Теория Личности Альфреда Адлера



Теория Личности Альфреда Адлера.

Альфред Адлер – знаменитый австрийский психолог и психиатр, стоящий на одной ступени с такими известными парнями как Фрейд и Юнг.

Альфред считал, что поведение и жизнь определяют не врожденные влечения и архетипы, а чувство общности с другими людьми.что человек имеет внутреннюю, собственную природу, оказывающая главное влияние на формирование личности.

Адлер отдавал главную роль стремлению сохранить свою индивидуальность на протяжении всей жизни, при этом осознавать и развивать ее.

Еще одной важной ролью в его исследованиях является идея о так называемом, творческом Я. Адлер считал, что Я – это некоторая субъективная и индивидуализированная система, способная менять направление развития личности, и основывающаяся на приобретенном опыте человека и придавая ему различный смысл.

Адлеровская теория личности – это хорошо структурированная система, состоящая из нескольких основных положений:

стремление к превосходству;



общественный интерес;

фиктивный финализм;

чувство неполноценности;

стиль жизни;

творческое Я.

По теории Адлера чувство неполноценности и стремление к превосходству – это некоторые источники энергии личности. Они считаются позитивными и способствующими к личностному росту и самосовершенствованию. Чувство неполноценности в человеке стимулирует его к желанию побороть свой недостаток, а стремление к превосходству в свою очередь зарождает желание быть лучше всех, стать более умелым и знающим.

Чувство общности или общественный интерес играет такую же не маловажную роль и является одним из трех врожденных бессознательных чувств. Однако это чувство может остаться так и неразвитым в течении всей жизни, которое влечет за собой асоциальный стиль жизни, неврозы и конфликты, которые возникают у человека. По теории Адлера это чувство надо развивать с самого рождения близкими взрослыми, прежде всего матерью. У детей-сирот, детей, которые были отвергнуты их матерями, но также у избалованных детей чувство общности не имеет развития.

Альфред говорил, что все люди в жизни ориентируются на основе конструкций и фикций. Все мотивы человеческих поступков определяются надеждами на будущее, а не основываются на опыте из прошлого.

Таким образом, конечная цель это – идеал, в большей степени, который невозможно реализовать, но являющейся некоим стимулом стремления человека. Адлер утверждал, что на человека, находящимся в полном здравии и сознании, фиктивные надежды не влияют, и он способен увидеть жизнь и свое будущее, такими, какими на самом деле они являются. Для невротиков же это становится невозможным.

Самой важной структурой в своей теории Адлер считал стиль жизни. По его убеждению семья, люди, окружающие его с самого раннего возраста имеют важнейшее значение в формировании личности.

Адлер считал, что ребенок не рождается уже с готовыми структурами личности, а только с прообразами их, формирующиеся в течении жизни.

Творческое Я — является некой частью для формирования человеком своего жизненного стиля, своей личности, создаваемую им из наследственности и своего опыта. Творческое Я, с точки зрения Адлера, помогает человеку воспринимать все факторы окружающей среды и переносить их в личность, единичную и неповторимую. Адлер говорил, что оно приносит в жизнь человека не только смысл и цель, и средства для достижения этой самой цели. Тем самым он видел, что формирование цели в жизни, ее стиля, это части творчества, придающие личности человека уникальность, неповторимость и дает рычаги управления своей судьбой самому человеку.

Адлер считал, что люди это не управляемые какими то внешними силами фигурки, а они способны самостоятельно создавать свою жизнь.

Все эти чувства Адлер называет стимуляторами, как индивидуального развития, так и всего общества в целом, за счет саморазвития и открытий отдельных людей. По его мнению имеет место и специальный механизм, который помогает развиваться этим чувствам. Он назвал ее «компенсацией».

Альфред Адлер и его теория личности определяет четыре вида компенсации: сверхкомпенсация, полная компенсация, неполная компенсация и мнимая компенсация. Именно соединение некоторых видов компенсации с уровнем развития чувства общности и стилем жизни, помогло ему создать одну из первых типологий развития личности.

Адлер в своей теории личности описал, как определенно развитое чувство общности помогает человеку адекватно воспринимать окружающее, определяя при этом социальный стиль жизни.

Люди, имеющие неполную компенсацию, не чувствуют, или чувствуют в меньшей степени свою ущербность, благодаря тому, что они компенсируются за счет других, сверстников, от которых они менее отгорожены. Это играет огромную роль в случае с физическими дефектами, когда они могут быть причиной изоляции ребенка от сверстников и давать возможности полной их компенсации, тем самым остановить рост его, как личности и остановить самосовершенствование.

При своей сверхкомпенсации, люди пытаются превратить обладание какими то знаниями и умениями на пользу человечества, это желание превосходства не выливается в агрессию против людей. Адлер умело приводил в пример Демосфена, который преодолел свое заикание, Рузвельта, поборовшего свою физическую слабость и другие великие личности как примеры именно такой сверхкомпенсации.

Обратной стороной данного утверждения является то, что неразвитое чувство общности у ребенка, еще с раннего детства формируются различного характера невротические комплексы, приводящие к отклонениям при развитии их личности. Таким образом, к комплексу неполноценности приводит именно неполная компенсация.

В свою очередь этот комплекс несет за собой изменения жизненного стиля, внося в него некую тревожность, неуверенность в себе, зависть. При невозможности победить свои дефекты, в большинстве случаев физические, происходит мнимая компенсация, при наличии которой, ребенок, а потом и взрослый человек, спекулирует своим недостатком, извлекая некоторые привилегии из внимания и сочувствия, окружающего его. Данный вид компенсации является не совершенным, потому что препятствует личностному росту, формируя при этом завистливую, эгоистическую личность.

У людей без развитого чувства общности в совокупности со сверхкомпенсацией, стремление к самосовершенствованию превращается в невротический комплекс власти, господства и доминирования. Эти люди направляют свои знания в стремление порабощения, получения власти над людьми. Они не думают о пользе обществу, а наоборот, о своей собственной выгоде.

Яркими представителями данного вида Адлер считал Наполеона, Гитлера, Нерона и много других тиранов, не только в масштабах страны, но и собственной семьи. При этом он утверждал, что из избалованных детей вырастают самые жестокие и авторитарные люди.

Чтобы преодолевать все трудности и достичь совершенства необходимо обладать таким качеством, как кооперация, то есть умение сотрудничать с другими. Только так человек способен перебороть свое чувство неполноценности и быть полезным для всего общества. Он говорил, что человек никогда не станет невротиком, если умеет сотрудничать с другими, а причиной всех невротических и не приспособленных стилей жизни, является недостаток кооперации.

То есть Адлер явно не был антикорпоративщиком, как вы понимаете.








sitemap
sitemap