Теория подтипов Гуленко 2



В.Гуленко Теория подтипов: система DCNH



1. Проблема внутритипных различий

Почему люди одного типа такие разные? Этот вопрос уже давно волнует каждого здравомыслящего соционика-практика. Почему два носителя одной и той же психологической системы, имеющей одинаковую структуру, демонстрируют в одной и той же ситуации столь непохожие образцы поведения?Проведите простой эксперимент. Соберите 3-4 человека одного типа, неважно какого именно и специалист какой из школ их определил. Поставьте им какое-либо доступное задание (совместно решить интеллектуальную задачу, разыграть ситуацию и т. д.) и пронаблюдайте за их поведением. И вы увидите, что, несмотря на тождественность типов, одни из них будут более активны, другие более пассивны, одни более находчивые, другие более консервативные и т.д. Самое интересное, что, чем большее количество представителей одного и того же типа вы соберете, тем большее количество различий между ними обнаружите. Таким образом, глубину типологии можно наращивать и дальше.Такое положение вещей не должно удивлять. Аналогичным образом устроены и другие области восприятия. Действительно, разглядывая, например, окрашенную поверхность, в основном цвете краски вы, как правило, увидите тот или иной оттенок, а в услышанном вами звуке музыкального инструмента уловите какой-то характерный призвук — тембр. Вот вы держите в руках печать, которая не меняется со временем, но отпечатки каждый раз получаются разные. Так и в психике реального человека — носителя типа практически всегда присутствует примесь какого-то другого типа. Вот эту примесь я и называю подтипом, или вариантом типа.С подобным явлением мы встречаемся и в других науках. Вспомните изомерию — способность химических соединений, не меняя своего состава, образовывать вещества с различными свойствами. Варианты типа — не что иное, как своеобразные психологические изомеры. Как вполне нормальное явление воспринимается и существование подвидов в рамках биологического вида.Своё решение задачи системного описания внутритипных различий я предложил достаточно давно — ещё в конце 80-х. В данном докладе я хотел бы изложить современное состояние проблемы.Чисто теоретически подтипная задача решается двумя путями.Первый путь пролегает через введение специальных дихотомий. По отношению к привычным общетипным дихотомиям они носят конкретизирующий характер, выступая тем самым в качестве факторов нижнего уровня. Эту методику я называю комбинаторно-дихотомической.Второй путь предполагает рассматривать усиление тех или иных функций в рамках классической социомодели. Дело в том, что выраженность (она же проявленность) функции не равна её расположенности — иерархическому месту в структуре психики. Одинаково расположенные, то есть занимающие одну и ту же позицию в социомодели функции, могут иметь совершенно разную степень выраженности. Это обстоятельство, согласно идеологии данного подхода, и формирует подтипные особенности в поведении. Такую концепцию в отличие от вышеупомянутого комбинаторно-дихотомического подхода можно назвать функционально-позиционной.Комбинаторно-дихотомическая и функционально-позиционная концепции не противоречат одна другой, а дополняют друг друга. Поэтому специалисты Школы гуманитарной соционики применяют оба этих подхода. Всё зависит от цели, которую ставит перед собой исследователь.Еще один важный предварительный вопрос, который нельзя обойти вниманием: сколько всего подтипов надо выделять? Ответ таков — количество подтипов должно быть не меньшим, чем средний размер групп, с которыми вы имеете дело. В малых группах — нижнем звене коллективной иерархии — достаточно различать от четырёх до восьми подтипов базового типа. Если же придётся иметь дело с соционом — целой системой тесно взаимодействующих малых групп, представляющим собой высшее звено коммуникативной организации, то на повестку дня неизбежно становится вопрос о том, чтобы в каждом типе различать примесь или оттенок всех 16 социотипов.

2. Как выделить четыре подтипа



Эта степень детализации востребована тогда, когда перед вами, например, стоит проблема выбора одного из трёх-четырех однотипных кандидатов на вакантную должность или же несколько представителей одного и того же типа работают вместе и вам надо решить, кого из них назначить главным и т.д.Да и в личной жизни порой приходится делать выбор в пользу одного из нескольких знакомых дуалов. Каждый из них хорош по-своему, поэтому хочется сохранить их всех. Но даже если вы намереваетесь общаться с ними всеми, то должны для себя разобраться, в каком порядке встречаться, как интенсивно должно протекать общение в каждом случае, какие задачи решать с этим дуалом, а какие — с тем и т.д. Отказавшись расставить приоритеты, вы внесёте в коммуникативную систему хаос, и она со временем разрушится.

2.1. Три пары полярностей

Первая полярность: контактность/дистантность.Первый её полюс означает преобладание потребности в общении, а второй — потребности в дистанцировании. В категорию контактных людей попадут ярко выраженные экстраверты, а также экстравертированные интроверты. Дистантными будут соответственно ярко выраженные интроверты, но также и избегающие интенсивных контактов интровертированные экстраверты. Шкала вертности, таким образом, расщепляется на четыре внутренние градации.Вторая полярность: терминальность/инициальность.Под терминальностью я понимаю способность доводить начатое до конца и склонность к упорядочиванию. Под инициальностью — противоположную способность инициировать, легко переключаться и сопутствующая неупорядоченность в вещах и делах. Как вы видите, это конкретизация привычной дихотомии рацио/иррациональность. Было бы неверным думать, что у любого рационала дома царит порядок, и он всё чётко планирует, а любой иррационал разбрасывает вещи и тяготится планированием. В действительности между крайними полюсами часто встречаются две промежуточные градации.К терминальным людям принадлежат, во-первых, ярко выраженные рационалы, и, во-вторых, упорядоченные иррационалы. Инициальным поведением будут обладать ярко выраженные иррационалы, а также неупорядоченные рационалы.И третья, добавочная полярность — коннективность/игноративность.В основу этой шкалы положена чувствительность к изменениям внешней среды. Коннекторы очень чувствительны к таким переменам, а игнораторы, как говорит само название, способны не обращать на это внимания.Данная полярность является подтипным уточнением классической дихотомии динамика/статика.Комбинируя эти три шкалы, получаем следующие четыре подтипа:- контактный, терминальный, коннективный — доминантный подтип (D)- контактный, инициальный, игноративный — креативный подтип (C)- дистантный, терминальный, игноративный — нормирующий подтип (N)- дистантный, инициальный, коннективный — гармонизирующий подтип (H)

2.2. Усиление пары функций



— Усиление линейно-напористых функций (E и P), какую бы позицию эта пара не занимала в рамках социомодели, формирует доминантный подтип.- Усиление гибко-разворотливых функций (I и F) ведёт к возникновению креативного подтипа.- Усиление уравновешенно-стабильных функций (L и R) даёт нормирующий подтип.- Усиление восприимчиво-адаптивных функций (S и T) — гармонизирующий подтип.Эти функции усиливаются именно попарно, поскольку обладают близкой энергетикой.

2.3. Модели поведения в автономной группе

Четыре вышеназванных подтипа выявляются также экспериментально. Это делается при помощи наблюдения за моделями поведения участников автономной группы из четырёх тождественных типов. Доминантный лучше других справится с ролью лидера, креативный — генератора идей, нормирующий — доводчика, гармонизирующий — корректора.Рабочая группа ШГС проверяла наличие этих неформальных ролей в целом ряде экспериментов, проведённых на протяжении 2006 года.Если в группе не четыре, а три человека, то в одном человеке совмещаются две роли. Чаще всего, лидера и генератора идей, доводчика и гармонизатора, так как они ближе по энергетике. Хотя в жизни встречаются любые, самые невероятные комбинации.Если же малая группа состоит из разных типов, то на распределение ролей начинает влиять не только подтипный, но и типный фактор. Однако общетипный фактор, как свидетельствуют наши наблюдения, в условиях тесного общения на близкой дистанции является скорее фоновым, чем определяющим.

