Теория организации (курсовая работа)



6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ»

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Курсовая работа является одной из обязательных основных форм самостоятельной работы студента заочной формы обучения по тем или иным блокам дисциплин, определяемая учебным планом. Она выполняется по учебному графику и должна быть представлена для проверки в строго указанное время.

Курсовая работа призвана систематизировать знания, умения и навыки студентов по отдельным дисциплинам, выявить степень усвоения темы и умения обучающихся находить необходимую литературу, оформлять результаты наблюдения и формировать элементарные исследовательские качества будущего специалиста. В целом курсовая работа развивает такие необходимые для саморазвития и самообразования навыки, как умение работать со специальной литературой, справочниками, периодическими изданиями, Интернетом, а также содействует организованности, дисциплинированности, инициативности, активности в решении поставленных задач.

Курсовая работа регистрируется референтом, проверяется и рецензируется преподавателем, затем публично защищается студентом. Отсутствие контрольной работы или несвоевременное представление преподавателю является основанием для недопуска студента к соответствующей форме контроля (экзамен, зачет). К экзамену студент допускается после получения им зачета по контрольной работе. Если преподавателем сделаны замечания, их необходимо устранить, только после повторной проверки студенту выставляется зачет.

Курсовая работа оформляется как отдельный вид и хранится в архиве вуза согласно законодательству в течение нескольких лет.

Выбор темы курсовой работы

Из всех вариантов тем, предложенных кафедрой, студент выполняет один из вариантов, соответствующий начальной букве его фамилии.

Начальная буква фамилии студента

Номер темы

Начальная буква фамилии студента

Номер темы

А

28, 42

П

14, 26

Б

27, 13

Р

13, 27

В

26, 14

С

12, 28

Г

25, 15

Т

11, 29

Д

24, 16

У

10, 30

Е

23, 17

Ф

9, 31

Ж

22, 18

Х

8, 32

З

21, 40

Ц

7, 33

И

20, 1

Ч

6, 34

К

19, 2

Ш

5, 35

Л

18, 41

Щ

4, 36

М

17, 8

Э

3, 37

Н

16, 10

Ю

2, 38

О

15, 25

Я



1, 39

Студент обязан:

Согласно правилам распределения тем, установленным вузом, выбрать вариант работы и зарегистрировать.

Определить основные этапы работы

После выбора варианта изучить основную и дополнительную литературу.

Проанализировать примерный план, предложенный руководителем, и составить свой план работы над вариантом темы.

Определить структуру курсовой работы (введение, основной раздел, состоящий из нескольких параграфов или частей, заключение, список литературы, приложение).

Посещать консультации преподавателя.

Раскрыть содержание темы и изложить научным языком.

Сдать работу по графику и защитить ее публично.

Этапы выполнения курсовой работы:

Изучение основной литературы, предложенной преподавателем.

Самостоятельный поиск дополнительной литературы (работа в библиотеке и медиатеке).

Оформление картотеки по теме курсовой работы.

Выделение ключевых проблем и вопросов темы.

Работа над научно-понятийным аппаратом (терминологические словари, справочники).

Определение структуры курсовой работы.

Составление плана работы. (чуть ли не главное!!!!)

Выбор формы изложения.

Сбор материала, составление карточек, решение задач и структурирование работы.

Работа над введением.

Выполнение основной части курсовой работы

Поиск доказательства, цитат для подкрепления собственных наблюдений, в том числе из законодательных актов, статистических данных, справочной литературы.

Изложение темы варианта в научном стиле.

Оформление списка литературы.

Оформление результатов самостоятельной работы с учетом требований.

Сдача курсовой работы по графику.

Защита курсовой работы.

Структура курсовой работы

Титульный лист. Страницы контрольной работы нумеруются со второй страницы после титульного листа. На нем должны быть представлены: название вуза, факультета, кафедры, при которой выполняется работа, название контрольной работы, фамилия, имя и отчество исполнителя, курс и факультет, специальность и форма обучения, указывается фамилия научного руководителя (преподавателя дисциплины, по которой выполняется курсовая), его должность, научное звание и научная степень, дата выполнения. После титульного листа следует освещение содержания контрольной работы (Оглавление) обязательно с указанием страниц.

