Тезисы к исследовательской работе Духовный подвиг преподобномученицы Великой Княгини Ел



Здравствуйте, я Шамерина Екатерина, ученица 6Б класса представляю вам исследование «Духовный подвиг преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны Романовой».

Вот уже несколько лет я посещаю занятия в Воскресной школе в православном просветительском центре «Усово-Спасское».

Один из четырех приделов нашего Спасского храма посвящен преподобномученице Великой Княгине Елисавете Феодоровне Романовой.

На занятиях в Воскресной школе я узнала, что Елизавета Федоровна очень почитаемая в России святая. 25 сентября 2003 г Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Лавр благословил Президента России иконой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны с частицей мощей. В 2004—2005 гг. мощи новомученицы находились в России, странах СНГ и Балтии, где им поклонились более 7 млн. человек.

Меня заинтересовала судьба Елизаветы Феодоровны.

Целью моего исследования – узнать как можно больше о духовном подвиге преподобномученицы Елизаветы Феодоровны.

Для этого я поставила перед собой следующие задачи:

— собрать материал о жизни и кончине Елизаветы Феодоровны;

— обобщить и систематизировать собранный материал;

— подготовить компьютерную презентацию;

— рассказать о духовном подвиге Елизаветы Феодоровны своим одноклассникам.

«Елисавета» в переводе с древнееврейского означает «почитающая Бога.»

Великая княгиня Елизавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории.

Большую часть своего состояния родители Эллы (так в детстве звали Елизавету) тратили на больницы и приюты. Я думаю, уже тогда девочка прониклась любовью и состраданием к несчастным и страждущим. Вообще жизнь в семье Эллы проходила по строгому распорядку. Все дети сами убирали свои комнаты, топили камины. Я полностью согласна с родителями будущей святой, что человека нужно приучать к труду независимо от его социального положения, воспитывать нравственность, милосердие, причем, чем раньше начать, тем лучше будет результат.

Со своим будущим мужем Великим князем Сергеем Александровичем Романовым Елизавета Феодоровна познакомилась в детстве.

В то время юная Элла считалась одной из самых красивых невест Европы, и многие пытались добиться ее расположения.

Однако мало кто знал, что Елизавета Феодоровна дала перед Богом обет девства.

И женихи получали отказ. Однако к Сергею Александровичу она уже давно питала расположение. У них состоялся откровенный разговор, из которого Елизавета Феодоровна узнала, что Великий князь также дал тайный обет воздержания. Только после этого последовало ее согласие и было принято решение, что после свадьбы они будут жить как брат с сестрой.

3 (15) июня 1884 года в Придворном соборе Зимнего дворца Елизавета Феодоровна венчалась браком с великим князем Сергеем Александровичем, братом российского императора Александра III.

После свадьбы новобрачные некоторое время жили в подмосковном имении Великого князя Ильинское. Князь Константин Константинович посвятил Елизавете Федоровне стихи, в которых отразил суть женщины-христианки и тайны ее необыкновенной красоты как следствия ее внутренней чистоты и духовности:

Я на тебя гляжу, любуюсь ежечасно: Ты так невыразимо хороша! О, верно под такой наружностью прекрасной Такая же прекрасная душа!

Елизавета Феодоровна полюбила Россию, ее добрый и открытый народ, суровую, но такую прекрасную природу, неповторимую архитектуру русских городов. Но особенно ей полюбилось русское православное богослужение и благолепие храмов.

Великая княгиня в совершенстве выучила русский язык и говорила на нем без всякого акцента

. Как человек любознательный и искренний, она стремилась познать православие, которое было полнотой Истины для любимого ею человека. А он, Сергей Александрович, оказывал на супругу поистине огромное духовное влияние. Не убеждениями, не словесными доводами, не богословскими спорами, а исключительно чистым и возвышенным образом своей жизни.

В октябре 1888 года, ясной и тихой золотой осенью Великий князь Сергей Александрович, как председатель Императорского Православного Палестинского Общества (с 1882 года), прибыл с любимой супругой в Иерусалим.

Посещение Святой Земли подвело окончательную черту под решением Великой княгини добровольно перейти в спасительную полноту православия. Весной 1891 года сильное желание причаститься на Пасху Святых Христовых Таин вместе с дорогим Сергеем, испытать радость, которой она доселе была лишена, побудило Елизавету Феодоровну принять долгожданное решение. Когда она сообщила о своем намерении супругу, то он невольно заплакал от счастья.

«Иметь одинаковую религию с мужем — это такое счастье», — скажет она.

В память об этом дне Сергей Александрович подарил своей супруге золотой медальон с эмалевым изображением Спасителя в византийском стиле. На створках были выгравированы надписи: «Аз есмь Путь и Истина и Живот», «Не бойся, токмо веруй». Эти евангельские слова стали как бы заветом в ее дальнейшей жизни.

Мне кажется, что переход в православие убедительно свидетельствовал о силе характера Великой княгини, о ее духовной мудрости, о цельности натуры и незаурядном личном мужестве.

В1892 году Елизавета Федоровна создает Елизаветинское благотворительное общество в Москве, целью которого была помощь детям и обездоленным.

Кроме того она возглавила Дамский комитет Красного Креста, организовала сбор средств для помощи женщинам, освободившимся из тюрем.

Долгое время Великая княгиня была попечительницей Филармонического общества

Ее помощь также ощущало на себе и Строгановское училище.

В 1903 году Елизавета Феодоровна вместе с царской четой приняла участие в торжествах прославления преподобного Серафима Саровского. В письме из Сарова она пишет: «…Какую немощь, какие болезни мы видели, но и какую веру! Казалось, мы живем во времена земной жизни Спасителя. И как молились, как плакали эти бедные матери с больными детьми, и, слава Богу, многие исцелялись. Господь сподобил нас видеть, как немая девочка заговорила, но как молилась за нее мать…». Письмо Великой княгини исполнено глубокой веры. Строки, посвященные чуду исцеления, даны сдержанно, без лишних эмоций, с непоколебимым убеждением в том, что так и должно происходить в жизни подлинно религиозных людей.

С началом Русско-японской войны Елизавета Феодоровна организовала активную помощь фронту. Великая княгиня посылала на фронт походные церкви с иконами и всем необходимым для совершения богослужения. На свои личные средства она наполнила и отправила на войну несколько санитарных поездов. В Москве Елизавета Феодоровна открыла госпиталь для раненых, создала комитеты для оказания помощи вдовам и сиротам погибших на фронте. На берегу Черного моря у Новороссийска, в живописном месте Великая княгиня Елизавета создала санаторий для раненых.

Но в 1905 году в результате террористического акта революционеров был убит муж Елизаветы Федоровны. Елизавета Феодоровна в своем страшном горе нашла силы духа посетить умиравшего от смертельных ран кучера Великого князя. Дабы не огорчать его страшным известием о кончине мужа, она сняла с себя траурное платье, оделась в голубое и, войдя в палату, ласково улыбнулась несчастному слуге и сказала, что ее послал к нему Сергей Александрович.

На третий день после смерти мужа Елизавета Феодоровна предприняла невероятный для многих шаг — она пошла к убийце своего супруга. Показательно, что для нее даже такие изверги оставались людьми глубоко несчастными, оторванными от Бога.

Великая княгиня, проведя в камере смертника более двух часов (а ведь какие это для нее были нравственные мучения!), оставила ему Святое Евангелие и икону. Выйдя из тюрьмы, она сказала, что ее попытка осталась безрезультатной, хотя, может быть, преступник в последнюю минуту все же осознает свой грех и раскается в нем. Это был подлинно христианский поступок, вытекавший непосредственно из соблюдения сложнейшей заповеди Божией: «Любите врагов ваших…». Нет слов, чтобы достойным образом отобразить всю красоту и величие души Елизаветы Феодоровны, жертвенно просиявшей в этой крайне тяжелой для нее встрече.

На месте убийства на пожертвования 5-го гренадерского полка Ее Императорского Высочества Великой княгини Елизаветы Феодоровны был воздвигнут шестиметровый памятный крест, в создании которого участвовал художник В. М. Васнецов, с надписью: «Прости им, Господи, не ведают бо, что творят». Этот крест, находившийся на Сенатской площади Кремля, был уничтожен 1 мая 1918 года лично В. И. Лениным. Чудов монастырь со склепом, где находились останки Великого князя, был взорван.

После кончины мужа Великая княгиня не снимала с себя траур, держала строгий пост и усилила молитву. Ее спальня в Николаевском дворце по сути превратилась в монашескую келью. Вся роскошная мебель была вынесена, а стены перекрасили в белый цвет, повесив на них иконы и картины духовного содержания. Выезды в свет Елизавета Феодоровна полностью прекратила. Исключение составили лишь крестины и церковное бракосочетание родственников. Больше с мирской жизнью Великую княгиню ничего не связывало. Тогда же в ее душе возник замысел об основании обители милосердия, чтобы воздать деятельным евангельским добром и любовью за ту неимоверную жестокость, с которой революционеры убили ее мужа. Только так она могла залечить страшную, почти смертельную рану одиночества и сделать угодное почившему Сергею Александровичу. Так и была создана Марфо-Мариинская обитель.

События революции 1917 года Елизавета Федоровна охарактеризовала такими словами: «Народ — дитя, — сказала она однажды. — Он не повинен в происходящем… он введен в заблуждение врагами России».

С наступлением лета 1917 года Елизавету Феодоровну посетил шведский министр — с предложением выехать из России. Это было настоящим испытанием для Великой княгини, которой, конечно, очень хотелось увидеться со всеми своими родными и близкими, связь с которыми оборвалась еще в начале войны. Увидеться — и ощутить живое тепло их добрых и любящих сердец. Однако она превозмогла свое естественное человеческое желание и ответила министру, что не может позволить себе оставить Обитель и сестер, данных ей самим Господом. Тем самым она подписала себе смертный приговор. Потрясенный министр, поклонившись, вышел.

Верующий народ России в это непростое время воспринимал Марфо-Мариинскую обитель как духовный центр и шел туда не столько за тем, чтобы подлечить свое здоровье и съесть тарелку супа, сколько за живым врачующим словом, за деятельной христианской любовью, за утешением от горести и невзгод у ног святой подвижницы, которую простые люди от всей души уважали и ценили. Елизавета Феодоровна многих лично принимала, выслушивала, разъясняла им Священное Писание и, как могла, духовно укрепляла их. Люди выходили от нее умиротворенные и ободренные.

Наконец, за Великой княгиней пришли. Она была арестована и увезена из Москвы на третий день святой Пасхи 1918 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери.

Ненавистную для большевиков сестру русской Императрицы увезли в Пермь. Затем арестованных в мае 1918 года перевезли в Екатеринбург ,а оттуда – в Алапаевск и разместили их в школе на краю города. Сюда же из Екатеринбурга привезли под конвоем Великого князя Сергея Михайловича, князя Владимира Палея и служащих Ф. М. Ремеза и Круковского, а также молодых сыновей Великого князя Константина Константиновича — Константина, Иоанна и Игоря. Узники знали, что их ждет смерть. Елизавета Феодоровна много молилась, прося Господа укрепить ее в последний час. У нее уже было смирение перед смертью, но, как и всякий человек, она страшилась предсмертных мук.

Убийство произошло в день памяти преподобного Сергия Радонежского, на именины Великого князя Сергея Александровича. Чекисты, боясь огласки злодеяния, заранее к нему приготовились. В ночь с 17 на 18 июля 1918 года всех заключенных вывезли в заброшенный железный рудник в лес за городом. Вся местность была оцеплена красноармейцами.

Их сбросили живыми в шахту глубиной 60 метров. Однако Елизавета Феодоровна упала не на дно, а на некий выступ, который находился на глубине 15 метров (это — высота пятиэтажного дома). Впоследствии рядом с ней был обнаружен мертвый князь Иоанн Константинович. Голова его была перевязана. Оказывается, Великая княгиня, испытывая предсмертные муки, сумела найти в себе духовные силы и сделала умиравшему молодому князю в кромешной тьме перевязку, употребив для этой цели свой белый апостольник. Последствии около тела Великой Княгини были обнаружены две неразорвавшиеся гранаты, а на груди — икона Спасителя.

Когда через три месяца Алапаевск заняли войска белой гвардии тела узников были извлечены из шахты. Тело Великой княгини Елизаветы Феодоровны, несмотря на то, что все тела находились в шахте в течение нескольких месяцев, было найдено нетленным. На лице Великой княгини сохранилось выражение улыбки, а пальцы правой руки были сложены для крестного знамения, как для благословения. В 1921 году останки Елизаветы Федоровны были перевезены в Иерусалим и там погребены. Русской православной церковью она была причислена к лику святых в 1992 году.

Я восхищаюсь этой сильной духом женщиной! Всю свою жизнь она посвятила служению Богу и ближним. Благодаря любви к России, подлинному патриотизму, Елизавета не воспользовалась возможностью уехать из страны после революции 1917 года, а приняла мученическую смерть, не изменив своей вере и своим взглядам на мир.

«Счастье состоит не в том, чтобы жить во дворце и быть богатым, – писала Елизавета Федоровна своим воспитанникам – детям великого князя Павла Александровича (младшего брата Сергея Александровича) Марии и Дмитрию. – Всего этого можно лишиться. Настоящее счастье то, которое ни люди, ни события не могут похитить. Ты его найдешь в жизни души и отдании себя. Постарайся сделать счастливым тех, кто рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив».

Современники вспоминали, что Елизавета Федоровна вносила с собою чистое благоухание лилии, быть может, поэтому она так любила белый цвет. Встречаясь со множеством людей, она сразу могла понять человека; раболепство, ложь и хитрость были ей противны. Она говорила: «Ныне трудно найти правду на земле, затопляемой все сильнее греховными волнами; чтобы не разочароваться в жизни, надо правду искать на небе, куда она ушла от нас.»



sitemap
sitemap