2.4. Тестовые ситуации

Подтип выявляется и через фиксацию поведенческих реакций человека на специализированные тестовые ситуации. Попав в такую ситуацию, испытуемый вынужден проявлять такие качества, как настойчивость или находчивость, смекалку или уступчивость. Это прикладное направление ещё только начинает создаваться. Первоочередной его задачей является подбор таких заданий, которые одинаково эффективно могут решаться любым из четырёх способов, или же, наоборот, чётко специализированных по способу решения.

3. Как сказываются подтипы на интертипных отношениях?

Безусловно, их влияние значительно, особенно в условиях интенсивных и плотных контактов на ограниченной территории.Однако вначале выстроим саму систему отношений, возникающих между подтипами в рамках автономной четырёхтипной группы. Нагляднее всего получается их описать двумя следующими полярностями:- по наличию лидера: симметричные отношения (равные, без определённого лидера) против асимметричных (неравных, требующих фиксированного лидера);- по направленности связи: притягательные отношения против отталкивающих;- по месту и времени действия (дополнительная полярность): последовательные отношения против отношений параллельного действия.Хочу подчеркнуть, что приведённые выше характеристики отношений являются не растяжимыми абстракциями, а вполне проверяемыми экспериментально достаточно конкретными параметрами.Комбинируя эти полярности, получаем следующую картину:- Симметричные притягательные отношения. Условно называются подтипная дуальность. Возникают между противоположными подтипами. Носят гармонизирующий, сглаживающий характер. Вначале складываются трудно, но затем партнёры всё больше начинают ценить преимущества разделения труда, которые предоставляют им эти отношения. Чем жестче условия существования, тем они прочнее.- Симметричные отталкивающие отношения. Называются подтипное тождество. Их характер — креативность. Возникают между одинаковыми подтипами. Вначале вызывают обоюдный подъём, но со временем в диаде нарастают разногласия и наступает взаимное разочарование. Проверку на прочность, как правило, не проходят. Полезны для дублирования, резервирования, подготовки смены.- Асимметричные притягательные отношения. Рабочее название — подтипный заказ. Их характер включающий, подталкивающий, односторонне активизирующий. D-подтип доминирует над C-подтипом. Тот доминирует над N -подтипом. Нормирующий, в свою очередь, доминирует над H-подтипом. А гармонизирующий парадоксальным образом влияет на доминантного участника. Тем самым круг замыкается. Эти отношения являются главным ускорителем групповой динамики.- Асимметричные отталкивающие отношения. Для их наименования будем использовать условное название подтипная ревизия. Носят характер нормирования, удержания в рамках, одностороннего торможения. Направлены в противоположную сторону по сравнению с заказом. Полезны с точки зрения коррекции, исправления ошибок. Доминантный ревизует гармонизирующего. Гармонизирующий ревизует нормирующего. Нормирующий тормозит и корректирует креативного. А креативный — доминантного. И здесь происходит замыкание контура, только в обратную против главного вектора сторону.

А теперь краткие выводы по специализации интерподтипных отношений:- тождественные подтипы способствуют интеллектуальному развитию (понимание, обучение, генерация идей в своей области);- заказные подтипы наиболее подходят для социальной активности, интенсивной работы, экспансии вовне;- ревизные подтипы специализированы на психологическую стабилизацию, балансировку мечты и реальности, наиболее подходят для дружбы, воспитания;- дуальные подтипы дают физическую совместимость (быт, интимные отношения).

4. Следующий шаг — выделение восьми подтипов

Эта задача становится актуальной тогда, когда группа увеличивается до 7-8 человек.Для различения восьми подтипов добавляется дополнительная шкала — первичность/вторичность, которая отражает иерархию личностных потребностей.Следует заметить, что теоретически таких различий должно быть семь (включая уже известные три полярности). Однако описание всего спектра подтипных дихотомий не является предметом данного доклада.Любой тип поведения по очерёдности удовлетворения общегрупповых потребностей может быть как первичным, так и вторичным. Первичные потребности — это потребности конкретного, текущего характера (пища, здоровье, крыша над головой, семья, интимность и т.д.). Вторичные потребности — глубинные, высшие (карьера, социальный статус, духовный мир, познание и т.д.). Какие-либо опросники с использованием этой шкалы пока ещё не созданы.Экспериментально эти подтипы выводятся через внутреннюю роль в восьмеричной тождественной группе.- Доминирование по первичным потребностям порождает внутригрупповую роль Мотиватор (психологи её называют неформальный лидер), а по вторичным потребностям — роль Двигатель (формальный лидер).- Креативность по первичным потребностям способствует взятие на себя роли Контактора, а по вторичным — роли Инноватора группы.- Нормирование по первичным потребностям даёт роль Совесть группы, а по вторичным — Координатор.- И, наконец, первичная гармонизация приводит к роли Оформитель, а вторичная — Эксперт.

Чаще всего наша школа определяет восьмеричный подтип не дихотомически, а через усиление одной из восьми функций соционической модели. Здесь я вывел следующую закономерность.- Усиление функции Е формирует демонстративно-артистическое поведение. Соответствует первичному доминированию — через эмоциональный прессинг, умение вдохновить или напугать. Первичное доминирование у животных связано с яркой окраской, криками, выразительной мимикой и жестами.- Усиление функции Р формирует застревающее поведение. Этот способ доминирования является вторичным. Это деловые лидеры, которые упорно и настойчиво добиваются своего.Обе эти модели поведения нередко встречаются совместно, комбинируясь по принципу ролевой маски. Это свидетельствует о том, что доминирование, хотя и проявляется через две разновидности, но всё же является цельным процессом.- Усиление функции F формирует возбудимое поведение. Это трактуется как первичная, инстинктивная креативность. Она даёт нестандартное быстрое решение в экстремальной, критичной для выживания ситуации.- Усиление функции I формирует аффективно-лабильное поведение. Это вторичная креативность, связанная с интеллектуальной фантазией, нестандартными идеями, направленными не на выход из тупиковой ситуации, а на решение проблем будущего.Обе эти функции нередко работают в связке как две стороны единого инновационно-внедренческого процесса.- Усиление функции R даёт тревожно-мнительное поведение. Это первичное нормирование, не требующее формальной фиксации правил, основанное на традиции.- Усиление функции L приводит к формированию формально-педантичного поведения. Оно является вторичным по характеру удовлетворения общегрупповых потребностей. Основывается на регламенте, инструкциях, официальных законах.Обе эти модели поведения могут действовать совместно, усиливая друг друга. Совестливость и педантичное отношение к своим обязанностям рассматриваются как две стороны нормирующего поведения.- Усиление функции S ведёт к формированию астено-невротического поведения. Это первичная, витальная гармонизация, связанная с ценностью телесного комфорта.- Усиление функции Т формирует отгороженное и самопогруженное, вплоть до аутизма поведение. Это гармонизация вторичного, духовно-ментального плана.Обе эти модели поведения эквивалентны, то есть нередко развиваются совместно и усиливают друг друга. Известно, что для медитаций ума нужно расслаблять тело.Если двигаться дальше согласно нашему алгоритму, то следующей ступенью подтипной детализации будет 16 подтипов. С ними я сталкиваюсь пока что лишь при решении задач профориентации, когда приходится подбирать человеку профессию на стыке разных сфер деятельности. Этот наиболее сложный уровень будет рассмотрен в наших последующих работах.

 

Статья взята с сайта www.socionics.kiev.ua 








sitemap
sitemap