Введение. Во введении содержится научный аппарат, обосновывается актуальность темы, формулируется цель и задачи исследования (которые раскрываются впоследствии в содержании), определяется объект и предмет анализа. В данной части можно отразить этапы изучения темы в науке, место в общей системе, а также приемы и методы исследования. Обычно объем данной части не превышает 2 страниц машинописного текста.

Объект исследования — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Это более широкое понятие, чем предмет исследования. Например: «Объект исследования данной контрольной работы – менеджмент в социальной сфере».

Предмет исследования – более конкретен, это то, что находится в рамках, в границах объекта. Это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект. Предмет исследования чаще всего совпадает или очень близок с его темой. Например: «Предмет исследования – особенности современного менеджмента в социальной сфере».

Цель исследования. В формулировании цели исследования должна быть отражена главная установка, которая решается всей работой. В содержании цели должен быть раскрыт научный смысл всей работы, тот результат, к которому стремится исследователь. Например, в общем виде целями работы могут быть: систематизация и углубление теоретических знаний по избранной дисциплине; их применение при решении конкретных практических задач; приобретение навыков самостоятельной работы; овладение методикой исследования, обобщения и логического изложения материала. Например: «Основной целью контрольной является теоретическое обобщение (осмысление) на основе взглядов отечественных и зарубежных ученых сущности и роли менеджмента в социальной сфере как одного их видов менеджмента, приобретающих сегодня актуальное значение».

Задачи исследования вытекают из его цели и конкретизируют этапы раскрытия темы по главам (разделам). Основные задачи исследования формулируются с применением следующих глагольных форм: «определить, выявить, изучить, оценить, раскрыть, проследить» и т.д.

Основная часть (раздел). В данной части обязательно содержатся теоретические и практические материалы, анализируемые с точки зрения принятых в науке позиций, а также с отражением индивидуальной позиции. Наблюдения подкрепляются конкретными фактами, оформляемыми в виде цитат. Сноски содержат фамилию автора, точное название работы, название издательства, год, страницу (обязательно!). Они оформляются по существующим правилам. Статистические данные также снабжаются ссылками. Объем основной части может быть до 20 стр. рукописного или 10 страниц машинописного текста в зависимости от характера дисциплины, по которой выполняется курсовая работа. Конкретные результаты самостоятельного изучения содержатся в основном разделе и представляют собой самую значимую часть контрольной работы.

Можно порекомендовать основную часть работы студентам начинать с определений основных понятий. Это помогает правильнее структурировать работу и не сбиваться с главной мысли, с изложения материала по теме.

Заключение. Здесь делаются основные выводы исследования, выдвигаются предложения для практического применения результатов исследования. Объем – до 2 страниц рукописного и 1 страницы машинописного текстов.

Список использованной литературы. В нем в алфавитном порядке указываются только те источники, которые непосредственно привлекались при выполнении контрольной работы.

Например. Монографии оформляются следующим образом:

Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. – М.: Высшая школа, 2007. — 254 с.

Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы: Пер. с англ. О.А. Алякринского. – М.: Логос, 2006. — 356 с.

Статьи оформляются по-другому:

Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа / Отв. ред. И.А. Зимняя. Вып.2. М., 2009. – С. 27-45.

Если источник повторяется, то используются формы там же. С. 54, не называя несколько раз одно и то же цитируемое произведение, или Указ. соч. С. 54.

Журнальные статьи:

Тимошенко В.И. Выборы в Государственную Думу: опыт, проблемы // Социально-политический журнал, 2008. — № 2. – С….

Ссылки на Интернет-источники:

Использовать сегодня в своей контрольной, курсовой или дипломной работе информацию, полученную из Интернет-сети, не только разрешается, но и приветствуется, ведь порой это чуть ли единственный источник, позволяющий ознакомиться с литературой по уникальной проблеме оперативно и в полном объеме. Ресурсы системы Интернет позволяют знакомиться с периодическими изданиями в он-лайновом режиме, когда те еще находятся в печати, обсуждать со сверстниками, коллегами, или авторитетами в какой-либо научной области в режиме прямого диалога актуальные проблемы науки или аспекты исследуемой темы, получать доступ к последним источникам на иностранном языке, порой недоступным в библиотеке. В целом это бесценный источник информации.

Понятно, что огромный банк готовых рефератов, контрольных и курсовых также содержится в Интернет-сети. Однако, господа студенты, реферат (курсовая, контрольная), скачанный из этой базы – не панацея и не гарантия высокой (а зачастую, просто положительной) оценки Вашей работы. Во-первых, господа преподаватели – также компьютерно подкованные люди, и заходят на подобные сайты; а во-вторых, — эти рефераты (курсовая, контрольная) часто повторяются и они не лучшего качества, так что порою отличить скачанную из Интернета контрольную от самостоятельно написанной – дело опыта преподавателя.

Все требования, относящиеся к ссылкам и цитатам к обычной литературе, распространяются и на источники, полученные в Сети. Вот один вариант оформления ссылки на Интернет-ресурс:

Российская экономика 2000. Тенденции и перспективы// Институт экономики переходного периода [online]. – 2001. – Вып. 22. [цитировано 29 октября 2002]. С. 229-244. Метод доступа:

Приложение содержит материалы, которые по разным причинам не могут быть представлены в основной части, поэтому не все контрольные работы могут или должны иметь данную часть. Здесь обычно даются графики, диаграммы, таблицы, иллюстративный материал. В общую нумерацию приложение не включается, так как имеет свою систему.

Основные требования к изложению и содержанию

В курсовой работе представляются результаты самостоятельного поиска в рамках учебно-исследовательской работы студента. Курсовая работа должна отражать объективную картину владения студентом материалом, а также уровень его готовности к научному общению в отдельной области будущей специальности.

Способ изложения в курсовой работе должен быть:

точным,

логичным,

аргументированным,

научным, то есть употреблять термины и определения в соответствии с принятым в научном направлении пониманием,



правильным в плане строения фраз или выбора слов,

доказательным,

последовательным,

кратким, то есть без лишних словоупотреблений,

аккуратно оформленным и написанным разборчивым почерком.

Основные требования к использованию и оформлению ссылок и цитат

Особое внимание необходимо уделить изложению материала, почерпнутого Вами их источников других авторов. Конечно, в контрольной или курсовой от Вас не требуется совершения открытий или включения в ее содержания элементов новизны (это прерогатива кандидатской или докторской работы). Однако, заметьте, что в контрольной работе представляются результаты самостоятельного поиска в рамках учебно-исследовательской работы студента. Курсовая работа должна отражать объективную картину владения студентом материалом, а также уровень его готовности к научному общению в отдельной области будущей специальности. А это означает, что в целом Вы, по результатам просмотра работ и научных трудов других ученых, должны составить свой собственный взгляд на проблему, и, излагая материал других авторов, должны либо делать ссылки (если прямо цитируете чужой текст), — например:

«В связи с этим некоторые исследователи подвергают критике положения о ведущей роли личности по отношению к коллективу, трактуя их как нарушение объективного закона о приоритете целого над частью. По их мнению, коллективное начало должно преобладать над индивидуальным».

В каких случаях необходимы такие прямые цитирования? Они необходимы нам для подтверждения собственной мысли, подкрепления своих аргументов высказываниями авторитетных ученых или для контраргументирования положений других известных авторов, с которыми Вы, например, не согласны, и хотите подкрепить свою позицию и т.д.

В ходе изложения возможно и косвенное цитирование. Например:

По мнению автора учебника «Основы социального партнерства» Михеева В.А., социальное партнерство – это не только система общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящаяся на согласовании и защите интересов всех трех сторон трудовых отношений, но и идеологическая доктрина, обосновывающая ориентацию на согласование интересов различных социальных групп.

Косвенные цитирования наиболее уместны во введении, или в методологической, теоретической части работы, когда дается обзор взглядов на проблему основных ученых-авторитетов в данной области.

Во всех иных случаях излагать материал стоит, тщательно его осмыслив после прочтения и выработав свой взгляд на проблему, с чем-то дискутируя, с чем-то соглашаясь, но ОБЯЗАТЕЛЬНО приводя ссылки и цитаты там, где Вы берете чужой текст. В противном случае это называется плагиат, и по закону об авторских правах во всех цивилизованных странах подвергается административному наказанию; в ходе же учебного процесса грозит плохой оценкой, а в некоторых случаях (в ходе дальнейшей научной карьеры — защите кандидатской, в которой замечены случаи заимствования чужого текста) — снятием с защиты без права повторной защиты!

Наша же задача – учиться мыслить самостоятельно и работать цивилизованно.

Требования к оформлению курсовой работы

При оформлении курсовой работы необходимо соблюдение параметра норм, например, должны быть поля 3-4 см для замечаний рецензента, страницы пронумерованы и цитаты представлены точно и оформлены в виде сносок и пр. Материалы, полученные по интернет-сети, выделяются особо.

При выполнении курсовой работы рекомендуется опираться на государственные образовательные стандарты соответствующих специальностей и учебно-методические комплексы дисциплин и учебные программы, а также планы семинарских и практических занятий. Такой подход поможет четко сформулировать ключевые проблемы самостоятельной работы на адекватной основе. Использованные статистические данные обязательно сопровождаются ссылками.

В настоящее время большинство студентов оформляют свои научные произведения на персональных компьютерах, а именно в текстовом редакторе Microsoft Word. Ниже приводятся требования к оформлению контрольных работ, ориентированные на приведенный выше текстовый редактор.

Параметры страницы:

формат А4 (210х297);

ориентация книжная;

поля страницы: верхнее — 2; нижнее — 2; левое — 3; правое — 1,5;

колонтитулы: верхний — 2; нижний — 1,25;

нумерация страниц — по центру, вверху;

Шрифт — Times New Roman, 14 пунктов, обычный (для основного текста). Для заголовков шрифт обычно делают на один размер больше.

Выравнивание по ширине страницы.

Абзацный отступ 1,27 (5 знаков).

Интервал полуторный.

Текст размещается на одной стороне листа.

При использовании иностранных имен и названий лучше использовать язык оригинала (кроме широкоизвестных). Если они приводятся на русском языке, необходимо при первом упоминании приводить в скобках оригинальное написание.

Нумерация начинается по порядку с титульного листа (цифру номера на нем не ставят), на следующем листе ставят цифру -2 и т.д.

Примерный объем для курсовой 15 — 20 стр. (на компьютере)

Если курсовая работа не отвечает указанным требованиям, студенты не допускаются к защите. Особенно серьезным является замечание о том, что не раскрыта тема или содержание не раскрывает основных вопросов темы. В этом случае студенты должны устранить недостатки в указанные сроки и представить работу преподавателю вместе с первой отрицательной рецензией.

Студенты, не защитившие курсовые работы, к экзамену или зачету не допускаются. Повторное рассмотрение работы проводится по графику деканата, сроки устанавливаются в рамках экзаменационной сессии.

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ»

Объект, предмет и метод теории организации.

Место теории организации в структуре управленческих наук.

Основные направления развития теории организаций.

Роль организации в развитии современного общества.

Основные направления развития теории организации и управления.

Заслуги А.А. Богданова в разработке системологии организации.

Учение М. Вебера о рациональной бюрократической организации.

Организация как система. Системные свойства организации.

Внешняя и внутренняя среда организации.

Стадии жизненного цикла организации и необходимость инноваций.

Социальная организация как система. Ее элементы.

Структура и иерархия в организациях.

Стратегия и миссия организации и их взаимовлияние.

Цели организации и их ранжирование.

Социальная организация. Ее особенности. Формы социальных организаций по правовому статусу.

Коммерческие организации и их структура.

Некоммерческие организации и их структура.

Общественные организации и их функции.

Формальные и неформальные организации.

Хозяйственная организация. Виды хозяйственных организаций.

Единичные и групповые организационные формы организаций.

Субъект осуществления управленческой деятельности в организации. Его основные роли.

Общие принципы организации и их роль в управлении организацией.

Статическое и динамическое состояние организации. Принципы статической организации.

Статическое и динамическое состояние организации. Принципы динамической организации.

Система общих законов организации. Их роль в развитии и функционировании организации.

Закон синергии и варианты его реализации.

Специфические законы социальной организации.

Принципы рационализации.

Проектирование организационных систем.

Линейно-функциональная организационная структура управления.

Линейно-штабная организационная структура управления.

Матричная организационная структура управления.

Дивизиональная организационная структура управления.

Организационная культура. Системный подход к анализу организационной культуры.

Субкультура в организациях и ее основные носители.

Роль организационной культуры в формировании надлежащей управленческой культуры.

Современные формы организационной культуры (механизмы участия работников в управлении).



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap