортах научных специальностей ВАК содержатся в общем виде описание объектов исследования для каждой научной специальности.

Основным отличием предмета исследования от объекта исследований является то, что предмет исследования является частью объекта исследования. То есть под предметом исследования понимаются значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности или стороны объекта.

В каждом объекте исследования может быть несколько предметов исследования и концентрация исследователя на одном из них означает, что другие предметы исследования остаются в стороне от интересов исследователя.

При написании диссертации необходимо уделять самое пристальное внимание формулированию и осознанию объекта диссертации (объекта исследования) и предмета диссертации (предмета исследования).








sitemap
sitemap