Теория спорта экзамен_



Лекция 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ,

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ СПОРТА

1.1. Конкретизация понятий , относящихся к физической культуре и спорту

Для физической культуры родовым является понятие

«культура».

Культура это способ и качественная сторона деятельнос-ти человека и всего общества по освоению, созданию, хранению и распространению материальных и духовных ценностей (куль-тура — это и сам процесс деятельности, и его результаты).

Физическая культура органическая часть культуры об-щества и личности. Это область деятельности, которая удовлет-воряет потребности общества по созданию физической готовно-сти людей к различным формам их жизнедеятельности.

Частями физической культуры являются физическое вос-

питание, спорт, физическая рекреация, физическая реабилита-

ция. Каждая из них удовлетворяет определенные потребности общества и личности.

Физическое воспитание это педагогический процесс, на-правленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а также на развитие разносторонних физических спо-собностей человека.

Физическая подготовка часть физического воспитания, педагогический процесс развития физических способностей и двигательных навыков с учетом требований производства, вида деятельности (военного дела, вида спорта и т.п.).

Физическое развитие это процесс изменения форм и функций организма, а также результат этого изменения (рост, вес и т.п.).

Физическое развитие может идти стихийным путем (есте-ственное физическое развитие человека) и целенаправленно, под влиянием специально подобранных физических упражнений в процессе физического воспитания или спортивной тренировки.

Физическая реабилитация это деятельность по вос-

становлению частично утраченных или ослабленных психо-

физических функций и способностей человека. Она удовлет-воряет потребности людей в восстановлении сил человека средствами физической культуры: физическими упражнени-ями, массажем, баней, водными процедурами и др.

Спортивная рекреация использование элементов спорта в качестве средства и метода здорового отдыха-развлечения, активного восстановления оперативной работоспособности и организации интересного досуга.

Спорт (от sportигра, развлечение) — игровая, соревно-вательная деятельность, основанная на применении физических упражнений.

Термин «спорт» неоднозначен и применяется как в узком,

так и в широком смысле.

Спорт (в узком смысле) это деятельность в виде состя-заний, непосредственно направленных на демонстрацию дости-жений в ней, способ выявления, сравнения и оценки опреде-ленных человеческих возможностей. Такая деятельность характеризуется следующими признаками [8]:

а) унификацией состава действий, условий их выполнения

способов оценки достижений, что закрепляется правилами соревнований;

б) регламентацией поведения соревнующихся по принци-пам неантагонистической конкуренции, имеющим гуманную основу, что закрепляется официальными и неофициальными нормами этики (например, в виде положений Олимпийской хартии);

в) организацией деятельности на основе системы соревно-ваний с последовательным возрастанием уровня конкуренции

требований к достижениям.

В зависимости от особенностей предмета соревнователь-

ной деятельности выделяют различные виды спорта.

Вид спорта это вид собственно соревновательной дея-тельности, отличающийся предметом состязания, обусловлен-ным составом действий и способом ведения спортивной борьбы (спортивной техникой и тактикой), регламентом состязания и критерием достижений.

Не все виды спорта имеют прямое отношение к физичес-кой культуре. В ее состав входят только те из них, соревнова-тельный результат в которых в решающей мере зависит от уров-ня развития двигательных способностей соревнующихся. Такие виды спорта имеют прямое отношение к физической культуре.



6

Лекция 1. Основные понятия, сущность и функции спорта

Вместе с тем давно уже культивируются виды спорта, которые не являются компонентами физической культуры (например, шахматы и шашки). Поэтому понятия «физическая культура» и «спорт» отчасти совпадают, но в целом не тождественны.

Видом спорта часто называют определенную группу сорев-новательных дисциплин, рассматриваемых по традиции совме-стно, что не соответствует определению этого понятия (см . выше). Например, видом спорта называют легкую атлетику, имея в виду разные виды спорта, объединенные общим местом прове-дения соревнований.

Спорт (в широком смысле) это собственно соревнова-тельная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические человеческие отношения и поведенческие нор-мы, складывающиеся на основе этой деятельности.

Теория спорта это система достоверных научных зна-ний об основных закономерностях спортивной деятельности.

Спортивный результат — количественный или качествен-ный уровень показателей в спорте.

Для всех видов спорта общим положением является дости-жение результата в условиях соревнований при соблюдении соответствующих правил.

Спортивное достижение — показатель спортивного мастер-ства и способностей спортсмена, выраженный в конкретном результате.

1.2. Направления, разделы и формы спортивного движения

Спортивное движение — это специфическая форма социаль-ного движения, исторически обусловленный процесс создания, развития, сохранения, обмена и потребления ценностей спорта.

Значимость спорта как средства удовлетворения различных потребностей людей в настоящее время заметно возросла. В спортивном движении выделились (см . рис. 1 ) два основных направления: массовый (ординарный) спорт и спорт выс-

ших достижений (большой спорт) . Название первого направ-ления (и соответствующего раздела ) спортивного движения ука-зывает на то, что в него вовлечена масса людей, занимающихся спортом (массовый спорт), а уровень результатов, достигаемых здесь, относительно невысок, общедоступен (ординарный спорт). Из массового спорта наиболее одаренные и трудолюбивые спорт-смены, получив соответствующую подготовку, переходят в боль-

7

Основы спортивной тренировки

шой спорт. Таким образом, восхождение спортсменов по ступе-ням спортивного мастерства базируется на массовом спорте, и чем больше людей будут в него вовлечены, тем больше шансов у высокопрофессиональных тренеров найти таланты и помочь им выйти на уровень выдающихся достижений.

Занимаясь спортом, люди преследуют различные цели. В связи с этим как массовый спорт, так и спорт высших достиже-ний имеют свои внутренние подразделения (см. рис. 1 ). В мас-совом спорте выделяют два основные типа: базовый спорт в официальной системе образования-воспитания и кондиционно-оптимизирующий спорт (физкультурно-кондиционная тре-нировка, обеспечивающая достижение и сохранение базовой физической подготовленности). Среди модификаций ординар-

ного спорта выделяют профессионально-прикладной спорт

(прикладная подготовка к профессиональной деятельности, в

том числе и к военной), спортивную рекреацию и спортив

ную реабилитацию (органическая часть системы подготовки спортсмена, восстановление функциональных и приспособитель-ных возможностей организма после длительных периодов на-пряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, осо-бенно при перетренировке и ликвидации последствий травм спортсмена).

Конкретная направленность массового спорта, его содер-жание и способы использования изменяются в зависимости от этапов возрастного развития человека и условий его жизни. В связи с этим в структуре социальной практики спорта различа-ют пролонгированные («пролонгировать» — продлевать действие) варианты основных и модифицированных форм ординарного спорта в жизни различных социальных групп, которые позво-ляют возможно дольше сохранить достигнутый уровень подго-товленности.

В спорте высших достижений различают супердости-женческий спорт (постоянное стремление к более высоким достижениям, тренировочный процесс организован с учетом закономерностей роста спортивного мастерства), профессио-

нально-коммерческий спорт (отрасль бизнеса, в которой используются высокие спортивные достижения спортсменов) и их комбинированные формы (к примеру, подготовка ат-летов к определенным коммерческим стартам осуществляет-ся с учетом закономерностей построения спортивной трени-ровки).

8

Основы спортивной тренировки

Таблица 1.

Основные отличительные признаки направлений

спортивного движения.

Признаки

Базовый спорт

Спорт высших достижений

Повышение спортивных

В супердостиженческом

результатов до

спорте и в некоторых

Цели и

относительно невысокого

комбинированных формах

задачи.

уровня или поддержание

это достижение наиболее

определенного уровня

высоких результатов (мировые

достижений; решение

рекорды, победы на

задач оздоровительного

чемпионатах мира, Европы,

характера; рациональная

олимпийских играх и т.д.); в

организация свободного

профессионально

времени; подготовка к

коммерческом спорте

профессиональной

коммерческие цели и задачи.

деятельности, задачи

реабилитационного

характера.

Количество

Большая масса людей.

Относительно небольшая

участников.

группа.

Руководство

Тренеры различной

Тренеры высшей

подготовкой.

квалификации или

квалификации.

самостоятельная

подготовка.

Величины

Относительно небольшие.

Большие (вплоть до

нагрузок.

индивидуально предельных

возможностей спортсменов).

Бюджет

Подготовка

Спорт занимает

времени,

осуществляется в

доминирующее положение в

режим и

свободное от основной

жизни спортсмена, подготовка

структура

деятельности время с

осуществляется с учетом

тренировки.

учетом функционирования

закономерностей становления

спортивной базы.

спортивного мастерства.

Снаряжение и

С учетом материальных

Используется снаряжение и

обмундиро-

возможностей людей.

обмундирование, отвечающее

вание.

последним достижениям науки

и техники.

1.3. Классификация видов спорта

Все виды спорта могут быть разделены на группы. Суще-ствуют различные классификации. Они отличаются принципом, лежащим в основе соответствующего разделения. Рассмотрим наиболее известные из них.

Л.П.Матвеев (1977) разделил виды спорта на группы по

особенностям предмета состязания и характеру двига-тельной активности соревнующихся.

I группа виды спорта, представляющие собой высокоак-

тивную двигательную деятельность, достижения в которых в решающей степени зависят от собственных двигательных воз-можностей спортсменов (бокс, борьба , гимнастика, плавание, гребля, тяжелая атлетика, спортивные игры и др.).

II группа виды спорта, операционную основу которых составляют действия спортсменов по управлению внешними

«самодвижущимися» средствами передвижения, где спортив-

ный результат зависит от эффективности этих средств и от уме-ния рационально ими пользоваться (мотоциклетный, автомо-бильный, парусный, планерный спорт и др.).

III группа технико-конструкторские виды спорта, в

состязаниях по которым сопоставляются в основном результа-ты модельно-конструкторской деятельности спортсменов (авиа-модельный, автомодельный спорт и др.).

IV группа стрелковые виды спорта (используется огне-

стрельное либо иное стрелковое оружие, в частности , лук), в которых двигательная активность спортсменов жестко лимити-рована условиями поражения цели.

V группа абстрактно-игровые виды спорта, исход со-

стязания в которых в решающей мере определяется не двига-тельной активностью спортсмена, а абстрактно-логиче

быгрыванием соперника (разновидности шашечного и шах-матного спорта и др.).

др.).

В.С.Фарфель (1969) и Ю .В.Верхошанский (1985) класси-фицировали все виды спорта [1] по особенностям организа-

ции движений спортсмена и преимущественно роли тех или иных функциональных систем организма в обеспече-нии их рабочего эффекта.

I группа ациклические виды спорта, преимущественная роль в которых принадлежит совершенствованию двигательно-го аппарата в направлении тонкой регуляции движений и спо-собности к выполнению рабочих усилий большой мощности (тя-желая атлетика, легкоатлетические метания и др.).

II группа циклические (главным образом субмаксималь-ной и умеренной мощности) виды спорта, достижения в которых преимущественно связаны с ролью кислородного обеспечения мышечной работы (бег на средние и длинные дистанции в легкой атлетике и др.).

III группа комбинированные виды спорта (комплекс-

ные), для которых характерна высокая вариативность двига-тельных действий в условиях компенсированного утомления и переменной интенсивности работы. Это в основном спортивные игры и единоборства.

.

1 2

1.4. Социальные функции спорта

Углубить представления о сущности спорта позволяет вы-яснение его функций.

Функции спорта это объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удов-летворять и развивать определенные потребности личности и общества.

Социальные (от лат. societаs общество) силы используют спортивную деятельность индивида и всего спортивного движе-ния для достижения целей, значимых для мирового сообще-ства в целом , отдельной страны или отдельных общественных объединений (групп, классов и др.). Таким образом, спорт вы-полняет функции, определяемые конкретными силами. Функ-ции массового спорта и спорта высших достижений имеют су-щественные различия. Дадим краткую характеристику основных функций спорта.

Спорт как средство естественного удовлетворения в двига-

тельной активности человека. Двигательная активность чело-века является необходимым условием его жизни. Сведение дви-гательной активности к минимуму или ее исключение оборачивается для человеческого организма самыми неблаго-приятными последствиями . В настоящее время в связи с произ-водственной гиподинамией (нарушением функций организма при ограничении двигательной активности, снижением силы сокра-щения мышц) и другими негативными для здоровья фактора-ми роль спорта (главным образом массового спорта) в жизни людей заметно возросла.

Спорт как средство подготовки к жизненной практике. В про-

цессе спортивной деятельности совершенствуются физические и

1

стране приносят умело организованные и проведенные круп-нейшие спортивные форумы (чемпионаты мира, олимпийские игры и др.), что выражается в количестве построенных и обнов-ленных спортсооружений, а также в улучшении сфер деятель-ности, связанных с проведением соревнований (транспорт, пи-тание, проживание, телерадиокоммуникации и др.). Немалый доход приносит и приезд в страну болельщиков, и другие ис-точники, прямо или косвенно связанные со спортом. Все это, только в меньших масштабах, присутствует и при проведении соревнований не такого высокого уровня, а также повседневная жизнь (эксплуатация спортивных сооружений и др.).

Таким образом, функции спорта важны и многообразны.

Он имеет существенное общекультурное, эстетическое, педаго-гическое и экономическое значение.

1.5. Система подготовки спортсменов

Подготовка спортсмена это процесс использования всей совокупности факторов (средств, методов, условий), позволяю-щих направленно воздействовать на развитие спортсмена, обес-печивая необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

Общая цель подготовки спортсмена (независимо от спортив-ной специализации) — развитие его духовных и физических ка-честв, специфическая цель — достижение высоких спортивных результатов. Поэтому в процессе многолетней спортивной трени-ровки наряду с решением задач повышения уровня развития спе-циальных физических, психических, моральных и волевых ка-честв, совершенствования технического и тактического мастерства, а также интеллектуальной подготовки в области теории и методи-ки спорта должны ставиться и решаться задачи , которые обеспе-чат спортсмену крепкое здоровье, нравственное и интеллектуаль-ное воспитание, гармоническое физическое развитие.

В качестве комплексной системы подготовка включает в себя: а) спортивную тренировку; б) спортивные состязания

той мере, в какой они служат формой подготовки); в) внетре-

нировочные и внесоревновательные факторы, которые допол-

няют тренировку и состязания и оптимизируют их эффект. Важнейшей составной частью системы подготовки спорт-

смена является спортивная тренировка.

1 6

Лекция 1. Основные понятия, сущность и функции спорта

1.5.1. Спортивная тренировка

Спортивная тренировка это подготовка к спортивным состязаниям , построенная в виде системы упражнений и пред-ставляющая собой педагогически организованный процесс уп-равления развитием спортсмена.

Таким образом, при выполнении каких-либо физических упражнений в ходе подготовки осуществляется спортивная тре-нировка . Если же спортсмен в качестве зрителя во время матча изучает тактические действия соперников, то в этот момент подготовка проводится, а тренировка — нет.

В результате спортивной тренировки происходят разнообраз-ные морфологические и функциональные изменения в организме спортсмена. Эти изменения связаны с адаптационными перестрой-ками биологического характера. Степень их изменения определя-ет состояние тренированности спортсмена. Тренированность спортсмена следует отличать от подготовленности.

Подготовленность это целостный эффект подготовки спортсмена. Он характеризуется совокупностью достигнутого уровня развития физических и психических качеств , необхо-димых для успеха в избранном виде спорта, степенью освоения спортивно-технического и тактического мастерства. В связи с этим различают технический, физический, тактический, пси-хологический, интеллектуальный и интегральный разде-

лы подготовки спортсменов.

Спортивная форма (или готовность к достижению)

это состояние наивысшей подготовленности, характерное для данного этапа спортивного совершенствования.

1.5.2. Соревнования в системе подготовки спортсменов

В процессе подготовки заметная роль отводится спортив-

ным соревнованиям.

Спортивные соревнования это объективный способ де-

монстрации достигнутых результатов , оценки и сравнения дос-тижений определенных спортсменов и команд.

Система спортивных соревнований включает в себя ряд официальных и неофициальных соревнований. Официальные соревнования планируются в рамках единого спортивного ка-лендаря. Применительно к нему , учитывая конкретные особен-ности подготовки спортсмена, составляется индивидуальный

1 7



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap