Теории девиантного поведения



Понятие нормы и виды норм в психологии девиантного поведения

Понятие «норма» достаточно широкое. Ученые определяют норму как идеал, условное обозначение объективно существующего явления, среднестатистический показатель, максимальный вариант, «равновесие» со средой, функциональный оптимум, обязательный порядок, установленную меру.

Главной характеристикой любой нормы следует признать возможность измерения или сопоставления того, что с этой нормой соотносится. как количественно (посредством числа), так и качественно (с помощью словесной характеристики). Два класса норм:

1) норма – как соотношение имеющегося с должным;

2) норма – как описание имеющегося в характеристиках должного;

В качестве примера к первому типу можно привести, скажем, средний рост человека определенной национальности; коэффициент интеллекта,

Ко второму классу можно отнести такие нормы, к которым затруднительно или невозможно подобрать количественного выражения, и соотносить объект с нормой приходится с помощью описаний. Сколько сердец надлежит разбить, чтобы заслужить характеристику донжуана? Грейпфрут – более лимон, нежели апельсин, или, скорее апельсин, чем лимон?.само описание включает множественные характеристики объекта. Как особый тип норм этого класса допустимо рассматривать идеал, к которому имеющееся стремится. Основной характеристикой идеала является его принципиальная недостижимость.По отношению к поведению конкретного человека в качестве идеала выступают его нравственные принципы, причем, они же могут проявляться и в роли побудительных сил (мотивов) его поступков.

В психологической науке следует помнить:. В большинстве случаев психолог изучает весьма «тонкие» свойства человеческой души. Эти свойства по своей природе могут быть как непрерывными, так и дискретными – в смысле степени их выраженности или факта их наличия вообще. Например, «тревожность» может изменяться плавно, тогда как понятием «аффект» характеризуют состояние со вполне определенными признаками. Но изучать саму психику можно по внешним проявлениям. (либо только предполагаем некую характеристику причиной данных внешних проявлений, либо объединяем эти внешние проявления под этой характеристикой, как под условным названием.)

Измерив что-либос помощью методик, исследователь решает задачу приведения качественных характеристик к количественной мере. -переход от второго класса норм – к первому, (например, тревожность, агрессивность,получают числовые характеристики). путем подсчета частотности того или иного варианта результата. (Например, сколько процентов человек, как правило, выбирают тот или иной цвет в тесте Люшера на первое место?)

Понятие нормы в психологии девиантного поведения Предмет психологии девиантного поведения включал отклоняющиеся от норм: — ситуационные реакции, — психические состояния,- развития личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе и/или нарушению самоактуализации. Общий перечень норм, представляющих психологический интерес:

1) Нормы, согласно которым должен (и может) направлять и регулировать свое поведение человек в той или иной ситуации. Выделение таких норм может опираться либо на понятие адекватности, либо на понятие типичности, либо, идеала, идеально должного поведения. Но типичным может быть и неадекватное поведение, например, в ситуации паники (фильм «Титаник»). Адекватное поведение предполагает рациональную оценку ситуации, либо инстинктивное поведение в ней. Иными словами, возможны различные критерии адекватности:

«— Чашу вина? Белое, красное? Вино какой страны предпочитаете в это время дня?

— Покорнейше… я не пью…

— Напрасно! Так не прикажете ли партию в кости? Или вы предпочитаете другие какие-нибудь игры? Домино, карты?

— Не играю, — уже утомленный, отозвался буфетчик.

— Совсем худо, — заключил хозяин, — что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих.»

(М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

2) Нормы, связанные с характеристикой тех или иных психических состояний.

Под психическим состоянием понимают устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.Состояние является эффектом психической деятельности и фоном, на котором деятельность протекает. Состояния отличаются относительной длительностью (дни, недели).Психические состояния подразделяют на:

— мотивационные — основанные на потребностях (желания, интересы, влечения);

— состояния организованности сознания проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности; — эмоциональные — стресс, аффект, фрустрация;

— волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.)

Нормы, связанные с психическими состояниями не могут быть универсальными. С одной стороны, они связаны с носителем этой нормы (Кто?), с другой, – с ситуацией применения этой нормы (Где? Когда? При каких обстоятельствах?).

3) Нормы, связанные с развитием личности. Они также условны, буквально: зависят от условий (например, Маугли). Но, зависят и от того, кем именно дается оценка соответствия этой норме? На каких теоретических или опытных основаниях выведена сама норма? К каким людям она применима? Нормы, связанные с развитием личности описывают допустимый диапазон нормативности, а не жестко фиксируют ее. ТЬакие нормы динамичны во временном аспекте, но с учетом возрастов или иных статусов (возрастных, семейных, социальных, профессиональных, и.). (Так,Юнгом подчеркивалась необходимость изучения личности, как с позиции причин, так и с позиции целей (почему он стал таким, каким стал – к чему он стремится в будущем).

Но выделяются и другие критерии выведения норм. Возможно соотнесение индивида с нормами психического здоровья, с адаптацией его в социуме. Каждый подход даст свое толкование норм.

Ю.А. Клейбергом отмечается заимствование психологами понимания нормы и отклонений из медицины, в частности из психиатрии, : «норма — патология». Интенсивно развивавшийся в 80-е годы статистический подход понимает норму как статистическую величину, а не качественную характеристику. Анализируя понятия «норма» и «отклонение», выделяет следующие понимания нормы: а) норма как предписание или запрет;б) норма как идеал, как соответствие требованиям той социальной среды, в которой живет и действует человек;

в) норма как диапазон вариативности, присущий большинству членов данной популяции;

г) норма как соответствие тем или иным теоретико-психологическим конструктам.

Этот же автор указывает: «…особым критерием нормы может служить приспособленность к условиям жизни. Однако если для оценки биологической (физиологической) нормы этот критерий приемлем, то для понимания психологической нормы — нет. По мнению исследователей, в области человеческой психики эти критерии приобретают прямо противоположный смысл: способность легко приспосабливаться к любым новым условиям есть признак «не-нормы», признак моральной и эмоциональной неразвитости, отсутствия системы ценностей.».

Вопросы для самопроверки:

1) В чем отличие выделенных нами двух классов принципиально возможных норм?

2) Приведите примеры конвенциональной нормы и нормы объективной (не зависящей от оценивающего субъекта).

3) Какие нормы уместнее при описании свойств личности, и почему – нормы, сравнивающие с эталоном или нормы, устанавливающие диапазон?

Понятие социальной нормы Каждое общество имеет свою определенную систему норм, ценностей, эталонов. Причем нормы регулируют не только поведение и обязанности членов этого общества, но и определяют, задают цели существования – как отдельных людей, так и всего общества. Система норм зависит от уровня социально-экономического, политического, духовного развития данного общества, а также от производственных и общественных отношений. Социальные нормы формируются неизбежно как следствие коммуникации и кооперации людей, они являются внутренне присущей и основополагающей составной частью любой формы социализации человека. Не существует ни одного общества или группы людей без системы норм, определяющих их поведение.

Социальные нормы выполняют многообразные функции: ориентационную, регулирующую, санкционирующую, информационную, коррекционную, воспитательную и др. В нормах заложены определенные способы действия, в соответствии с которыми индивиды направляют, организуют и оценивают свою деятельность, регулируют свое поведение. Социальные нормы ориентируют на формирование целей поведения человека, но содержат и требования относительно средств их достижения.

:- социальные нормы — как средства социальной регуляции поведения индивидов и групп; — социальные нормы — как совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам

Благодаря нормам общество избавляется от необходимости регулировать одни и те же акты индивидуального поведения. Естественно, регулирование происходит в соответствии с господствующей системой ценностей, потребностей, интересов, идеологии. Тем самым социальные нормы оказываются инструментом целеполагания. Столь же естественно они становятся инструментом прогнозирования, социального контроля и коррекции отклоняющегося поведения в социальной среде, а также стимулирования творческой и социальной активности человека.

История человечества свидетельствует о том, что люди для своего существования и развития используют образцы, создаваемые природой, учатся у нее, перенимают способы и принципы саморегуляции, преобразуют их с учетом своих социальных условий и потребностей. Но законы природы не оказывают прямого, непосредственного регулирующего воздействия на социальные процессы, поведение людей; это воздействие опосредованное, косвенное, скрытое, но всеобщее. (Понятие «пальто» не возникло бы, если бы не существовало понятия «зима»; во всех исторических обществах в том или ином виде имел место праздник, связанный со сбором урожая, Генезис и функционирование законов (норм) природы — естественный, объективный процесс. Возникновение и действие социальных норм выражает субъективную активность людей, творчество, общественные отношения. Но при этом сами социальные нормы тоже возникают и существуют по объективным законам. В сказанном нет никакого противоречия, поскольку объективно существуют и законы природы, и законы общества.

Природными причинами, возникновение норм, разумеется, не исчерпывается. С развитием общества акцент в их генезисе все больше смещается на социальные детерминанты, в частности на общественные потребности – то есть на то, в чем нуждается общество, именно как общество.

Различают три способа возникновения и функционирования социальных норм: — стихийный (естественный); — планомерно-сознательный (целенаправленный) и — смешанный.

Саморазвитие социальных норм, обычно функционирующих в виде обычаев, традиций, ритуалов и т.п. Создание и трансформация социальных норм в результате целенаправленной, упорядоченной деятельности — искусственный процесс. Их возникновение есть продукт человеческого сознания, опыта, культуры.

Роль социальной нормы в общественном процессе состоит в том, что она является средством закрепления практического опыта людей и познания, а затем воплощения их в социальную практику на более высоком, эффективном уровне.

основными свойствами социальной нормы являются:

— объективность отражения действительности;— однозначность (непротиворечивость);— историчность (преемственность);— обязательность воспроизводства;

— относительная устойчивость (стабильность);— динамичность (изменчивость);

— формальная определенность (внешняя завершенность);— степень распространенности, обращенность в будущее;— оптимальность; .— возможность ее измерения;— организующая, регулирующая способность;— превентивность;— коррекционно-воспитательная способность.

Нормы характерны для всех уровней социальной организации: личности, группы, субкультуры, общества,. У каждого субъекта имеются свои собственные представления о «норме», и эти представления не всегда совпадают между собой, вступая в открытый или латентный (скрытый) конфликт. Это несовпадение создает достаточно сложную проблему взаимосвязи между существующими формальными, официальными (провозглашенными и легитимными) нормами и нормами реального поведения людей. Нормы существуют фактически тогда, когда они реализуемы или реализуются.

Под влиянием объективных условий и субъективных моментов каждый человек вырабатывает и реализует свою индивидуальную, личностную систему норм, которая в целом или частично может совпадать с существующими в обществе представлениями о ценностях и нормах, а может и не совпадать, противоречить им. Индивидуальные социально-нормативные представления присущи каждому человеку, они выступают регулятором его поведения.

Особое значение имеет система социально-нормативных ориентации — идей, взглядов, принципов, ценностей и норм, активно влияющих на формирование и практическую реализацию всех личностных качеств человека, на образ его мыслей и характер поведения и деятельности.

Поведение человека может быть адекватным каждой из этих ситуаций только тогда, когда человек хорошо осознал и освоил соответствующие социальные нормы. Множественность социально значимых ситуаций означает необходимость интериоризации личностью и множества наборов норм. Психически здоровый человек, социализированная личность должен уметь применять усвоенное в каждой конкретной ситуации. Неспособность или нежелание осознавать социальные нормы, или, наконец, пренебрежение ими, как правило, приводит человека к социальным конфликтам, к поведению, характеризуемому другими, как девиантное.

Поэтому социальные нормы действенны в том случае, если они становятся компонентом индивидуального сознания личности. Именно тогда они действуют как факторы и регуляторы поведения и самоконтроля; социальная норма выступает как добровольное самообязательство.

Функционирование социальных норм

Понятие нормы в отношении поведения людей связано с понятием «обыденное знание». Это – вся та информация, которая усваивается индивидом без строго обязательного регулирования, опыт повседневной жизни. Именно к такой категории относятся нормы, то есть — правила человеческого поведения. Обладание таким знанием составляет сущность социальной компетентности. Социальная компетентность подразумевает умение общаться с другими, понимать их реакции и намерения, прогнозировать их поведение в процессе взаимодействия и т.п. Помимо этого, можно выделить, собственно нормативную компетентность – знание того, что можно и чего нельзя делать или говорить в тех или иных ситуациях. Таким образом, все нормы и правила, регулирующие жизнь людей, можно рассматривать, как знание.

Обыденное знание образует как бы платформу для других типов знания. Любое поведение обретает смысл в каком то контексте (в той или иной ситуации), подчиняясь присущему этому контексту порядку. С позиций участников такой ситуации, последняя до ее разрешения характеризуется ожиданиями, то есть (опять-таки) с помощью сопоставления имеющегося с допустимым и должным, с типичным.

Сами по себе социальные нормы зависят от культурного фактора, культурного контекста, в рамках которого осуществляется ситуация. Необходимо иметь в виду и то, что социальные нормы реализуются посредством языка – социальных норм, не подлежащих словесному описанию, не существует, и не может существовать в принципе, потому что иначе они не могли бы передаваться от индивида к индивиду. Другой вопрос, что не всегда такие нормы нуждаются в жестком определении, будучи очевидными, но это не лишает их возможности быть описанными словами. Любой язык, как таковой, сам по себе является примером нормы (с помощью каких звуков и знаков передавать то или иное содержание). Из сказанного следует важный вывод, что разные языки и разные культуры могут по-разному задавать и выстраивать систему норм.

Так, одного профессора – крупного и влиятельного ростовского ученого — журналисты однажды спросили, может ли быть в Чечне создана своя, чеченская, наука? (Пример подлинный.) На что профессор ответил, что, разумеется, нет, ведь чтобы построить свою науку, необходимо, чтобы язык, на котором научные изыскания будут описаны, располагал достаточным для этого понятийным рядом. Если же в языке не хватает слов, могущих сделаться терминами этой науки, и придется заимствовать слова других языков (русского, английского, и т.д.), то в чем тогда будет заключаться отличие новой науки от русской, английской и любой другой? К слову, профессор тотчас получил ярлык националиста и зарекся впредь давать интервью на чеченскую тему.

Социальные нормы динамичны. Они возникают, существуют, сменяются новыми. Их возникновение чаще идет по направлению от стихийной нормы – к норме документально фиксированной, но возможен и обратный процесс – когда норма утрачивает актуальность, и сохраняется, например, лишь в форме ритуала. Так, в современной России под разными предлогами продолжают проводить городские субботники именно 22 апреля. В армии и милиции сохранено обращение «товарищ».

Однако, в любом случае, всякая норма имеет объективную причину своего возникновения и существования. Эту причину можно изыскать и описать В качестве примера, полезно вспомнить фильм «Кукушка», где каждый из персонажей (не зная языка друг друга) оценивал одни и те же действия двух других по-своему, вкладывая в них свой собственный смысл.

В самом широком смысле социальные нормы можно подразделить на:- нравственные,

— этические,- правовые.

Причем, между ними можно указать любопытные соотношения.

Так нравственные (абсолютный синоним: «моральные») нормы часто отождествляют с этическими, хотя, строго говоря, это не совсем точно, ибо они имеют различные основания. Нравственные нормы опираются на категорию совести, и, следовательно, более личностны, тогда как этические задаются обществом, и могут существовать без привлечения этой категории. (Можно держать вилку в правой руке, произносить слово «кофе» в среднем роде, употреблять «ложить» вместо «класть», и при этом не чувствовать никаких угрызений, если рядом нет никого изящно воспитанного, чей взор и слух был бы при этом оскорблен таким невежеством.)

Этические нормы – есть предпосылка правовых норм, но и соблюдение последних – само по себе составляет этическую норму.

Нравственность в форме общественно принятой морали составляет (должна составлять) основу закона. Однако история изобилует и примерами безнравственных законов, и их цепь тянется от законов Хаммурапи до наших дней. Правовая норма, идущая в разрез с нравственностью содержит источник конфликта в себе самой, и этот конфликт реализуется в каждой конкретной ситуации. В качестве классического примера такой безнравственной нормы обычно указывают существовавший в сталинский период закон о недоносительстве, по которому человек был вынужден предавать близких родственников.

Наконец, если закон без опоры на мораль нежизнеспособен, ибо конфликтен, то нравственность без поддержки законом бессильна, поскольку с позиции последнего может быть расценена как отклонение, девиантность, бунтарство. Олигарх, празднующий юбилей на народные деньги, буквально, выкачанные из природных богатств страны, вызывает всеобщее порицание, но порицание не изменяет ситуации, потому что формальный закон на его стороне.

Идеальными же примерами нравственности без закона и нравственности без соответствия этическим нормам общества могут служить образы Робин Гуда и Дон Кихота – соответственно. Деточкин –«Берегись автомобиля»

Вопросы для самопроверки:

1) От чего зависят и следствием чего являются системы социальных норм?

2) В чем состоят два возможных понимания социальных норм?

3) Что подразумевается под естественноисторическими предпосылками социальных норм?

4) Перечислите три способа возникновения и функционирования норм.

5) Какова взаимосвязь между нравственными, этическими и правовыми нормами?

Теории девиантного поведения

Как, разумеется, известно читателю, попытки теоретического объяснения человеческой природы так или иначе, но уходили корнями в два принципиально различных основания. Одно из них – природа, другое – общество. Каждая теория (не будучи заведомо изобличаемой профанацией) привносит новые исследовательские возможности, и уже хотя бы этим обогащает познание. Наиболее известные теории.Биологические теории девиантности Чезаре Ломброзо

Большинство биологических теорий создавалось в рамках криминологического изучения общества. Традиционно, одним из родоначальников биологического направления считается итальянский ученый Ч. Ломброзо[18], творчество которого относится ко второй половине19 века. Ломброзо в течении ряда лет работал тюремным врачом, что дало ему возможность обобщить значительный фактический материал. Основным детерминантом склонности к преступности, по мнению Ломброзо, были наследственно-биологические факторы (например, особое строение черепа), подкрепленные воздействием окружающей среды. В то же время, Ломброзо рассматривал причины девиантности в максимально широком спектре: от климатических, природных и наследственных факторов, до экономических, культурных и гендерных. Однако первенство, все–таки отдавалось факторам наследственно-биологического характера. Значительное место в его исследовании отведено анализу семейно-родственных связей преступников, внутри и между поколений.

Теория Ломброзо быстро приобрела значительную популярность, но последующее развитие социологии и психологии не способствовало ее поддержанию. Прежде всего, потому, что не прослеживались до конца причинно-следственные связи: было не ясно, то ли наследственность определяет склонность к девиантности, то ли другие, внешние факторы, влияющие, в том числе, и на наследственность. Автор настоящего пособия считает целесообразным помимо сведений, взятых из современных учебников, поместить здесь энциклопедическую справку и фрагмент прижизненной статьи о Ломброзо.

ЛОМБРОЗО (Lombroso) Чезаре (1835-1909), итальянский судебный психиатр и криминалист, родоначальник антропологического направления — ломброзианство — в криминологии и уголовном праве. Выдвинул положение о существовании особого типа человека, предрасположенного к совершению преступлений в силу определенных. биологических признаков (антропологических стигматов). Современный вариант ломброзианства — различные биосоциальные теории преступности, представители которых, считая определяющими биологические факторы, признают влияние социальной микросреды.

Одной из попыток доказать решающую роль наследственных факторов в формировании склонности к девиантности является так называемый близнецовый метод. Сравнивая степень агрессивности близнецов, исследователи пытались доказать, что склонность к агрессии и преступлениям — результат влияния наследственных механизмов. Результаты, полученные при использовании данного метода, оказались весьма противоречивыми, а впоследствии и сам метод подвергли сомнению. е один из ведущих специалистов, работающих в этом направлении, Мойер, склоняется к мысли, что наследственность определяет склонность к преступному и агрессивному поведению, тогда как окружающая среда обуславливает пределы, в которых проявляется эта склонность.

С другой стороны, если этот же человек будет окружен любовью и, в значительной степени, защищен от жестокости и насилия, а так же не будет часто провоцироваться на агрессию, он вряд ли будет склонен к агрессивному поведению”.

Конституциональные теории Отдельно можно рассматривать такое продолжение «линии Ломброзо», как попытки связать девиантность с физическими и конституциональными факторами. Наиболее известными из этих попыток считаются типологии личности, разработанные Кречмером (1925) и Шелдона (1954). Согласно представлениям этих авторов, людей можно разделить на три типа по их психофизической конституции: мезоморфный (атлетический) тип, эктоморфный (худощавый) и эндоморфный (тучный) тип. Мезоморфы в большей степени склонны к доминированию, активности, агрессии и насилию. Эктоморфы описываются, как робкие, заторможенные и склонные к одиночеству и умственной деятельности. Эндоморфы отличаются добродушием и живым и веселым характером. Несмотря на то, что эти представления отчасти подтверждались фактами, их критиковали за явное упрощение. сама типология Кречмера выводилась преимущественно на основе душевнобольных.

Значительный всплеск интереса вызвала, появившаяся в связи с развитием генетики хромосомная гипотеза агрессии и преступности. В 1960-х годах целый ряд исследований лиц, совершавших криминальные деяния, подтвердил высокую степень корреляции между склонностью к правонарушениям и наличием хромосомной аномалии типа XYY (Джекобс, Брандон, Мервиль). Как известно, женский хромосомный набор образован сочетанием двух X хромосом. У мужчин это сочетание представлено одной X и одной Y хромосомой. Но иногда встречается сочетание XYY — прибавляется одна лишняя мужская хромосома. Патриция Джекобс, проводившая обследование заключенных ряда тюрем Великобритании, установила, что процент людей с такого рода аномалией среди заключенных в несколько раз выше, чем среди простого населения. Однако, последующиеисследования показали, что прямого обусловливания высокого уровня агрессии наличием лишней Y хромосомы не наблюдается. Скорее, дело в меньшем уровне интеллектуально развития лиц с этой аномалией. Они фактически склонны к совершению преступлений и актов агрессии не в большей степени, чем лица с обычным хромосомным набором, они лишь чаще попадаются на месте преступления и подвергаются наказанию, что объясняет высокий процент их среди заключенных.

Эндокринная теорияДругое направление биологических теорий агрессии связано с исследованием роли гормональных влияний на преступное и агрессивное поведение: треть обследованных им заключенных страдают эмоциональной неустойчивостью, связанной с заболеваниями желез внутренней секреции.

Известно, что уровень тетростерона в организме мужчин более чем в десять раз выше, чем у женщин. Поскольку тетростерон влияет на формирование вторичных половых признаков, вполне возможно было бы предположить, что он способствует развитию более высокого уровня мужской агрессии и склонности к преступлениям. Многочисленные эксперименты по проверке этой гипотезы дали весьма противоречивую информацию.

Хотя уровень тетростерона может играть определенную роль в формировании склонности к агрессии, все-таки, большинство исследователей склоняется к мысли, что гораздо более важную роль в этом могут играть другие факторы.

Скорее всего, тетростерон влияет на уровень агрессивности, вступая во взаимодействие с целым комплексом индивидуальных и социальных факторов На сегодняшний день, большинство серьезных ученых приходят к выводу, что биологическая предрасположенность к различным формам девиантности проявляется только при наличии благоприятствующего влияния социальной среды.

__________

Следует обратить внимание на этический аспект попыток биологического истолкования причин отклоняющегося поведения. Если источник девиантности заложен в человеке самой природой, то в предельном случае это означало бы полное снятие с него ответственности за свои поступки

Вопросы для самопроверки:

1) На чем основывалась критика учения Ломброзо?

2) Почему, на Ваш взгляд, современная наука не может придерживаться радикально-биологической позиции в определении причин преступности?

3) В чем, по-вашему, сильные и слабые стороны конституциональных теорий?

4) К какому мнению в отношении причин девиантности, склоняются современные ученые,?

5) Какие этические проблемы возникают при принятии биологических теорий девиантности?

Социологические теории девиантности Эмиль Дюркгейм (1858-1917)

Первым значительным социологическим исследованием, затрагивающим проблему девиантности, следует считать “Самоубийство” Э. Дюркгейма. Самоубийство фактически представляет собой агрессивное поведение, направленное против самого субъекта. Дюркгейм первым показал, что девиантный поступок (самоубийство) есть результат взаимоотношений общества и индивида. Уровень самоубийств определяется спецификой социальных отношений, а не личностных качеств людей.

Очень важной является его концепция аномии и тезис о том, что для современного общества именно в этом состоянии таится наибольшая опасность. Аномия – это такое состояние общества, когда прежняя система регулирующих норм и ценностей разрушена, а замена еще не сформировалась[19].. Нормальному обществу требуется «согласие умов» — общая система норм, убеждений и ценностей, разделяемая членами общества и регулирующая их жизнь. Именно общество создает представления о норме и девиантности, которые размываются в состоянии аномии.

Подобное состояние – бич современных обществ, т.к. именно с ним связанно большинство преступлений, психических расстройств и самоубийств. В связи с этим, Дюркгейм указывал на патологический характер развития цивилизации, поскольку именно это развитие стимулирует состояние аномии.

Теория социального напряженияОдной из наиболее популярных теорий девиантного поведения является теория социального напряжения Р. Мертона.. Главная идея этой теории заключается в том, что основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на которые общество нацеливает людей, и возможностями их достижения по установленным обществом правилам.

Возникающее социальное напряжение приводит к тому, что человек, не сумевший получить определенные ценности, будет реагировать на это той или иной формой девиантного поведения (в том числе и связанно с агрессией и насилием). Теория социального напряжения Мертона перебрасывает своеобразный мост между Дюркгеймом, который рассматривал преступление как продукт взаимоотношений личности и общества, к Марксу, который акцентировал внимание на неравном распределении жизненных шансов в обществе.

В 1961 году ученики Мертона Р. Кловард и Л. Олин опубликовали монографию “Делинквентность и возможности: теория делинквентных групп”. Авторы монографии убедительно показали, что общество, навязывая молодежи определенные ценности (в частности стремление к успеху) не замечает того, что их достижение является мало реальным для большинства молодых людей (что опять таки противоречит официально декларируемому равенству возможностей). На самом деле, подчеркивают авторы монографии, достигнуть социальных целей законными способами могут лишь немногие. Большинство вынуждены для достижения успеха проявлять ловкость — нарушать закон и нормы морали. Молодой человек, попадая во взрослую жизнь, сталкивается совсем не с тем, что ему внушали в процессе воспитания. Результатом такого противоречия становится разочарование, фрустрация. Типичные реакции на это:

— создание воровских шаек, члены которых посредством хищений и грабежей получают возможность жить в соответствии с господствующими в обществе стандартами потребления; в схеме Мертона — это инновация, использование насилия и краж для достижения целей;

— объединение в агрессивные банды, которые снимают напряжение, вызванное социальной несправедливостью, совершением актов насилия и вандализма; по Мертону — мятеж;

— вступление в антисоциальные группировки, где молодые люди, употребляя наркотики и алкоголь, уходят в себя, замыкаются в тесном кругу сверстников, озабоченных теми же проблемами, и таким путем пытаются уйти, заслониться от социальной несправедливости.

Однако эта теория менее эффективно объясняет отклоняющееся поведение привилегированных групп, поскольку социальное положение представителей высших слоев общества не препятствует, а, напротив, способствует успеху.

Субкультурная теорияРодоначальником этого направления можно считать Т. Селлина, опубликовавшего в 1938 году работу “Конфликт культур и преступность”. В этой работе Селлин рассматривал в качестве криминогенного фактора конфликт между культурными ценностями различных сообществ. На основе теории Селлина американский социолог А. Коэн разработал свою концепцию субкультур.

Коэн в масштабе небольших социальных групп рассмотрел особенности культурных ценностей криминальных объединений (банд, сообществ, группировок). В этих микрогруппах могут формироваться своего рода “миникультуры” (взгляды, привычки, умения стереотипы поведения, нормы общения, права и обязанности, меры наказания нарушителей норм, выработанные такой микрогруппой) — этот феномен получил название субкультуры.

Субкультурная теория уделяет особое внимание группе (субкультуре), как носителю девиантных идей. Существуют субкультуры, исповедующие нормы и ценности, совершенно отличные от общепринятых. Люди, принадлежащие к этим субкультурам, строят свое поведение в соответствии с групповыми предписаниями, но доминантные социальные группы определяют это поведение, как девиантное,большинство девиантных групп являются негативным отражением культуры большей части общества.

Интересным практическим выводом является положение:, коррекция криминогенности общества часто невозможна без разрушения криминальной субкультуры, которая как раз и защищает криминальное сознание от воспитательного воздействия общества.Субкультурная теория, объясняющая отклоняющееся поведение социализацией индивида в системе девиантных ценностей и норм, не объясняет, почему девиантные нормы и ценности проявляются в обществе, почему одни члены общества принимают девиантную систему ценностей, тогда как другие, находясь в тех же условиях, отрицают ее.

Теория конфликта Теория конфликта основана на предпосылке, что в любом обществе существует неравенство в распределении ресурсов и власти. Родоначальником этого направления считается К. Маркс.Теоретики конфликта выделяют принципы, посредством которых общество организованно для того, что бы служить интересам богатых и влиятельных членов общества, часто в ущерб другим. К этому направлению относится и ставшая популярной на Западе в 60-е гг. так называемая радикальная криминология, рассматривающая преступность, через призму классового и этнического неравенства. основным источником девиантности в западных обществах является капиталистическая экономическая система. Поскольку неравенство присуще самому базису системы, единственно возможное решение заключается в полном переустройстве системы, замене ее более справедливой, в которой разрыв между имущими и неимущими будет сведен к минимуму.

Обычно люди из высшего общества — богатые, могущественные, влиятельные — играют главную роль в определении того, что является девиантным, а что — нет.Эти люди способны влиять на моральное и правовое определение девиантности многочисленными законными методами (лоббирование, финансовые вложения в политические кампании. В результате моральная и законодательная система общества отражает интересы власть имущих. Поведение тех, чьи интересы при этом не представлены, гораздо вероятнее определяется как девиантное.

Социологи, рассматривающие девиантность с позиций теории конфликта, особое внимание обращают на девиантность среди элиты. В современной правоохранительной практике девиантность и делинквентность обычно ассоциируется с такими действиями, как насилие, кражи, бездомность. Т.е. с такими действиями, за которые представители низших классов скорее будут осуждены, однако, элита общества также нарушает законы и нормы морали.

Преступления этой части общества зачастую гораздо более дорого обходятся обществу в экономическом плане и, как правило, менее строго наказываются.

Следует подчеркнуть и тот факт, что представители элиты в значительной степени контролируют информационные потоки, пронизывающие общество. Это дает им возможность контролировать негативную информацию о себе, обладая более защищенной частной сферой.

Теория конфликта особо подчеркивает неравенство в распределении власти и богатства в обществе. Теоретики конфликта марксистской школы рассматривают неравенство, как порождение капиталистической экономики. Теория приклеивания ярлыков Теоретико-методологической базой этого подхода является символический интеракционизм Дж. Г. Мида., как общество реагирует на различного рода социальный отклонения и, таким образом, влияет на их репродукцию. Определяя какой-либо поступок человека, как девиантный, общество наклеивает ярлык. Таким образом, ярлыки — суть отрицательные оценки общества. Их действие имеет две стороны: они удерживают от антиобщественных поступков, но при неумелом их применении они могут провоцировать антисоциальное поведение. Теория приклеивания ярлыков фокусирует внимание на социальной природе процесса, в котором одни индивиды в обществе могут приклеить ярлык другим индивидам, считая их девиантами Сторонники теории ярлыков утверждают, что всегда, когда какие-либо члены общества называются “преступниками”, “алкоголиками” или “душевнобольными”, имеет место процесс приклеивание ярлыков. Он включает в себя лицо или группу, приклеивающих ярлык и лицо или группу, к которым этот ярлык применяется. Ярлык – это негативное определение, фиксирующее место человека или группы на ценностной шкале «хорошо/плохо»

Те, кто применяет ярлыки, являются агентами социального контроля, часто приклеивание ярлыков является частью их социальных функций (полиция, психиатры). Но приклеивание ярлыков имеет место также и в неформальных группах, семье,

В случаях крайне тяжелых преступлений, таких как, например, убийство, избирательность сообщества в определении людей, как девиантов не столь очевидна, но она вполне ясна в более мягких случаях. Теория ярлыков также помогает понять девиантность с точки зрения жертвы девиантных действий. Свой вклад в изучение этих феноменов внесли представители феминистической социологии. В терминологическом ряду теории ярлыков имеются понятия «первичная девиантность» и «вторичная девиантность».

Первые, единичные, случайные, , девиантные действия, называют первичной девиантностью.

Теория ярлыков, главным образом, интересуется вторичной девиантностью, которая связана с формами девиантности, постоянно присущими индивидам и которые вынуждают их устраивать свою жизнь и личные отношения вокруг своего девиантного статуса.

Иногда, девианты применяют ярлык к самим себе, прежде других и продолжают действовать в соответствии с этим ярлыком. (Вспомните Паниковского, который для того, чтобы учинить инспекцию к карманах Корейко вспомнил свою прежнюю профессию «слепого».)

Теория стигматизации Очень близка по своим основным положениям к теории ярлыков, теория стигматизации. “Стигма” — в переводе с латинского означает клеймо. Приклеивание ярлыка можно рассматривать как аналог практики клеймения преступников, распространенной в прошлом. Такая форма борьбы с преступностью нередко инициировала новые, более тяжелые преступления, как реакцию на социальное отторжение Гоффман он исследовал людей с определенными характерными чертами, благодаря которым другие находят этих людей необычными, неприятными или девиантными (Гоффман, 1963). Гофман назвал эти характерные черты стигмами, и его особенно интересовало то, как люди, имеющие стигмы, справляются с ними.

Анализ начинается с людей имеющих физические недостатки и, представляет широкий ряд других отклонений. ”. обстоятельства могут влиять на личность, например, когда человек отбыл срок в тюрьме или имел душевную болезнь; или если он является членом этнической или расовой группы, которая часто рассматривается другими негативно, например, цыгане.Интересно, что выводы теорий социального напряжения, теории конфликта и теории наклеивания ярлыков в отношении борьбы с девиантностью фактически совпадают:- воздействие судебной системы, государственного аппарата и общественного мнения на преступность носит скорее негативный, нежели позитивный характер, т.к. в значительной мере способствует репродукции такого поведения;

— необходима не карающая реакция общества на преступность, а меры, которые бы смогли бы удержать человека от антисоциального поведения, предотвратить раскол общества на “хороших” и “плохих”; — тезис о том, что агрессия (по отношению к девианту со стороны общества) зачастую порождает лишь усиленную ответную агрессию.

Вопросы для самопроверки:

1) Каковы взгляды Э. Дюркгейма относительно научного изучения социуа?

2) Объясните, почему положения Р. Мертона обобщены под названием «теория социального напряжения»? 3) Проанализируйте, какие связи можно обнаружить между теориями «социального напряжения», «субкультурной теорией» и «теорией конфликта»?

4) Что подразумевается под понятиями «первичная» и «вторичная» девиантность?.

5) Проанализируйте общее и различия в теории ярлыков и теории стигматизации.

Психологические теории : Классический и современный психоанализ З. Фрейд Аналитическая психология Юнга, Индивидуальная психология АдлераГуманистическая психология, Эрих Фромм и др.

Вопросы для самопроверки:

1) Пусть некий автомобилист был оштрафован. Постарайтесь придумать от его имени несколько реплик, чтобы каждая содержала в себе определенный вид компенсации.

2) Какую роль при анализе девиантного поведения играют юнгианские принципы каузальности и телеологии?

3) Почему по Фромму следует воспитывать ребенка в тех ценностных

ориентирах, которые имеют хождение в данном обществе?

4) Как по Роджерсу развиваются потребности в позитивном отношении и самоотношении?

5) Какие позитивные и негативные стороны бихевиористской трактовки поведения вы могли бы указать?

«Нормальным» поведение будет в том случае, если инстинктивные импульсы «Оно», не вступают в противоречие с нормативными требованиями «Сверх- Я», отраженными в сознании («Я»), порождая внутренний конфликт. Сознание – «Я» — стремясь не допустить конфликта, вынуждено прибегать к сублимации агрессивных и сексуальных импульсов. Сублимация – это механизм перевода темной, стихийной энергии инстинктов в культурно приемлемые рамки. Например, если человек склонен к агрессии (имеет доминирующий танатос), он может «выпустить пар» занимаясь тяжелым физическим трудом или агрессивными видами спорта. Если некто сталкивается с повышенным давлением на сознание эротических (либидиозных) импульсов, то он может сублимировать их в творческие виды деятельности, искусство

Однако, давление подсознательных влечений на «Я» может быть слишком сильным, что бы быть полностью сублимированным. В этих случаях сознание, чтобы смягчить конфликт между «Оно» и «Сверх-Я» и защититься от тревоги, использует защитные механизмы. Фрейд описал несколько основных защитных механизмов — это вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия и отрицание.

Вытеснение – это подавление подсознательных влечений и переживаний, создающих угрозу для самосознания и вытеснение их в сферу бессознательного. В этом случае человек вынужден тратить значительное количество психической энергии, но подавленные влечения все равно периодически «прорываются» в реальность через оговорки, сновидения и т.д.

Проекция – это приписывание другим своих собственных неприемлемых переживаний.

Замещение – это направление энергии влечения на более безопасный объект. Например, человек, на которого накричал начальник, дома набрасывается с руганью на жену и детей, хотя они ничем не провинились. Или мужчина, влюбленный в очень красивую женщину, но предпочитающий добиться взаимности другой, менее красивой, из боязни, что первая ему откажет.

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать

Рационализация – это то, что в обыденной жизни называют самооправданием. Человек стремится дать рациональное объяснение поступкам, совершенным под влиянием инстинктивных влечений. Скажем, начальник накричал на своих работников, только потому, что «встал не с той ноги». Однако он объясняет это тем, что работники сами виноваты – плохо исполняли обязанности.

Реактивное образование – это более сложный защитный механизм, включающий две стадии. На первой стадии неприемлемое переживание подавляется, а на второй на его месте образуется прямо противоположное чувство.. Или брат, ненавидящий свою сестру, но не могущий себе в этом признаться, может воспылать к сестренке особой любовью и окружить ее всяческой опекой. Правда вскоре можно будет заметить, что его забота создает сестре значительные трудности и проблемы и явно тяготит ее.

Регрессия – это возврат к детским, ранним формам поведения. К этому типу защитных механизмов прибегают как правило незрелые, инфантильные личности. Однако и нормальные взрослые в ситуациях психической перегрузки могут использовать этот защитный механизм.

Разновидностью «детских» реакций психики можно считать отрицание. Скажем, человек в состоянии опьянения совершил преступление, а потом отказывается поверить в это

Фрейд утверждал, что защитные механизмы действуют на подсознательном уровне, и все люди время от времени прибегают к ним. В тех случаях, когда с их помощью не удается снизить напряжение, возникают неврозы – белее или менее заметные расстройства нормальной психической деятельности.

Зачастую при чтении учебных пособий можно встретиться с мнением, примерно следующего содержания: «Взгляд Фрейда на проблему девиантности и агрессии не отличается оптимизмом. Фактически он является признанием того, что войны, насилие и психические расстройства — неизбежные спутники человеческого существования. Проистекают они из инстинктивной, порочной человеческой природы, лишь отчасти облагораживаемой моральными нормами и ценностями. Психоаналитический взгляд на личность – это не только научная теория, но и философия человека. Вопрос о смысле человеческого существования этим взглядом снимается. Человек рассматривается, как существо, стремящееся к снятию напряжения, гомеостазису. Различного рода отклонения (например, аморальное или агрессивное поведение) становятся «естественными», — ведь они проистекают из самой природы человека. А сама мораль выступает при этом не более, чем коллективным защитным механизмом».

Аналитическая психология Юнга

Основные положения аналитической психологии К.Г. Юнга широко известны, нет нужды говорить здесь о них подробно, поэтому ограничимся кратким перечнем понятий, которые имеют непосредственное отношение к изучению девиантного поведения.

Структура личности по Юнгу:

Эго – сознательный ум.

Личное бессознательное – подавленные сознательные впечатления, переживания при появлении бывшие слишком слабыми, чтобы произвести впечатление на уровне сознания.

Содержание доступно сознанию.

Комплексы – организованная тематическая группа переживаний, притягивающихся к так называемому ядру комплекса. Комплекс может захватывать власть над личностью. Может осознаваться через ассоциации, но не непосредственно.

Коллективное бессознательное – скрытые воспоминания, унаследованные филогенетически (опровергнуто на рациональном уровне современной генетикой). Это врожденное основание структуры личности. Симптомы, фобии, иллюзии и другие иррациональные явления могут возникать при отвержении бессознательных процессов.

Архетипы – универсальная мыслительная форма, содержащая эмоциональный элемент. Наиболее развившиеся архетипы могут быть рассмотрены как отдельные системы внутри личности – персона, анима/анимус, тень.

Персона – маска, надеваемая в ответ на:

а) требования социальных условностей;

б) внутренние архетипические потребности.

Это – публичная личность, в противоположность собственной личности, скрытой за внешним проявлением в социальном поведении.

Если Эго сознательно отождествляется с Персоной – человек сознает и ценит не собственные чувства, а принятую роль.

Анима/анимус – бисексуальная природа человека. Как архетип возникли при постоянном сосуществовании обоих полов.

Тень – воплощение животной стороны человеческой природы. Проекция Тени вовне реализуется в образе дьявола или врага. Тень ответственна за социально неодобряемые мысли, чувства, действия.

Самость – (символ – мандала) архетип целостности — ядро личности, вокруг которого группируются все системы. Цель жизни, идеал, обладающий свойством недостижимости. Архетип самости не очевиден до достижения человеком среднего возраста, когда он начинает предпринимать усилия сместить центр личности с сознательного на равновесие между ним и бессознательным.

Установки – экстраверсия и интроверсия, одна из которых доминирует, вторая при этом является бессознательной.

Функциимышление, чувство, ощущение, интуиция. (Мышление – рационально; чувство – оценочная функция, определяющая ценность вещей, дает субъективные переживания; ощущение – перцептивная реалистическая функция; интуиция – восприятие на основе бессознательных процессов и содержаний.)

Взаимодействие систем личности:

Системы могут: компенсировать друг друга; противостоять и объединяться.

Компенсация:

— между экстраверсией и интроверсией,

— между эго и анимой мужчин / анимусом женщин.

Оппозиция:

— между эго и личным бессознательным,

— между эго и тенью,

— между персоной и анимой/анимусом,

— между персоной и личным бессознательным,

— между коллективным бессознательным и персоной.

Объединение: (процесс, похожий на диалектическую триаду) позволяет компонентам создавать качественно новое, направленное на интеграцию личности (самость).

Единство противоположностей достигается за счет трансцендентной функции.

Динамика личности.

Понятие психической энергии: — проявление жизненной энергии, энергии организма, как биологической системы. Это гипотетическая конструкция, не могущая быть измеренной, но подчиняющаяся тем же физическим законам, что и энергия в обычном смысле.

Психические ценности – количество энергии, вложенной в тот или иной элемент личности, мера напряженности (или силы в побуждениях и управлении поведением). Возможно обнаружение лишь относительной ценности элемента (сравнительно с другими, но не объективно, то есть только внутри данной личности).

Принцип эквивалентности – (частное проявление закона сохранения энергии) – если энергия расходуется на одно, то она появится в другом (одна ценность ослабевает, другая усиливается).

Принцип энтропии — (аналогия второго закона термодинамики) — распределение энергии психики стремится к балансу. Состояние идеального распределения энергии – самость.

Развитие личности по Юнгу

Цель – самореализация, как максимально полная дифференциация и гармоничное сочетание всех аспектов личности. Новый центр – самость, взамен старого центра – эго.

Каузальность и телеология – два подхода к изучению личности, один из которых рассматривает причины, другой – исходит из целей, из того, к чему личность движется. Юнг пропагандировал мысль, что для правильного понимания того, что движет поступками человека, необходимо использовать оба подхода.

Стадии развития личности:

До пятилетнего возраста – появляются сексуальные ценности, и достигают вершины в подростковый период.

Юность и ранняя взрослость – доминируют основные жизненный инстинкты, человек энергичен, страстен, зависим от других (даже в форме сопротивления им).

Сороковые годы – смена ценностей – с биологических на более культурные (культурно детерминированные), человек более интровертирован, менее импульсивен. Энергичность уступает мудрости (и как цели, и как инструменту достижения таковой). Ценности личности сублимируются в социальные, религиозные, гражданские и философские символы.

Этот период и наиболее значим для личности, и наиболее опасен, если в переносе энергии на новые ценности наблюдаются нарушения.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap