Теория государства и права. Конспект лекций



Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

НОУ ВПО ЗУИЭП

Кафедра государственно-правовых дисциплин

И.Ф. Никитина

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

(конспект лекций для направления подготовки

030900 «Юриспруденция» профиль правоохранительная деятельность)

Пермь 2012

1. Теория государства и права как наука: понятие, структура, основные черты.

Наука – это система знаний о наиболее существенных признаках, закономерностях, свойствах изучаемых явлений в их действии и развитии.

ТГП – это наука, изучающая закономерности возникновения и развития, функционирования государства и права, их сущность и проявления, форму и содержание на различных исторических этапах.

ТГП является:

— общественной наукой, так как изучает такие общественные явления, как государство и право;

— юридической наукой, изучающей только государственную и правовую стороны общественной жизни;

— общетеоретической наукой, поскольку выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права.

Структура ТГП состоит из:

1. Научные факты – первичный элемент науки ТГП.

2. Научные гипотезы – положения, которые нуждаются в доказывании.

3. Научные аксиомы – положения, которые не нуждаются в доказывании (общеизвестные).

4. Частнонаучные гипотезы – из которых слагается общая теория государства и права (теория закона, теория правового отношения).

ТГП: Изучает – государство и право в целом, а не отдельные его части. Исследует

государство и право в единстве, в неразрывной взаимосвязи.

2. Предмет ТГП

Предметом любой науки является определенный круг вопросов, изучаемый данной наукой.

Предметом ТГП являются основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права.

Структура предмета – состоит из 2 элементов:

1. Теория государства.

2. Теория права.

Обе части тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

ТГП: Изучает – государство и право в целом, а не отдельные его части. Исследует

государство и право в единстве, в неразрывной взаимосвязи

В содержание предмета ТГП входят такие основные вопросы, как:

происхождение государства и права; сущность государства; типы государств; функции государства; формы государства; государство и политическая система общества; право в системе социальных норм; нормы права; источники права; система права; правоотношения; толкование права; применение права; механизм правового регулирования; правонарушение и юридическая ответственность; законность и правопорядок; иные вопросы, касающиеся государства и права и основных понятий юриспруденции.

3. Методология ТГП.

Методология ТГП — это совокупность методов, которые используются для изучения ТГП.

При изучении ТГП используются следующие методы:

— общие (общенаучные);

— специальные;

— частнонаучные.

1. Общие методы используются во всех науках.

А) метод анализа — разделение сложного теоретического материала о государстве и

праве на части и исследование его по частям.

Б) метод синтеза — изучение государственно-правовых вопросов путем их объединения и рассмотрения как одного целого.

В) метод индукции – заключение общего утверждения на основе частных элементов.

Г) метод дедукции – заключение от общего, к частному.

2. Специальные методы используются в нескольких науках.

А) системный метод (теория системы). Рассмотрение изучаемого материала как единой системы, выявление и изучение всевозможных связей в исследуемой системе (система законодательства, система права).

Б) статистический метод – состоит в получении, обработке, анализе информации,

характеризующей количественные закономерности.

В) конкретно- социологический. Наблюдение, опрос (тестирование, анкетирование) и моделирование, т.е. построение и изучение моделей реально существующих государственно-правовых явлений.

3. Частнонаучные методы используются только в конкретной науке.

А) формально – юридический. Изучаются основные понятия, даются определения понятиям иное их исследование (в не связи с другими сферами – экономической, социальной и т.д.).

Б) сравнительный метод. Происходит сопоставление законов, иных нормативно-правовых актов, правовых систем в целом.

В) метод правового прогнозирования – изучение перспектив развития государства и права, государственно-правовых явлений.

Данные методы не являются исчерпывающими при исследовании ТГП.

4. Функции ТГП.

Функции ТГП – это основные направления в различных областях жизни, где применяются знания по ТГП.

Основными функциями ТГП являютсятся:

1. методологическая – выработка методов, с помощью которых изучаются государствено-правовые явления;

2. познавательная (гносеологическая) – с помощью ТГП познается окружающая

действительность;

3. ценностно-ориентационная (аксеологическая) – с помощью ТГП формируются определенные правовые ценности;

4. прогностическая (прогноз) – с помощью ТГП можно строить прогнозы по развитию государственно-правовых идей;

5. Онтологическая – познание сущности государственно-правовых явлений;

6. Эвристическая — заключается в открытии новых явлений, закономерностей в сфере государства и права.

7. Идеологическая — реализуется путем обобщения и приведения в систему идей, касающихся государства и права.

8. Организаторская — вырабатывает практические рекомендации, которые используются в государственном строительстве и при разработке правовых норм.

9. педагогическая – ТГП можно преподавать как учебную дисциплину.

5. Место ТГП в системе юридических и гуманитарных наук.

ТГП — наука гуманитарная. Поэтому она определенным образом взаимодействует с другими гуманитарными науками и так или иначе с ними связана. Наиболее тесным образом ТГП связана с теми гуманитарными науками, которые соприкасаются с вопросами государства и права. К таким наукам относятся философия, политология, социология, экономика, история.

Теория государства и права имеет много общего с каждой из них:

— с историей — теория государства и права изучает исторические аспекты возникновения государства и права;

— с философией (некоторые философские категории – бытия, сознания) и социологией (наука об обществе) — теория государства и права условно подразделяется на философию государства и права и социологию государства и права, которые исследуют философскую и социологическую сторону функционирования государства и права.

Также ТГП входит в систему юридических наук.

Все юридические науки подразделяются на 3 группы:

1. базовые или фундаментальные юридические науки: — теория государства и права;

— история государства и права; — история политических и правовых учений.

2. отраслевые юридические науки: — конституционное право; — гражданское право;

— уголовное право и т.д.

3. прикладные юридические науки: — криминалистика; — судебная медицина; — судебная фотография и т.д.

Теория государства и права – основная базовая юридическая наука. Все другие науки базируются на ее положениях. Для данных наук ее значение в том, что она дает определение, основным юридическим понятиям, исследует их природу, сущность.

Между ТГП и отраслевыми юридическими науками существует двухсторонняя связь, тесное взаимодействие. Отраслевые науки в свою очередь имеют большое значение для теории государства в права. Они питают ее фактическим материалом.

6. Применение теоретических знаний о государстве и праве в юридической практике.

Применение теоретических знаний о государстве и праве прививает навыки и умения, необходимые для практической работы в различных областях правового регулирования. Изучая теорию государства и права, обладаешь знаниями, имеющими значение для фундаментальной подготовки юриста широкого профиля, формирует свое юридическое мировоззрение, общеправовую ориентировку, правовую культуру, способность принимать правильные решения в профессиональной деятельности, усваивает первичные правовые понятия,

необходимые для эффективного изучения других юридических дисциплин.

ТГП дает юристу практику(юрист использует):

юридические понятия; юридические конструкции, схемы, образцы; правила и приемы

юридической техники (при составлении юридического документа); правила и приемы

толкования; правила преодоления коллизий в праве; способы толкования права; приемы преодоления пробелов в праве; правила применения права; правила и приемы систематизации права; принципы права, выработанные теорией права.

Только юрист эрудированный, имеющий прочные правовые базовые знания, ориентированные на защиту прав и свобод человека, будет в состоянии продуктивно работать в современном мире.

7. Происхождение государства (основные теории).

Государство возникло примерно 40 тысяч лет назад.

Нет единственно правильной теории происхождения государства.

Наиболее распространенными теориями происхождения государства являются:

Марксистская классовая теория Ее сторонники Маркс, Энгельс, Ленин.

Суть теории состоит в том, что государство возникает на классово-экономической основе. Произошло разделение труда, возник прибавочный продукт, произошло расслоение общества на классы (появление неравенства), для поддержания господства был создан специальный аппарат – государство.

Патриархальная теория (самая древняя) – согласно этой теории государство возникло из семьи. Государство – это разросшаяся во много раз увеличенная семья. Разрастание семьи ведет в начале к появлению поселений, которые за тем преобразуются в государство. Власть главы государства подобна – отцу семьи. Государство – батюшка.

Теологическая теория (божественная). Зародилась в глубокой древности. Представитель ученый богослов Фома Аквинский. Теологическая теория не разграничивает процесс возникновения общества, государства и права. Общество, а вместе с ним государство и право возникают одновременно и являются творением божьего разума. Все создал бог. Государство дал бог. Государь наместник бога. Против государства значит против веры. Преступления против веры самые опасные и жестокие.

Договорная теория. В основе государства лежит так называемый «общественный договор». В обществе не было власти способной защитить человека, гарантировать ему его естественные права и нормальную жизнь. Люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение, о создании государства передав ему как органу представляющему общие интересы часть своих прав.

Психологическая теория. Согласно теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека. Способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле. Желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным.

Теория насилия. Государство возникло путем насилия одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства. Одних государств над другими (завоевания, порабощения). Государство создается как аппарат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка.

8. Понятие и признаки государства.

При попытке дать понятие государства необходимо, прежде всего, отметить, что государство – это организация, то есть объединение людей. Существует множество различных организаций: политические, религиозные, коммерческие, общественные и пр. Поэтому, когда  формулируется понятие государства, то в нем должны быть отражены наиболее существенные черты (признаки) данной организации, которые отличают ее от других социальных общностей. Это сложная задача, так как государство, как и любая организация, явление абстрактное. Нельзя подойти, потрогать, описать государство, как это можно сделать с материальными объектами. Поэтому, тогда мы пытаемся определить признаки государства, то отмечаем специфику социальных связей (отношений), характеризующих данную организацию.

Среди таких признаков можно отметить:

1.    публичная власть. Властные отношения существуют в практически любой организации. Но власть государства – это особая власть. Публичный характер государственной власти означает, что она распространяется на все общество, проживающее на определенной территории, руководит делами данного общества и представляет его во взаимоотношениях с другими народами.

2.    суверенитет. В отличие от других видов власти, для государственной власти характерно ее верховенство на определенной территории по отношению ко всем другим видам власти (внутренний суверенитет). Верховенство государственной власти означает: а) всеобщность (распространяется на все социальные структуры общества; б) монополию на применение принуждения; в) общеобязательность требований государства и его способность отменять требования других социальных институтов.

Другим важным признаком суверенитета государства является независимость государства в международных отношениях (внешний суверенитет). Суверенитет означает, что никакое другое государство не может диктовать свои требования другому государству. Способность государства защитить свое верховенство на территории государства является необходимым условием сохранения суверенитета.

3.    территориальность. Специфическим признаком государства является территориальный характер государственной власти. Публичная власть распространяется на определенную территорию. В состав территории государства входит земная поверхность в рамках государственной границы, внутренние и внешние (территориальные) воды, воздушное пространство над указанными территориями, недра и другие участки земной поверхности. Кроме того, в государстве существует внутреннее территориальное деление власти.

4.    особый аппарат управления и принуждения (государственный аппарат). Государственная власть осуществляется посредством органов, объединённых в единую систему — государственный аппарат, который наделён государственно-властными полномочиями, то есть правом принимать обязательные для исполнения решения, прибегать к принуждению для реализации её решений. Государственный аппарат включает не только аппарат управления, но и аппарат принуждения (включая армию, полицию и пр.).

5.    Налогообложение.  Налоги собираются государством с населения и могут быть взысканы в принудительном порядке. Сбор налогов (а также других обязательных сборов) необходим для обеспечения функционирования государственного аппарата и выполнения задач, осуществления функций государства.

6.    Неразрывная связь с правом. Право как таковое нельзя рассматривать как признак государства. В.Н. Протасов указывает, что право является скорее признаком присутствия государства в обществе. Но следует признать, что государство не может существовать без права. В праве находит свое выражение воля государства, посредством права государство реализует свою сущность. Многие правоведы указывают, что государство предназначено для претворения правовых начал в общественной жизни. Правотворчество – исключительная прерогатива государства.

Можно отметить существование и иных признаков государства (наличие государственных символов, государственного языка и пр.). Но особо стоит отметить существование такого признака государства, как государственная идеология. Данный признак говорит о том,  что в государстве постоянно существует определенная система взглядов, идей которые определяют деятельность государства и зачастую служат оправданием факта существования государства, придают ему легитимность в глазах общества.

Таким образом, можно дать следующее определение государства:

Государство – это суверенная публичная политическая организация, которая при помощи специального аппарата управления и принуждения распространяет свою власть на население, проживающее на определенной территории, и закрепляет свои веления в общеобязательных правовых предписаниях.

9. Основные подходы к пониманию сущности государства.

Сущность государства — главное, что определяет его содержание, назначение и

функционирование. Вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Существуют разные подходы к сущности государства:

1. марксистско-ленинский подход. Выделяли сущность государства в его классовости. Государство выступает как орудие классового господства, как машина для подавления одних классов (эксплуатируемых) другими (эксплуататорами).

2. правовое государство. Зародилось в Германии в 18-19 веке. Оно закрепляет положения – каждая деятельность должна совершаться в рамках закона:

верховенство закона; независимость судей; разделение властей и т.д.

На практике идеального правового государства нет вообще.

3. технократический подход. Возник после второй мировой войны.

А) государство менеджеров.

Б) теория постиндустриального общества.

В) теория государства всеобщего благоденствия.

Власть в государстве нельзя доверять политикам. Управлять государством должны

профессиональные менеджеры, технократы. Они свободны от политического влияния, следует рост производства, сотрутся социальные противоречия, следовательно, государство будет процветать.

10. Теория правового государства: история и современность.

Правовое государство. Зародилось в Германии в 18-19 веке. Главная идея: правовое

государство — государство справедливости.

Правовым называется такое государство, чье функционирование основано на праве и основным направлением деятельности которого является соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека.

Оно закрепляет положения: верховенство закона, независимость судей, разделение властей, максимальное обеспечение прав и свобод человека; ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством; правовая защищенность всех субъектов общества от произвольных решений кого-либо и т.д.

На практике идеального правового государства нет вообще.

Идея зародилась давно, древние философы задумывались над государством, которое

осуществляет свою деятельность на основе закона. По их мнению, справедливой

государственностью была власть, которая признавала право и с другой стороны им же была ограничена. Древняя Греция и Рим оказали сильное влияние на развитие идеи правового государства. В период перехода от феодализма к капитализму правовое государство – это правовая организация государственной жизни, обеспечивающей равенство всех перед законом.

В период буржуазных революций в понятие правового государства внесли вклад такие деятели, как Гроций, Спиноза, и др., в которой, провозглашается, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Кант разработал теории правового государства, где центральное место занимает человек и личность. Большинство теорий сходится в одном – в правовом государстве законодатель так же подзаконен, как и гражданин.

11. Государство и гражданское общество.

Гражданское общество — это такая ступень общественного развития, которая

характеризуется развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, известной самостоятельностью и независимостью от государства, сотрудничеством и взаимодействием с ним, высоким статусом граждан, обладающих гарантированными правами и свободами. Государство находится под контролем общества, государственная и общественная жизнь основывается на праве, идеалах демократии и справедливости. Гражданское общество предусматривает гарантии от незаконного вмешательства государства в дела общества, устанавливает границы и пределы государственного воздействия на общественные отношения.

Государство – это особым образом организованный разряд людей, систематически занимающийся управлением общества, особый вид управления этим обществом , обеспечивает территориальное, юридическое, политическое и духовное единство населения. Организация политической власти общества. Оно:

• отделено от общества;

• опирается на право и принудительную силу;

• распространяет свою власть на все общество;

• выступает в качестве механизма согласования различных интересов в обществе.

Государство выступает как официальный уполномоченный представитель всего общества, решает все основные задачи, стоящие перед обществом. Государство — это часть общества, его политический элемент. В обществе оно играет ведущую роль, так как занимает центральное положение.

По характеру государства мы судим об обществе: развитое, отсталое, свободное и т.д.

Государство по отношению к обществу выступает как средство управления, ведения общих дел, обеспечивает порядок и безопасность.

Общество возникло раньше государства и поэтому имеет более развитую историю своего развития. Государство, рожденное обществом, в ходе своего развития приобретает самостоятельность (достаточно условную). Степень этой самостоятельности постоянно изменяется и зависит от условий их взаимодействия, так как в различных обществах степень независимости государства от общества различна.

12. Форма государства: понятие и основные элементы.

Формой государства называется совокупность систем организации, устройства и

функционирования государственной власти, которая включает три элемента:

• форму правления;

• форму государственного устройства;

• политический режим.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывает сущность и тип государства.

Форма правления — система организации высших органов государственной власти, их компетенция, взаимоотношения между собой, порядок их образования (виды — монархия, республика). Отличие: монархия – власть принадлежит наследственному правителю-монарху, сроком не ограничена, при республиканской форме правления высшие органы гос. власти избираются населением и их деятельность ограничена определенным сроком.

Форма государственного устройства – способ территориальной организации государства, влияющий на распределение полномочий между центральной, региональной и местными властями (виды – унитарное государство — простая форма государственного устройства, федерация – сложная форма государственного устройства, конфедерация – это союз государств объединяющихся для достижения определенных целей).

Политический режим – совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть (виды – демократический (характеризуется выборностью высших органов государства, предоставлением населению широких прав, уважительное отношение к личности), недемократический противоположность).

13. Форма правления: понятие и виды.

Форма правления — элемент формы государства, который определяет: систему организации высших органов государственной власти; порядок образования данных органов и сроки их деятельности; их компетенцию, порядок их взаимоотношений.

Основными видами форм правления являются: монархия и республика.

Монархия отличается следующими признаками:

• главой государства является монарх, который пользуется своей властью по наследству;

• деятельность монарха не ограничена определенным сроком, монарх исполняет свои

обязанности пожизненно. Монархия может быть:

• абсолютной — монарх обладает неограниченной властью

• ограниченной – власть монарха ограничена.

А) конституционная монархия – власть монарха ограничена конституцией.

Б) парламентская монархия — власть монарха ограничена парламентом.

В) дуалистическая – промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентской монархии. Власть монарха ограничена, но незначительно.

Нетрадиционная форма монархии – выборная монархия. Монарха избирает узкий круг.

Республики характеризуются следующими основными признаками:

• высшие органы государственной власти избираются народом;

• деятельность данных органов ограничена определенным сроком;

Основными видами республик являются:

Президентская республика. Президент – глава исполнительной власти.

Существует специальная процедура избрания президента: а) непосредственная – каждый избиратель может проголосовать за или против; б) опосредованное избрание – 2ступени (избиратели избирают выборщиков от каждого штата, а они избирают президента). Правительство формируется президентом.

Парламентская республика. Парламент – высший орган государственной власти. Партия получившая на выборах большинство мест в парламенте выдвигает кандидатуру премьер министра и поручает ему сформировать правительство. Правительство полностью подотчетно парламенту. Правительство формируется парламентом.

Смешанными (парламентско-президентскими) называются такие республики, где существует баланс полномочий между президентом и парламентом.

Нетрадиционные формы республик: суперпрезиденская – это такая форма правления президент приходит к власти через выборы, но с приходом к власти выборы не проводит.

14. Форма государственного устройства: понятие и виды.

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства, влияющий на распределение полномочий между центральной, региональной и местными властями.

В современном мире существуют 2 формы государственного устройства:

• унитарное государство (единое – простая форма);

• федерация (сложная форма гос. устройства).

Признаки унитарного государства:

• единая территория; • единая конституция; • единая система законодательства;

• единая система высших органов государственной власти и управления.

Унитарное государство не однородно:

1. централизованное – присуща строгая субординация – степень самостоятельности местных органов не значительна (Монголия)

2. децентрализованное – степень самостоятельности местных органов очень велика

(Великобритания – децентрализованное унитарное государство).

Если есть автономии государство децентрализованное.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap