Теор. основы соц. работы (лекции)docx



Тема 1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН

Основные вопросы:

1. Духовно-нравственные и социокультурные ценности общества и их связь с социальной работой.

2. Социальная политика государства и социальная работа: взаимосвязь и взаимовлияние.

3. Третий сектор и его роль в социальной защите населения.

4. Система социальной безопасности в теории социальной работы.

Рекомендуемая литература:

1. Кунгурова, Н.И. Социальная работа / Н.И. Кунгурова, В.К. Терехов. – Минск: МФЦП, 2007. – 448 с.

2. Курбатов, В.И. Социальная работа: учебное пособие / В.И. Курбатов. –М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К°»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. – 480 с.

3. Основы социальной работы: учебник /отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 534 с.

4. Павленок, П.Д. Введение в профессию «социальная работа»: учеб. пособие / П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1998.

1. Духовно-нравственные и социокультурные ценности общества и их связь с социальной работой.

На современном этапе в условиях жесткой бюджетной политики и ограниченности финансовых ресурсов снижение социальной напряженности в обществе во многом определяется рациональным решением проблем социальной защиты остро нуждающихся слоев населения; использованием имеющихся резервов государственных и негосударственных учреждений, фондов и организаций; активизацией благотворительной деятельности, имеющей глубокие исторические корни. Сегодня идеи добра и милосердия, как ведущие нравственные идеи необходимы белорусскому обществу, в котором все более явственно проявляется неравенство людей.

Нравственность является элементом общественной жизни в силу того, что нормы и принципы морали, воплощаясь в практических действиях людей, определяют их ценностные ориентации в делах, поступках, поведении. Нравы (реально действующие моральные отношения между людьми), формируются на основе складывающихся в обществе форм производственной, социально-политической, бытовой и культурной деятельности, воспроизводятся и закрепляются повседневной социальной практикой, силой привычки и общественного мнения, которое накладывает определенные моральные санкции на людей. Именно нравы обусловливают связи морали со всеми другими сторонами жизни социума — экономической, политической, социальной и духовной. В этой связи представляют большой научный интерес исследования характера взаимозависимости таких явлений социальной жизни, как духовно-нравственное развитие и самосохранение общества, социальная культура, благотворительность и милосердие.

1. Духовно-нравственное развитие и самосохранение общества (дух – психические способности, сознание, внутренне состояние, моральная сила; духовный – отражающий внутренний мир человека). Сегодня духовность людей теряет традиционную важную роль в мотивации и регуляции их деятельности, поведения. Это подтверждается следующими явлениями:

увеличивается разрыв между общественными и индивидуальными ценностями, что отражается и воспроизводится в двойственности, «мозаичности» внутреннего мира личности, расхождении между чувствами и поступками, замыслами и делами, желаемым и действенным, официальным поведением и неофициальной жизнью. Все это обусловливает личностные синдромы неудовлетворенности, социальной усталости, агрессивности;

отмечается разгул насилия и преступности. Этот показатель при массовых опросах по рейтингу опережает даже показатель тревоги, вызываемой кризисом экономики. Люди устали от насилия и произвола, мечтают о справедливости, верят, что добро восторжествует, а зло исчезнет. Но в то же время не существует такого общественного идеала, к которому стремились бы все люди, во имя и ради достижения которого мотивировали свои поступки;

нарастает тенденция к дегуманизации общественных отношений. Наиболее ярко дегуманизация переживаемого нами периода проявляется в снижении нравственности. Разгул вседозволенности, преобладание узкоутилитарной мотивации в поведении людей, скептическое отношение к моральному идеалу, обесчеловечение взаимоотношений людей — это только некоторые из агрессивных тенденций;

наблюдается разрыв между требованиями общественной морали и индивидуальной нравственностью.

Практическая жизнь общества свидетельствует, что без определенной объединительной идеи, высоких духовных принципов и нравственных норм поведения личности государство не способно к социальным преобразованиям, осуществлению глубоких демократических, экономических и политических реформ. Необходимо активно формировать общественную идеологию, для того чтобы выйти на качественно новый уровень теоретической и практической деятельности, создать атмосферу порядочности, доброты, справедливости, великодушия, человечности и веры. В этом отношении следует отметить, что духовно-нравственное развитие и самосохранение общества достигается посредством двух взаимосвязанных процессов: 1) постоянная забота о сохранении и рационализации использования духовного наследия и 2) неустанный поиск возможностей обновления, творческого осмысления более эффективных форм культуры.

Культура (с лат. — «возделывание») — это исторически сложившаяся совокупность социальных норм и ценностей, средств, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой их существования, которые они вырабатывают в совместной жизнедеятельности (язык, искусство, развитие производства, общественные отношения и т.д.). Культура разделяется на материальную, духовную и социальную.

2. Социальная культура — это исторический опыт, память социальных общностей и их поколений в сфере социальных отношений, воспроизводства и развития социальных субъектов, норм и правил их поведения, взаимодействия и общения в тех или иных исторических условиях. Социальная культура — составной элемент общей культуры, всей духовной жизни общества, социального знания каждого субъекта. Она воплощает в себе социальную память и мудрость предшествующих поколений.

Это особая социальная система, в рамках которой осуществляется деятельность индивидов и групп, реализующих свои потребности с учетом социокультурных норм. Содержательную характеристику понятия составляет широкая совокупность моральных идеалов и образцов, нравственных нормативов и ценностей в области поведения субъектов, а также нравственно-правовых, социально-психологических (традиции, обычаи, мода и др.) механизмов регулирующего воздействия на социальные отношения. В этом смысле можно говорить о духовно-нравственном факторе как реально функционирующем в обществе социальном механизме.

Все сказанное выше говорит о возрастании на современном этапе значения таких общечеловеческих ценностей, как право на жизнь, гуманизм, свобода, совесть, справедливость, достоинство, долг, солидарность, нормы нравственности и др.

3. Среди нравственных ценностей, которые заслуживают сегодня особого внимания, укрепления и культивирования, видное место занимает благотворительность.

Понятие «благотворительность» используется наряду с близкими по значению терминами «милосердие», «социальная помощь», «социальная поддержка». Однако эти понятия не являются аналогами.

Социальная помощь — это система мер по оказанию помощи нуждающимся людям, содействие им в преодолении жизненных трудностей в возмездной и в безвозмездной формах. Диапазон возможных жизненных трудностей, вызывающих необходимость в социальной помощи, гораздо шире тех, которые «обслуживаются» благотворительностью. Социальная помощь бывает не только материальной, но и физической, социально-бытовой, правовой, психологической, педагогической; она оказывается определенное (длительное) время т.п.

Социальная поддержка — это содействие трудоспособным активным группам населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

На этом фоне благотворительность — это особая форма социальной деятельности, заключающаяся в безвозмездном оказании различных видов помощи и поддержки нуждающимся, в первую очередь материальной помощи и поддержки.

В отличие от понятия «благотворительность» в понятии «милосердие» акцент делается на ценностно-мотивационной и эмоционально-чувственной сторонах человеческой деятельности. Милосердие — это готовность к оказанию помощи, эмоционально-чувственный отклик на страдания других людей. Милосердие является только одним из мотивов благотворительности наряду с другими мотивами: чувство корпоративной чести, потребность в оценке, потребность в самоутверждении, религиозное чувство и т.п.

Как социокультурное явление благотворительность имеет в Беларуси свою историю и традиции, ознакомление с которыми раскрывает механизм становления социальной работы в стране.

Мировой опыт становления рыночных отношений, рыночной экономики свидетельствует о том, что два процесса: процесс рыночных реформ и процесс становления специфической социальной профессиональной деятельности, т.е. социальной работы, — развиваются параллельно. Экскурс в историю практически всех стран с рыночной экономикой свидетельствует, что зарождение этого вида профессиональной деятельности началось с конца XIX — начала XX в., в период бурного роста рыночных отношений.

Социальная работа сегодня — это важнейший феномен цивилизованного общества, роль и значение которого возрастают в связи с демографическими изменениями и увеличением числа престарелых, развитием рынка и ростом уровня безработицы, миграционными процессами и т.д. Сегодня наша страна находится в новой экономической обстановке, в новых социальных условиях, придающих социальной работе актуальность, жизненную необходимость. При осуществлении реформ вопросы социальной защиты населения становятся приоритетными как в государственном масштабе, так и в масштабе области, района, города, отдельного предприятия или учреждения, так как успех рыночных преобразований прямо пропорционален эффективности системы социальной защиты и социальной работы с различными слоями и группами граждан. Между тем, несмотря на необходимость первоочередного внимания к нуждам и потребностям людей, выделяемые на социальную сферу материальные и другие ресурсы явно недостаточны. Поэтому большие надежды возлагаются на механизмы самофинансирования, страхования и благотворительности.

В настоящее время в стране идет процесс по созданию действенной системы социальной защиты населения, способной сгладить многие негативные последствия рыночных отношений, еще столь далеких от совершенства. Для этого осуществляется соответствующая законотворческая работа по обеспечению дифференцированного подхода к отдельным слоям и группам населения, созданию социальных служб на различных уровнях и с различной специализацией.

В решении этих и других задач весьма заметную роль могут сыграть неповторимая история развития экономического и духовного потенциала общества, традиции, обычаи нашего народа. Во-первых, исторический опыт демонстрирует нам основные методы и подходы, которые использовала социально-историческая практика; во-вторых, социально-исторические исследования помогают формировать базу знаний, необходимых для практической работы органов и учреждений социальной защиты; в-третьих, исследования исторического опыта выполняют чисто практическую функцию, поскольку полученные в ходе их проведения данные помогают принять проверенные, апробированные решения, вырабатывать и осуществлять социальные программы.

2. Социальная политика государства и социальная работа: взаимосвязь и взаимовлияние.

Сущность социальной политики, ее принципы и функции.

Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения. В диалектической взаимосвязи социальной политики и социальной работы легко обнаруживаются их общность и отличие, их значимость в реализации и удовлетворении потребностей и интересов людей.

Рассмотрим понятия «политика» и «социальная политика»

Политика — это:

отношения между социальными группами, классами, государствами по поводу завоевания, сохранения и упрочения власти;

система деятельности в различных областях общественной жизни: в сфере экономики, социальной сфере, духовной жизни, военной сфере и др.;

практическая деятельность по реализации политического курса, по достижению политических целей;

искусство работы с людьми, умение учитывать и выражать их интересы, возможности, психологические, и профессиональные качества.

Центральным субъектом политики является государство. Любая общественная проблема приобретает или может приобрести политический характер, если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп, классов и связано с использованием государственной власти.

Социальная политика — это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и социальной практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах основных социальных групп населения.

Эффективность социальной политики зависит от:

результатов экономической, хозяйственной деятельности общества, способности государства удовлетворять интересы и потребности людей;

степени гуманности политики государства (чем она выше, тем наглядней гуманистическая сущность, гуманистический смысл направленности общественного развития в стране).

Социальная политика основывается на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:

гуманизм, социальная справедливость;

системность, непрерывность, преемственность;

сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);

открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики — наличие «обратной связи» органов управления с массами);

демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);

действенный контроль общества над реализацией социальной политики;

адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения.

Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций — относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности. Важнейшими из них являются:

выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;

оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;

интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;

прогностическая;

социальная защита населения;

управление социальными процессами и др.

С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики — гармонизация общественных отношений, управление социальным развитием общества.

В структуре социальной политики выделяют два относительно самостоятельных блока:

1) социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все стороны жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан;

2) собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты населения и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов).

Рассмотрим проблемы, выделяемые в социальной политике.

1. В социальной политике государства исключительно важное место занимают проблемы укрепления семьи. Здоровая нравственно-психологическая атмосфера, высокая культура семейно-брачных отношений делают эту ячейку общества важнейшим социальным институтом формирования личности, сохранения и укрепления ее здоровья.

В то же время, со стороны государства пока далеко не достаточно внимания уделяется этому направлению социальной политики, и многие проблемы семей в обстановке экономического кризиса из года в год обостряются. Так, например, сегодня наблюдается:

разрушение нравственных представлений о браке и семье, падение социального престижа отцовства и материнства из-за погони за профессиональной и общественной карьерой, жизненными благами, чрезмерным материальным потребительством;

восприятие детей определенной категорией матерей и отцов как препятствия к возможности вести аморальный образ жизни при увеличении количества нежелательных и беспризорных детей, сирот при живых родителях;

деформация духовно-нравственных отношений между членами семьи (взаимная нетерпимость супругов, родителей и детей; неготовность проявлять друг к другу доверие, доброжелательность, открытость, прощение, милосердие);

изменение различных сторон и содержания семейного воспитания (отсутствие непосредственного общения родителей и детей, преемственности между традициями и обычаями старшего поколения и современными методами и средствами воспитания; деформация социальных ролей дедушки, бабушки, отца и матери, родственников);

снижение социальной и педагогической культуры разных категорий родителей, особенно молодых;

увеличение числа неполных семей. При этом все больше становится детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. В 1990 г. таких было 8,5% от всех родившихся, в 2000 г. – 18,6%, в 2003 г. – 23,0%. Сегодня каждый четвертый ребенок внебрачный. В настоящее время в стране более 50 тысяч одиноких матерей.

2. Важное место в социальной политике занимают проблемы обеспечения социальной справедливости — это и реальное народовластие, равноправие и равенство всех граждан перед законом, и социальные гарантии человеку в случае потери трудоспособности, болезни, инвалидности, отсутствия родительского попечения, нетрудоспособности по возрасту и др.

3. Одной из самых ярких проблем настоящего времени в социальной политике стала проблема бедности.

Бедность — многостороннее социально-экономическое и психологическое общественное явление. Бедность возникает в том случае, когда часть населения не может удовлетворить минимальные потребности в основных условиях жизнедеятельности, принятых в данном обществе. Бедность — это не только отсутствие денег или имущества, а прежде всего недоступность важнейших условий жизнедеятельности — жилья, образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Нерешенность социальных проблем, особенно неудовлетворение потребности в жилье, усиливает текучесть рабочей силы, снижает трудовую активность, негативно влияет на экономику, благосостояние людей. Ослабление внимания к социальным проблемам стало одной из основных причин ухода сельского населения в город.

В последние годы резко обострились социальные проблемы и в городах. Перенаселение за счет привлечения рабочей силы из окрестных районов, а также за счет миграции жителей из села обостряет транспортные проблемы, проблемы медицинского обслуживания, трудоустройства, жилья и т.п.

4. Предметом особого внимания органов государственного управления, общественных структур становится проблема реформирования пенсионной системы. Должно быть достигнуто большее соответствие размера получаемой пенсии трудовому вкладу, должен утвердиться принцип равной ответственности работодателя и работника за формирование средств, предназначенных на цели пенсионного обеспечения.

Система социального обслуживания, прежде всего нетрудоспособных граждан и других нуждающихся категорий населения, нуждается в дальнейшем развитии и укреплении. Главенствующее значение при этом должны приобрести принципы дифференцированности и адресности в оказании услуг, социальной помощи и поддержки.

Главная цель социальной политики — гармонизация общественных отношений, обеспечение политической стабильности и гражданского согласия путем выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и нравственно-правовых мер.

Непреходящее значение имеют профессионализм кадров системы социальной защиты, их способность правильно определять актуальные проблемы, оценивать и анализировать их, вырабатывать программу позитивных перемен.

Направленность социальной политики государства является не только содержательной, но и организационной основой социальной работы. Практика показывает, что учет интересов и потребностей социальных, профессиональных, национальных, половозрастных групп населения — это сложный, противоречивый процесс. И чем глубже изучены и осмыслены жизненные потребности различных групп населения, условия и возможности их реализации, тем точнее и полнее они формулируются в задачах социальной политики, а, следовательно, и успешнее решаются.

На выполнение целей и задач социальной политики ориентирован весь сложный механизм ее реализации, который структурно представлен следующим образом:

субъект социальной политики — государство, представленное совокупностью всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений;

политические партии, общественно-политические движения и другие институты гражданского общества;

объект социальной политики — социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и разнообразных формах проявления;

система нормативно-правовых актов, регулирующих взаимодействие между субъектами и объектами социальной политики;

предметно-политическая деятельность по решению задач социальной политики на различных стадиях, включая и оценку эффективности реализации социальных программ.

При решении конкретных задач данная структура дополняется другими элементами, важнейшим из которых является социальная работа.

Существует несколько технологических фаз механизма реализации социальной политики:

1) научный анализ и изучение реально существующей социальной ситуации, ее всесторонний и углубленный анализ, выявление главных проблем и основных противоречий, доминирующих перспектив развития конкретных социальных отношений;

2) определение конкретных стратегических и тактических целей социальной политики, методов и средств их достижения, исходя из наличных материально-финансовых, организационных возможностей;

3) нормативно-правовое оформление избранного варианта решения той или иной социальной проблемы — принятие законов и других нормативно-правовых актов законодательной и исполнительной власти;

4) административно-организационное и мотивационно-пропаган-дистское обеспечение мер по реализации социальной политики на уровне федерального центра, регионов и на местах;

5) контроль за ходом и эффективностью проведения социальной политики и внесение соответствующих коррективов в предыдущие технологические фазы.

В механизме реализации социальной политики можно вычленить два взаимообусловленных, взаимодействующих компонента: научно-познавательный и практически-организационный.

Научно-познавательный компонент социальной политики является результатом анализа и осмысления назревших в обществе потребностей, тенденций развития социальных процессов. Он отражает уровень общественного мнения и настроения, степень социальной устойчивости различных слоев населения.

Практически-организационный компонент социальной политики государства — это непосредственное осуществление концептуальных положений, ее стратегических задач. Здесь большое значение приобретают разносторонняя организаторская деятельность органов государственного управления системой социальных служб и работа с населением, подчиненная задачам социальной политики государства. Всесторонне взвешенная, научно обоснованная социальная политика государства, созвучная интересам народа, составляет важнейшую основу содержания социальной работы, сообщая ей уверенность в практических действиях.

Организаторская деятельностьэто распорядительная деятельность управленческих органов, цель которой — рациональное разделение труда при решении поставленной задачи, оптимальное использование сил и средств, способов стимулирования для качественного и своевременного выполнения задания. Организаторская работа по реализации социальной политики, являясь организационным уровнем социальной работы, предполагает:

глубокое уяснение обусловленных содержанием социальной политики задач и всесторонний анализ и оценку условий для их решения;

подбор и расстановку кадров, создание или изменение организационных структур в интересах решения стоящих задач;

доведение до исполнителей задания, определение их функций, полномочий и ответственности, ресурсов и средств, имеющихся в распоряжении;

разъяснение смысла социальной значимости качественного и своевременного выполнения задач, способов стимулирования труда;

координацию усилий и действий структурных подразделений и конкретных исполнителей, обеспечение целеустремленности их деятельности;

проверку хода исполнения заданий по этапам и в целом, оценку деятельности исполнителей, извлечение уроков и формулирование выводов для последующей деятельности.

Вычленение в механизме социальной политики указанных двух ее компонентов, разумеется, носит условный характер. Оба компонента могут рассматриваться лишь в непрерывном единстве, во взаимосвязи, как внутренне спаянные части целого явления. Научно-познавательный компонент, характеризуя уровень научной обоснованности социальной политики, формулирует цели и общее содержание развития социальной сферы, ее инфраструктуры, определяет направленность, стратегию организаторской работы в этом направлении, а, следовательно, выполняет важную методологическую функцию в отношении социальной работы в обществе в целом.

В то же время, социальная работа с ее разветвленной структурой органов управления в различных сферах общества и обширной сетью учреждений социального обслуживания населения оказывает обратное, и притом активное, воздействие на социальную политику, поскольку играет роль обратной информационной связи в системе управления социальными процессами. Вбирая в себя практически-организационный аспект социальной политики государства, социальная работа обеспечивает реализм последней, проверяет ее жизненность. Такова диалектика взаимодействия социальной политики и социальной работы.

Любые практические действия в области социальной работы представляют собой совокупность усилий отдельных личностей, наделенных наряду с общими и неповторимо индивидуальными качествами. Как и социальная практика, социальная работа не является просто суммой действий индивидуумов. Это взаимосвязанное цельное системное образование, проявляющееся на ином уровне, чем персональная практика социального работника. Благодаря ограниченному сочетанию системности и индивидуальности, дифференцированная социальная работа дополняет социальную политику государства, обогащая общество гуманистическими, духовно-нравственными ценностями. Успех социальной работы, как показывает опыт, в решающей степени зависит от социальной ориентированности кадров — обобщающего показателя, характеризующего слитность социально-политического мышления с навыками непосредственного, практического управления социальными процессами на всех уровнях (от федерального до трудовых коллективов), предполагающего высокое чувство ответственности работников органов государственного управления за реализацию социальной политики государства, утверждение принципа социальной справедливости в общественной жизни.

Важнейшей стороной социальной ориентированности кадров является понимание необходимости удовлетворения интересов и потребностей человека, развития социальной сферы, ее инфраструктуры.

Социальная ориентированность кадров предполагает:

широкий социально-политический кругозор и социальную направленность мышления как сущностной характеристики их политической культуры;

навыки социально-политического анализа ситуации и умение на его основе обоснованно выбирать наиболее эффективные средства реализации социальной политики, формы и методы социальной работы с различными категориями населения;

умение прогнозировать и предвидеть варианты развития социальных процессов и учитывать их в практической деятельности;

коммуникабельность и навыки работы с людьми, способность приводить в действие и активизировать внутренние резервы физического, интеллектуального, психологического и нравственного потенциала человека.

Социальная ориентированность — профессиональное качество социального работника — вырабатывается в процессе практической деятельности, путем уточнения и развития теоретических положений на практике в конкретных жизненных обстоятельствах.

Таким образом, социальная политика и социальная работа взаимосвязаны. Эта взаимосвязь носит диалектический характер, во многом напоминая соотношения философских категорий сущности и явления. Социальная работа представляет собой форму социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Однако единство социальной политики и социальной работы не означает их совпадения, тождества. Социальная работа по своему содержанию богаче, динамичнее, подвижнее социальной политики, в то же время социальная политика сохраняет большую устойчивость, являясь определяющей стороной в отношении социальной работы.

3. Третий сектор и его роль в социальной защите населения.

Понятие «третий сектор» появилось в мире не так давно, его становление отражает тенденции, возникшие одновременно с развитием рыночной экономики. Современное гражданское общество можно представить в виде трех неотъемлемых составляющих, которые позволяют выделить основные институты, функционирующие в нем.

Первый сектор – государственный: органы государственной власти на всех уровнях, а также все виды государственных предприятий и организаций, действующих в любой сфере деятельности, в числе социальной, основанных на государственной и смешанной формах собственности, с преобладающей долей государственного участия;

Второй сектор – коммерческий (бизнес-сектор): неправитель-ственная прибыльная организация;

Третий сектор называют негосударственным, неправитель-ственным, независимым, некоммерческим, неприбыльным, благотворительным, сектором добровольной активности (волонтерским, добровольческим). Этот сектор является:

негосударственным, неправительственным, потому что организации, входящие в него, не располагают в полном объеме властью и полномочиями правительства, хотя какие-то из них могут через своих членов иметь властное влияние, а некоторые даже выполняют функции правительства (пример — образовательные организации США, которые обладают полномочиями по выдаче лицензий); с другой точки зрения, термин «неправительственный» может означать широкое вовлечение населения в общественную жизнь, что отражает тенденцию социальной организованности на всех уровнях, и связано это с процессом становления гражданского общества, т.е. термин «негосударственный» означает также то, что создание составляющих его организаций происходит спонтанно, как реакция на необходимость разрешения какого-либо социального противоречия или реализации какой-либо социальной потребности. Многие действующие некоммерческие организации не регистрируются в силу разных отнюдь не криминальных причин. Стихийно возникающие и исчезающие в процессе организации и развития, эти структуры подчас известны только тем, кто в них участвовал, и кто с ними взаимодействовал;

независимым, потому что множественность финансовых источни-ков деятельности делает его относительно независимым и от государства, и от бизнеса. На определенных этапах общественного развития организациям третьего сектора приходится действовать в противовес другим общественным силам, отстаивая те права и свободы граждан, которые ущемляются бизнесом или государством. Многие организации этого сектора являются неформальными, т.е., не будучи официально зарегистрированными, они часто пользуются свободами и возможностями, недоступными государственным организациям или частному бизнесу;

некоммерческим, неприбыльным, потому что это важнейший конституирующий признак, отличающий его от коммерческих организаций. Третий сектор существует не ради получения прибыли. Это не означает, что его организации не могут получать прибыль (например, заработанные поступления составляют 23% от общего объема денежных поступлений некоммерческих организаций в Венгрии, до 59% во Франции и 70% в Германии. В России эта цифра по разным источникам составляет от 30 до 75%). В то же время некоммерческие организации не имеют права распределять полученную прибыль среди учредителей, а должны использовать ее на уставные цели (исключительно для целей провозглашенной миссии). Так как организации третьего сектора весьма разнообразны (общественные, политические, религиозные, благотворительные, образовательные и т.д.), сам этот сектор весьма обширен, неоднороден и многолик;

сектором добровольной активности (волонтерским, добровольческим), поскольку здесь широко используется добровольный труд волонтеров. Например, 54% взрослого населения США отдают добровольной работе около 4 ч в неделю, а в Великобритании около 30% населения занимаются добровольной работой 3–7 ч в неделю. Причем добровольный неоплачиваемый труд является основой функционирования организаций третьего сектора и формой гражданской активности широких масс населения;

филантропическим, благотворительным, так как эти определения отражают устойчивые исторические корни возникновения третьего сектора благотворительной активности, в результате чего существенную часть этого сектора составляют благотворительные организации.

Третий сектор тесно связан с другими секторами экономики. Границы между ними весьма прозрачны и чрезвычайно подвижны.

Государство и некоммерческий сектор заинтересованы в развитии бизнес-сектора в качества источника финансовых поступлений (государству – в виде налогов, некоммерческому сектору – в виде пожертвований).

Коммерческие и некоммерческие организации рассматривают государство в качестве гаранта правовой и экономической стабильности и безопасности.

Государство заинтересовано в развитии третьего сектора, как структуры, решающей ряд социальных задач и помогающих в реализации задач социальной политики. Бизнес-сектор также заинтересован в развитии некоммерческого сектора, например, ассоциация предпринимателей является общественной организацией, но ее деятельность направлена на обслуживание интересов бизнеса. Рассмотрим ниже механизм социального взаимодействия государства и некоммерческих организаций.

Механизм социального взаимодействия государства и некоммерческих организаций

Формы взаимодействия

Содержание

Нормативно-правовая база

Государственный социальный заказ

Принципы, правила и положения формирования, размещения и исполнения на конкретной основе заказов на социальные программы предприятиями независимо от форм собственности через конкурсный механизм

Закон РБ «О соци-альном обслужива-нии» 22 мая 2000 г. № 395-З

Закон РБ «Об основах государст-венной молодежной политики»

7 декабря 2009 г.

№ 65-З

Социальное обслужива-ние

Участие НКО в обслуживании населения наряду с другими организациями в таких сферах деятельности, где требуется лицензирование (медицина, образование и т.д.)

Закон РБ «О соци-альном обслужива-нии» 22 мая 2000 г. № 395-З

Государственное социальное спонсорство

Предоставление льгот некоммерческим и благотворительным организациям, включая:

льготы по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей;

• полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным или муниципальным имуществом;

материально-техническое обеспечение и субсидирование деятельности благотворительных организаций;

отсутствие налогообложения грантов зарубежных организаций и фондов, а также безвозмездных, целевых пожертвований, предоставляемых НКО, общественным объединениям и благотворительным организациям

Закон РБ «О соци-альном обслужива-нии» 22 мая 2000 г. № 395-З

Закон РБ «Об общественных объе-динениях» 4 октября 1994 г. № 3254-xіі

Стимулирование социальной активности прямым финансированием

Прямое, контрактно-договорное и конкурсное финансирование деятельности организаций и общественно полезных программ:

осуществление целевого финансирования и поддержки социально значимых программ общественных объединений по их заявкам в форме государственных грантов;

заключение договоров на выполнение государственных программ на конкурсной основе;

финансирование на конкурсной основе благотворительных программ, реализуемых благотворительными организации-ями;

размещение среди НКО государственных и муниципальных социальных заказов на конкурсной основе;

льготные кредиты и гарантии по кредитам

Закон РБ «Об ос-новах государст-венной молодежной политики» 7 декабря 2009 г. № 65-З

Социальное побуждение негосударственных спонсоров

Льготы физическим и юридическим лицам, оказывающим материальную поддержку в форме взносов, включая:

льготы по уплате налогов;

льготы по налогу на прибыль (уменьшается на сумму взносов, но не более чем на 3% облагаемой налогом прибыли; может быть уменьшен на суммы до 5%, если отчисления сделаны творческим союзом в чернобыльские благотворительные организации и их фонды);

для физических лиц совокупный доход при налогообложении уменьшается на суммы, перечисленные на благотворительные цели

По мере налаживания сотрудничества между государством и третьим сектором возникают предпосылки для формирования совместных программ, в которых государственные и негосударственные некоммерческие организации с самого начала выступали бы в роли партнеров.

Сосредоточивая внимание на государственной поддержке третьего сектора, необходимо заметить, что подлинная самостоятельность и партнерские отношения с государством не предполагают бесконтрольности. Закон РБ «Об общественных объединениях и ряд других законов не только позволяют государству, но и обязывают его контролировать в установленном порядке деятельность независимых некоммерческих структур. Без этого невозможно на практике гарантировать подлинно некоммерческий характер этой деятельности, обеспечить ее социально значимую ориентацию и добиться уважения общества к третьему сектору.

4. Система социальной безопасности в теории социальной работы.

Под социальной безопасностью понимается система законодательно-нормативных мер и организационных мероприятий, осуществляемых государственными органами и учреждениями совместно с общественными организациями, в целях обеспечения жизнедеятельности отдельного индивида, различных социально-демографических групп и всего общества в целом. Таким образом, социальная безопасность основывается на системе правовых и социально-экономических гарантий, позволяющих человеку наиболее эффективно функционировать в рамках определенной общественно-политической формации.

История мировых цивилизаций свидетельствует о многообразии систем социальной безопасности. Как правило, выделяются тоталитарные и либеральные модели систем социальной безопасности.

Для большинства тоталитарных моделей характерны высокий уровень социальной защищенности и руководящая позиция государства по отношению к человеку. Усиливаются распределительные функции государства и вмешательство во все сферы жизнедеятельности общества. Ведущим механизмом регулирования социально-экономических отношений является социальное управление или администрирование. В этих условиях значительно возрастает роль идеологических установок на основе коллективистских начал. Уравнительные общественные отношения, доступ к здравоохранению и образованию, высокий уровень занятости (зачастую за счет общественных работ или скрытой безработицы) и социальной защиты предполагают лояльность граждан к существующему режиму. Формирование единых идеологических установок (крестовые походы или джихад, построение коммунизма, мировое господство или, наоборот, национальная обособленность и т.д.) требуют мобилизации масс для достижения поставленной цели и предполагают объединение усилий государственных органов и институтов гражданского общества. В таких условиях политические партии и общественные организации огосударствляются и становятся неотъемлемым элементом административной системы. Индивидуальное несогласие с политико-государственным курсом рассматривается как девиация и подавляется (еретики отправляются на костер, диссиденты – за решетку или высылаются за границу и т.д.).

Либеральная модель системы социальной безопасности предполагает отход от единомыслия и коллективизма к плюрализму и индивидуальным началам. Данная модель соответствует социально ориентированной рыночной экономике и имеет соответствующие уровни: индивидуальный, групповой и общественный.

В современной Беларуси особую актуальность приобретают проблемы безопасности жизнедеятельности личности, отдельных групп населения, общества и государства на различных уровнях – республиканском, региональном и местном.

Основными объектами социальной безопасности становятся личность – ее права и свободы, различные социально-демографические группы с учетом их специфических особенностей, общество – его материальные и духовные ценности, государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Властные структуры должны рассматриваться как инструмент, предназначенный для создания оптимальных условий для развития личности, общества и самого государства в рамках всего спектра имеющихся возможностей.

Согласно русскоязычной традиции термин социальная безопасность наиболее часто употребляется в понимании обеспечения основ безопасности жизнедеятельности отдельного индивида, различных социальных групп и всего общества в целом. В социологической литературе допускается использование терминов «социальная безопасность» и «обеспечение основ безопасности жизнедеятельности, как отдельного индивида, так и всего общества в целом» как равнозначных.

Поскольку социальная безопасность охватывает практически все аспекты жизнедеятельности индивида, различных социальных групп и всего общества в целом, взаимодействие социальных институтов, гражданского общества и государственных структур, то основное внимание при изучении теории социальной работы уделяется рассмотрению наиболее важных аспектов в удовлетворении потребностей человека, мотиваций его действий и поступков, возможности сочетания индивидуальных и общественных интересов.

Удовлетворение самых различных потребностей является стимулом человеческой деятельности. Потребности же изменяются в соответствии с общественным развитием – тем самым создается логически обоснованный подход для анализа сущности социального государства, формирования социальной политики и ее осуществления социальными работниками.

Обеспечение жизнедеятельности отдельного индивида предполагает создание таких общественных условий, которые дают ему возможность реализовать основные потребности.

Множество определений потребностей обусловлено различными подходами в теоретических концепциях психологии, социологии, политологии, экономики и других науках в зависимости от аспектов исследования. В качестве исходного воспользуемся определением, которое предлагает А.Г. Здравомыслов: «Потребность — неотъемлемое свойство всего живого, момент самой жизнедеятельности организма, внутренний стимул всякого поведения живого существа, она есть нечто, требующее своего удовлетворения, а само это удовлетворение осуществляется в процессе активного взаимодействия организма с миром, окружающей средой. Потребность есть свойство всего живого, выражающее первоначальную, исходную форму его активного, избирательного отношения к условиям внешней среды».

Реализация основных витальных (от лат. vita – жизнь) потребностей (в пище, одежде, жилье, продолжении рода) с участием государственных структур (как законодательных, так и исполнительных) создает основы социальной политики в рамках системы социального обслуживания населения, органов здравоохранения, учреждений воспитания и просвещения, жилищной, демографической политики и т.д.

Удовлетворение первичных (или витальных) потребностей позволяет перейти на другой уровень – социальный, имеющий собственную иерархию: коммуникативные, информационные и другие потребности.

Профессор А.В. Петровский предлагает разделять потребности, руководствуясь двумя критериями: происхождение (здесь он подразделяет их на естественные и культурные) и характер предмета потребности (материальные и духовные). Данная классификация, по его мнению, охватывает величайшее многообразие потребностей.

В середине 50-х гг. ХХ в. А. М. Маслоу (1908–1970) разрабатывает теорию мотивационно-потребительской сферы личности, в соответствии с которой индивид стремится реализовать свою активную деятельность посредством следующих основных потребностей, расположенных по степени убывания их значимости:

 Физиологические потребности, связанные с необходимостью поддерживать гомеостазис, т.е. потребности в пище, отдыхе, движении, жилье, защите от стихийных сил природы. Особенности этих потребностей таковы, что если какая-нибудь из них не удовлетворена, то она становится главенствующей: если нет хлеба, все поведение подчиняется тому, чтобы добыть его; если достаточно воздуха, это никак не влияет на поведение; но при его нехватке все усилия направлены на удовлетворение этой потребности.

 Потребность в безопасности и самосохранении, защите от насилия и угроз. Сопротивляясь всему, что ставит под удар семью, экономическую обеспеченность, человек чувствует себя в безопасности и может быть спокоен только в том случае, если ничто не угрожает его жизни и удовлетворению физиологических нужд.

 Потребность в осознании уверенности в своей принадлежности к определенной социальной группе и признании индивида этой социальной средой, в общении, привязанности и любви. Отчетливо проявляется лишь при удовлетворении потребностей первых двух уровней.

4. Потребность в уважении:

в высокой самооценке, которая подразумевает уверенность в своих силах, самостоятельность, профессиональное мастерство, достаточный уровень образования;

в высокой репутации, профессиональном престиже, добром имени.

5.Потребность в самоактуализации и самореализации, осуществ-ляемая посредством реализации собственных природных креативных(творческих) возможностей или приобретенных навыков, – позна-вательные потребности и мотивы.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap