Теория Портера



В 1991 г американский экономист Майкл Портер опубликовал книгу «Конкурентные преимущества стран, в которой он предложил новый подход к анализу развития международной торговли.

Для успеха на мировом рынке необходимо сочетание правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны. М Портер выделяет четыре детерминанты конкурентного преимущества страны, так называемый национальный ромб, раскрывающий главные свойства (детерминанты) экономики, формирующие конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны.

Страна располагает конкурентным преимуществом только тогда, когда обладает не одним, а всеми элементами ромба.

К основным детерминантам конкурентных преимуществ относятся следующие.

Факторные условия — наделенность страны (фирмы) следующими факторами производства:

■ человеческие ресурсы — количество, квалификация и стоимость рабочей силы, норма рабочего времени, трудовая этика;

■ физические ресурсы — количество и качество полезных ископаемых, воды, земельных участков, лесных ресурсов, ресурсов гидроэнергетики и т.д., географическое положение и климатические условия страны;

■ инфраструктура — транспортная система, система связи, почтовая связь, система коммуникаций, здравоохранения и т.д.;

■ ресурс знаний — ресурсы, которые концентрируются в институтах и университетах, а также в научно-исследовательских институтах, банках данных;

■ денежные ресурсы — капитал, который может быть направлен в производство.

Условия спроса представлены тремя составляющими:

а) структура внутреннего спроса;

б) величина и характер роста внутреннего спроса;

в) интернационализация спроса.

Поддерживающие отрасли — это отрасли-поставщики, имеющие связи с производителями при поставке комплектующих изделий, полуфабрикатов и т.д. Следовательно, если поставщики будут также динамичны, как и потребители их товаров, если они будут вести исследования, стремиться к прогрессивному изменению структуры производства, выпуску современной продукции, то это будет давать результаты и для фирмы-потребителя. Соответственно, это оказывает положительное воздействие на конкурентные преимущества фирмы-производителя.

Родственные отрасли — это отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе формирования цепочки ценностей, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими технологиями (например, производство фотоаппаратов и пленок, производство компьютеров и программного обеспечения).

Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты подразумевают наличие мотивации и эффективной структуры, делает возможным создание и удержание конкурентного преимущества.

Стратегия фирмы оживляет, реализует все предшествующие компоненты. Насколько рационально управление фирмой, настолько структура фирмы соответствует национальному менталитету.

На определение стратегии фирмы и удержания конкурентного преимущества влияют следующие факторы:

■ цели, к которым стремятся люди и управленцы — если в стране эти цели совпадают с источниками конкурентного преимущества, то эффект значителен;



■ структура собственности — естественно, что у крупной компании одни интересы, у мелкой — другие;

■ индивидуальные цели — важную роль имеет система вознаграждений, поощрений, мотивов, социальные ценности, ориентация на труд, отношение в обществе к богатству;

■ влияние национального престижа и национальных приоритетов -некоторые отрасли благодаря сложившейся конъюнктуре рынка могут быть негласно объявлены национальными отраслями, соответственно сюда будет стремиться попасть более квалифицированная часть населения (национальный престиж);

■ конкуренция на внутреннем рынке — ни одна фирма, завоевавшая лидерство на мировом рынке, не достигла его, не побеждая прежде всего на внутреннем рынке. Если существует конкуренция внутри и данная фирма является лидером, то, естественно, на внешнем рынке она также стремится к лидерству. Следовательно, внутренняя конкуренция обеспечивает фирме будущее конкурентное преимущество на внешнем рынке.

К особым детерминантам конкурентных преимуществ относятся случай или случайные события и государственная политика, благодаря которым может произойти изменение в конкурентном преимуществе (усиление или утрата).

При этом, как правило, ни фирма, ни национальное правительство не могут избежать определенных ситуаций, таких как результаты изобретательства; крупные технологические сдвиги; революционное производство; резкое изменение цен на ресурсы; значительные изменения на мировых финансовых рынках (валютные курсы); всплеск мирового или местного спроса; политические решения зарубежных правительств; войны и т.д.

Государство при помощи своей политики может оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций.








sitemap
sitemap