Теория управления



Составитель: ст. преподаватель каф. Менеджмента

Абдряшитова А.И.

Вопросы к зачету по дисциплине «Теория управления»

Понятие и сущность управления. Виды управления.

Предмет и задачи теории управления. Наука управления как область комплексных междисциплинарных исследований.

Управление как профессия. Профессионализация управления и «менеджмент». Понятие «научного менеджмента» и задачи науки управления.

Управленческая деятельность, ее содержание и специфика. Управление как процесс и как субъектно-объектное отношение.

Система знаний науки управления. Соотношение науки и искусства в теории и практике управления.

Эволюция управленческой мысли в ХХ веке. «Школа научного управления» и ее значение в становлении науки управления (Ф. У. Тейлор).

Основные принципы административной школы. Административная теория А. Файоля.

Социологическая концепция идеальной бюрократии М. Вебера. Бюрократия и бюрократизм. Административная концепция В. Вильсона.

Школа «человеческих отношений» в теории управления как социально-психологический вариант менеджмента.

Понятие «социальная система». Основные свойства социальных систем. Социальное управление и его специфика.

«Школа социальных систем» в науке и практике управления.

Системный подход как методология современного научного исследования сложных объектов и процессов. Принципы системного подхода.

Ситуационный подход и ситуационная теория. Ситуационное управление и модель организации как открытой системы.

Процессы хаоса, необратимости, неустойчивости в организации с позиций синергетического подхода. Точки бифуркаций в процессе развития системы. Синергетика как наука о самоорганизации.

Информационный подход в управлении: методология и практика. Информация, система, обратная связь как ключевые понятия управления.

Кибернетический подход в управлении. Кибернетика как наука об общих законах управления.

Понятие закона управления. Основные законы управления. Закон синергии.

Понятие принципа управления. Основные принципы управления. Принцип иерархии управления и иерархии связей.



Принципы внутреннего и внешнего описания системы. Принцип «Черного ящика». Технология применения принципа «черного ящика» для описания сложной системы.

Понятие кибернетической системы. Основные компоненты кибернетической системы. Понятия входа и выхода системы.

Закон самосохранения и условия выживаемости системы (организации). Принцип экономии энтропии. Принцип наименьшего действия.



Устойчивость динамических систем. Принцип Ле Шателье. Понятие внутреннего регулятора и его значение для противодействия внешним возмущениям.

Сложная система и ее особенности. Управляемость сложных систем. Закон усиления регулирования и управления. Управление как антиэнтропийный процесс.

Управляемость и устойчивость систем управления. «Жесткие» и «мягкие» элементы управления. Принципы централизации и децентрализации управления.

Адаптация системы к изменениям внешней среды. Адаптивное управление. Адаптация и эволюция (развитие) системы на основе принципов полифинальности и эквифинальности.

Закон необходимого разнообразия и его значение в управлении. «Разнообразие» системы управления как необходимое условие эффективного и оптимального управлении.

Система управления как субъектно-объектное отношение. Компоненты системы управления и их характеристика. Режимы функционирования систем управления.

Регулирование как функция сохранения устойчивости и равновесия с внешней средой. Понятие регулятора. Основные типы регуляторов.

Системы программного управления. Режим программного управления. Управление процессом реализации проектов и программ.

Виды целенаправленных систем управления. Режимы управления. «Реактивное» управление. Режим развития объекта управления.

Принцип обратной связи в управлении. Виды и типы обратной связи. Положительная и отрицательная обратная связь и их значение в деятельности (функционировании) организации.

Концепция обратной связи в кибернетике. Значение и роль обратной связи в процессах управления, адаптации и самоорганизации. Реализация принципа обратной связи в социальной сфере.

Концепция организационной культуры. Содержание и особенности формирования организационной культуры. Организационная культура как важнейший, уникальный управленческий ресурс.

Качество и эффективность управления. Понятие технической эффективности. Экономическая эффективность. Эффективность и производительность.

Анализ и оценка эффективности управления. Критерии и показатели эффективности. Экономические критерии эффективности и затраты на управление.

Эффективность как условие успешности организации. «Мягкий» путь повышения эффективности. Проблема развития желания и умения каждого работника работать с максимальной отдачей сил.

Понятие и сущность цели управления. Классификация целей управления. Цели и средства.

Целевой подход в управлении и его основные понятия: ценности, цели, политика, решения. Определение глобальной цели и ее декомпозиция на основе метода дерева целей.

Основные подходы к определению целей управления и способы целеполагания. Формулировка и измерение организационных целей. Неопределенность выбора целей.

Управление и руководство в организации. Архетипы руководителя (классификация И. Ансоффа). Организационные роли руководителя (классификация Г. Минцберга). Права, обязанности и ответственность руководителя.

Управление и власть в социальных организациях. Понятие влияния, власти и лидерства. Основные формы власти.

Понятие и сущность организационной структуры управления. Линейные и функциональные структуры управления.

Понятие структуры управления. Элементы, звенья и связи в организационной структуре управления. Современные структуры управления.

Структура, организация и порядок в системах. Иерархические структуры управления, их виды, основные достоинства и недостатки.

Органические (гибкие) структуры управления, их разновидности, преимущества и проблемы использования.

Понятие аппарата (штаба) управления. Типы административного аппарата. Линейные и аппаратные полномочия.

Организация как объект управления. Социальная подсистема организации. Типы и виды организаций как объектов управления (классические модели организации, полная модель организации).

Механистическая модель объекта управления (организации): особенности управления, стили управления, «жесткие» элементы управления. Централизованное управление. Иерархическая структура управления.

Органическая модель организации. Стили управления и «мягкие» элементы управления в органической модели. Концепция совершенствования человеческих ресурсов организации. Тенденция к децентрализации управления. Гибкие, адаптивные структуры.

Основные положения концепции организации как «открытой системы». Взаимодействие открытой системы с неопределенной внешней средой. Способность открытой организации к саморегулированию и самоорганизации.

Организация как процесс принятия решений, как система, предназначенная для решения проблем. Эффективность управления и эффективность принимаемых решений. Системная методология в процессе решения проблем.

Организация как сложная динамическая нелинейная система. Неустойчивость стационарного состояния сложной системы. Значение (роль) малых воздействий на систему. Необходимость сочетания иерархического управления и самоуправления.

Процессный подход в управлении организацией. Управленческий процесс как логически взаимосвязанная и взаимодействующая система управленческих действий. Основные виды и типы управленческих процессов.

Понятие и содержание процесса управления. Общесистемные процессы управления. Управление как организационный процесс.

Управленческая деятельность и режимы функционирования «системы управления». Процесс управления как процесс принятия решений. Процесс принятия и реализации управленческих решений, его содержание и основные этапы.

Информация, коммуникации и связи в системе управления. Основные способы получения информации. Качество информации, и ее эффективность.

Коммуникации и коммуникационный процесс в управлении. Вербальная и невербальная коммуникации. Основные информационные каналы межличностных коммуникаций. Препятствия (барьеры) обмену информацией в процессе межличностных коммуникаций.

Управленческая деятельность как совокупность рутинных процессов и процессов решения проблем. Понятие и сущность функции управления. Виды и типы функций управления.

Организация как одна из его основных функций управления. Элементы организации как процесса.

Мотивация как функция управления. Основные концепции мотивации. Средства, способы и методы материального и нематериального стимулирования.

Контроль как функция управления. Контроль состояния и деятельности объекта управления. Мониторинг и периодическая оценка ключевых показателей деятельности организации.

Координация как функция управления. Связь координации с контролем и средствами коммуникации.

Планирование как функция управления. Виды и типы планирования. Интерактивное планирование: принципы и основные этапы методологии интерактивного планирования.

Программно-целевой подход в управлении. Методология программно-целевого планирования. Системный характер программно-целевого планирования. Понятие целевой программы.

Стратегическое планирование: принципы и основные этапы. Целеполагание и прогнозирование в процессе планирования.

Понятие метода управления. Классификация методов управления. Научные и эмпирические методы управления. Специфические научные методы управления.

Методы управления, основанные на общенаучной методологии. Системный подход, моделировании, экспериментирование (научный эксперимент).

Административные и правовые методы управления. Принуждение как метод управления.

Организационно — распорядительные методы управления персоналом и их правовой аспект.

Экономические методы управления. Экономический механизм как основа экономических методов управления. Методы управления, основанные на использовании прямых материальных стимулов.

Социально-психологические методы управления. Методы управления, основанные на использовании моральных стимулов. Поощрение и наказание. Убеждение как метод управления. Методы воздействия через культуру организации.

Методы выполнения функции организация: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические.

Методы принятия управленческих решений: количественные, качественные, смешанные (нормативные), групповые и методы принятия решений в условиях неопределенности.

Технологии и их значение в развитии общества. Социальная технология как проект, как деятельность и как элемент человеческой культуры. Понятие и содержание технологии управления. Виды и типы управленческих технологий.

Инициативно-программные технологии: технологи и методологии решения инновационных проблем.



Программно-целевые технологии: технологии решения проблем в соответствии методологией системного анализа.

Регламентные технологии: «жесткие» технологии, основанные на операциях и процедурах формализованного типа. Понятия и элементы технологии: «процедура» и «операция».

Технология принятия решений и организация их выполнения. Технология проектирования и разработки вариантов решений. Технология информационного обеспечения процесса подготовки и принятия решений.








sitemap
sitemap