Теория подкрепления В. Скиннера



Заметный вклад в развитие учения о механизмах побуждения человека к труду внесли разработки Б. Скиннера, предложившего в 1938 г. теорию усиления мотивации (теорию подкрепления), суть которой сводится к следующему. Поведение людей определяется их прошлым опытом. Следовательно, работники предпочитают задания, выполнение которых в прошлом влекло за собой позитивные результаты. Схематически механизм поведения, в соответствии с теорией Б. Скиннера, можно представить в виде схемы:

стимулы > поведение > последствия > будущее поведение.

Практические советы для менеджеров, согласно процессуальной теории подкрепления Б. Скиннера, сводятся к следующему:

1. Не вознаграждайте всех одинаково. Вознаграждение лишь в том случае дает позитивный эффект, если оно зависит непосредственно от деятельности подчиненного. Одинаковое для всех вознаграждение поощряет плохую или среднюю работу.

2. Неполучение вознаграждения также является фактором воздействия на подчиненных. Менеджеры могут влиять на сотрудников как действием, так и бездействием. Например, если человек, заслуживающий похвалы, не получит ее, то в следующий раз он будет работать хуже.



3. Объясните сотрудникам, что он должны сделать, чтобы их поощрили. Четкое определение стандартов деятельности позволяет работникам своевременно и правильно ориентировать собственное поведение на получение вознаграждения и улучшить достижения.

4. Покажите людям, что именно они делают неправильно. Если сотрудник лишен вознаграждения без соответствующих объяснений, это вызывает у него недоумение и обиду. Кроме того, он не сможет в этом случае своевременно исправить ошибку.

5. Не наказывайте подчиненных в присутствии других сотрудников, особенно хорошо им знакомых. Публичный выговор — эффективное средство воздействия на подчиненных, но это унижает их достоинство и может стать причиной обиды на менеджера не только пострадавшего, но и других членов группы. трудовой мотивация атрибуция аткинсон

6. При вознаграждении сотрудников будьте честны и справедливы. Последствия любого поведения должны быть адекватны ему. Люди должны получать такое вознаграждение, которое заслужили. Как незаслуженное вознаграждение, так и заработанное, но не полученное работником, снижают его мотивацию и в целом подрывает доверие к менеджеру.



Несмотря на критику теории Б. Скиннера за ее некоторую упрощенность и игнорирование внутренних, психологических стимулов, она достаточно успешно используется в практике управления. Прикладными методами теоретических исследований Б. Скиннера и разработок, основанных на его идеях, явились многочисленные системы материального стимулирования признания заслуг, распределения прибыли, а также “ситуативный менеджмент”, в соответствии с которым стали широко использовать в системах управления трудом и материальные стимулы, и социальные побудительные факторы.

Обобщая сказанное, следует заключить, что использование и дальнейшая разработка содержательных и процессуальных теорий мотивации является необходимым элементом создания действенного мотивационного механизма в рыночных условиях хозяйствования. Работа в этом направлении в Украине в последние годы заметно активизировалась как в теоретическом, так и в практическом плане. Однако требуется еще немало усилий ученых и практиков для того, чтобы новые формы и методы мотивации, соответствующие нынешним условиям, привели к желаемым результатам.










sitemap
sitemap