Теория шоу бизнеса



Понятие услуг шоу-бизнеса в некоммерческих социально культурных организациях.

Термин «шоу-культура», как будет показано ниже, хоть и трактуется западными и отечественными специалистами по-разному, однако в целом предполагает обязательное отношение к миру искусства. Между тем шоу-бизнес представляет собой отдельную, самостоятельную систему в рамках сферы услуг, включающую определенные области деятельности и имеющую ряд особенностей, выделяющих шоу-бизнес на фоне более широких понятий, таких как индустрия развлечений, культура, искусство.

Для характеристики этого понятия с позиций экономического анализа следует выделить некоторую совокупность различных видов творческой деятельности, причем достаточно широкую, чтобы можно было выявить присущие им общие закономерности. Шоу-бизнес – это коммерческая деятельность по созданию и распространению зрелищ и представлений, воздействующих на зрительные органы чувств ( в сочетании с другими органами чувств), направленная на быстрое продвижение политического, интеллектуального или художественного товара ( ). Иначе говоря, шоу-бизнес можно определить как индустрию массовых зрелищ. Такое определение позволяет включать в сферу шоу-бизнеса культурно-массовые мероприятия (фестивали, концерты, выставки), кино, телевиденье, эстраду, театр, спорт, индустрию компьютерных игр и т.п. В данном определении шоу-бизнеса необходимо выделить четыре важных аспекта:

коммерческий характер деятельности;

удовлетворение потребности в развлечениях;

зрелищность представлений;

ориентацию на массовых зрителей.

Коммерческий характер деятельности предполагает, что основная цель любой такой организации в сфере шоу-бизнесе состоит в максимальной прибыли. Для этого организация увеличивает объемы создания и распространения своих услуг, осваивает новые услуги, завоевывает целые сегменты рынка и т.п.

Однако услуги шоу бизнеса входят в деятельность некоторых некоммерческих организаций. Такие компании используют данные услуги в качестве привлечения внимания к своей деятельности с целью выполнения социальных программ, для достижения положительного общественного эффекта. Для этого некоммерческие организации чаще всего прибегают к организации концертных программ, выставок, фестивалей. Для таких целей уже не важен аспект получения прибыли, значительное место занимают остальные три аспекта: удовлетворение потребностей развлечения; зрелищность представлений; ориентация на массовых зрителей.

Как показывает опыт, в сфере шоу-бизнеса преобладают услуги, для которых развлекательная функция является определяющей. В данном случае имеются в виду услуги массовой или популярной культуры. Можно выделить две групп функций (), которые выполняет культура, и которые важны в данном конкретном аспекте:

с одной стороны, это удовлетворение в отдыхе, в физической и эмоциональной разрядке, в развлечении.

с другой стороны, удовлетворение потребности в духовном возвышении, во внутренней гармонии, в приобщении к прекрасному, в самопознании и познании окружающего мира.

Однако четкой грани, а тем более противоположности между видами искусств и отдельными художественными произведениями, предназначенные для удовлетворения возвышенных духовных потребностей, с одной стороны, и служащих развлечению, с другой, нет. Первые не только обогащают душу, но и развлекают, вторые – не только заполняют досуг, но и оказывают немалое воздействие на человека. Грань между потребностями двух типов далеко не абсолютна, и порой они пересекаются. И те, и другие потребности присущи каждому человеку. Однако их глубина у всех людей выражена в разной степени. Для человека, живущего в условиях современной цивилизации, занимающегося нередко однообразным трудом потребность в отдыхе и разрядке необходима ежедневно. Отсюда и большая частота обращения к тем сферам, которые обеспечивают удовлетворение этих потребностей. Таким образом, в целом, услуги в сфере шоу-бизнеса являются для человека в большей степени развлечением ().

Для того, чтобы представление превратилось в шоу или зрелище, оно должно быть построено с использованием декораций, костюмов, спецэффектов и т.п. зрелищность, яркость, красочность, обилие световых и звуковых эффектов, превращений – непременные признаки услуг сферы шоу-бизнеса. Качество и зрелищность таких эффектов со временем будут постоянно возрастать, что связано с постоянным развитием технологий базы шоу-бизнеса.

Услуги в сфере шоу-бизнеса должны быть нацелены на привлечение максимально широкой зрительской аудитории. Для этого необходимо выполнение двух условий():

Услуги в сфере шоу-бизнеса должны быть просты и понятны большинству потенциальных потребителей, то есть зрелищные продукты должны подчиняться вкусам большинства.

Услуги в сфере шоу бизнеса должны быть легко доступны как с помощью организаций, непосредственно осуществляющих показ зрелищ, так и с помощью средств коммуникаций.

Объектом в системе шоу-бизнеса выступает услуга. Услугой в шоу-бизнесе является зрелище, удовлетворяющее потребности массового зрителя в развлечении. С точки зрения принадлежности к различным видам человеческой деятельности услуги в сфере шоу-бизнеса можно классифицировать следующим образом:

По количеству зрителей, собираемых у экранов, и во всей человеческой жизни являются социо-политическое шоу;

Немаловажным по значимости воздействия на аудиторию являются концертные шоу;

Стремительно набирают популярность различные телевизионные проекты;

Популярны образовательно-развлекательные шоу;

Спортивное шоу имеют свои зрительские аудитории, как на телевизионных экранах, так и трибунах;

Популярные шоу «на воздухе»;

Особый вид шоу представляет «КВН», развивающий остроумие, артистичность, музыкальность, но остающийся абсолютно рекламной акцией;

Давние традиции имеет такой вид шоу как конкурс красоты или показ мод;

Особый вид представляет экстрим-шоу, которые бывают мучительными, неприятными, опасными для участников;

В России сравнительно недавно с Западом стали пользоваться большим успехом реалити-шоу;

К числу шоу можно отнести тематические авторские проекты, которые поднимают актуальные вопросы личных отношений, социально-политические общества;

Рекламными проектами являются такие телевизионные шоу, как телепутешествия, которые удачно продвигают на рынок банковские услуги, услуги тур фирм и другие услуги;

Особые шоу представляют военные шоу (например, военные парады, авиа шоу и т.п.);

Характер шоу во все большей мере приобретают религиозные праздники.

Строго говоря, на сегодняшний день можно говорить о том, что практически все публичные мероприятия представляют шоу, которые скрыто или явно влияют на общественное мнение, пропагандируют определенный образ жизни. По данному принципу осуществляется работа некоммерческих предприятий, деятельность которых направлена на улучшение качества культурной, социальной, досуговой жизни общества.

В свою очередь рациональная организация жизни людей предполагает четкое функционирование экономики страны, состоящей из материального и нематериального производства. (Жаркова). Нематериальные блага и услуги – продукты и эффекты труда, не имеющие вещевого характера: спектакли, концерты и т.д.

Социально–культурная сфера – составная часть экономики. Она включает те виды деятельности, которые увеличивают совокупный фонд потребителя и характеризуются невещественным характером результатов труда. В ее состав входят: образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, туризм, культура и искусство.

Как сфера человеческой деятельности культура характеризуется уникальностью, неповторяемостью, насыщенностью результатов труда, оказывает непосредственное влияние на формирование трудовых ресурсов общества. Материально-экономическая база культуры, а также уровень и масштабы потребляемых ресурсов значительно отличаются от таковых в других отраслях материального производства. Результаты культуры проявляются в обществе не сразу. Только через 2-3 поколения общество ощущает результаты тех затрат, которые были вложены в культуру.(Жаркова).

Сегодня досуг приобретает все более комфортный характер, обеспечивающийся развитием технического прогресса: видеотехники, персональных компьютеров, кинофотоаппаратуры. В итоге эта проблема приобретает новые грани, которые нельзя было не учитывать при рассмотрении роли и места учреждений культуры в организации досуга населения. Бесплатное для населения пользование библиотеками, сравнительно низкий уровень цен в музеи, ориентация клубных учреждений на развитие культурно-просветительской, пропагандиской, воспитательной и других форма работы на добровольных началах с широким привлечением общественности породили отрицательное отношение к деятельности учреждений культуры. Хотя на самом деле бесплатная по форме деятельность клубов или библиотек не являлась такой по существу. Поскольку и лекции, и деятельность кружков, коллективов художественной самодеятельности, содержание библиотек и музеев – все это требовало немалых затрат различных ресурсов, средства на эти цели общество направляло из той части национального дохода, которая создавалась в виде прибавочного продукта, но недополучаемая в виде заработной платы. Финансовые средства на содержание учреждений культуры направляются в виде ассигнований из государственного и профсоюзного бюджета и добровольных взносов третьих лиц (спонсоры, добровольные пожертвования граждан и другие взносы). Количество этих средств можно считать адекватным масштабу работ, проводимых учреждениями культуры бесплатно для населения.

В настоящее время на территории Российской Федерации функционируют следующие учреждения культуры:

Клубные учреждения являются самым распространенным типом учреждения культуры, который представляет собой полифункциональный комбинат, способный создать человеку разнообразные условия для развития и отдыха, оказать на него комплексное интеллектуальное и эмоциональное воздействие. Клубные учреждения – обобщенное понятие. К ним относятся и маленькие клубы, и большие дома, и дворцы культуры. Существуют еще клубы учебных заведений, дома офицеров, клубы воинских частей, дома актеров, писателей, архитекторов и т.д. Единство целей и задач, стоящих перед клубными учреждениями независимо от их принадлежности, делает их универсальными учреждениями в организации досуга народа, значительно отличает их от других типов учреждений культуры.

Парки культуры и отдыха создавались и создаются для оптимального использования природных условий в интересах укрепления здоровья, культурного развития и организации досуга на открытом воздухе. Первые парки были задуманы как универсальные комбинаты культуры и отдыха трудящихся, соединяя культурно-просветительный и физкультурно-оздоровительный виды деятельности. На современном этапе в деятельности парков культуры и отдыха особенно возрастает значение экологической функции, его роли в формировании экологического сознания населения. Другая особенность деятельности современных парков культуры и отдыха состоит в том, что происходят изменения в содержании отдыха посетителей, поэтому возрастает значение рекреационной функции. Рекреационная функция связана сегодня с самоценностью отдыха в природном окружении, с тем, что в условиях природы человеку легче сменить привычную среду окружения темпы и ведения, нормы его деятельности в сфере производства, быта, образования. Их деятельность опирается на платные основы, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития.

Библиотеки – это хорошо распространенный тип учреждений, осуществляющий собирание книг и других печатных изданий, их специальную обработку, пропаганду и организующих массовую работу с читателем. По составу книжных фондов, методам их обработки, хранения и использования библиотеки подразделяются на две основные группы: массовые — с универсальными книжными фондами и специальные с фондами книг по определенным видам научной, учебной, производственной деятельности. Наиболее распространенными видами государственных массовых библиотек являются сельские, районные, городские, областные, краевые, республиканские.

Музеи занимают важное место в культурной жизни обществ. Музеи не ограничиваются собиранием и экспонированием материальных, духовных ценностей. Они ведут также большую культурно-просветительскую работу. Организуют чтение лекций, проведение экскурсий, устройство выставок, распространение специальной литературы не только в своих стенах, но и на предприятиях. Многие музеи занимаются научно-исследовательской работой. Все музеи подразделяются на несколько видов в зависимости от их профиля: исторические, краеведческие, материальные, естественнонаучные, искусствоведческие, отраслевые и другие. Следует назвать и существующие планетарии, являющиеся научно-просветительными учреждениями, ведущими большую работу по распространению основ астрономии, физики, географии.

Кинотеатры являются наиболее популярным типом учреждений культуры. Кинотеатр – учреждение, предназначенное для осуществления показа кинофильмов населению. Кинотеатры бывают стационарные и передвижные. Основное помещение – зрительный зал, оснащен кинопроекционной аппаратурой, светоотражающим звукопрозрачным экраном, гормкоговорителем. Кинотеатры различают по величине экрана: широкоэкранный и обычный формат.

Центр досуга на современном этапе представляется как качественно новый уровень в развитии социально-культурной деятельности населения, оставаясь близким к такому типу учреждений, как клуб. Главной задачей центров досуга является создание оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческой способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запасов и интересов различных категорий населения. Перед центрами досуга ставится задача возможно более широкого предоставления населению платных культурно-оздоровительных услуг, пользующихся наибольшим спросом. Центры досуга выполняют следующие функции: развлечения, стимулирования творческой активности, досугового общения, обучения досуговым навыкам, физкультурно-оздоровительную, информационно-методическую и другие. В основу организации центров досуга положено три принципа: коллективного самоуправления, полной самоокупаемости, индивидуального членства.

Культурные комплексы создаются на принципах добровольного слияния учреждений культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, в пределах одного или нескольких хозяйств и объединения материальных средств местных органов, собственных доходов, ассигнований хозяйств из фонда социально-культурных нужд и спонсорской помощи. Поиски в совершенствовании организации деятельности учреждении культуры привели к мысли о создании культурных комплексов, предусматривающих интенсификацию деятельности системы культурного обслуживания населения.

Современная организация рационального использования досуга привела к созданию молодежных центров досуга. Молодежные центры досуга функционируют по принципу центров досуга. Механизм образования денежных средств молодежного центра досуга, расходуемых на оплату труда его работников, идентичен формированию единого фонда оплаты труда предприятий, объединений и организаций, переведенных на полный хозрасчет и самофинансирование другими соответствующими ценами. Доход молодежного центра досуга является источником производственного и социального развития, оплаты труда, он находится в распоряжении центра и используется им самостоятельно. Следует отметить, что имеется несколько вариантов нормативов распределения дохода, в которых учитываются практически все аспекты финансово-хозяйственной деятельности молодежных центров дохода. В молодежном центре может осуществляться культурно-досуговая деятельность. Администрация обеспечивает наиболее благоприятные условия для организации отдыха молодежи. Прежде всего речь идет об оснащении удобной мебелью, необходимым оборудованием, о художественном оформлении интерьеров, обеспечение культинвентарем, звукоусилительной и видеоаппаратурой, другими средствами культурно-просветительской работы. Вся культурно-досуговая деятельность в молодежном кафе проводится на принципе самоокупаемости. Смета расходов на проведение культурно-досуговых программ в молодежном кафе рассматривается и утверждается в соответствии с Положением о любительском объединении, клубе по интересам. ().

Все перечисленные выше учреждения культуры не имеют коммерческого интереса, среди основных направлений деятельности учреждений выделяют три: информационно-просветительское, художественно-публицистическое и культурно образовательное. Все эти направления деятельности учреждений культуры взаимосвязаны, но тем не менее каждое из них имеет и свою специфику.

Информационно-просветительная деятельность учреждения культуры призвана информировать, просвещать, разъяснять, помогать людям на практике реализовывать насущные интересы в познании. Структурные компоненты информационно-просветительной деятельности учреждения культуры условно можно разделить на общие: субъект, объект, содержание, средства, коммуникация, управление и видовые: экономика, политика, право, эстетика и т.д. Общие компоненты, свойственные информационно-просветительной деятельности, присущи и художественно-публицистическому, и культурно-развлекательному направлениям деятельности учреждений культуры, что свидетельствует о их структурном единстве, но имеющих свою специфику в выразительных средствах.

Обнаружить специфику художественно-публицистической деятельности позволяет широко используемый в научной литературе термин «художественно-массовая работа». Так, Д.М.Генкин отмечал, что «художественно-массовая работа — это область деятельности культурно-просветительных учреждений, в организации которой соединяются средства пропаганды, агитации и искусства. Степень их взаимодействия определяет формы художественно-массовой работы от простейших в иллюстрированных художественно-пропагандистских мероприятиях, проводимых в клубном учреждении, до сложных, синтезированных в театрализованных праздниках, шествиях и манифестациях (). В современных условиях художественно-массовую работу точнее называть художественно-публицистической деятельностью. Поэтому перед учреждениями культуры встала задача: используя активность людей, вести с ними диалог, готовить программы по конкретным злободневным проблемам и вопросам, на основе использования средств искусства. Художественно-публицистическая деятельность призвана практически помочь процессу духовного осознания мира личности за счет воздействия на интеллектуальную и эмоциональную стороны. Культурно-развлекательная деятельность также является специфическим видом, что выражается в более активном динамичном характере и свободном типе поведения. Для культурно-развлекательной программы необходимы высокий уровень включенности аудитории и демократичности общения, которое проходит в непринужденной атмосфере.

Культурно-развлекательная деятельность способная удовлетворить разнообразные духовные потребности посетителей учреждений культуры на основе получения удовольствия. Поэтому культурно-развлекательная деятельность позволяет снять психологические стрессы, перегрузки, переутомление.()

Есть ряд задач, стоящих перед учреждениями культуры, которые отвечают за выживание организации в условиях конкуренции коммерческих организаций, такими являются: ведение постоянных контактов с людьми, способствовать их активному участию в деятельности учреждения, вести постоянное наблюдение за изменением интересов, предпочтений целевой аудитории. Но самым эффективным способом для привлечения внимания аудитории к деятельности предприятия является использование услуг сферы шоу-культуры. Как известно, составляющие элементы услуг шоу-бизнеса: зрелище, шоу, досуг – способны привлечь, заинтересовать, повлиять на общественное мнение. Таким образом, использование услуг шоу в культурно-развлекательной деятельности учреждения культуры в современных условиях реально, положительно скажется на функционировании всего учреждения и поспособствует формированию благоприятного имиджа.

Современные виды и формы культурно-развлекательной деятельности учреждений культуры.

Культурно-развлекательная деятельность учреждений культуры является одним из основных направлений. Организация отдыха и развлечений в учреждении культуры представляет собой вид деятельности специалистов, от которых требуется высокий уровень профессионального мастерства и уровень культуры аудитории. Организуя отдых и развлечения, специалисты смогут вовлечь людей в действие самой жизни на основе их инициативы, активности, вызвать сильные, разнообразные эмоции.

В современных условиях организация отдыха и развлечений требует особого простора для фантазии и выдумки, широкого повседневного поиска оригинальных решений. В процессе отдыха человек восстанавливает свое физическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Отсюда развлечения требуют особой физической и эмоциональной нагрузки. Природа отдыха и развлечений определяет и свою аудиторию. Для молодежи характерны развлечения, а отдых необходим людям старшего возраста. Полноценный отдых предполагает познавательную активность, получение знаний, развитие интеллекта, смену видов деятельности. Развлечения развивают у человека сноровку, находчивость, быстроту ориентировки, проходят весело, темпераментно, с творческой фантазией. Умение разумно отдыхать, сделать свой досуг содержательным, провести его так, чтобы дать психологическую разрядку организму, получить заряд бодрости и хорошего настроения на рабочую неделю, значительно продлевает работоспособность и жизнь.

Отдых в учреждениях культуры носит массовый, групповой и индивидуальный характер. Организовать коллективный отдых — это означает включить каждого человека в общую деятельность, соединить его индивидуальные интересы с общественными, добиться соответствия его индивидуальных действий характеру объективных законов общественного развития. Поэтому организация отдыха, по своей сути, выступает как творческий процесс, эффективность которого во многом зависит от участия в нем самого населения, его умения отдыхать.

В культурно-развлекательной деятельности особенно важно, чтобы каждый человек занимался своим любимым делом, выполнял бы те действия, которые больше всего отвечают его собственным интересам и возможностям.( )

В настоящее время благодаря новым системам коммуникации происходит проникновение разных культурных образцов и моделей, культурных практик и стилей в повседневный жизненный обиход. Молодежь является наиболее активной социальной группой, потребляющей услуги в форме досуга, она также более восприимчива к новым культурным форматам. Рассмотрим основные тенденции формирования культурных потребностей молодежи на основе анализа эмпирических исследований, проведенных Центром социологических исследований РАГС (Российская академия государственной службы при Президенте РФ). ()

Данные опросы выявили тот факт, что интересы молодежи в сфере культуры концентрируются на зрелищно-развлекательных формах, таких, как кино и современная поп-музыка, причем интересы молодых людей определяются уровнем их образования, наличием свободного времени и уровнем развития культурной инфраструктуры. Так, не посещают профессиональный театр более половины (53,7%) респондентов. В то время как 28,6% сельской молодежи в возрасте 15-17 лет и 31,8% в возрасте 18-19 лет еженедельно посещают дискотеки и клубы. Однако городская молодежь такого же возраста ходит в клубы значительно  реже  (еженедельно  посещают  клубы  и  дискотеки  11,0%  горожан  15–17  лет  и  9,6%  18–19 лет)  (Результаты,  2010,  с.  36–49). В  целом  на основе  материалов  опроса  можно  высказать предположение,  что  учреждения  культуры  не  являются  для  молодежи  России  популярным местом проведения свободного  времени. Традиционные  формы  обслуживания  населения  зачастую  уже не  соответствуют  реальным  запросам  молодежи,  а  «набор  стандартных услуг,  из  которого  формируется  “предложение”,  как правило, имеет  два  крайних полюса выражения:  рынок  “высокого  и  значимого”  в  противовес  “развлекательному  и  зрелищному”» (Астафьева, 2010, с. 27).

В  целях  выявления  культурных  предпочтений  «развлекательного  и  зрелищного» обратимся  к  статистике  динамики  билетного  рынка. По  оценке  компании  «Экспресс-Обзор»,  в  2008  г.  размер  билетного  рынка  России  (кинотеатры,  театры, мюзиклы и  концерты)  в  стоимостном  выражении  показал  значительный  рост  –  более  37%  в  рублях и  более 40% – в долларах. Посетителями  культурно-зрелищных мероприятий стали 155 млн . человек (Билетный рынок, 2011), музеев – 80,8  млн . человек (РСЕ, 2010, с. 76), а  число  читателей  библиотек  составило  54,316  млн . человек  (Культура России, 2010, с. 194).

По  данным  ВЦИОМа (Всероссийский центр изучения общественного мнения),  каждый  пятый  россиянин  никогда  не  был  в  театре. Каждый  второй  россиянин  (48%  опрошенных)  сообщил,  что  «когда-то»  был  в  театре,  но  не  посещал его довольно долго.  Основной  причиной, по  которой  наши  соотечественники  не  ходят в  театры,  является  отсутствие  театра  рядом  с  местом  проживания.  На  отсутствие  свободного  времени  сослались  17%  опрошенных. Театр  вообще  не  интересует  16%  участников  опроса.  На  дороговизну  билетов  пожаловались  14%  респондентов,  а  4%  предпочитают смотреть  театральные  постановки  по  телевизору.  И еще 4% респондентов ответили, что не ходят на спектакли потому, что у них в городе нет хороших театров. На  основании  этих  данных  можно  предположить,  что  на  формирование  интереса к театральному искусству в значительной  степени  влияют  такие  социальные  факторы,  как  географическая  и  ценовая  доступность. Мнение  об  отсутствии  хороших  театров и  предпочтение  телевизионного  репертуара пусть  косвенно,  но  свидетельствует  о  недостаточно высоком качестве театрального продукта, а также о низком качестве театрального маркетинга.

Рассмотрим данные ВЦИОМа о посещении музеев. Более половины россиян (53%) последний раз в музее были несколько лет назад. Каждый  пятый  (20%)  сообщает,  что вообще никогда не был в музее.  Те, кто никогда не  был в музее, чаще встречаются среди селян  (28%),  пожилых  (28%)  и  неквалифицированных  рабочих  (32%). Заметно  возросла  и  доля  тех,  кто  отметил,  что  «нет  желания  ходить в музей», – с 26 (в 2008 г.) до 35%.  Если  совместить результаты опроса  ВЦИОМа  с  результатами социологического  исследования,  проведенного  Музеями Кремля (Пахомова, 2009), то можно говорить об их идентичности, а значит, и об объективности полученных результатов.

Проанализируем  роль  библиотек  в  формировании  культурных  потребностей  населения. По  данным  ВЦИОМа, каждый  второй  респондент  сообщил,  что  последний  раз  был  в  библиотеке  несколько  лет  назад  (50%). 

Чаще  это  жители  столиц  (60%),  мужчины  (52%),  россияне  с  начальным  и  средним  специальным  образованием  (53  и  54%  соответственно).  Между  тем  15%  наших  сограждан  никогда  не  были  в  библиотеке.  Отсутствие времени – главная причина, по которой наши сограждане редко или практически никогда не бывают в библиотеках (39%). Заявили  о  том,  что  не  любят  читать,  17%.  В  качестве  других  аргументов  участники  опроса  приводят неудовлетворенность  библиотечными  фондами,  отсутствие  в  них  интересной  литературы,  а  также  наличие  домашней  библиотеки  (по  9%),  использование  более  современных источников  информации  (например,  интернета) или отсутствие библиотеки в месте проживания  (по  7%). Таким  образом,  очевидно, что  современное  состояние  библиотечного  обслуживания не удовлетворяет потребностям  пользователей  в  источниках  информации,  находящихся  в  библиотеках. Существенными  факторами  являются  проблема  физической  доступности  и  отсутствие  современных  форм продвижения библиотечных услуг.()

Так же важно отметить, что значительная часть россиян не находят занятий для отдыха и ищут любую компанию, чтобы растрачивать свой досуг порой во вред своему здоровью и интеллекту.

Опираясь на данные статистики по культурно досуговому предпочтению россиян, становится ясно, что предлагаемые услуги учреждениями культуры нуждаются в модернизации, в корректировке условий предоставления услуг, в расширении рекламной программы, во введении инновационных проектов, в обновлении технического оборудования.

Так на примере деятельности учреждений культуры города Краснодар можно выявить новые результативные формы досуга, предоставляемых населению города с целью повышения творческого, научного, спортивного потенциала краснодарцев. Но для начала необходимо дать определение термину «форма», употребляемого в описании работы учреждений культуры, определить видовую специфику «форм культурно-развлекательной деятельности».

Термин «форма» употребляется в различных смыслах. Форма (вообще) – устройство, структура, внешнее выражение чего-либо, система организации чего-либо. Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы, например, клубных учреждений – это способы и приемы организации клубной аудитории.

По способу реализации содержания, например, клубной деятельности различаются лекции, тематические вечера, дискотеки, шоу-программы, тематические массовые мероприятия и т.д. В зависимости от способов организации формы бывают индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальные формы:

Беседы: в обычном смысле – литературная или театральная форма устного или письменного обмена в разговоре между двумя или более лиц; в философском и научном смыслах – специфическая форма и организация общения, беседы.

Консультации: объяснение, разъяснение каких либо понятий, ответы на вопросы.

Групповые формы:

Лекции: устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т.д.

Встречи: хорошая возможность организовать людей в определенном месте, пообщаться, обсудить и проанализировать ситуации, проблемы и успехи.

Тренинги: метод активного обучения, направленный на развитее знаний, умений, навыков, социальных установок.

Массовые формы:

Праздники: день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. Праздник является особым элементом в структуре социального времени. Главная функция праздника – социокультурная интеграция той или иной общности людей.

Семинары: форма учебно-практических знаний, при которых учащиеся обсуждают сообщения, доклады, рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством руководителя. ()

Формы культурно досуговой деятельности учреждений культуры должны периодично совершенствоваться для поддержания постоянного интереса у целевой аудитории к работе учреждения. Использование услуг шоу бизнеса характерны для массовых форм культурно-досуговой деятельности учреждений культуры, ориентируясь на большее число зрителей, участников.

К числу массовых современных форм культурно-досуговых программ, организуемых учреждениями культуры, успешно функционированных в городе Краснодаре, относятся следующие мероприятия: фестивали, концертные программы, показы кино, массовые акции, проекты, краевые или городские конкурсы и т.д. Каждое из перечисленных мероприятий имеет свою уникальную структуру, форму, условия проведения.

Фестиваль является одним из самых популярных в мире форм культурно-массовых мероприятий. Фестивали условно можно разделить по жанрам: театральные, музыкальные, танцевальные, фестивали кино, литературные, фестивали профессий, товаров. Они бывают более или менее массовыми. Самые демократичные фестивали — для всех, на улицах города. Разделение фестивалей по видам достаточно условно, так как современный фестиваль, благодаря разнообразию включенных в него событий, может носить смешанный характер.

Классификация фестиваля выполняется по следующим признакам:

В зависимости от времени и места проведения фестивали могут быть сезонными (в зависимости от времени года, события), закрытыми (когда основные мероприятия фестиваля проходят на закрытых площадках, в камерной обстановке) и проводящимися «под открытым небом», когда основная часть событий происходит на открытых площадках, на фоне ландшафтных пейзажей.

В зависимости от масштабности проведения фестивали подразделяются на городские, региональные, областные, всероссийские, международные, а так же этнические и межкультурные.

В зависимости от идейной направленности:

профессиональные (фестивали по профессиональной направленности, могут быть посвящены новым технологиям, используемым в профессиональной сфере — РR технологии, рекламные приемы, и т.д.)

исторические, ретроспективные (воссоздающие историческое событие, эпоху, легенды и обряды местности, на которых этот фестиваль проводится).

фестивали современных технологий (демонстрация лучших достижений в области развития техники, транспорта, компьютерных технологии).

В зависимости от основной аудитории: детские, юношеские, категорийные (в зависимости от категории, профессии, квалификации участников), всеобщие.

В зависимости от вида искусств, представленного на конкурсную программу для оценки: художественные фестивали (рисунок, живопись, пластичные фестивали, кинофестивали, фестивали художественной самодеятельности, литературные, спортивные, смешанные (фестивали творчества). К данной категории фестивалей относятся и музыкальные, которые в свою очередь подразделяются на:

монографические (посвящены музыке одного композитора, группы)

тематические (посвящены определенной эпохе, жанру или стилистическому направлению)

фестивали творчества, исполнительского искусства (как профессионального, так и самодеятельного творчества)

Фестиваль как явление художественной жизни отличается особой атмосферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей, оригинальностью репертуарного предложения.Временные характеристики каждого фестиваля определяют его статус в ряду других событий культурной жизни города, региона, страны, взаимодействие с региональной и местной экономикой и культурной инфраструктурой, объемы и источники финансирования, численность постоянно действующего оргкомитета, уровень административных расходов и т.п. Фестиваль может функционировать и как систематически повторяемая культурная акция и как единовременная. ()

Фестиваль является сложным в организации, техническом оснащении и в координации проведения формой культуно-досуговой программы. На территории Краснодарского края проведение фестиваля считается уже не новым видом в культурно досуговой деятельности, но остается постоянно развивающимся, обновляющимся мероприятием. Так по данным плана работы Министерства культуры Краснодарского края за 2014 год планируется провести 79 фестивалей различных направлений.

Так же одной из популярных форм культурно-развлекательной деятельности учреждений культуры является конкурс. Проведение данного мероприятия интересно для населения, так подразумевается возможность о поощрении в участии призом.

Конкурс – соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося конкурсанта-претендента на победу. Конкурс обычно проходит в несколько этапов, как правило :отборочный, основной и финальный.

Конкурсом считается процесс определения самого лучшего претендента на победу (конкурсанта), или лучших претендентов на победу (конкурсантов), в соответствии с правилами, определёнными перед началом проведения процесса. Определение победителей осуществляется путём «качественного исследования» или голосованием. Выигравший конкурс, помимо титула победителя, как правило, получает денежное или иное вознаграждение от организаторов – приз. Призы и титулы могут получать и те, кто занял места ниже первого. В некоторых случаях титул и полагающийся к нему приз может получить человек, даже не вышедший в финал конкурса. ()

Конкурсы проводятся в различных направлениях и по разным формам. Как культурно-массовое мероприятие конкурс может проводиться среди художников, музыкантов, танцоров, как профессионалов, так и любителей. Конкурсы по формату могут быть представлены в виде шоу, с использованием всех условий и требований проведения культурно-массового мероприятия.

В работе учреждений культуры города Краснодарского края часто используется система проведения конкурсов среди населения. Так согласно плану работы Министерства культуры Краснодарского края на 2014 год будут проведено 33 конкурса по разным направлениям.

Одной из новых форм культурно-развлекательной деятельности учреждений культуры является проведение флэшмоба. Это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия и затем расходится. () Как правило проведение данного мероприятия не занимает много времени и организуется целенаправленно и санкционировано. Флешмоб рассчитан на случайных зрителей, вызывая у них положительные эмоции и интерес к происходящему. Принцип данного мероприятия заключается в небольшой продолжительности и яркости исполнения, поэтому в проведении флешмоба главным условием является создание зрелищ.

Перечисленные формы культурно-развлекательной деятельности учреждений культуры города Краснодара в настоящее время пользуются большим показателем посещаемости, поэтому проведению таких мероприятий уделяется больше внимание и выделяются большие средства из городского бюджета. Главной задачей перед организаторами становится создать такое мероприятие, которое будет привлекательно для целевой аудитории и спонсоров. Для этого необходимо знать всю сущность и специфику проведения культурно-массового мероприятия, интересы и потребности в досуге целевой аудитории и способы применения элементов шоу.

Теория организации и проведения культурно-массового мероприятия.

Вставить с фотографий теорию.

Культурно-массовое мероприятие – это развлекательное мероприятие с использованием аудиовизуальных и других технических средств, предполагающее массовое скопление населения в закрытых помещениях и на открытых площадках, призванное способствовать проведению досуга различных возрастных групп населения, развития любительского творчества, удовлетворению духовных запросов, интереса к культуре. ()

К культурно массовым мероприятиям, применимо к деятельности культурных учреждений, обычно относят праздники, фестивали.

Фестиваль – (французский festival празднество, от латинского festifus –веселый, праздничиный) – массовое мероприятие, включающее показ достижений в области музыки, театра, кино, эстрады.

Организация фестиваля – очень сложное и ответственное мероприятие, так как его проведение нередко связано с участием представителей иностранных государств, большим количеством гостей и участников, значительными затратами времени и денежных средств. Важно не упустить ни одной детали – любое недорозумение на мероприятии такого масштаба может привети к серьезному конфликту, особенно если это международный фестиваль. Поэтому организатор должен обеспечить:

Четкий план подготовки и проведения фестиваля;

Грамотное распределение обязанностей между сотруднками и назначение ответственных лиц за каждый этап подготовки;

Наличие необходимой технической базы мероприятия;

Жесткий контроль за исполнением распоряжений и реализацией пунктов плана.

ДОПИСАТЬ С ФОТОГРАФИЙ.

По опыту проведения предыдущих фестивалей выяснилось. Что лучше заказывать автотранспорт не только на точное количество участников, а с небольшим запасом свободных мест, в связи с тем, что на фестиваль может приехать группа с представителем своей страны или другими делегатами, которые не входят в состав коллектива, либо у ансамбля может быть грамоздский реквезит или другие дорогие музыкальные инструменты, которые они не пожелают положить в багажное отделение. Сотрудник, ответственный за транспортное обеспечение, составил свободный график работы транспорта на время проведения фестиваля, где были указаны дата, время и место прибытия, пункт назначаения, количество человек для перевозки, лицо, ответственное за перевозку, фамилия, имя, отчество водитея и его контактынй телефон.

Решая вопросы финансирования за счет предприятия, нельзя забывать и о тех, которые потребуют дополнительных расходов, а именно:

Заключение договора с переводчиками;

Изготовление рекламной продукции;

Проведение рекламной кампании;

Приобретение дополнительных технических средств, мебели, инвентаря согласно плану подготовки к фестивалю;

Рекламная кампания явялется важным этапом в подготовке мероприятия:

За месяц до события в городских и областных газетах публикуются статьи о фестивале, рассказывающие об истории его создания и проведении предыдущих фестивалей, дается инфорамация об очередном и приглашение его посетить. За короткое время до проведения фестиваля в газетах публикуется подробная программа его проведения, информация о коллективах-участниках и именитых почетных гостях фестиваля, желательно наличеие нескольких фотографий.

Для телевизионной рекламы снимается небольшой рекламный ролик, дается информация о сроках и месте проведения фестиваля, участниках, ссылка на источник более подробной ииформации.

Для радиоэфира целесообразно провести накануне мероприятия небольшую передачу, посвященную фестивалю. Акцент должен быть сделан не столько на фактах из истории проведения, сколько на ярких впечатлениях зрителей и ,возможно, самих участников, которые могут выступить в эфире. Рекламное сообщение должно включать информацию о сроках и месте проведения фестиваля, странах-участницах. Во время время проведения фестиваля по радио в течение дня можно транслировать программ выступлений коллективов на текущий день.

Изготовление афиш, оформление офиса организатора, размещение подробной программы фестиваля на стендах, изготовление эмблемы, программки, пригласительные билеты, котрые распространяются по учреждениям, организациям, предприятиям города.

Составляя смету расходов, нужно подумать о дополнительных сточниках финансирования мероприятия. Процесс сбора средств, которые используются для поддержки, реализации социально значимых программ, называется фандрайзинг. ()

Для проведения фестиваля учреждением культуры возможно несколько способов фандрайзинга:

Средства из местного бюджета. Данный способ бесспорно подходит, так как администрация сама заинтересована в прведении фестиваля учреждением культуры.

Участие в государственных или региональных целевых программах. Такими программами управляют соответствующие ведомства, а на местах создаются специальные фонды. Таким образом, можно рассчитывать на средства из федерального, областного и городского бюджета.

Обращение в коммерческие компании, банки. Многие из них согласны финансировать благотворительные программы и мероприятия. Здесь можно рассчитывать как на получение целевого пожертвоаания, так ни на спонсорчике средства. Последние отличаются от пожертвования тем, что спонсор получает определенную коммерческую выгоду от взаимодейсвия с организацией. Так, например, во время проведения фестиваля проводится рекламная кампания его спонсоров.

Нужно отметить, что компании бывает легче предоставить свои товары (бесплатно или с ощутимой скидкой) млм оплатить какие-то счета, чем выделить деньги.()

Накануне открытия фестиваля необходимо провести совещание на предмет готоности всех служб у мероприятию, выяснить состояние материально-технической базы, уставновить насколько реализованы все пунктч плана по подготовке к фестивалю, решить незавершенные вопросы.

По итогам проведения фестиваля сделать вывод. —

К культурно массовым мероприятия относятся: выставки, вернисажи, народные гулянья, театрализованные представления, фестивали, ярмарки, концерты и др. ()

В зависимости от целей и задач массовые мероприятия можно разделить на следующие виды:

Культурно-спортивные и зрелищные: спортивные соревнования, концерты, праздничные представления;

Рекламно-коммерческие: ярмарки, презентации, распродажи;

Деловые встречи и примеры и приемы партнеров по бизнесу: собрания акционеров, а также иные встречи и приемы, проводимые в форме шведского стола, фуршета или коктейля;

Иные массовые мероприятия: к ним можно отнести свадьбы, банкеты и собрания по поводу различных юбилеев, торжеств.



sitemap
sitemap