ТЕОРИЯ ПРАВА



ТЕОРИЯ ПРАВА

§ 1. Социальные нормы и место права в их системе

В процессе своей жизнедеятельности люди вступают во взаимоотношения с объектами природы (материальными объектами), а также друг с другом. Несмотря на многообразие связей,

их можно типизировать и определить, какое же поведение является распространенным, массовым, нормальным. Понятие ≪норма≫ в самом широком смысле означает правило, образец, стандарт, руководящее начало. Все нормы, используемые людьми, делятся на две группы, представленные нярис. 2.1.

А. Несоциальные нормы.Эти нормы регулируют отношения человека к природе, технике и представляют собой специфический язык общения человека с материальными объектами.

К ним можно отнести технические, сельскохозяйственные, климатические, физиологические, биологические, химические, санитарно- гигиенические и другие нормы. Особое место занимают технические нормы, основанные на познании законов природы

Виды норм и направленные на регулирование производственных процессов, а также обслуживание непроизводственных потребностей людей. Они, в принципе, могут быть установлены (открыты) любым человеком. Несоблюдение технических или других несоциальных

норм порождает ответные негативные последствия на конкретные действия человека со стороны сил природы или материальных объектов. Например, нарушение агротехнических

правил ведет к снижению урожайности сельскохозяйственных культур.

Б. Социальные нормы. Это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Это своего рода образцы, стандарты, масштабы поведения одного человека по отношению к

другому, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в регламентированную ситуацию. Социальные нормы учитывают интересы тех или иных социальных групп и могут создаваться определенными социальными группами, хотя существует немало норм и общечеловеческих.

Социальные нормы имеют следующие общие признаки.

Во-первых, они регулируют типичные ситуации или вид общественных отношений (поведение в общественном месте, отношение к старшим, проведение демонстраций и т. п.), а не отдельный случай или конкретные общественные отношения.

Во-вторых, социальные нормы рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, социальная норма начинает действовать вновь, если возникнет аналогичная ситуация.

В-третьих, социальные нормы имеют общий характер, т. е. они рассчитаны не на одного или нескольких человек, а сразу на многих лиц, поименно не указанных. Их характеризуют не персонифицированность, неконкретность адресата.

В-четвертых, за нарушение социальных норм санкции следуют со стороны людей (индивидов, организаций, государства, общества).

В своем поведении люди используют самые разнообразные социальные нормы. В их числе можно выделить следующие.

1. Ритуалы — правила поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму поведения. Содержание же ритуала не столь важно. Иначе ритуал можно определить как церемонию, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. Например, при открытии сессии Государственной Думы исполняется гимн России, что должно внушать депутатам чувство Ответственности за свою деятельность.

2. Обряды — также заключаются в символических действиях, но в отличие от ритуалов глубже проникают в психологическую сферу человека, преследуют еще и воспитательные, идеологические цели, например, обряд захоронения, заключения

брака и др.

3. Мифы — предания, сказания, повествования, былины, которые учат людей тому, что следует делать, а чего делать нельзя.

4. Обычаи — это правила поведения, сложившиеся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшие всеобщими в результате многократного повторения. Иначе

обычаи можно определить как стереотип поведения. Они прочно входят в сознание людей потому, что выражают какую-то жизненную закономерность, например передачу имущества

умершего близким родственникам, воспитание детей матерью, кровную месть, двоеженство и др.

5. Традиции — так же как и обычаи, регулируют устойчивые отношения. Но традиции носят поверхностный характер, поскольку не затрагивают какой-либо общественной закономерности, а больше относятся к внешней стороне поведения людей. Отличает эти два вида социальных норм, и срок их формирования: обычаи формируются на протяжении жизни нескольких поколений, традиции имеют меньший исторический шлейф. Вот почему, если ломку обычаев люди переживают мучительно, ломка традиций происходит менее болезненно. Примером традиций, исчезнувших без особого труда, могут быть демонстрации советского периода. Устойчивой же традицией является застолье, допустим, по поводу заключения брака.

6. Религиозные нормы — это правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму требований божественного начала. Их смысл сводится к тому, что человек должен служить прежде всего Богу, а уже потом людям, обществу. Подчинение воле Бога пронизывает религиозные нормы. Поскольку предполагается, что не все верующие смогут соблюсти требования религиозных норм, в нормах предусмотрены определенные санкции: епитимья, анафема, попадание в ад, Страшный суд, лишение сана и др. Некоторые религиозные нормы как бы опосредуют человеческий и божественный путь Бога и требуют помнить и чтить его (Рождество Христово, Крещение, Вознесение, Пасха). Другие же религиозные нормы определяют поведение людей, например, десять заповедей из Ветхого Завета (не убий, не укради, не прелюбодействуй и др.).

7. Правовые нормы — это правила поведения, являющиеся обязательными ни охраняемые от нарушений силой государственного принуждения. Юридические нормы регулируют наиболее важные общественные отношения (структуру и порядок осуществления государственной власти, взимание налогов, ответственность за правонарушения, использование земли, недр, охрану окружающей среды и др.). Поскольку нарушение этих норм может принести обществу значительный вред, государство и устанавливает за него санкции, отличающиеся жесткостью, суровостью по сравнению с мерами реагирования за нарушение других видов социальных норм.

8. Моральные нормы — это правила поведения, определяющие, что есть добро ~а что есть зло. Моральные требования, предъявляемые к людям, и контроль за их исполнением осуществляются с помощью средств духовного воздействия: через чувство долга, которое каждый человек должен сделать мотивом своего поведения, а также через оценку и самооценку поступков. Опираясь на выработанные нравственные требования, усваивая их, каждый человек может самостоятельно регулировать свое поведение. В качестве примера можно привести моральные нормы, требующие помогать младшим, заботиться о престарелых, не обижать женщин, не говорить плохо о человеке в его отсутствие. Ответственность за нарушение моральных норм в отличие от юридической ответственности имеет не материальный,

а духовный характер (осуждение, презрение).

В истории политико-правовой мысли не раз допускалось смешение права и морали, поэтому крайне важно отличать эти две категории:

1) нормы позитивного права создаются или санкционируются только государством, поэтому они выражают государственную волю. Мораль же, наоборот, создается всем обществом и не нуждается в признании государством. В самом деле, человек узнает о добре и зле не столько из текста законов, сколько из общения с другими людьми;

2) правовые нормы обеспечиваются государственным принуждением, за их неисполнение предусмотрены различные наказания, применяемые правоохранительными органами госдарства. Мораль же обеспечивается силой общественного воздействия, причем оно может быть не менее действенно, чем государственные санкции;

3) правовые нормы зафиксированы в официальных документах, определенным образом систематизированы. Моральные нормы не имеют четких форм выражения, не учитываются,

не обрабатываются, а существуют в основном в сознании людей. Моральные нормы стихийно рождаются, незаметно исчезают, нельзя указать ни точных сроков, ни причин, ни порядка их появления. Поэтому нормам морали в значительной степени свойственны неопределенность и расплывчатость;

4) если право в основном оперирует понятиями прав и обязанностей, законного — незаконного, наказуемого — ненаказуемого, то мораль — категориями добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и подлого;

5) мораль регулирует гораздо больший круг отношений, чем право, сфера ее действия шире. Однако многие ситуации получают оценку как со стороны права, так и со стороны морали.

9. Политические нормы — это правила поведения, регулирующие отношения между нациями, классами и другими социальными группами, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. Политические нормы часто формулируются в виде призывов, лозунгов и носят весьма общий и доступный характер. Это связано с необходимостью привлечь на свою сторону как можно более широкий слой людей. Доходчивость,

простота, лозунговость — особенности политических норм. Политические партии демократической ориентации провозглашают переход к рыночной экономике. Партий коммунистического толка предлагают ≪защиту человека труда≫ и построение ≪социализма с человеческим лицом≫. В пределах общих лозунгов можно выделить и более конкретные политические нормы, например, осуществить либерализацию цен, приватизацию государственного имущества или повысить минимальную оплату труда, обеспечить каждого жильем.

10. Нормы этикета — это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям, причем отношения благоприятного, располагающего к общению (обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, манеры, одежда и т. п.). Однако за учтивостью могут скрываться недоброжелательность и неуважительное отношение к человеку, и в этом плане можно сказать, что выполнение человеком данных норм может расходиться с его истинным отношением к людям, событиям. И тем не менее, как говорится в пословице: ≪Лучше худой мир, чем добрая ссора≫. Примеры норм этикета: мужчина, выходя из автобуса, подает руку своей спутнице; за столом хлеб берут руками, а не вилкой; гостю неприлично пристально разглядывать интерьер квартиры, а тем более интересоваться стоимостью вещей.

11. Эстетические нормы — это правила поведения, регулирующие отношение к прекрасному и безобразному. Например, считается признаком хорошего тона (вкуса) украшать жилище цветами. Однако не все эстетические нормы столь конкретны. Чаще они не содержат определенных моделей поведения в той или иной ситуации. Кроме того, эстетические нормы весьма субъективны. Недаром говорят: ≪О вкусах не спорят≫. Например, к сюрреалистической живописи С. Дали относятся по-разному: есть у него не только поклонники, но и противники. И тем не менее в обществе все же существует идеал красоты, составляющий основу социальной нормы. Отклонение от идеала красоты, существующего в обществе, бросает тень на человека хотя бы тем, что свидетельствует об отсутствии у него вкуса, о неполноценном развитии личности. Общепринято, например, что одежда человека не может состоять одновременно из предметов, имеющих разное назначение: галстук и кроссовки, ювелирные украшения и хозяйственная сумка.

12. Деловые обыкновения — это правила поведения, складывающиеся в практической (производственной, учебной, научной) деятельности и регулирующие повседневную жизнь людей. Они фиксируют заведенный порядок дел и имеют локальный характер. Например, принято, что студенты приветствуют преподавателя стоя или что на некоторых предприятиях рабочий день начинается с планерки, а на других — с выдачи работникам письменных заданий на день (водителям — путевого листа или товарно-транспортной накладной).

Важно отметить, что в действительности столь четко разделить нормы по видам удается не всегда, так как приведенная классификация во многом представляет собой результат астракции. Так, одна и та же норма может быть закреплена в праве, оценивать ситуацию с точки зрения морали и, помимо этого, в своей основе являться обычаем. Итак, действующие в обществе многочисленные социальные нормы составляют правила человеческого общежития. Все они обусловлены в конечном счете экономическими, политическими, социальными, бытовыми и другими условиями, существующими в обществе. Правовые нормы являются составной частью системы социальных норм, но частью самой важной, несущей основную нагрузку по упорядочению жизни общества. Это связано с тем, что они регулируют жизненно важные вопросы: государственной власти и подчинения, осуществления политической деятельности, прав и свобод граждан, форм собственности, применения труда и сферы распределения, вопросы социальной защиты, военной сферы, дипломатической, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Как часть целого правовые нормы не должны противоречить другим социальным нормам, в противном случае уровень и качество их реализации снижаются.

§ 2. Понятие и определение права

Право возникает на определенном этапе человеческого развития. Люди первобытнообщинного строя не знали права и руководствовались в своей деятельности обычаями и традициями. Большую роль в их жизни играли мифы, ритуалы, обряды. В тот далекий период зарождались и религиозные нормы. Право появилось гораздо позднее, и его судьба в значительной мере связана с появлением лтакого важного института социальной жизни, как государство. Возникновение государства и права обусловлено общественными потребностями, а именно:

необходимостью установления стабилщости и единого порядка отношений новой общности людей — народа, населяющего ту или иную территорию;

необходимостью поддержания единого порядка в условиях расслоения



общества на социальные слои (касты, сословия, классы), имущественное и социальное положение которых стало существенно различным, что вызывало неустранимые противоречия

и конфликты;

необходимостью ограничения и смягчения враждебного военного противостояния народов, нуждавшихся в развитии постоянного обмена и соседских взаимоотношений и защите своих интересов мирными средствами. –

Праву присущи следующие специфические признаки.

1. Право состоит из норм, т. е. из правил поведения, которые являются общеобязательными. Суть данного признака заключается в констатации такого свойства права, как распространение его на всех физических и юридических лиц, на все государственные и муниципальные образования, находящиеся на территории государства. Это свойство права обусловлено верховенством и независимостью (суверенитетом) государственной власти, от которой в основном и исходят нормы права. При том, что право как система всех правовых норм распространяется на всех и каждого, круг адресатов конкретных правовых норм может быть различен: так, норма, устанавливающая налог на физических лиц, общеобязательна, а положения, касающиеся местных налогов, имеют силу только в отношении субъектов, проживающих или осуществляющих свою деятельность на определенной территории. Нормы корпоративные действуют в отношении работников и акционеров данной корпорации и обязательны

только для них. Сфера действия других социальных норм, как правило, гораздо уже: так, например, религиозные предписания обязательны только для принадлежащих к соответствующей религии. Эстетические нормы приемлют лишь те люди, чьим вкусам они созвучны, политические нормы применимы лишь для членов той или иной политической партии и для людей, разделяющих ее политические установки, и т. п.

2. Исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством.

Большинство правовых норм исполняется и соблюлается добровольно. Однако далеко не все из них претворяются в жизнь людьми в силу их внутреннего убеждения. Поэтому за каждойнормой потенциально стоит возможность государственного принуждения к исполнению, а также применения мер ответственности за ее нарушение. Иной раз правовые предписания

реализуются лишь потому, что за ними стоит государство, которое может в любой момент применить санкции за нарушение правовых норм. Государство в прямом смысле охраняет право. Государственная охрана может быть разноплановой и выражаться не только в виде наложения мер юридической ответственности или санкций, но и в виде осуществления различных организационных, организационно-технических, превентивных, восстановительных, воспитательных и других мер государственных органов. Этим мерам отводится большая роль, ибо они позволяют стабилизировать правовой порядок в обществе, не приводя в действие дорогостоящий государственный репрессивный аппарат. Обеспеченность норм права государственным принуждением — вот главный признак, позволяющий отличить право от других социальных норм.

3. Нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в нормативных актах либо в других юридических документах (судебных решениях, договорах и др.). Значительная их часть облекается в законодательную форму. Иная часть права существует в других формах. Вот почему право никогда не может совпадать с законодательством. Оно шире законодательства по объему и соотносится с ним как целое и часть. Все же другие социальные нормы (обычаи, традиции, нормы морали и др.) возникают и существуют чаще в форме стабильных убеждений людей или в форме общественного мнения.

4. Юридические нормы отличаются формальной определенностью. Она проявляется не только в том, что правовые предписания находят письменное выражение в различных юридических документах, но и в том, что они по своему содержанию отличаются четкостью, определенностью и даже лапидарностью1, т. е. предельно сжатым, кратким и выразителным слогом. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями применения и использования правил законодательной техники. Благодаря такой определенности субъекты права четко знают границы правомерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение. Формальная определенность, важнейшее свойство права, позволяет внести строгость и

четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм. Уместно заметить, что термин ≪закон≫ образован от сочетания слова ≪кон≫ (граница) и частицы ≪за≫, означающей предел движения, предел поступков. Таким образом, даже этимологически закон означает четкие границы поведения субъектов права.

5. Нормы права образуют не совокупность, а именно систему, причем систему разветвленную и детализированную, отличающуюся внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью. В отличие от права, нормы морали, обычаи закрепляют главным образом лишь общие принципы и эталоны поведения. Системность в право привносится именно законодателем, хотя эта его деятельность и имеет объективные предпосылки и основания. Существующие в сознании, в поведении нормативные установки этим свойством не обладают. Только в системе, во взаимосвязи правовые нормы могут проявить свои регулирующие свойства, поскольку общественные отношения, регулируемые правом, как правило, также взаимосвязаны. Причем чем теснее увязка и согласованность правовых предписаний, тем эффективнее право. Напротив, несогласованность юридических норм между собой, их противоречие приводят к тому, что многие юридические нормы ≪не работают≫, не действуют.

Право — это система обязательных правил поведения (норм), формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой госудаственного принуждения.

Право и закон — это взаимосвязанные, но различные понятия. В целом ≪право≫ шире, чем ≪закон≫. Отличия здесь таковы:

1) закон — не единственный вид нормативных актов, к числу которых относятся и указы, и постановления, и инструкции, и корпоративные акты;

2) помимо нормативных актов, нормы права могут содержаться в судебных решениях (прецеденты), обычаях, договорах.

§ 3. Нормы права

В основе права лежит нормативная природа общественных отношений (их постоянство, ма

совость, ритмичность, повторяемость).Это проявляется в следующем:

многие люди поступают единообразно, их поведение типично (учатся, женятся, воспитывают детей, работают и т. д.);

поведение людей повторяемо, поскольку оно подчиняется определенным ритмам (сельхозработы, обучение в школе, создание изобретения и внедрение его в производство, приобретение товаров и т. п.).

Законодатель создает правовые нормы не по своему произволу. Его усмотрение ограничено объективным ходом общественного развития, представлениями людей о справедливом и

необходимом. Произвольные, ≪бумажные≫ нормы скорее всего окажутся мертворожденными, недействующими.

Понятие нормы права.

Правовые нормы — это разновидность социальных норм, но в то же время они весьма особенны. Укажем на признаки, им присущие.

А. Общие признаки.

Во-первых, правовые нормы призваны регулировать поведение людей. Как это происходит? Правовая норма представляет собой правило поведения, модель поведения человека в определенной ситуации. Как только возникает описанная нормой ситуация, перед человеком не встает выбор, как ему поступить. В его распоряжении уже есть правило поведения, предписывающее ему поступить определенным образом. Таким образом, правовая норма как бы подталкивает человека к определенному поведению, т. е. регулирует его.

Во-вторых, правовые нормы регулируют не просто поведение человека, а его поведение в отношениях с другими людьми. Как было указано выше, существуют еще и несоциальные нормы, устанавливающие правила обращения с техникой, предметами природы, орудиями труда.

В-третьих, нормы права имеют общий характер, т. е. распространяются не на какого-то конкретного человека, а на целую категорию людей, заранее точно не определенных. Они регулируют поведение всех людей либо отдельных их групп, например пенсионеров, работников, лиц, проживающих на Крайнем Севере, родителей и детей, мужей и жен и т. п. Неконкретность адресата — вот то, что ее отличает, допустим, от судебного решения, предписания органа налоговой полиции.

В-четвертых, правовые нормы рассчитаны на многократное применение. Урегулировав одну ситуацию, норма права не прекращает своего существования, а начинает действовать вновь,

как только возникнет аналогичная ситуация. В самом деле, сам термин ≪норма≫ предполагает определенную повторяемость.

В-пятых, правовые нормы отличает типичность, т. е. они регулируют поведение, часто встречающееся, распространенное, массовое (использование труда, выплата заработной платы, заключение договоров, неисполнение обязательств).

Б. Специфические признаки.

1. Нормы права отражают наиболее важные, имеющие ценность для общества, социальной группы или личности общественные отношения. Например, такие виды поведения, как установление режима дня, межличностные отношения в семье, способ прибытия на работу (учебу), использование заработной платы (стипендии) и тому подобные виды поведения, не столь важные, а точнее, малозначимые для общества в целом, правовыми нормами не регулируются. В этих ситуациях действуют нормы морали, традиции, обычаи и другие социальные нормы. Использование же в отмеченных случаях норм права было бы подобно применению пушки для отстрела воробьев. А вот такие вопросы, как форма правления и устройство государственного аппарата, преступления и наказания, основы имущественных отношений, будучи чрезвычайно значимыми для общества, не могут не регулироваться с помощью правовых норм. Однако решение вопроса о том, что является важным для общества в целом (и должно регулироваться нормами права) и что таковым не является, представляет большую сложность. Именно это приводит к принятию законодателем ошибочных норм. На сегодняшний день таких норм в российском законодательстве немало. Степень важности отражаемых в юридических нормах социальных явлений и отношений обусловливает и место, занимаемое нормой в иерархически построенном законодательстве. Нормы, регламентирующие наиболее важные общественные отношения, закреплены (отражены) в наиболее значимых в юридическом отношении нормативно-правовых актах — Конституции РФ, иных законах (формирование парламента, выборы президента, налоги, ответственность за преступления), менее важные — в нормативных актах, имеющих меньшую юридическую силу, постановлениях правительства, инструкциях министерств (порядок взимания налогов, оплата проезда в транспорте, выдача заграничного паспорта, получение визы, обмен валюты).

2. Нормы права отличает такая степень обязательности, которая зачастую граничит с безальтернативностью. Обязательность, неукоснительность исполнения чаще является внутренним мотивом, убеждением человека, поскольку он видит массовое исполнение нормы другими людьми, их распространенность, а также ощущает их практическую целесообразность. Однако если внутренней убежденности в необходимости исполнять норму права окажется недостаточно, то она может быть навязана извне: последует отрицательная реакция со стороны государства, организации (корпорации) на поведение человека, и он будет принужден

выполнить требование нормы. Обязательность юридической нормы моделируется и в самой норме в виде указания на неблагоприятные последствия, которые будут применены в случае

ее неисполнения. Обязательны для исполнения не только законодательные нормы, но и нормы корпоративные, т. е. нормы, устанавливаемые организациями. Их исполнение отслеживает коллектив либо его органы управления. Договорным нормам также присуща обязательность. Их неукоснительно должны выполнять не только стороны, заключившие договор. Суд, рассматривающий договорный спор, так- же обязан руководствоваться договорными условиями, исходить из них и рассматривать их как данность. Степень обязательности норм может быть различной. Общеобязательность следует, вероятно, признать лишь за Конституцией и Декларацией прав человека. Другие нормы такой общей обязательности, строго говоря, не достигают, например, законы о выборах, о референдуме адресуются взрослым членам общества, воинские законы — тем, кто является военнообязанным, налоговые законы — тем, кто получает доход, законы о труде — тем, кто работает, и т. д.

3. Обязательность норм права объясняется тем, что они обеспечиваются силой государственного принуждения. Это связано с тем, что нормы права регулируют социально значимые связи и их нарушение может вызвать дисбаланс в обществе. Чтобы этого не произошло, общество, стараясь обезопасить себя, возлагает защиту юридических норм на государство. Оно же, применяя меры юридической ответственности в случае их нарушения, восстанавливает дисбаланс в обществе. Реакция государства может быть различной: сильной, жесткой, если нарушены основные устои общества (лишение свободы, солидные штрафы, освобождение от должности и др.), и слабой, если правонарушение не столь общественно опасно (выговор, предупреждение).

Норма права — это правило поведения, имеющее обязательный характер и поддерживаемое силой государственного принуждения.

Структура нормы права. Как же действует норма права? Чтобы ответить на этот вопрос, надо узнать, как она устроена. Структура нормы права объединяет три элемента: гипотезу,

диспозицию и санкцию.

Гипотеза — это часть правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых правило поведения подлежит применению.

Правило поведения, содержащееся в норме права, предусматривает модель поведения в определенной ситуации. Поэтому прежде всего необходимо определить, указать эту самую ситуацию или условия, при которых данная норма права начинает действовать. Например, нормы об уголовной ответственности действуют лишь в отношении лиц, достигших возраста уголовной ответственности. Или норма о праве вступления в брак действует, если жених и невеста достигли 18 лет, согласны стать супругами, не являются близкими родственниками, не состоят в другом браке. В Семейном кодексе указаны и условия, делающие заключение брака невозможным: наличие уже зарегистрированного брака, психической болезни и, наконец, наличие близких родственных отношений с лицом, вступающим в брак. Все эти условия в совокупности составляют гипотезу правовой нормы. С помощью гипотезы абстрактный вариант поведения соотносится с конкретным жизненным случаем, с определенным человеком, временем и местом.

Диспозиция — это часть правовой нормы, в которой содержится само правило поведения, которому должны следовать участники правоотношения и которое является сердцевиной, стержнем, основной частью нормы права.

Так, диспозиция нормы может предоставлять какое-нибудь право (в нашем примере — право на вступление в брак), а может устанавливать обязанность (например, Гражданский кодекс РФ устанавливает обязанность продавца сообщить покупателю о скрытых недостатках вещи).

Санкция — часть юридической нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения правила, предусмотренного диспозицией.

Санкция — это завершающий структурный элемент юридической нормы. В ней выражается неодобрительное отношение общества, государства, личности к нарушителям нормы права.

Так, родители обязаны заботиться о своих детях, воспитывать их, содержать и т. д. В том случае, если они не будут этого делать, они могут быть лишены родительских прав. Структура нормы может быть представлена в виде следующей формулы:

Если — То — Иначе

Элемент ≪если≫ соответствует гипотезе, элемент ≪то≫ — ее диспозиции, а элемент ≪иначе≫ или ≪а в противном случае≫ — санкции. Трехэлементный состав юридической нормы обеспечивает четкое определение необходимого поведения. Отсутствие какого- либо структурного элемента юридической нормы свидетельствует о ее ущербности и приводит к ≪сбоям≫ в правовом регулировании. Если нет гипотезы, то норма права теряет связь с конкретными жизненными обстоятельствами, если нет диспозиции, то норма становится беспредметной, поскольку не предлагает варианта поведения. Если у нормы нет санкции, то ее

действенность крайне мала, и она может стать всего лишь декларацией. Одним словом, отсутствие хотя бы одного элемента означает, что выдаваемая за норму логическая или словесная конструкция юридической нормой не является.

Способы изложения норм права. Сразу следует заметить, что норма права и статья закона — это не одно и то же. Как правило, они не совпадают. И это не случайно. Часто из соображений экономичности законодатель объединяет общие положения норм (например, гипотезы) и помещает их в одних статьях, а другие части нормы излагаются в других статьях закона.

Первый способ: норма права излагается в нескольких статьях закона. Иногда диспозиция и санкция содержатся в одной статье, а гипотезу следует искать в других. По такому принципу построен Уголовный кодекс, где гипотезы выделены в Общую часть. В Гражданском кодексе иначе: санкциям посвящена особая глава в части I, предусматривающая меры защиты, конкретные же виды договоров (диспозиции) содержатся в части П.

Второй способ: в одной статье нормативного акта содержится одновременно несколько норм. Это отличительная особенность статей Семейного кодекса РФ. Так, ст. 125 СК РФ содержит сразу четыре нормы, касающиеся порядка усыновления:

1) усыновление осуществляется судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка;

2) права и обязанности усыновителя и усыновленного возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка;

3) суд обязан в течение трех дней направить выписку из этого решения в орган загса по месту вынесения решения;

4) усыновление ребенка подлежит государственной регистрации органом загса.

Третий способ: норма права ≪разбросана≫ по разным нормативным актам. Законодатель в таких случаях часто дает отсылку к статье того нормативного акта, где находится недостающая часть нормы, употребляя, к примеру, слова ≪ответственность наступает по статье…≫ (далее следует название нормативного акта). Но бывает и так, что отсылку к конкретной статье законодатель не дает, называя лишь нормативный акт. Так, ст. 264 УК РФ гласит: ≪Нарушение правил дорожного движения, повлекшее… наказывается…≫ Более того, встречаются и случаи, когда отсутствует и название нормативного акта, где может содержаться недостающая часть нормы. В данном случае обычно употребляется фраза: ≪Ответственность наступает согласно действующему законодательству≫. Это самый неудобный случай изложения правовых норм, и было бы лучше, если бы он использовался как можно реже.

§ 4. Структура права

Структура права — это строение права, выступающее как единство устойчивых его элементов, частей.

Право каждой страны, будучи единым по своему содержанию, характеризуется внутренней расчлененностью, дифференциацией на относительно автономные и в то же время связанные между собой части. Говоря о строении права, обычно выделяют нормы, институты, субиституты, отрасли, подотрасли, которые в свою очередь объединяются в ассоциации, группы, объединения норм или даже отраслей, например регулятивные и охранительные отрасли. В данном случае, конечно, речь идет лишь о праве, формируемом государством. Вместе с тем более общий взгляд на право позволяет обнаружить в его структуре целые пласты, части и представить его в виде ≪многослойного пирога≫. Таких ≪слоев≫ в структуре права насчитывается шесть .

1. Права человека (естественные права). Это глубинный слой права, содержащий его ≪гены≫, ≪ДНК≫ и являющийся основой права позитивного, исходящего от государства. Права человекаэто возможности человека, позволяющие ему достойно жить и работать. Предполагается, что ими обладают все люди независимо от своего имущественного, социального положения с момента рождения, и поэтому эти права называют естественными, природными, прирожденными, абсолютными, неизменными. Они вытекают как бы из естественного порядка вещей, • из самой жизни, из существующих в обществе социально-экономических условий и даже из естественно-природных факторов (право на жизнь, на свободу, на счастливое детство и т. п.). На сегодняшний день их насчитывается более пятидесяти. Ранее права человека существовали в виде идей, представлений. Теперь же большинство из них закрепляется в международно-правовых документах (например, во Всеобщей декларации прав человека, документах СБСЕ), а также находит отражение во внутреннем законодательстве многих государств (в России — в Конституции, Декларации прав человека и гражданина). Система прав человека постоянно и непрерывно развивается, что обусловлено ростом социальных притязаний, постоянным изменением представлений о качестве жизни в сознании все большего числа людей.

2. Принципы права. Это основные идеи, начала, руководящие положения, закрепленные в правовых нормах и выражающие сущность права. Они верны лишь тогда, когда отражают объективные законы общественного развития. В законодательстве принципы права могут выражаться либо прямо, либо косвенно. Принципы права являются основой правотворческой деятельности государства, ориентиром для законодателя, организаций, граждан. Но зачастую они сами приобретают самостоятельное регулирующее значение, а именно: когда суд, не найдя нормы для разрешения конкретного дела, формирует свое решение на основе принципов права применительно к рассматриваемому казусу. В этом случае мы ведем речь об аналогии права. К числу основополагающих принципов права относятся принцип демкратизма (народовластия), принцип равенства всех перед законом и судом, принцип социальной справедливости, принцип гуманизма, справедливости и т. д. Правовые принципы вместе с правами человека занимают в структуре права первое место и имеют абсолютный приоритет перед всеми другими нормативными положениями.

3. Нормы, принятые на референдуме (референдумное право).

Эти нормы относятся к нормам позитивного права и регулируют наиболее важные принципиальные вопросы общественной жизни, вопросы, по которым воля народа должна быть выражена непосредственно, без каких-либо изменений и тем более без искажений, допускаемых иногда парламентом. Как правило, во всех государствах этот слой права по своему объему незначителен, тонок, что, однако, отнюдь не умаляет его значимость. Референдумные нормы имеют более высокую юридическую силу по сравнению с законодательными актами и зачастую являются основой для разработки и принятия последних. Референдумное право — новое правовое явление для России. Но, начав с нуля, Россия уже имеет довольно большой массив референдумных норм, и костяк его составляет Конституция Российской Федерации.

4. Нормы, изданные государством, или законодательные.

Эти нормы разрабатываются и принимаются различными федеральными государственными органами (Госдумой, Президентом, Правительством, министерствами и ведомствами); Нормативные акты, в которых они содержатся, имеют соответствующие наименования (законы, указы, постановления, инструкции). Субъекты Федерации также могут создавать нормы права, которые вместе с общефедеральными образуют единую иерархическую систему. Программа, содержание всех этих юридических норм задаются центром. Эта заданность осуществляется на основе принципа непротиворечивости норм, принятых нижестоящим органом, нормам, изданным органом вышестоящим и поэтому имеющим высшую юридическую силу.

В нашем государстве законодательные нормы весьма многочисленны, что в определенной мере есть наследие авторитарной системы, стремящейся урегулировать все и вся и не предоставляющей человеку свободы в выборе своего поведения. В либеральных государствах их доля значительно меньше, поскольку государство стремится урегулировать лишь наиболее важные аспекты общественной жизни, предоставляя гражданам и организациям возможность решать многие интересующие их вопросы самостоятельно.

5. Корпоративные нормы.

Это правила поведения, вырабатываемые организациями и распространяющиеся на их коллективы. Эти нормы еще называют нормами внутриорганизационными, внутрифирменными. Используется по-прежнему и такое их наименование, как нормы локальные (местные), хотя этот термин неточен и, кроме того, таит в себе опасность смешения их с нормами, принимаемыми органами местного самоуправления. Корпоративные нормы могут касаться различных сторон деятельности организаций. На их основе могут быть урегулированы финансовые, управленческие, трудовые и другие вопросы. Характеризуя корпоративные нормы, можно указать на следующую закономерность: чем выше уровень экономики той или иной страны, тем выше степень свободы субъектов (индивидуальных или коллективных), проживающих или находящихся на ее территории, и, следовательно, тем большее распро-странение получают нормы корпоративные, позволяющие организациям самостоятельно определять параметры своего поведения. В промышленно развитых странах доля корпоративных норм в общем массиве норм права весьма значительна, и по своему объему они существенно опережают нормы законодательные.

6. Договорные нормы.

Римские юристы говорили: Договор — это закон для двоих. Этим они хотели подчеркнуть, что договоры имеют нормативный характер, поскольку в процессе их заключения также вырабатываются и правила поведения. Нормативность регулирования в данном случае носит усеченный характер: договорные нормы не применяются в отношении всех и каждого, а касаются лишь участников договора. Нормативность правил поведения, установленных в договоре, особенно ясно просматривается в долгосрочных договорах.

Правила, определенные в договоре, носят обязательный характер:

в случае спора между субъектами договора суд, рассматривающий его, будет исходить из условий договора как неопровержимых данных, если они не противоречат закону, и встанет на их защиту с той же энергией, как и на охрану норм общегосударственных. Этот признак свидетельствует о нормативно- правовом характере договоров. Договоры распространены во многих сферах жизни. С демократизацией общественной жизни конструкция договора может стать всеобщей. В развитом, истинно демократическом обществе решения по большей части принимаются на основе консенсуса (договора). Давление извне, пусть даже в виде принятия законодательных норм, применяется в минимальной степени. Следователно, сфера договорного права может существенно расшириться. Уже на сегодняшний день можно отметить появление таких нетрадиционных договоров, как учредительные договоры, управленческие договоры, договоры о творческом сотрудничестве, договоры о совместной деятельности, договоры на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, лицензионные договоры и др. В нашей стране договоры используются пока недостаточно. В период господства тоталитарной, а затем авторитарной системы развитие договорных связей не поощрялось. Договоры были в основном средством реализации планов. В обществе, основанном на рыночной экономике, договоры будут играть значительную роль. По крайней мере предпринимательская деятельность без них практически невозможна. Рассмотренные выше шесть элементов, слоев, права могут быть в свою очередь сгруппированы.

Права человека и принципы права составляют в структуре права правовую основу, базис права. Их назначение в основном состоит в обеспечении правотворческой деятельности государственных органов, организаций, граждан, хотя нельзя сбрасывать со счетов и непосредственно регулирующую роль, которую они способны выполнять и которая особенно усиливается на переломных этапах общественного развития. Нормы, принятые на референдуме, и нормы законодательные, т. е. изданные государственными органами, объединяет то, что они регулируют вопросы, затрагивающие интересы сразу многих лиц (общие интересы), и поэтому они должны выражать волю общества (всей публики). Отсюда оказывается вполне правомерным назвать референдумное и законное право правом публичным. Общие интересы всех членов общества сосредоточиваются в основном на вопросах структуры, формирования и осуществления государственной власти, налогообложения,

обеспечения правопорядка, экологии, осуществления правосудия и других важных вопросах (вертикальные отношения, т. е. отношения, основанные на власти и подчинении).

Есть основания объединить в одну группу корпоративные и договорные нормы: они выражают всего лишь отдельные (частные) интересы субъектов (организаций, граждан), строящих отношения между собой (горизонтальные отношения). В них заложена их собственная воля, и эти нормы распространяются только в отношении этих лиц (физических, юридических). Применительно к нормам корпоративным и договорным употребление термина частное право совершенно справедливо.

§ 5. Система права

Как уже отмечалось, одним из необходимых признаков права является его системность. В самом общем виде под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную функциональную целостность, единство. При системном подходе к изучению явления акцент делается не столько на описании самих элементов системы, сколько на анализе их связей, поиске функций каждого элемента во всей системе, ведь именно самостоятельная функция элемента является осно ванием для его выделения в системе.

Система права отражает взаимосвязь между действующими в государстве правовыми нормами, а также разделение норм права на относительно самостоятельные группы (их специализацию). Для того чтобы в полной мере обозреть право как социальное явление, следует исследовать его вглубь (вертикальный срез) и вширь (горизонтальный срез). При этом появляется возможность получить представление как о видах подсистем права, так и об их соотношениях.

А. Вертикальное строение права. В праве выделяют следующие элементы:

]) отрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений (отношения землепользования — земельное право, имущественные отношения — гражданское право, управленческие отношения — административное право, отношения, связанные с совершением преступлений, — уголовное право и т. п.);

2) подотрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений.

Многие отрасли права имеют подотрасли. Обычно это отрасли старые, где накоплен значительный массив правовых норм. Так, в финансовом праве выделяется подотрасль — банковское право. Военно-уголовное право — это подотрасль уголовного права;

3) институт права — это совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо вид общественных отношений. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в уголовное право включаются институты преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности, институт преступлений против собственности, институт должностных преступлений и др. В трудовом праве можно увидеть институты коллективного договора, трудового договора, дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда и др.;

4) субинститут права — это совокупность правовых норм, регулирующих разновидность общественных отношений. Далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут. Но можно привести пример, когда таковых несколько. Институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и преступлений против достоинства личности (клевета, оскорбление);

5) норма права — обязательное правило поведения, охраняемое силой государственного принуждения, является самым дробным элементом системы права, так как только правовая норма, а не отдельные ее составляющие (гипотеза, диспозиция, санкция), может самостоятельно обеспечить выполнение основной функции права — правовое регулирование общественных отношений. Таков вертикальный срез права. Каждая подсистема выполняет свою самостоятельную по значению функцию. Так, если норма права обеспечивает регулирование отдельного вопроса, отношения, то институт права предполагает комплексное урегулирование определенной целостной группы отношений, а отрасль права — целой сферы, отделенной от других сфер. Комплексность и логическая взаимоувязанность регулирования на каждом новом уровне — вот признак, качественно отличающий функции подсистемы более высокого уровня от более низкой.

Б. Горизонтальное строение права. Оно позволяет нам увидеть все отрасли (и подотрасли), составляющие право. Их классификация позволяет выделить две части права: материальное и процессуальное.

Материальное право — это совокупность отраслей (и подотраслей) права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов.

К отраслям материального права относятся:

конституционное право — закрепляет основы конституционного строя страны, правового положения личности, систему государственных органов и их основные полномочия. Главным нормативным актом этой отрасли является Конституция РФ. Конституционное право в последние годы получило бурное развитие. Вот почему в его составе начинают просматриваться такие подотрасли, как гуманитарное право (основные права и свободы человека), избирательное право, парламентское право; административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе деятельности исполнительных органов государства. Основной нормативный акт — Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП);

финансовое право, которое в своем составе имеет три подотрасли (бюджетное, налоговое, банковское право), регулирует доходы и расходы государства (источники и порядок получения доходов, направления их использования). Основные нормативные акты — Бюджетный кодекс РФ (БК), Налоговый кодекс РФ (НК); Закон о банковской деятельности;

предпринимательское право — это система норм, регулирующих экономические рыночные отношения, среди которых наиболее значимыми по содержанию являются корпоративные (внутрифирменные) отношения, а также отношения по управлению хозяйственным комплексом. Если в основе первых лежит принцип автономии, то вторые регулируют отношения предпринимателей с органами управления и основаны на началах подчиненности. Основные нормативные акты — Закон об ограничении монополистической деятельности, Закон об акционерных обществах и др.;

гражданское право — наиболее объемная отрасль системы права. Оно регулирует разнообразные имущественные отношения. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина. Гражданский кодекс РФ (ГК) — основной нормативный акт. Гражданское право имеет подотрасли: авторское право, патентное право, наследственное право, торговое право. Некоторые ученые склонны считать их самостоятельными отраслями права;

жилищное право, являясь пока в основном подотраслью гражданского права, регулирует порядок предоставления и использования жилья. Основной нормативный акт —- Жилищный кодекс РСФСР;

семейное право регулирует брачно-семейные отношения. Основной нормативный акт — Семейный кодекс РФ;

природоресурсное право определяет порядок владения, пользования и распоряжения природными ресурсами — землей {Земельный кодекс РФ), недрами (Закон о недрах), водой {Водный кодекс РФ), воздухом (Воздушный кодекс РФ), лесными богатствами (Лесной кодекс РФ);

экологическое право выделяется в самостоятельную отрасль, но этот процесс практически уже завершен. Оно регулирует защиту природных объектов и всей окружающей среды. Закон об охране окружающей среды — основной нормативный акт. Охранительные нормы экологического права имеются также во многих нормативных актах (УК, КоАП, ГК и др.);

трудовое право регулирует общественные отношения, свяг занные с применением наемного труда. Основной нормативный акт — Трудовой кодекс РФ (ТК).

Право социального обеспечения подотрасль трудового права, главным нормативным актом которого является Закон о государственных пенсиях;

уголовное право — система норм, которые устанавливают, какие деяния являются общественно опасными, т. е. преступлениями, и какое наказание за их совершение применяется.

Основной нормативный акт — Уголовный кодекс РФ (УК).

Процессуальное право — это совокупность отраслей, основная задача которых — установление порядка осуществления и защиты прав и обязанностей субъектов. К числу наиболее старых процессуальных отраслей относятся:

уголовно-процессуальное право (уголовный процесс) объединяет нормы, определяющие порядок назначения наказания. Основной нормативный акт — Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК);

гражданско-процессуальное право (гражданский процесс) регулирует порядок рассмотрения споров, в которых хотя бы одной из сторон выступает гражданин (споры трудовые, жилищные, имущественные, семейные, наследственные и др.). Основной нормативный акт — Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК);

арбитражно-процессуальное право (арбитражный процесс) регулирует порядок рассмотрения споров между организациями, организациями и государственными органами. Основной нормативный акт — Арбитражный процессуальный кодекс РФ (ЛПК).

В процессе становления находятся и некоторые другие отрасли процессуального права: конституционный процесс, административно- процессуальное право, налогово-процессуалъное право, бюджетный процесс, избирательный процесс, дисциплинарный процесс и др.

Особую группу отраслей процессуального права составляют отрасли, регулирующие процесс исполнения решений юрисдикционных органов: уголовно-исполнительное право регулирует процесс исполнения мер уголовного наказания в связи с исправительно трудовым воздействием. Основной нормативный акт — Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК);

гражданско-исполнительное право регулирует вопросы принудительного исполнения решений судов в части имущественных взысканий, а также совершения в пользу гра ждан, юридических лиц определенных действий. Основные нормативные акты — Закон Об исполнительном производстве, Закон О судебных приставах .

Особое положение занимает международное право — система норм, регулирующих отношения между государствами в процессе их борьбы и сотрудничества. Оно делится на международное публичное и международное частное право. Вопрос о правовой природе норм международного права является спорным, так как им не свойственен основной системообразующий признак права — обеспечение норм права государственным принуждением. Исполнение же норм международного права, как правило, зависит от доброй воли самих государств С возникновением новых, прогрессивных отношений, требующих

правового регулирования, система права пополняется новыми нормами, институтами, подотраслями, отраслями, становится более совершенной и эффективной.

1) права человека

2) право высших сношений (дипломатическое и консульское право)

3) право международных организаций

4) право международных договоров

5) финансовое право

6) инвестиционное право

7) торговое право

8) морское право ;

9) воздушное право

10) космическое право

11) экологическое право

12) информационное право

13) уголовное право

14) гуманитарное право

15) процессуальное право

§ 6. Формы (источники) права

жит охране со стороны государства. Поэтому функции формы права может выпонять не любая форма выражения правовых норм, а только та, которая обладает свойством официальности. Очень часто понятия форма права и источник права отождествляются. Строго говоря, это все же разные понятия. Источники права — это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие. В этом смысле источник —- это как бы корень, из которого растет могучее дерево, называемое правом. Источником права являются объективная реальность, т. е. развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи и т. п.), воля народа (в основе референдумных норм), воля государства (в основе законодательных норм), воля граждан (в основе корпоративных и договорных норм).

Форма права — это то, из чего мы черпаем знания о праве, иначе, это способ формирования, закрепления правовых норм. Выделяют три основные формы права.

I. Правовой обычай. Это самый древний источник права, да и само право как социальное явление зародилось в значительной мере в результате приспособления обычаев, их корректировки в соответствии с интересами имущих классов. Так, первые законы античного и феодального обществ, по существу, были сводами обычного права отдельных племен (Русская Правда, Салическая Правда, Саксонская Правда и др.). Вообще обычай — правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, в силу привычки. Так, еще в древности зародился обычай передавать имущество умершего его родственникам. Однако не всякий обычай является нормой права. Только если государство согласится с обычаем и станет его защищать, он становится правовым обычаем, источником права. Как государство признает обычай источником права? Оно может, например, для этого принять нормативно-правовой акт, указывающий на необходимость применения соответствующих обычаев, а может просто осуществлять их защиту в судах. Так, российские суды при разводе супругов обычно оставляют ребенка с матерью, хотя ни в одном нормативном акте такого правила нет. Но так как этот обычай применяется судами, то можно признать его правовым. Государство признает не всякий обычай, а только тот, который выражает какую-то общественную закономерность, а следовательно, для него полезен. К некоторым обычаям оно относится безразлично (например, к древнерусскому обычаю помочи ), а с некоторыми борется (например, с обычаем кровной мести, распространенным среди народов Кавказа). В ходе истории правовые обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками. Однако и в настоящее время эта форма права, хотя и не часто, все же употребляется. Правовой обычай как источник права имеет немало достоинств. Вот почему он на протяжении многих веков использовался людьми, а во многих современных африканских государствах он и сейчас является основным источником права. Среди достоинств обычая можно назвать следующие:

1) возникновение его не сверху, а снизу, в силу чего он способен полнее, нежели другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;

2) выражение им определенных закономерностей, существующих в обществе, и, как следствие, — большая его объективность;

3) устная форма и донесение информации простым, доступным языком;

4) большая степень добровольности в исполнении, поскольку обычай основан на привычке.

Однако обычаям присущи и существенные недостатки:

1) косность, относительная неподвижность, тогда как современный мир меняется очень быстро;

2) неопределенность, что является результатом незафиксированное ™ в письменном виде;

3) небольшая сфера распространения, местный характер.

П. Юридический прецедент (юридическая практика). Это более распространенный источник права, чем правовой; обычай. Он встречался еще в Древнем Риме, господствовал в Средние века. В настоящее время играет главную роль в Англии и в странах, в которых получило развитие так называемое англосаксонское, или общее, право.

Юридический прецедент (судебный или административный) — это решение по конкретному делу (судебному или административному), ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем.

Прецедент __________появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья (или должностное лицо исполнительного органа власти) либо суд в полном составе (или государственный орган в целом) принимает решение по делу. При этом решение не должно ими приниматься на пустом месте или в соответствии с настроением судей (или должностных лиц). Они обязаны руководствоваться принципами права, положениями юридической науки, своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями, наконец, житейским опытом. Если данное решение окажется эталоном для решения подобных дел, то оно становится прецедентом. Однако для этого необходима достаточная информированность о данном решении. Обычно таковая достигается, когда решение выносится судом высшей инстанции и публикуется.

Прецедентное право (его еще называют судейским-правом) имеет много достоинств, и сегодня оно используется довольно широко по следующим причинам:

1) прецедент — это результат логики и здравого смысла, использование которых, как правило, приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;

2) прецедент обладает большой убедительностью, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством доказательств;

3) прецедент характеризуется значительно большим динамизмом, нежели нормативный акт: ведь судья в своем решении способен отразить изменения, происходящие в жизни.

Но прецедентное право страдает и недостатками. Вот они:

1) прецедент не имеет того авторитета, а следовательно, и обязательности, которая присуща нормативному акту;

2) прецедент допускает возможность произвола;

3) объем действия прецедента не определен.

Однако эти недостатки не позволяют отвергнуть прецедент как источник права. Они лишь подчеркивают, что в использовании юридического прецедента нужно соблюдать меру.

III. Нормативный акт. Как источник права — это наиболее позднее творение человеческого разума. Но несмотря на это, он становится все более и более распространенным даже в тех странах, где традиционно большую роль играют другие источники права (в арабских странах — религиозные воззрения, в странах Британского Содружества Наций — прецедент). И не случайно. Нормативный акт — очень удобная форма права, поскольку обладает многими достоинствами:

1) нормативные акты позволяют быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни. Они могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме и менены, а то и отменены;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap