Теория сестринского дела



Теория сестринского дела

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

— Причины перемен, реформирования сестринского дела в РФ;

— Философию сестринского дела, ее составляющие;

— Определение сестринского дела, его содержание, цели и задачи;

— Содержание основных понятий философии сестринского дела: сестринское дело, пациент, окружающая среда и общество, здоровье;

-Сестринское дело как наука и искусство;

— Взаимоотношения медсестры, пациента и персонала;

— Взаимодействие сестринского дела и общества;

— Профессиональную этику медсестры;

— Влияние окружающей среды на здоровье пациента.

Уметь:

грамотно вести дискуссию по важнейшим вопросам сестринского

дела;

постоянно совершенствовать и углублять свои знания в областитеории сестринского дела;

использовать знания теоретических основ сестринского дела дляорганизации, развития сестринской помощи и подготовки специалистов сестринского дела.

Использовать знания о:

— философии, теории и моделях сестринского дела;

— механизмах формирования специфических и интегративных функций, их зависимости от факторов внешней среды и функционального состояния организма;

Анализировать:

— основные причины и общие закономерностивозникновения и развития теоретических подходов к сестринскому делу вмире.

Проводить исследования:

-по вопросам внедрения сестринского процесса на рабочих местах.

Владеть навыками:

— применение моделей сестринского дела при анализе конкретных ситуаций в условиях стационара и на дому;

— оценки влияния факторов окружающей среды на здоровье человека;

— формирования здорового образа жизни.

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Название раздела дисциплины базовой части ФГОС

Содержание раздела

1.

Модели сестринского дела.

). Концептуальные модели сестринского дела как необходимое условие профессиональной сестринской практики. Разнообразие моделей сестринского дела. Основные представления о моделях. Применение моделей сестринского дела при анализе конкретных ситуаций в условиях стационара и на дому.

2.

Философия сестринского дела

Философия сестринского дела. Необходимость философского осмысления сестринской практики. Основные понятия, необходимые для определения философии СД: пациент, СД, окружающая среда, общество, здоровье. Сестринский персонал и пациент. Этические компоненты, как основа философии сестринского дела.

3.

Этика профессионального поведения медицинской сестры

Проблемы сестринской этики в истории медицины и на современном этапе. Права пациента и сестринского персонала. Сестра как независимый специалист в системе здравоохранения. Морально-этические нормы, правила и принципы сестринского поведения в клятве Флоренс Найтингейл. Медицинская тайна и информирование пациента.

4.

Сестринский процесс – научный метод организации профессиональной сестринской деятельности

Сущность теории потребностей А.Маслоу. Условия и факторы, влияющие на способ и эффективность удовлетворения потребностей.

Роль медсестры в восстановлении и поддержании независимости пациента в удовлетворении его основных потребностей. Роль медсестры в оздоровлении образа жизни пациента и его семьи.

Сестринский процесс и его использование в сестринской практике. Документация сестринского процесса.

Основная литература:

Мухина С.А., Тарновская И.И. Основы сестринского дела /Практическое руководство.- М.:Гэотар-Медиа», 2008.

Дополнительная литература:

1. Киркеволд, М. Сестринское дело. Анализ и оценка теорий: Пер. с норвежского. — М.: ПЕРСЭ, 2001.

2. Найтингейл, Ф. Записки об уходе (Notes on Nursing) — М.: Издательский дом «Русский врач», 2002.

3. Теория и практика сестринского дела в клинических ситуациях (по модели М. Аллен) /Ппод ред. И.Н. Денисова, Н.В. Туркиной. — СПб., 2003.

4. Перфильева, НИ Камынина, И.В. Островская, А.В. Пьяных Теория сестринского дела: Учебник для студентов медицинских вузов. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

5. Морозова Г.И. Основы сестринского дела. Ситуационные задачи (практикум).- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

Тестовые задания но теме занятия

1. Цель сестринского дела

а)научить пациента жить с болезнью

б)диагностика и лечение болезней

в)удовлетворение потребностей пациента

г)профилактика заболеваний

2. К этическим принципам практического здравоохранения относят

а)благодеяние

б)конфиденциальность

в)лицеприятие

г)информированное согласие

3. На социальное здоровье пациента влияет

а)мировоззрение

б)родственные связи

в)взаимоотношения

г)окружающая среда

д)все ответы верны

4. Основными принципами философии сестринского дела являются уважение

б)к достоинству пациента

в)к его правам

г)к его заболеванию

д)все ответы верны

5. Задачи сестринского дела

а)осуществление консультативной сестринской помощи

б)ведение санитарно-просветительной сестринской работы

в)создание стандартов сестринской практики

д) все ответы верны

6. Медицинская сестра выступает в роли

а)организатора и исполнителя ухода за пациентом

б)педагога-консультанта

г)лидера

д)активного члена медицинской бригады

д)все ответы верны

7. Пациент имеет право на

а) гармоничную жизнь и развитие

в)активное участие в лечение

г)получение качественной медицинской помощи

д)все ответы верны

8. Принципы профессиональной этики медицинской сестры

а)благодеяние

б)автономия

в)утилитарность

г)опека

д)не навреди

е)все ответы верны

9. Физическое здоровье определяется по

а)наследственности

б)целостности тела

в)настроения

г)наличие или отсутствия заболевания

д)самореализации

е)образования

10. Интеллектуальное здоровье определяется по

а)мировоззрению

б)отношению к религии

в)способности к познанию

г)образованию

д)памяти

е)все ответы верны

Ответы на тестовые задания

в6.а, б, в, г, д

а, б, г7,д

а, б, в8.е

а, б, в9.а, б, г

д10.в, г, д

Тестовые задании по теме занятий

Модели сестринского ухода

эволюционно-адаптационная

добавочно-дополняющая

адаптационная

модель дефицита самоухода

все ответы верны

В структуру модели входит

источник проблем пациента

цели ухода

роль медицинской сестры

способы сестринской помощи

все ответы верны

Сегтря может быть

1) помощником врача

2) защитником прав пациента

3) постояннои сиделкой

человеком, который изменяет поведение пациента

5) все ответы верны

Основное положение врачебной модели

человек — пассивный носитель болезни

пациент — единая функциональная система, имеющий мотивацию к самоуходу

человеку для поддержания здоровья необходимо удовлетворение каких-либо потребностей

пациент — набор взаимосвязанных систем поведения

нет правильного ответа

Основное положение добавочно-дополняющей модели

человек — пассивный носитель болезни

пациент — единая функциональная система, имеющий мотивацию к самоуходу

человеку для поддержания здоровья необходимо удовлетворение каких-либо потребностей

пациент — набор взаимосвязанных систем поведения

нет правильного ответа

Основное положение поведенческой модели

человек — пассивный носитель болезни

пациент — единая функциональная система, имеющий мотивацию к самоуходу

человеку для поддержания здоровья необходимо удовлетворение каких-либо потребностей

пациент — набор взаимосвязанных систем поведения

нет правильного ответа

Основное положение эволюционно- адаптационной модели

человек – пассивный носитель болезни

пациент — единая функциональная система, имеющий мотивацию к самоуходу

человеку для поддержания здоровья необходимо удовлетворение каких-либо потребностей

пациент — набор взаимосвязанных систем поведения

нет правильного ответа

Основное положение модели дефицита самоухода

человек — пассивный носитель болезни

пациент – единая функциональная система, имеющий мотивацию к самоуходу

человеку для поддержания здоровья необходимо удовлетворение каких-либо потребностей

пациент — набор взаимосвязанных систем поведения

нет правильного отнеха

К фундаментальным потребностям по В. Хендерсон относят

нормально дышать

двигаться

спать

поддерживать температуру тела

поддерживать общение с людьми6) принимать участие в развлечениях

7) все ответы верны

Количество фундаментальных потребностей по В. Хендерсон1) 10

2) 12

14

16

20

Ответы на тестовые задания

5

5

5

1

3

4

5

2

7

3



sitemap
sitemap