Теория социального воспитания



Теория социального воспитания.

Наталья Юрьевна.

1.Сущность воспитания

Воспитание как общественное явление – это объективно-существующий и реализуемый в соответствии с конкретными эсторическими условиями способ подготовки подростающего поколения к полноценной жизнедеятельности в обществе.

Воспитание как педагогическое явление-это целенаправленный системно-организованный процесс реализуемый специально подготовленными людьми в различных типах образовательных учреждений и ориентированный на освоение личностных норм и правил поведения принятых в общество.

Воспитательному процессу присуще следующие функции:

-это диагностика природных задатков,теоретическая разработка и практическое создание условие их проявления и развития.

-организация учебно-воспитательной деятельности людей.

-использование положительных факторов в развитие качеств в личности ребёнка.

-воздействие на социальные условия,устранение и преобразование негативных,средовых влияний на формирующуеся личность.

-формирование специальных способностей обеспечивающих приложение сил ребёнка в разных сферах учебно-позновательной и общественно-полезной деятельностью.

2.Воспитание целостной структурой воспитательного процесса

Взаимосвязь процесса обучения и воспитания.Оба эти процесса осуществляются на базе одного учреждения одним и тем же человеком и направлены на подготовку к активной жизнедеятельности общества.

Воспитание всегда содержит в себе элементы обучения,по скольку передовая личности знания и правила поведения,достижениях человеческой культуры,формируя навыки поведения в конкретных жизненных ситуациях педагог одновременно обучает личность.

В процессе обучения всегда имеет место воспитательный аспект.

Особенности воспитательного процесса:

-целенаправленность

-многофакторность

-субъективность процесса

-отдалённость результатов

-непрерывность

-комплексность

-двусторонность

3.Становление теории воспитания как науки(Демокрит одним из первых поставил вопрос о природосообразности о природе воспитания,Сократ считал что главное воспитание познать вечные нравственные понятия в жизни,Платон впервые затронул вопрос о дошкольном воспитании и дифференцированным подходе подготовки человека к жизни,Марк Фабий Квинтилиант Что все дети сообразительны от природы и нуждаются только в правельном воспитании,Иоган Фридрих Гербард считал что цель воспитания состоит в формировании добродеятельного человека уважающего существующий порядок и подчиняющему ему,Константин Дмитриевич Ушинсткий обосновал антропологическую концепцию в которой доказал что воспитание человека возможно только учётом знания о нём накопленного всеми науками.

4.Базовые теории воспитания развития личности.Чарлз Кули создал теорию которая предаёт важное значение тому как каждый человек интерпретирует мысли и чуства других людей.Его теория называется «Теория зеркального Я» которая состоит из трёх элементов:

-то как по нашему мнению воспринимают нас другие

-то как по нашему мнению они реагируют на то что видят

-то как мы отвечаем на воспринятую реакцию другим.

Джордж Мид он считал что формироавние личности включает три стадии:

-имитация

-игровая

-стадия коллективных игр

Зигмунд Фрейд он исходил из того что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом.Согласно Фрейду биологические попуждения противоречат нормам культуры.Он выделял три части в психической структуры личности:

-оно

-сверх Я

Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие или процесс обучения мышления:

-сенсомоторная стадия

-предоперециональная стадия

-стадия конкретных операций

-стадия формальных операций

Лоуренс Кольберг выделил шесть нравственного развития человека:

-стремление избежать накозания

-стремление заслужить поощрения

-человек отчетливо осознаёт мнение других и стремится получить их одобрение

-человек осознает интересы общества и правила поведения в нём

-человек осмысливает противоречия между различными нравственными убеждениями

-у человека формируется собственное этическое чувства и нравственные чувства.

Лев Выготский автор культурно-эсторической теории где он обосновал что источники развития человека лежат в исторически сложившейся культуре.

Мария Монтессори считала что ребёнок достигает высшего развития при условии наибольшей свободы.В её школе занятие по воспитанию чувств были направлены на развитие органов восприятия.

Василий Сухомлинский ввёл понятие о воспитательном коллективе как содружестве и сотворчестве педагогов и учащихся.

5.Основные понятия в теории социального воспитания.

Субъект – это наситель источника активности направленной на сохранение окружающего мира на совершенствование себя и социальной практикой.

Объектом социального воспитания является развитие которое можно рассматривать как процесс и результат решения человека трёх групп задач:

-естественно-культурные задачи(физическое и сексуальное)

-социально-культурная задача(интеллектуальное и социальное)

-социально-психологическая задача(развитие личностных качеств)

Существует три вида субъекта:

-индивидуальный субъект к которому относится личность

-групповой к которому относится коллектив

-социальные субъекты.к ним относятся воспитательные организации.

6.Человек в контексте философии социального воспитания

Человек-биосоциальное существо генетически связанное членораздельной речью,мышлением,сознанием и самосознанием и нравственными этическими качествами.

Индивид-природное сушество,человек разумный.

Личность-субъект жизнедеятельности индивид или конкретное лицо в единстве его социальных свойств и социальных ролей представленное совокупностью интегрированных в нём социально-значимых качеств.

7.Понятие о целях воспитания

Цель воспитания-это то к чему стремится воспитание как к эдиальному образу будущего,это своеобразный ориентир на достижение каторого направляются все воспитательные усилия.

Общая цель воспитания-это реализация социального заказа выраженная в подготовке подростающего поколения к выполнению определённых общественных функций.

Индивидуальная цель воспитания заключается в том что каждый человек уникален и не повторим.Ему свойственны собственные возможности,устремление,своя линия развития.

8.Воспитание и его виды.

Семейное воспитание-это социально-контролируемая социальзация человека в процессе которой старшие члены семьи предпринимают усилия направленные на то чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлений о том каким должен быть человек.

Цели семейного воспитания:

-бытовые умения

-культура общения

-личностное развитие

-интелектуальное развитие

-развитие способностей

-подготовка к определённой профессии

Религиозное воспитание.В процессе его осуществления внушаются мировоззрение,мироощущение,нормы,отношение и поведение соответствующие догмам и вероучительным принципам конкретной религии.

Социальное воспитание.Планомерное создание условий для целенаправленного развития и духовно-ценностное ариентации человека в процессе её социализации.

9.Развитие ребёнка в социуме.

Факторы развития:

-биологический фактор

-социальные факторы

10. Социальное воспитание и его сущность.

Воспитание – явление социальное, т. е. оно осуществляется в обществе, в его интересах и в соответствии с уровнем его развития. По сути своей, воспитание есть подготовка подрастающих поколений к жизни. Адаптация детей, молодежи и взрослых к условиям существования и совершенствование этих условий (В.С. Селиванов). Поскольку общество не стоит на месте, а развивается, то и воспитание – тоже явление развивающееся.

Воспитание как процесс имеет следующие характеристики: дискретность во времени и пространстве, с одной стороны, и непрерывность – с другой; системность, планомерность; для своего осуществления требует среды.

Воспитание имеет статус социального института. Как социальный институт воспитание – это исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности членов общества для создания условий взращивания этих членов общества на протяжении их жизни. При этом используются материальные, духовные, финансовые, человеческие ресурсы.

Основная (явная) функция воспитания как социального института – обеспечение внутренней сплоченности общества. Осуществляется эта функция следующим образом:

• через планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей;

• подготовку «человеческого капитала», адекватного общественной культуре, необходимого для развития общества;

• трансляцию культуры, которая обеспечивает стабильность общественной жизни;

• через учет интересов половозрастных и социально-профессиональных групп, что позволяет регулировать действия членов общества в рамках социальных отношений.

Латентные (скрытые) функции воспитания весьма многочисленны и варьируют в зависимости от типа культуры и общества. К ним относятся социальная и духовно-ценностная селекция членов общества; адаптация членов общества к меняющейся социальной ситуации (особенно к неосознаваемым или непринимаемым реалиям).

11.Социальное воспитания в 19-начале 20 веков.

В зависимости от исторического пути, достигнутого уровня и перспектив развития в обществе складывается идеал человека, формируется определенный тип личности. Они, с одной стороны, определяют содержание, формы, стиль социализации подрастающих поколений, а с другой — являются ее результатом.

Государство через совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом, является звеном политической системы общества. Политика, идеология, социальная практика, для него характерные, создают для граждан определенные условия жизни, в которых и происходит социализация. Государство осуществляет более или менее эффективную социализацию подрастающих поколений, создавая для этого систему воспитательных институтов. Воспитание становится одной из важнейших функций государства, начиная с середины XIX века. Добиваясь того, чтобы воспитание эффективно формировало человека в соответствии с социальным заказом, определяемым общественным и государственным строем, государство провозглашает задачи системы воспитания, содержание этой работы, создает и упрочивает материальную базу, ищет оптимальные формы управления различными институтами воспитания. Социальное значение русской школы, по В.Я. Стоюнину, может определяться только тесной связью с обществом и государством.(213)

К середине 50-х годов XIX века в России произошли огромные экономико-политические преобразования, существенно повлиявшие на социальный климат общества.

Передовые общественные деятели того времени рассматривали отмену крепостного права (1851 г.) как важнейшее условие для социального становления нового человека. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что уничтожение крепостного состояния, окружавшего большую часть детей образованного класса крепостною прислугою, есть самая важная реформа, благодетельные плоды которой не замедлят обнаружиться в поднятии социально-нравственного уровня общества и педагогических заведений.(235)

С падением крепостного права в сознание русского человека стала внедряться мысль о единстве и равноправии всех людей, о достоинстве всякой человеческой личности, о необходимости внимательного и гуманного отношения к нуждам и запросам населения. Пора было придать образованию его высший смысл — способствовать прогрессу общества и духовному развитию личности. Полноценное образование позволяет сформировать у подрастающего поколения осознанные, основанные на знаниях и устойчивом вероучении — религии, аргументированные социальные идеалы, а главное, указывает путь, по которому следует идти человеку для реализации этих идеалов, в определенной степени самореализуясь.

Мировоззренческой основой воспитания считалась нацеленность системы образования на готовность молодого поколения к деятельности, обеспечивающей прогресс общества и государства. Образование рассматривается как одно из условий становления социально-нравственных качеств личности. При этом выделяются основные линии социального воспитания: духовность, соборность и менталитет российского гражданина; социальная ответственность, наличие в определенной степени индивидуалистических установок, ориентация на себя, свои интересы и потребности.

Выбор пути был сделан в пользу преобразований, охвативших три основные сферы: социально-экономическую (освобождение крестьян и решение аграрного вопроса), политическую (введение местного самоуправления), культурно-образовательную (реформа школ). Степень эффективности была ощутимой. Появляется новое видение роли образования в государстве и обществе. Отмечается процесс гражданского раскрепощения и роста общественного самосознания.

Убеждение в том, что будущее страны зависит от образованности и воспитанности молодого поколения заложено априори во все документы, регламентирующие образовательный процесс в России второй половины XIX — начала XX века. Начало школьной реформе положил составленный в 1860 году «Проект устава низших и средних училищ, состоящих в ведомстве Министерства народного просвещения». В нем определялись цели и назначение общеобразовательных учебных заведений.

К начальным народным училищам были отнесены элементарные школы всех ведомств. Они ставили перед собой цель — утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания.

В 1864 и 1874 гг. были утверждены «Положения о начальных народных училищах», что являлось значительным шагом в деле просвещения и социального развития личности.

Смысл народной школы по Уставу 1864 года состоял в том, чтобы при минимуме научного материала развить максимум умений, способностей, пробудить радость от труда на пользу государства. Религиозность использовалась как средство гражданского воспитания. Считалось, что необходимо воспитывать подростков в понимании задач государства, сознании вытекающего отсюда гражданского долга и любви к Отечеству, что в будущем удержит воспитанников от каких-либо революционных выступлений.

В соответствии с «Положением о земских учреждениях» (1864 г.), в 34 губерниях России вводилось местное управление. Первыми шагами земства в помощь образованию стали попытки определить его цели, задачи и направления. Однако уездные и губернские земства по старинке видели цель образования в том, чтобы учащиеся овладели азами грамоты и основами православного вероучения. Преподавание последнего должно было вестись исключительно духовными лицами, на которых возлагались и все дела по организации и устройству школы.

Отмена крепостного права дала толчок распространению просвещения в деревне. Грамотные крестьяне видели преимущественно утилитарно-практическую пользу. «Крестьяне считают, что грамотный не пропадет без куска хлеба,- писал в 1881 году Н.А. Корф.- Его не обманут фальшивой бумажкой, грамотному льгота по воинской службе, грамотному открывается возможность быть писарем, конторщиком, рассыльным, учителем».(191. С. 125) Грамотность оказывала существенное влияние на взгляды и менталитет крестьянина, даже на его общественное положение в деревне. Самое главное -школа рождает стремление «выйти из темноты и бедности».(193. Л. 24) В отзывах, полученных земскими статистиками Московской губернии, отмечалось, что «в поступках молодого поколения, учившегося в школе, больше сознательности и самостоятельности, нежели в поступках старого»; «грамотные крестьяне руководят неграмотными, и их мнение более уважаются на сельском сходе»; «грамотные, по отзывам владельцев фабрик и промышленных заведений, оказываются более способными кработе».(198. С. 207-208)

12.Развитие теории и практики социального воспитания в России (1917-50е гг 20 века)

Переломным моментом в развитии социально-педагогического процесса стала октябрьская революция. В 1917-1918 гг было принято около 30 декретов и постановлений по народному просвещению и культурному строительству. 9 ноября 1917 года учреждается государственная комиссия по просвещению. Первые документы о школе декларировали демократические подходы, развитие коллективизма, природных способностей человека и его всестороннее развитие.

Многие дореволюционные педагоги выступали с позиции идеи независимости воспитания и школы от политики, «свободного воспитания».

Одновременно с перестройкой прежней школьной системы начался процесс марксистской теории воспитания. Одной из насущных социально-педагогических проблем была проблема формирования нового человека; социально-педагогическая задача: гармоничное развитие детей, подростков, молодежи. Важной задачей воспитания является формирование у детей общественной активности самостоятельной деятельности.

Произошел раскол в детских общественных движениях, которые играли важную роль в социализации подростков. Были созданы отряды юных коммунистов, они использовали методы скаутинга, новые пролетариатские детские объединения.

Новые идеи и принципы социалистической педагогики проводились и совершенствовались в опытно-показательных школах. Получали развитие школы – коммуны и школы клубы, школы рабочей молодежи.

Сложилась единая государственная система внешкольного образования под эгидой Наркомпроса. Важной частью педагогического образования становится подготовка специалистов к активной общественной деятельности с детьми и взрослыми.

1919год – создается совет защиты детей при Наркомпросе, 1920 год – создается комиссия при ВЦИК РСФСР по улучшению жизни детей под руководством Дзержинского.

«Схема ГУСа» Крупской – новая классификация образовательного материала. Реформирование системы воспитания и образования требовало подготовки новых педагогических кадров => основана академия социального воспитания, переименовывается в академию коммунистического воспитания, в 24 году в академию им. Крупской.

К концу 2-х годов система детских учреждений в целом устоялась. Были трудовые колонии и трудовые колонии для трудновоспитуемых детей.

Важным средством улучшения жизни детей в 20-е годы стало привлечение к этой работе общественности. Воспитанию социальной активности способствовало пионерское движение, в 20-е годы деятельность школьного комсомола. Используется зарубежный опыт обучения и воспитания, перерабатывается с учетом условий советской России.

В 30-е годы акцент воспитания перенесли на профилактику безнадзорности, предупреждение6 педагогической запущенности.

В военное время требуется серьезная перестройка воспитательной работы школ и внешних учреждений. Создаются суворовские военные училища. Создается общественный фонд помощи детям. Развивается тимуровское движение.

В послевоенные годы – всеобщее обязательное 7-летнее образование. Возрождаются демократические основы жизни детских коллективов. С 1945 года по инициативе пионеров развернули патриотическое движение. Разрабатывают теоретические проблемы нравственного воспитания.

В начале 50-х годов переход от 7-летнего образования к всеобщему среднему образованию. Создание группы продленного дня. Продолжает развиваться внешкольная работа с детьми. Возникли зоны пионерского действия, важной частью которых стали тимуровские отряды. Появляются городские пионерские лагеря.

13.Возрождение социальной педагогики в России (вторая половина 20 века – начало 21 века).

Важные задачи развития образования и воспитания в 60-е годы – всеобщее среднее образование и профессиональная подготовка школьников. В 60-80 года заметное развитие получает дошкольное общественное воспитание.

Большую роль в социально-педагогической работе отводят нравственному воспитанию. Социально-педагогической проблемой считалось взаимодействие школы с детскими и подростковыми общественными организациями.

Продолжает развиваться коммунарское движение.

В конце 60-х годов – создание школ – интернатов; появляются специальные учебные учреждения для несовершеннолетних; специальные профтехнические училища.

В педагогической науке 70-х годов – патриотическое воспитание и интернациональное формирование социалистического гуманизма, переход к комплексному переходу в воспитании.

В 60-80-х годах расширяется представление о детском коллективе и его взаимодействии с личностью, уточняются функции коллектива.

В конце 70- начале 80-х: возрождение понятия «педагогика среды», развитие отрасли научного значения, построение по междисциплинарным принципам педагогики, социологии воспитания и социологии образования. Происходит формирование понятийного аппарата возрождающейся социальной педагогики.

Современная система социального воспитания строится на определенной нормативно-правовой базе.

Важные задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правовой самостоятельности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации и активной адаптации на рынке труда.

В середине 90-х годов появляются подростковые и молодежные клубы, учреждения социального обслуживания молодежи.

Возникло т.н. «скрытое» социальное сиротство. В России начала складываться сеть специальных учреждений, рассчитанных на детей сирот.

Формируется современная концепция детских движений.

Важная проблема – подготовка специалистов, готовый профессионал осуществлял СПД. Одновременно осуществляется научное обоснование опыта подготовки специалистов по социальной педагогике.

На современном этапе развитие социальной педагогики в России продолжается. Происходит процесс становления социальной педагогики как учебной дисциплины, разрабатываются проблемы социальной педагогики.

В середине 80-х годов возрастает интерес исследований к проблеме взаимодействия школы и детских движений.

В целом складывается довольно стройная социально-педагогическая система деятельности: проведение социально экономических мероприятий, правовая защита, создание сети учебно-воспитательных учреждений, разработка целостной государственной программы, организация нормативно-законодательных мер, направленных на профилактику детской беспризорности.

14.Сущность социализации, ее составляющие.

Интенсивно вопрос изучения человека как члена общества изучают социология и социальная психология в последней трети 19 века. Социализация трансформируется к середине 20 века.

Социализация – развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представлений в продуктах материального и духовного труда в системе социальных взаимоотношений людей к природе, между собой и самим к себе.

Культура формируется опытом многих поколений группы и личностей, составляется общество, образуя системы создания, распространения, хранения и использования материальных, социальных, духовных ценностей.

Сущность социализации в том, что в ее процессе человек формируется как член общества, к которому он принадлежит. Процесс социализации можно представить как совокупность 4-х ее составляющих:

1.стихийная

2.относительно направления

3.относительно социального контролирования

4.более/менее сознательное самоизменение человека, имеющего про- , а- или антисоциальный вектор, в соответствии с индивидуальными ресурсами и объективными условиями жизни.

Человек как объект, субъект и жертва социализации.

Человек как объект социализации – пассивный участник, ему помогают проходить социализацию агенты, институты.

2 подхода в процессе взаимодействия:

1.Субъект –> объект

2.Субъект <=> субъект

Человека как жертву изучает виктимология; существует социально-педагогическая виктимология, которая рассматривает человека как жертву неблагоприятных условий социализации.

Социально педагогическая виктимология – отрасль знания, входящая как составная часть в соц. педагогику, изучающая различные категории людей – реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации. В социально-педагогической виктимологии изучается развитие людей с физическими, психическими, социальными и личностными дефектами и отклонениями, а так же тех, чей статус в условиях конкретного общества предопределяет или создает предпосылки для неравенства, для дефицита возможностей для «жизненного старта», развития и самореализации; разрабатываются общие и социальные принципы цели содержание формы и методы профилактики минимизации компенсации коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становиться жертвой неблагоприятных условий социализации.

Виды жертв неблагоприятных условий социализации можно условно обозначить как реальные потенциальные и латентные.

Реальные: инвалиды, люди с психосоматическими отклонениями

Потенциальные: пограничное психологическое состояние и с акцентуацией характера, мигранты дети в семьях с различными низкими уровнями, метисы и представители инонациональных групп в местах компактного проживания другого этноса.

Латентные: высокоодаренные люди

Человек с одними и теми же характеристиками в одной культуре рассматривается как жертва, а в другой нет.

Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характеристик черт опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств.

Виктимизация процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.

Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.

Глобальные катастрофы, которые стали причиной виктимизации, делают своими жертвами не только тех на кого оказывают прямое влияние, но и на несколько следующих поколений.

Специфические виктимогенные факторы образуются в обществах, переживающих период не стабильности в своем развитии. Факторами виктимизации человека и целых групп населения могут стать специфические особенности тех поселений, в которых они живут. Объективным фактором может стать группа сверстников особенно в подростковом и юношеском возрасте, если она имеет асоциальный и тем более антисоциальный характер, так же фактором может стать семья для человека в любом возрасте.

Неблагоприятные условия социализации:

Внутриутробное развитие : пьянство, нездоровье родителей, плохое питание, беспорядочный образ жизни, мед. ошибки, плохое эмоциональное состояние матери.

0-6 лет: болезни и физические травмы игнорирование ребенка его заброшенность нищета антигуманность видеосмотрение

6-10 лет: аморальность или пьянство родителей отчим или мачеха нищета угнетение травмы потеря родителей изнасилование растление

11-14 лет: пьянство алкоголизм курение наркомания одиночество травмы развод родителей частые переезды семьи

15-17 лет: проституция ранняя беременность изнасилование вовлечение в преступные группы навязчивый бред дисморфофобии романтические неудачи суицидальные устремления

18-23 лет: безработица секс — неудачи стрессы служба в армии невозможность продолжить образование

23-33 года: отсутствие жилья семейные неурядицы конфликты на работе развод профессиональная нереализованность

34-50 лет: потеря жизненных перспектив болезни материальные трудности смерть близких уход детей из семьи

50-60 лет: болезни нищета заброшенность суицид выход на пенсию смерть сверстников и близких

60-70 лет: нищета заброшенность болезни суицид.

Субъективными предпосылками является индивидуальные особенности человека, а так же отношением ближайшего окружения (референтная группа).

15.Принцип гуманистической направленности воспитания.

Принцип гуманистической направленности воспитания – предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития.

Реализация принципа гуманистической направленности воспитания в практике эффективно влияет на развитие у воспитанника рефлексии и саморегуляции; на формирование его отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой; на развитие чувства собственного достоинства, ответственности, терпимости; на формирование личности – носителя демократических и гуманистических отношений в обществе.

16.Принцип природосообразности воспитания.

Принцип природосообразности воспитания – предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы как сферы разума.

В соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение.

17.Принцип культуросообразности воспитания.

Принцип культуросообразности воспитания – в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед педагогом стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества и мира в целом. Необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему “вписаться” в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям.

18.Принцип вариативности социального воспитания.

Принцип вариативности социального воспитания предполагает, что условия для развития и духовно-ценностной ориентации человека планомерно создаются на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях: а) основываясь на общечеловеческих ценностях (что обеспечивает определенные общие стандарты и нормы); б) учитывая этнические особенности, а также региональные, муниципальные и локальные условия; в) используя имеющиеся и создавая новые возможности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательных организациях.

Принцип вариативности социального воспитания стало возможным и необходимым сформулировать в отечественной педагогике в связи с теми социально-политическими изменениями, которые происходят в обществе начиная с конца 80-х гг. XX в. (А.Г. Асмолов). Следствиями этих изменений стали: признание наличия и правомерности индивидуальных целей человека наряду с целями коллективов и групп, возрастных и социальных слоев, общества в целом; создание законодательных предпосылок для дифференциации образования в соответствии с этническими особенностями и региональными условиями; появление и развитие различных видов и типов воспитательных организаций, локальных воспитательных систем, муниципальных и региональных систем воспитания.

Для реализации принципа вариативности социального воспитания необходимы:

создание многообразных видов и типов воспитательных организаций, что позволяет удовлетворять: интересы и потребности личности; запросы возрастных, социально-профессиональных и этноконфессиональных слоев и общностей; потребности муниципальных и региональных образований;

дифференциация содержания, форм и методов социального воспитания применительно к видам и типам воспитательных организаций, половозрастным особенностям и возможностям воспитуемых, условиям и традициям муниципальных и региональных образований;

построение региональных и муниципальных систем социального воспитания;

создание локальных воспитательных систем.

Реализация принципа вариативности социального воспитания создает условия для:

формирования готовности и способности человека решать многообразные личностные и жизненные задачи;

расширения возможностей компетентного выбора человеком стратегии собственного развития, жизненного и профессионального путей.

19.Принцип коллективности социального воспитания.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap