Теор и метод фк и спорта



«Теория и методика физической культуры и спорта»

 

 

Раздел 1. Введение в общую теорию физической культуры.

Определение основных понятий: «физическая культура», «физическое воспитание», «система физического воспитания», «физкультурное движение».

Физическая культура — это вид культуры, сущностью которойявляется оптимальная двигательная деятельность, реализуемая по-средством физического упражнения на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человека.

Физическое воспитание это ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И СПОСОБНОСТЕЙ, ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ НАВЫКОВ, А ТАКЖЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ физкультурно-спортивных знаний.

Система физического воспитания — это функционирующая встране социальная практика физического воспитания, включающаяединство мировоззренческих, научно-методических, программно-нор-мативных и организационных основ, носителями и реализаторамикоторых в практической деятельности выступают физкультурно-спортивные кадры, обеспечивающие физическое совершенствованиелюдей.

«физкультурное движение» представ-ляет собой универсальную форму функционирования физическойкультуры в обществе, в которой осуществляется совместная дея-тельность людей по ее использованию и развитию.

2. Соотношение понятий:

«физическая культура» и «физическое воспитание»;

Эти два понятия связаны тем, что в физической культуре физическое совершенствование происходит только в результате физического упражнения, т.е. целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только такой,которая осуществляется по закономерностям физического воспитания, к примеру, по законам развития силы и выносливости, законам формирования техники движений и т.д.

Деятельностный аспект физической культуры реализуется и проявляется в результате выполнения человеком физических упражнений типа гимнастики, игры, спорта; при этом деятельность должна направляться на решение задач физического воспитания ибыть организованной в полном соответствии с его закономерностями. Основой физического воспитания является упражняемость и полезность в жизни

«физическое воспитание«и «физическое развитие»;

Для уяснения сути дела принципиально важно ясно представлять соотношение физического воспитания и физического развития индивида. Физическое развитие как процесс изменения природных морфофункциональных свойств организма в онтогенезе происходит по его естественным закономерностям, которые никто не волен упразднить. В силу этих закономерностей на протяжении жизни последовательно сменяются различные периоды возрастного развития, за время которых формы и функции организма претерпевают существенные изменения. Развертываясь по естественным законам,. процесс физического развития человека одновременно во многом обусловлен конкретными общественными условиями жизни, деятельностью и особенно физическим воспитанием.

В зависимости от всей совокупности факторов и условий физического развития оно может иметь различный характер — быть всесторонним и гармоничным либо ограниченным и дисгармоничным. Зная и умело используя объективные закономерности этого процесса, можно так воздействовать на его динамику, чтобы придать ему черты, предпочтительные для личности и общества, обеспечить направленное развитие жизненно важных физических качеств, лежащих в основе двигательных способностей, увеличение функциональных возможностей организма, повышение общего уровня работоспособности, необходимой для созидательного труда и других общественно полезных форм деятельности; можно также, по всей вероятности, замедлить старение. Возможность целесообразно воздействовать на процесс физического развития, оптимизировать его, направив по пути физического совершенствования индивида, и реализуется при определенных условиях в физическом воспитании.

Таким образом, физическое развитие человека и его физическое воспитание — тесно связанные процессы. Вместе с тем они различны по своей природе, и без понимания реального соотношения их нельзя понять самою суть физического воспитания.* Физическое воспитание по отношению к физическому развитию индивида выступает как своего рода управляющее начало — источник целесообразно направляющих воздействий. Правда, говорить тут об управлении правомерно лишь в условном смысле (имея в виду объективно существующие ограничения), поскольку физическое развитие зависит не только от физического воспитания, но и от целой совокупности различных факторов и условий, общественных и естественных, в том числе генетических. Тем не менее в комплексе социальных факторов, направляющих в той или иной мере развитие человека, физическому воспитанию принадлежит особая роль как виду воспитания, специально ориентированному на оптимизацию физического развития. В общей системе воспитания именно физическое воспитание призвано вносить главный вклад в улучшение по качественным и количественным критериям физического развития индивида, придавать тем самым индивидуальному физическому развитию черты целесообразно направленного процесса.

«физическая культура» и «спорт»;

о соотношении терминов «спорт» и «физическая культура». Физическая культура включает в себя все те виды спорта (а их подавляющее большинство), в которых преобладает двигательная деятельность, где результат зависит от физическихспособностей и качества техники движений спортсмена (легкая и тяжелая атлетика, спортивные игры, гимнастика, плавание, лыжный спорт и др.).

Но ряд видов спорта некорректно относить к физическом культу-ре, т.к. спортивный результат в них обусловлен не физическими, адругими способностями (шашки, шахматы, радиоспорт, авиамодель-ный спорт и др.) Поэтому и бытует словосочетание — физическаякультура и спорт. В данном контексте оно вполне правомерно.

«физическая подготовка» и «физическая подготовленность»;

Физическая подготовка в широком смысле трактуется как про-цесс совершенствования физических качеств и формирования двига-тельных умений и навыков, необходимых в профессиональной, в томчисле физкультурно-спортивной деятельности.

В узком- «физическая подготовка» трактуется преимущественно как процесс совершенствования двигательных способностей (силы, выносливости и др.).

Наряду с понятием «физическая подготовка» в науке и практикепользуются термином «физическая подготовленность».Если физическая подготовка отражает главным образом процессуальную сторону деятельности, то физическая подготовленность являет собой результат данного процесса (физической подготовки), который может оцениваться в конкретной количественной форме (килограммы, метры, секунды, баллы и т.п.).

«физическое совершенство».

это исторически обусловленный высший уровень всестороннего физического развития и двигательнойподготовленности человека, оптимально приспособленного к требо-ваниям и условиям жизнедеятельности.

3. Предмет «Теория физической культуры».

Предметом, т.е. областью специального изучения «Теории и ме-тодики физической культуры» является обобщённая система науч-ных знаний о сущности физической культуры, её свойствах, возмож-ностях и закономерностях управления процессом физического совер-шенствования человека, в рамках которого параллельно осуществля-ется также его духовное воспитание. Общая направленность предмета является педагогической.

4. Методы научного исследования в теории физической культуры.?

Теория и методика физического воспитания как интеграционная наука включает широкий круг проблем, изучение которых связано с достижением смежных наук.

В исследованиях по теории и методике физического воспитания используются как специальные методы, так и методы смежных наук — социологии, психологии, нейропсихологии, физиологии, спортивной метрологии, врачебного контроля и т.д.

Исследование начинается с краткого введения, в котором раскрывается актуальность проблемы, цель, научная новизна и практическая значимость исследования, его предмет и объект, гипотеза и задачи эксперимента.

Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта основан на изучении и осмыслении теоретической и научно-практической литературы. Обобщение и анализ литературных источников позволяют глубже понять проблему физического воспитания. Наиболее широко применяются методы педагогического исследования, которые рассмотрим подробнее.

Наблюдение

Педагогическое наблюдение состоит в восприятии деятельности детей, анализе деятельности педагога. Сущность наблюдения заключается в познании педагогического процесса.

Наблюдение может быть непосредственным, опосредованным, открытым, скрытым. Оно специально организуется, при этом разрабатывается система фиксации фактов, включающая в себя наблюдение за деятельностью педагога и ребенка. Педагогическое наблюдение позволяет в непринужденной, естественной обстановке изучить интересующие вопросы. В процессе наблюдения рекомендуется использовать разнообразные методы регистрации наблюдаемого: видео, аудиозаписи, фото и киносъемка и т.д.

Учитываются параметры движения, функционального состояния организма, хронометраж отдельных видов деятельности. Например: измеряются показатели психофизических качеств, физической подготовленности; проводится измерение: жизненной емкости легких посредством спирометрии; мышечной силы рук — ручным динамометром; временных показателей по отдельным частям тела при выполнении различных форм организации двигательной деятельности — секундомером и т.д. Таким образом, в теории физического воспитания используются инструментальные и безынструментальные средства измерений разных физиологических и психофизиологических состояний.

Результаты наблюдений заносятся в дневник, протокол, матричную запись или журнал. В записи данных наблюдений фиксируются время, место, количество участников, качество наблюдения.

В качестве метода исследования используется беседа, позволяющая изучить личность детей, педагогов. В основу беседы должна быть поставлена цель исследования, для этого важно продумать и правильно поставить вопросы в беседе. Например, если педагог спросит ребенка, как дети побегут врассыпную по залу, он ответит: «Красиво, ровно, прямо», т.е. выделит качественные параметры движения.

Если спросить ребенка, где дети побегут врассыпную по залу, то он ответит: «Там, где никого нет поблизости, чтобы не столкнуться с другим ребенком».

Результаты беседы лучше фиксировать на магнитофоне с последующим анализом записей. Возможна стенография беседы помощником (воспитателем или кем-то из сотрудников дошкольного учреждения).

Результаты беседы могут быть представлены таблицами. Возможна математическая обработка се результатов.

Анкета как метод исследования

В теории и методике физического воспитания широко используется анкетирование. Анкета состоит из специально подобранных вопросов и возможных стандартных вариантов ответов.

При подведении итогов анкетирования используется метод математической статистики.

Изучение документации и продуктов деятельности

Этот метод широко используется в исследованиях по физическому воспитанию. Изучается документация, система планирования и учета разнообразных форм двигательной деятельности. Изучаются данные физического развития, физической подготовленности, техники выполнения тех или иных движений ребенком и т.д.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент — организованная деятельность педагога-исследователя и детей с заранее поставленными исследовательскими целями.

Он включает в себя комплексный метод научного познания и опирается на данные смежных наук, требуя от исследователя определенного педагогического мастерства. Успех эксперимента зависит от теоретической и практической готовности исследователя, его знаний, интереса к намеченной проблеме, умения четко определить цель, продуманности системы и серьезного осмысления поставленных задач.

Педагогический эксперимент обычно состоит из констатирующего, формирующего и итогового. Каждый этап эксперимента имеет свои задачи.

В констатирующем эксперименте проводится анализ состояния работы по исследуемой проблеме.

В формирующем эксперименте — разрабатывается новое содержание, системный подход к разным формам организации двигательной деятельности и методика, которые проверяются на практике.

В заключительной, или итоговой, части экспериментальной работы осуществляется сравнительный анализ состояния работы до и после проведения эксперимента. Делаются выводы по результатам работы и даются рекомендации для совершенствования работы по физическому воспитанию в практике детских учреждений.



5. Функции физической культуры в обществе (общие и специальные).

6. Основные формы физической культуры в обществе.

7. Система физического воспитания в стране, ее основы и определяющие черты.

Раздел 2. Общие основы теории физического воспитания

8. Цель и задачи, реализуемые в отечественной системе физического воспитания и их конкретизация.

главная цель отечественной системы — максимальное содействие воспитанию здорового, всесторонне физически развитого и подготовленного человека, способного к долголетней эффективной личной и профессиональной жизнедеятельности.

Оздоровительные задачи.

Укрепление здоровья занимающихся.

• планировать и регулировать физические нагрузки на организм занимающихся необходимо обязательно с учетом их здоровья, пола,возраста и подготовленности, памятуя, что только доступные оптимальные нагрузки обеспечивают укрепление здоровья;

• включать во все виды занятий физические упражнения циклического характера среднеумеренной интенсивности для совершенствования сердечно-сосудистой и дыхательной систем как в наибольшей степени определяющих здоровье человека;

• широко использовать для закаливания организма естественные силы природы и гигиенические факторы как необходимые условия достижения телесного здоровья;

• строго обеспечивать необходимые профилактические меры, связанные с безопасностью занимающихся, а также регулярно осуществлять врачебно-педагогический контроль за их здоровьем и физическим состоянием.

Всестороннее и гармоническое воспитание физических качеств.

Совершенствование телосложения.

Данная задача предполагает формирование правильной осанки, а также коррекцию недостатков телосложения, таких как всевозможные искривления позвоночника, плоскостопия и т.д. Крометого, предусмотрено пропорциональное развитие мышечной массы всех частей тела, содействие сохранению оптимального веса с помощью физических упражнений, обеспечение телесной красоты.

Образовательные задачи.

Формирование основ техники жизненно важных и профессионально-прикладных двигательных умений и навыков.

В процессе физического воспитания каждого человека необходимо научить технически правильно выполнять такие движения, которые постоянно встречаются в повседневной жизни, труде, быту: ходьба, бег, прыжки, метания, лазание, плавание и др. без приобретения достаточно освоенных двигательных умений и навыков трудно эффективно использовать на практике свои даже хорошо развитые физические качества.

Овладение специальными физкультурными знаниями.

Задача направлена на то, чтобы посредством повышения физкультурной грамотности человека побудить его к сознательному отношению к физкультурным занятиям.

Формирование устойчивого интереса к физической культуре и умения самостоятельно заниматься.

Воспитательные задачи.

педагог обязан формировать у занимающегося такие нравственные и эстетические качества, умственные способности, чтобы они возвышали его до уровня социально зрелой личности. Важно воспитывать, прежде всего, общечеловеческие, исторически непреходящие ценности: патриотизм, совесть и справедливость как высшие внутренние регуляторы нравственного контроля и самосовершенствования; гуманизм, чувство долга, порядочность, честность, красоту деятельности.

9. Общие принципы системы физического воспитания, их сущность и основные аспекты реализации на практике.

10. Физические упражнения — основное специфическое средство физического воспитания.

11. Понятие о содержании и форме физических упражнений.

12. Техника двигательных действий и ее основные характеристики.

13. Эффект упражнений.

14. Классификация физических упражнений.

15. Оздоравливающие силы природной среды и гигиенические факторы как средства физического воспитания.

16. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты методов физического воспитания.

17. Методы упражнения в физическом воспитании (методы строго регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод).

18. Общепедагогические и другие методы в физическом воспитании.

19. Представление о системе принципов, регламентирующих деятельность в сфере физической культуры (общесоциальные, методические, специфические).

20. Общеметодические принципы в физическом воспитании (сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности).



21.Специфические методические принципы физического воспитания (непрерывности, постепенного наращивания функциональных воздействий и адаптивное сбалансирование их динамики, цикличности, возрастной ‘адекватности направлений физического воспитания).

22. Двигательные действия как предмет обучения в физическом воспитании.

23. Характеристика двигательных умений и навыков.

24. Структура процесса обучения двигательным действиям.

25. Характеристика этапов процесса обучения: (этап начального разучивания; этап углубленного разучивания; этап результирующей отработки действия).

26. Основы воспитания физических способностей:

— силовых способностей;

— скоростно-силовых способностей;

— скоростных способностей;

— выносливости (общей и специальной);

— координационных способностей.

27. Основы методики воздействия на осанку, гибкость и свойства телосложения.

28. Взаимосвязь видов воспитания в процессе физического воспитания (нравственного, умственного, трудового, эстетического).

29. Воспитание воли и самовоспитание в процессе физического воспитания.

30. Роль преподавателя в процессе физического воспитания.

31. Формы построения занятий физическими упражнениями и их классификация.

32. Особенности урочных форм занятий физическими упражнениями.

33. Особенности не урочных форм занятий физическими упражнениями (малых, крупных, соревновательных).

34. Структура урока в физическом воспитании и факторы ее определяющие.

35. Логика планирования процесса физического воспитания и типы планов.

36. Программы физического воспитания.

37. Планирование и контроль в физическом воспитании:

— перспективное, этапное, краткосрочное планирование,

— цикловой, этапный, оперативно-текущий контроль.

38. Профессионально-прикладная физическая подготовка (задачи, средства, формы, методические особенности.

39. Физическая культура в системе НОТ (значение, задачи, средства, формы, методические особенности.

40. Физическая культура в быту взрослого населения (значение, основные формы и их методические особенности

41. Особенности методики физкультурных занятий в пожилом и старшем возрасте.

42. Пути внедрения физической культуры в быт народа.

 

Раздел III. Физическая культура в системе образования и воспитания подрастающего поколения

43. Физическая культура в системе воспитания детей раннего и дошкольного возраста (значение, задачи, особенности средств и методов).

44. Физическая культура как предмет в общеобразовательной школе.

45. Формы физического воспитания учащихся в общеобразовательной школе и других средних учебных заведениях.

46. Методические особенности физического воспитания детей младшего, среднего и старшего школьного возраста:

            — особенности методики обучения двигательным действий;

— особенности методики воздействия на двигательные способности.

47. Характеристика учебных программ по предмету «физическая культура» в общеобразовательной школе.

48. Физическая культура в режиме дня школы.

49. Внешкольная физическая культура в системе физического воспитания учащихся школьного возраста.

50. Физическая культура детей и молодежи школьного возраста в семье.

51. Методы организации и управления деятельностью учащихся на уроке.

52. Нагрузка и ее регулирование в школьном уроке.

53. Педагогический анализ школьного урока физической культуры и его составляющие.

54. Планирование учебно-воспитательного процесса и характеристика основных документов планирования в школе.

55. Учет успеваемости учащихся на уроках физической культуры.

56. Научно-методические основы специализированных занятий спортом в школьном возрасте.

57. Физическое воспитание в вузе (значение, задачи, основные формы).



58. Особенности физического воспитания студентов в подготовительном и специальном отделениях и в отделении спортивного совершенствования.








sitemap
sitemap