Теория лит-ры билеты



Билет №32. Проблема автора. Автор и герой.

Категория автора считается первой из стержневых в литературе.

Рассматриваются следующие вопросы:

1.Автор как создатель текста.

2.Выделяется образ автора, под которой понимается особая форма проявления авторской позиции. Участие автора в движении сюжета, отношение автора к героям и т.д.

3.Автор в отдельном жанре может быть представлен как библиограф, герой как персонаж, лицо, которое представлено со стороны.

Великий русский ученый Бахтин в своих трудах писал, что автор как таковой понимается как некая ценность, которую нельзя расщепить на атомы, отдельные части. Автору принадлежит удивительное свойство – вненаходимость, т.е нельзя воспринимать автора как простого чела, который о чем то думает и пишет текст. Весь мир худ произведения таков, что он передает со всей полнотой содержание авторской мысли. Говорить об авторе по частям невозможно. Автора нет в самом тексте, его там нельзя найти, причем нет в двух смыслах. Прежде всего текст это объект, человек там не может скрыться, но главное, что произведение искусства  создает художественную духовную реальность, которая выходит за рамки авторской воли и желания, и с этой стороны опять нельзя говорить что в нем присутствует автор.  В литературоведении принято различать автора как физическое, биографическое, психологическое лицо и автора как создателя произведения.

Образ автора может быть выражен в четырех образах:

1.на уровне безличного повествования – это повествование от 3го лица, где голос автора скрывается предельно, повествование стремиться стать информативным, максимально затеняющим авторскую фигуру.

2. автор как повествователь – от 3го лица, ед. числа, узнаваемое в незначительной степени, но при этом голос автора не имеет ярко выраженной интонации, стилистической окраски, по которой мы могли бы вычленить его из потока речи.

3.автор как рассказчик – авторский голос еще более узнаваем. В отличае от повествователя, рассказчик  — с очень характерной манерой речевого поведения – от 1ого лица, ед числа.

4.автор как автобиографический герой – в мемуарном жанре, автор – персонаж. Мы не можем писать о себе с полной искренностью.

Впервые категории автора были изложены в сочинении Аристотеля «Поэтика». В дальнейшем понятие об авторстве неоднократно менялось. Но и у Аристотеля и в средневековье авторство рассматривалось в двух аспектах: а) технологический – совокупность умений, знаний, навыков автора для написания текста. б)автор выступает как субъект, наделенный особым даром. Аристотель полагал, что произведение искусства должно следовать явлениям природы, стремиться их достаточно точно и полно отобразить. Автор и герой: проблема отношения автора к герою (М.М. Бахтин) Литературный герой — персонаж, обладающий  необычным характером, выполняющий позитивную роль в сюжете. Литературный герой подвергается характеристике со стороны автора. Персонажи характеризуются автором: -с помощью совершаемых ими поступков. -с помощью форм поведения и общения -с помощью черт наружности и близкого окружения -с помощью мыслей, чувств, намерений персонажей. У автора должна быть реакция на целого героя. В основе реакции автора на отдельные проявления героя лежит единая реакция на целое героя, и все отдельные его проявления имеют значения для характеристики этого целого. Творческое отношение автора к герою не переживается им в душе, а осуществляется в произведение. Автор творит, но видит свое творение только в предмете, который он оформляет, т.е. видит только становящийся продукт творчества, а не внутренний, психологически определенный процесс его. Три случая отклонения от прямого отношения автора к герою:

1. герой завладевает автором (автор не может найти точки опоры вне героя);

2. автор завладевает героем. Герой такого типа может развиваться в двух направлениях: • герой не автобиографичен и рефлекс автора, внесенный в него, завершает его; • герой автобиографичен, такой герой не завершим, он безконечен для автора, т.е. все снова и снова возраждается;

3. герой является сам своим автором. Герой сам осмысливает свою жизнь эстетически, как бы играет роль, такой герой самодоволен и уверенно завершен. Отношения автора к герою может осложняться за счет эмоционально волевой, познавательной, этической, религиозной установок героя.

Формы авторского присутствия в лирике. Классификация Б.О. Кормана:

В лирике авторское присутствие выражено ярче всего. Классификация Б.О. Кормана:

1. Собственно автор — близок к повествователю в эпосе, это проявляется в тех произведениях, где предметом изображения являются предметы мира. Мир в лирике всегда психологизирован (развернут внутренний мир героя). Степень скрытости автора в тексте: -3 лицо -1 лицо (мн.ч.). «Мы» — обобщенный носитель сознания. В таких текстах форма — наблюдение или размышление.

2. Автор-повествователь — проявляется в тех текстах, где говорится о судьбе человека. В современной классификации эти 2 формы объединяют и говорят о лирическом повествователе.

3. Лирический герой — субъект речи, через которого выражаются биографические и эмоционально-психологические черты автора. Лирический герой — монологическая форма авторского выражения в тексте.

4. Ролевой герой — опосредованное выражение автора в тексте через социокультурный тип прошлого или настоящего. Ролевой герой — диалогическая форма.

5. Поэтический мир — субъективность автора выражается в мире или в изображаемом.

6. Межличностный субъект — форма реализует разные точки зрения на мир.

Билет №33. Проблемы нарратологии.

Нарратология — это теория повествования. Как особая литературоведческая дисциплина со своими специфическими задачами и способами их решения оформилась в конце 60-х годов в результате пересмотра структуралистской доктрины с позиций коммуникативных представлений о природе искусства, о самом модусе его существования. Поэтому по своим установкам и ориентациям нарратология занимает промежуточное место между структурализмом, с одной стороны, и рецептивной эстетикой и «критикой читательской реакции» — с другой. Если для первого в основном характерно понимание художественного произведения как в значительной степени автономного объекта, не зависимого ни от своего автора, ни от читателя, то для вторых типична тенденция к «растворению» произведения в сознании воспринимающего читателя. Нарратологи, стремясь избежать крайностей этих позиций, не отбрасывают самого понятия «глубинной структуры», лежавшей, по их мнению, в основе всякого художественного произведения, но главный акцент делают на процессе реализации этой структуры в ходе активного диалогического взаимодействия писателя и читателя. Фактически на нынешнем этапе своего существования нарратология может рассматриваться как современная (и сильно трансформированная) форма структурализма, поскольку у подавляющего большинства структуралистски ориентированных исследователей 70-х — 80-х годов четко выявилась тенденция к переходу на нарратологические позиции. Основные положения нарратологии: 1) коммуникативное понимание природы литературы; 2) представление об акте художественной коммуникации как о процессе, происходящем одновременно на нескольких повествовательных уровнях; 3) преимущественный интерес к проблеме дискурса; 4) теоретическое обоснование многочисленных повествовательных инстанций, выступающих в роли членов коммуникативной цепи, по которой осуществляется передача художественной информации от писателя к читателю, находящихся на различных полюсах процесса художественной коммуникации. Коммуникативная природа литературы (как и всякого другого вида искусства) предполагает: 1) наличие коммуникативной цепи, включающей отправителя информации, сообщения (коммуниката), т. е. автора литературного произведения; сам коммуникат (в данном случае литературный текст); получателя сообщения (читателя); 2) знаковый характер коммуниката, требующий предварительного кодирования знаков текста отправителем; 3) систему обусловленности применения знаков, т. е. закономерно детерминированной соотнесенности, во-первых, с внелитературной реальностью и, во-вторых, с художественной традицией как системой принятых литературных конвенций. Последние два условия и делают в принципе возможным сам процесс коммуникации, позволяя читателю содержательно интерпретировать литературный текст на основе собственного жизненного опыта и знания литературной традиции, т. е. на основе своей литературной компетенции. Нарратологи концентрируют внимание на том факте, что художественное произведение, даже в своих формальных параметрах, не исчерпывается сюжетом в строгом понимании этого термина. Если исходить из старого, введенного русскими формалистами определения, что фабула — это ЧТО рассказывается в произведении, а сюжет — КАК это рассказывается, то понятие сюжета оказалось недостаточным, и в этом КАК было выделено два аспекта. Во-первых, формальная структура повествования, касающаяся способа подачи и распределения повествуемых событий (строго хронологического или ахронологического изложения фактов и ситуаций, последовательности, причинности и связности событий), времени, пространства и персонажей; и, во-вторых, способы подачи этой формальной структуры с точки зрения прямого или косвенного диалога писателя с читателем. В принципе, поиски формальных признаков писателя и читателя внутри художественного произведения — свидетельство желания объективировать коммуникативный процесс во всех его звеньях с точки зрения повествовательного текста. Насколько это желание отражает действительное положение вещей — другой вопрос. Оценивая в целом современное состояние нарратологии, приходится констатировать, что в ее теориях значительно больше чисто логических предположений о должном, чем непосредственного наблюдения над эмпирическими данными, фактами, полученными в результате тщательного и беспристрастного анализа.

Билет №34. Литературоведение на современном этапе.

Литературоведение на современном этапе представляет собой очень сложную и подвижную систему дисциплин. Различают три главные отрасли литературоведения: теория литературы, история литературы и литературная критика.

Важнейшей частью литературоведения является поэтика — наука о структуре произведений и их комплексов: творчества писателей в целом, литературного направления, литературной эпохи и т. д. Поэтика соотносится с основным отраслями литературоведения: в плоскости теории литературы она даёт общую поэтику, т. е. науку о структуре любого произведения; в плоскости истории литературы существует историческая поэтика, исследующая развитие целых художественных структур и их отдельных элементов (жанров, сюжетов, стилистических образов и т. д.); возможно применение принципов поэтики в критике. Во многом аналогичное положение занимает в Л. стилистика художественной речи: она может входить в теорию литературы, в общую поэтику (в этом случае она представляет собой исследование одного из уровней структуры, а именно — стилистического и речевого уровня), в историю литературы (например, язык и стиль данного течения и направления), а также в литературную критику (стилистические штудии современных произведений почти во все времена составляли одну из излюбленных функций критики).

Для Л. как системы дисциплин характерна не только тесная взаимозависимость всех её отраслей (так, критика опирается на данные истории и теории литературы, а последние учитывают и осмысляют опыт критики), но и возникновение дисциплин второго ряда. Существуют теория критики, история критики, история поэтики (следует отличать от исторической поэтики), теория стилистики художеств. речи и т. д. Характерно также передвижение дисциплин из одного ряда в другой: так, критика со временем становится материалом истории литературы, исторической поэтики и др. наук. Наряду с названными выше основными дисциплинами Л. существует множество вспомогательных: литературоведческое архивоведение, библиография художественная и литературоведческая литературы, эвристикапалеографиятекстология, комментирование текста, теория и практика эдиционного дела и др. В середине 20 в. усилилась роль математических методов, особенно статистики, в Л., преимущественно в стиховедении, стилистике, текстологии, фольклоре, где легче выделяются соизмеримые элементарные отрезки структуры. Вспомогательные дисциплины — необходимая база основных; вместе с тем в процессе развития и усложнения они могут выявлять самостоятельные научные задачи и приобретать самостоятельные культурные функции.

Многообразны связи Л. с др. гуманитарными науками, одни из которых служат его методологической базой (философия, эстетика), другие близки к нему по задачам и предмету исследования (фольклористика, общее искусствознание), третьи общей гуманитарной направленностью (история, психология, социология). Многоплановы связи Л. с языкознанием, основанные не только на общности материала (язык как средство коммуникации и как строительный материал литературы), но и на некотором соприкосновении гносеологических функций слова и образа и некоторой аналогичности их структур. Слитность Л. с др. гуманитарными дисциплинами фиксировалась прежде понятием филологии как синтетической науки, изучающей духовную культуру во всех её языково-письменных, в том числе и литературных проявлениях (в середине 20 в. это понятие передаёт обычно общность двух наук — Л. и лингвистики; в узком же смысле оно обозначает текстологию и критику текста).



sitemap
sitemap