Теория и методология рекреационной географии



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА

ФАКУЛЬТЕТ СЕРВИСА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория и методология рекреационной географии»

Направление подготовки: 100400.68 «Туризм»

Профиль подготовки:

«ТУРИЗМ: ЭВОЛЮЦИЯ, СТРУКТУРА, МЕНЕДЖМЕНТ, МАРКЕТИНГ»

Квалификация (степень) выпускника: МАГИСТР

Форма обучения: очная

Курс … (… семестр)

Калининград 2011

Содержание учебно-методического комплекса дисциплины

«Теория и методология рекреационной географии»

1.Программно-планирующий блок (рабочая программа учебной дисциплины)

2.Учебно-методический блок.

3.Диагностико-контролирующий блок.

4.Блок наглядно-дидактического материала.

1.Программно-планирующий блок учебной дисциплины

«Теория и методология рекреационной географии»

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

Составитель: доктор географических наук, профессор, зав. кафедрой социально-экономической географии и геополитики Федоров Геннадий Михайлович

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры социально-культурного сервиса и туризма

Протокол № ____ от «_____» ___________________ 2011 г.

Зав. кафедрой __________________ В. С. Корнеевец

Рабочая программа одобрена методическим советом факультета сервиса

Протокол № ____ от «_____» ___________________ 2011 г.

Председатель методического совета __________________ В. В. Нордин

Программа пересмотрена на заседании кафедры ________________________

Внесены следующие изменения (или изменений не внесено)______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Протокол № ____ от «_____» ___________________ 201__г.

Зав. кафедрой __________________ В.С. Корнеевец

Менеджер ООП _________________ И.И. Драгилева

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Пояснительная записка7

2. Тематический план.9

3. Содержание дисциплины.10

4. Тематика самостоятельных работ12

5. Вопросы для промежуточного и итогового контроля13

6. Критерии выставления итоговой оценки 14

7. Список основной и дополнительной литературы14

1. Пояснительная записка

1.1. Место дисциплины в структуре Основной образовательной программы (ООП) подготовки магистра по направлению туризм (профиль «Туризм: эволюция, структура, менеджмент, маркетинг».

Учебная дисциплина «Теория и методология рекреационной географии» расположена в базовой части блока общенаучных дисциплин, включает лекционные и практические занятия, самостоятельную работу студентов. Дисциплина изучается на 1 курсе обучения магистров.

1.2. Цели освоения дисциплины.

Цель курса — дать студентам знания о теории, методологии и практике рекреационной географии.

1.3. Задачи изучения дисциплины «Теория и методология рекреационной географии»:

— ознакомить студентов с теоретическими положениями рекреационной географии;

— показать методику и практическое применение концепций рекреационной географии в региональном управлении;

— раскрыть понятие рекреационных систем как объекта рекреационной географии, разновидности форм пространственной организации экономики;

— обеспечить знание качественных и количественных методов выявления, анализа и прогноза развития рекреационных систем;

— показать типологические особенности рекреационных систем в зависимости от их географического положения и всей совокупности факторов формирования;

— научить студентов выявлять рекреационные системы, анализировать их состояние и прогнозировать дальнейшее развитие.

1.4. Требования к начальной подготовке, необходимые для успешного изучения дисциплины «Теория и методология рекреационной географии»

«Теория и методология социально-экономических исследований в туристической деятельности», обеспечивая их взаимную увязку и выход в общественную практику. Курс готовит к практической деятельности по управлению развитием рекреационных систем в практике стратегического планирования и территориального управления с учетом всего комплекса воздействующих на них природных, экономических, политических, социальных, демографических, этнических, исторических и иных факторов.

1.5. Перечень дисциплин (модулей), для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее

Предшествующий уровень образования – успешная аттестация за предыдущий семестр обучения; умение самостоятельно работать с научной литературой, книжным материалом, рекомендуемой периодикой, владение навыками оформления текста в редакторе Word, создание презентаций в приложении Power Point способность к поиску и комплексному анализу интернет-источников.

1.6. Компетенции, формируемые у обучающегося в результате освоении дисциплины «Теория и методология рекреационной географии»

проектная деятельность:

готовность применять методы анализа, разработки и поиска решений в деятельности предприятий туристской индустрии (ПК-3);

сервисная деятельность:

способность разрабатывать и внедрять нормативную документацию по стандартизации, сертификации и качеству туристского продукта и услуг туристской индустрии (ПК-10);

1.7. Перечень знаний, умений и владений студента в результате освоения дисциплины: «Теория и методология рекреационной географии»

В результате освоения дисциплины студент:

— владеет современной методологией научного познания (системной и генетической парадигмами, методологией выявления и анализа рекреационных систем, комплексным подходом, теориями комплексо, кластеро- и регионообразования и др.), применяемыми в сфере управления рекреационными системами;

знает и умеет применить накопленный в отечественной и зарубежной практике опыт выявления и регулирования рекреационных систем для разработки и реализации региональной политики и территориального управления;

умеет, используя полученные знания и навыки, самостоятельно выявлять, анализировать, прогнозировать развитие рекреационных систем и обосновывать меры их возможного регулирования;

умеет применять знания о теории и методах анализа рекреационных систем в практике стратегического и территориального планирования приграничных территорий России.

имеет навыки выявления, оценки, прогнозирования и регулирования развитием рекреационных систем, умеет увязывать их со стратегиями и программами регионального и муниципального развития, документами территориального планирования.

2. Тематический план

темы

Наименование темы

Всего (часов)

Аудиторныезанятия, в том числе

Самостоятельная работа

лекции

семинары

1

Системный подход в рекреационной географии

16

2

2

12

2

Понятийный аппарат рекреационной географии

16

2

2

12

3

Методология рекреационно-географических исследований

16

2

2

12

4

Рекреационное районирование

22

2

2

18

ВСЕГО часов

72

8

8

54

ВСЕГО зачетных единиц

2

3. Содержание дисциплины

3.1. Содержание основных разделов и тем курса

Введение

Изучение курса «Теория и методология рекреационной географии» обеспечивается путем проведения лекционных и практических занятий, самостоятельного изучения рекомендованной литературы магистрантами, написания рефератов и подготовки докладов при консультациях со стороны преподавателя.

Тема 1. Системный подход в рекреационной географии

Рекреационная деятельность и ее виды. Понятие рекреационной географии и ее место в системе наук. Зарубежные аналоги: «география туризма и отдыха», «география свободного времени», «география досуга».

Системный подход в научных исследованиях. Когерентные и гомогенные системы. Системы социально-экономической географии. Понятие территориальной социально-экономической системы как объекта социально-экономической географии. Элементы, компоненты. системообразующие связи, типологические признаки системы.

Рекреационная система. Особенности рекреационной системы: элементы, системообразующие связи, типологические признаки. Объект и субъект рекреации, рекреационная деятельность.

Территориальная рекреационная система. Треугольник Н.Н.Баранского «природа – население – хозяйство». Особенности территориальной рекреационной системы: элементы, системообразующие связи, типологические признаки. Территориальная рекреационная территориальная система – когерентная система; этапы ее выделения. Территориальная рекреационная система и рекреационный район (регион). Функциональная классификация рекреационных связей: типы связей, элементы взаимодействия, системообразующие связи, системообразующие проблемы, организационные формы. Вертикальные и горизонтальные связи.

Международные транснациональные и трансграничные рекреационные системы и регионы. Особенности трансграничной рекреационной системы: элементы, системообразующие связи, типологические признаки. Сходства и отличия с национальными рекреационными системами. Стадии формирования трансграничных рекреационных систем, их географические особенности. Новые формы пространственной организации трансграничного сотрудничества и формирование трансграничных рекреационных регионов.

Тема 2. Понятийный аппарат рекреационной географии

Логические требования к определению понятий. Стстема. Территориальная социально-экономическая система. Социо-культурная система. Социо-культурная среда. Социо-культурное пространство, его деление и характеристики. Емкость социо-культурного пространства. Эволюция социально-культурной системы. Этапы эволюции.

Отдых (рекреация, от лат. recreation – восстановление). Рекреация как восстановление израсходованных человеком в процессе труда сил, а также накопление определенного запаса этих сил для дальнейшей деятельности развития физического и интеллектуального потенциала путем отдыха вне жилища. Рекреационные ресурсы и их классификация. Рекреационный потенциал. Рекреационный объект, его разновидности. Рекреационная освоенность территории. Территориальная рекреационная систем среди совокупности территориальных социально-экономических систем.

Локальный и сетевой подходы к изучению рекреационных объектов. Три основные стадии восприятия субъектом отдыха рекреационной среды: преддеятельная («образ» среды), деятельная («ситуация») и последеятельная («след»). Рекреация и туризм: сходства и отличия. Классификация видов туристической деятельности. Рекреационная территория. Рекреант. Деление рекреации по продолжительности: туризм и экскурсии. Определение временного различия между экскурсиями и туризмом. Деление рекреации по месту проведения рекреационной деятельности: иностранный и внутренний виды туризма.

Территориальная рекреационная система по В.С.Преображенскому как геосистема, состоящая из взаимосвязанных подсистем (природных и культурных комплексов, технических сооружений, обслуживающего персонала, органов управления и отдыхающих) и характеризующаяся функциональной и территориальной целостностью. Дальнейшее развитие идей В.С.Преображенского (Ю.Д.Дмитревский, Е.Г.Кропинова, Л.Ю.Мажар, Н.С.Мироненко, Д.В.Николаенко, И.Т.Твердохлебов и др.).

Лундская школа “временной” географии. Значение трудов Т. Хегерстранда.. Принципы Лундской школы. Последовательное введение временного аспекта в географические исследования пространственного поведения человека. Ориентация на географическое исследование человека в его повседневной деятельности.

Тема 3. Методология рекреационно-географических исследований

Факторы рекреационной деятельности.

Экономико-статистические методы. Составление статистических таблиц и диаграмм. Комбинационные таблицы. Графоаналитический метод. Составление графов. Интерполяция и экстраполяция. Корреляционный анализ.

Балансовый метод. Соотношение ресурсов и их использования. Трудовой баланс. Финансовый баланс. Баланс спроса и предложения.

Социологические методы. Составление анкет, опросных листов. Компьютерные программы обработки материалов и их практическое использование.

Картографический метод исследований. Картосхемы, картограммы, картодиаграммы. Последовательность комплексных исследований территории: «район – тип – карта». Использования карт: описания по картам, графические приемы, графоаналитические приемы, приемы математико-картографического моделирования. Построение и анализ моделей на основании картографических данных.

Мысленные карты. Углубленное интервью с респондентом с выяснением его представлений об определенном месте. Перевод словесного описания в графическую или картографическую форму. Составление планов-образов определенного пространства. Опрос методом семантического дифференциала (изучение ассоциаций того или иного места с соответствующими словами, чувствами, эмоциями).

Выделение территориальных рекреационных систем. Элементы системы и связи между ними. Классификация связей.

Метод районирования. Выделение социально-экономических районов разного территориального уровня. Рекреационное районирование территории. Когерентные и гомогенные районы (регионы). Районирование и зонирование.

Классификация и типологизация объектов рекреации и рекреационных регионов. Типологические признаки, принципы их отбора.

Тема 4. Рекреационное районирование

Рекреационная специализация территории. Рекреационное районирование как вид отраслевого социально-экономического районирования. Фундаментальные причины районообразования как пространственного процесса. Возможности и условия практического воздействия на процесс рекреационного районообразования.

Иерархические уровни районирования: макро-, мезо- и микроуровень. Локальные объекты, их классификация. Примеры рекреационных макро-, мезо- и микрорайонов. Практическое использование рекреационного районирования.

Рекреационное зонирование территории. Рекреационные зоны в территориальных схемах и генеральных планах.

Рекреационное районирование Калининградской области: подходы, методы и результаты.

Функциональные зоны в Территориальной схеме Калининградской области. Их значение для рекреационной деятельности в конкретных муниципальных образованиях.

3.2. Тематика практических занятий

Тема 1. Системный подход в рекреационной географии

Обсуждение подготовленных в ходе самостоятельной работы обзоров публикаций российских и зарубежных авторов по теоретическим проблемам рекреационной географии

Тема 2. Понятийный аппарат рекреационной географии

Обсуждение вопросов, изученных в ходе самостоятельных занятий:

Составьте таблицу с характеристикой сходства и отличий когерентных и гомогенных систем.

Составьте перечень видов территориальных социально-экономических систем.

Опишите элементы, компоненты. системообразующие связи, типологические признаки рекреационной системы.

Установите, чем различаются понятия «территориальная рекреационная система» и «рекреационный район (регион)».

Объясните, в чем отличия понятий «транснациональные» и «трансграничные» рекреационные территориальные системы и регионы.

Перечислите функциональные типы рекреационных связей.

Установите, чем различаются вертикальные и горизонтальные связи в территориальных рекреационных системах. Приведите примеры.

Приведите примеры международных рекреационных регионов.

Обсуждение отличий факторов формирования национальных и трансграничных рекреационных районов

Д.Н.Николаенко выделяет два направления исследований в рекреационной географии – (1) рекреация в различных типах социо-культурных образований как естественная потребность населения, проявляющаяся во все времена и в разных циклах жизнедеятельности (суточном, недельном, квартальном и годовом); (2) рекреация как современное явление, выражающееся в развитии индустрии массового отдыха. Поясните различия данных направлений. Как Вы полагаете, имеются ли иные направления исследований?

Тема 3. Методология рекреационно-географических исследований

На основе материалов Территориального органа Федеральной службы госстатистики по Калининградской области (см. Приложение) выполните следующие задания:

Подготовьте картограмму и картодиаграмму с характеристикой рекреационной деятельности в муниципальных образованиях Калининградской области.

Подготовьте графики, характеризующие развитие туризма в Калининградской области.

Тема 4. Рекреационное районирование

Доклады и обсуждение выполненных студентами научных работ.

4. Тематика самостоятельных работ

Тема 1. Системный подход в рекреационной географии

Обзор публикаций российских авторов по теоретическим проблемам рекреационной географии

Обзор публикаций зарубежных авторов по теоретическим проблемам рекреационной географии

Тема 2. Понятийный аппарат рекреационной географии

Составьте глоссарий с перечнем основных понятий рекреационной географии и указанием источников.

Подготовить конспект работ одного из указанных авторов: В.С.Преображенский, Ю.Д.Дмитревский, Е.Г.Кропинова, Л.Ю.Мажар, Н.С.Мироненко, Д.В.Николаенко, И.Т.Твердохлебов.

Подготовьте краткий конспект одной из работ представителей Лундской школы.

Подготовьте материалы для обсуждения следующих вопросов:

Территориальные (национальные и международные) рекреационные системы и регионы

Транснациональные и трансграничные рекреационные территориальные системы и районы

Факторы формирования рекреационных районов

Факторы формирования трансграничных рекреационных районов

Рекреационная инфраструктура

Тема 3. Методология рекреационно-географических исследований

Подготовьте картосхему рекреационных ресурсов Калининградской области. Выполните ее описание.

Тема 4. Рекреационное районирование

Подготовка реферата: Комплексная характеристика одного из рекреационных районов Калининградской области (по согласованию с преподавателем)

5. Тематика научно-исследовательской работы по дисциплине

1. Составление картосхемы туристических ресурсов Калининградской области.

2. Составление картосхемы туристических ресурсов одного из муниципальных образований Калининградской области.

3. Комплексная характеристика одного из рекреационных районов Калининградской области.

4. Разработка рекомендации по развитию рекреационных районов Калининградской области.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap