Тема. Теория рынка труда.



Тема. Теория рынка труда.

5. Элементам рынка труда.

Рынок труда является составной частью рыночной экономики и представляет собой систему общественных отношений, социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование труда.

К основным элементам рынка труда относятся:

— субъекты рынка труда

— нормативные акты, регулирующие отношения субъектов рынка труда;

— конъюнктура рынка труда;

— службы занятости населения;

— инфраструктура рынка труда;

— система социальных выплат и гарантий для безработных и высвобождаемых из производства;

— альтернативные временные формы обеспечения занятости;

— конкуренция между работниками, между работодателями и между работниками и работодателями.

Конъюнктура рынка труда представляет собой соотношение спроса и предложения труда, определяющее ставки оплаты труда на конкретные виды труда и уровень занятости населения.

Спрос на труд – это количество труда, которое работодатели хотят и могут нанять при альтернативных уровнях оплаты труда и прочих равных условиях в данный период времени.

Предложение труда – это желание и возможность наёмного работника работать определённое количество времени при альтернативных уровнях оплаты труда и прочих равных условиях.

6. Модели рынков труда

Чисто конкурентный рынок труда характеризуется следующими основными положениями:

Монопсонический рынок труда характеризуется следующими основными чертами:

Модель рынка труда при участии на нём профсоюзов характеризуется тем, что профсоюзы, представляя на рынке труда интересы работников, преследуют цель увеличения спроса на труд и повышение оплаты труда.

Спрос на труд профсоюзы могут увеличить следующими способами:

— увеличением спроса на производимые продукты или услуги при помощи рекламы «товаров с профсоюзной этикеткой»;

— требованием у правительства увеличения финансирования производств, интересы работников которых они защищают;

— влиянием на повышение производительности труда через участие в совместных рабоче-административных комитетах и др.

Профсоюзы могут воздействовать на рост оплаты труда через ограничение предложения труда путём борьбы за сокращение детского труда, поддержки обязательного выхода на пенсию лиц пенсионного возраста, сокращения рабочей недели и др.

Модель двусторонней монополии характерна для условий монопсонического рынка, на котором действуют сильные отраслевые профсоюзы.

Предприятие-монопсонист будет стремиться к установлению ставки оплаты труда на своём уровне, а отраслевой профсоюз будет добиваться установления ставки оплаты труда на своём уровне. В конечном итоге ставка оплаты труда будет приближаться к равновесному уровню. При этом у администрации предприятия пропадает стремление к ограничению занятости. В итоге ставка оплаты труда и уровень занятости приближается к условиям конкурентного рынка труда.

7. Понятие занятости населения.

Занятость населения – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Занятыми считаются граждане:

— работающие по трудовому договору;

— зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей;

— занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

— выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера;

— избранные, назначенные или утверждённые на оплачиваемую должность;

— проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу и т.п.;

— проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях;

— временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации или иными уважительными причинами;

— являющиеся учредителями (участниками) организаций;

— являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

8. Виды занятости населения.

Полная занятость – это состояние наибольшей вовлеченности трудоспособного населения в общественно полезную деятельность.

Она характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.

Полная занятость отражает количественную сбалансированность между потребностью населения в работе и рабочими местами, при которой создаются благоприятные условия для социально-экономического прогресса общества.

Продуктивная (эффективная) занятость – это занятость, которая должна приносить работающим доход, обеспечивающий достойные условия жизни человека.

Продуктивная занятость отражает качественную сбалансированность между потребностью населения в работе и рабочими местами, при которой создаются благоприятные условия для социально-экономического прогресса общества.

Формальная занятость – это содержание излишних работников или создание формальных рабочих мест во избежание безработицы.

Свободно избранная занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду принадлежит исключительно владельцу рабочей силы, т.е. самому работнику.

Неполная занятость представляет собой ситуацию, при которой общественно полезным трудом занята лишь некоторая часть экономически активного населения.

Скрытая занятость характеризуется тем, что определённая часть людей из числа находящихся в длительном отпуске без сохранения содержания, безработных, пенсионеров занимаются торговлей, предоставлением различных услуг населению вне рамок официального их учёта в качестве занятых.

Сезонная занятость представляет собой периодическое, как правило, в определённые сезоны, вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учётом природно-климатических особенностей.

Маятниковая занятость – это особый вид занятости населения, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности.

Периодическая занятость – это вид занятости населения, предполагающий чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха (например, вахтовый метод работы).

9. Статусы занятости.

Наёмные работники – это лица, выполняющие работу по найму, которые заключили письменный договор, контракт или устное соглашение с руководителем предприятия любой формы собственности или определённым лицом об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговорённую при найме оплату.

Работодатели – это лица, постоянно работающие на собственном частном предприятии, и лица, занимающиеся профессиональной деятельностью или ремеслом на самостоятельной основе и постоянно использующие труд наёмных рабочих.

Лица, работающие на индивидуальной основе – это лица, самостоятельно либо с одним или несколькими партнёрами осуществляющие деятельность, приносящую доход, и не использующие труд наёмных рабочих на постоянной основе.

Неоплачиваемые работники семейных предприятий – это лица, работающие без оплаты на частном семейном предприятии, которым владеет родственник.

Члены коллективных предприятий – это лица, работающие на коллективных предприятиях и являющиеся членами коллектива собственников этого предприятия. Каждый член коллектива имеет равные права.

Лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости – это лица, имеющаяся информация о которых недостаточна для того чтобы отнести их к одной их перечисленных выше категорий.

Для безработных лиц статус определяется по предыдущей занятости.

Если безработные лица ранее не занимались трудовой деятельностью, их относят к лицам, не поддающимся классификации по статусу занятости.

10. Общественные работы.

15. Территории с напряжённой ситуацией на рынке труда в Российской Федерации.

Территории с напряжённой ситуацией на рынке труда

К территориям с напряжённой ситуацией на рынке труда относятся субъекты Российской Федерации, у которых общий показатель, характеризующий уровень напряжённости на рынке труда, более чем в 1,5 раза превышает показатель в целом по Российской Федерации.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 мая 2013 г. №230н «Об утверждении Перечня территорий, отнесённых к территориям с напряжённой ситуацией на рынке труда в 2013 году» утверждён перечень территорий, отнесённых к территориям с напряжённой ситуацией на рынке труда в 2013 году.

Количество регионов с напряжённой ситуацией на рынке труда растёт. По сравнению с 2012 годом число регионов с напряжённой ситуацией на рынке труда увеличилось с 15 до 18. Как и ранее, это Адыгея, Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Калмыкия, Марий Эл, Северная Осетия-Алания, Тыва, Чеченская Республика, Алтайский и Забайкальский края, Курганская область. Кроме того, напряжённая ситуация на рынке труда в 2013 году наблюдается также в Хакасии, Томской области и Еврейской автономной области. В этих регионах общий показатель, характеризующий уровень напряжённости на рынке труда (определяется исходя из статистических данных о занятости населения и безработице), более чем в 1,5 раза превышает значение в целом по стране. Перечень таких территорий направляется в органы исполнительной власти для принятия мер по стабилизации положения. Так, из федерального бюджета соответствующим регионам выделяются субсидии на снижение напряжённости на рынке труда.

Постановление Правительства РФ от 3 июня 2011 г. №440 «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов»

Согласно данному документу всем субъектам Российской Федерации рекомендовано разрабатывать прогноз баланса трудовых ресурсов ежегодно начиная с 2012 года на очередной год и плановый 2-летний период.

Данным постановлением утверждены правила разработки прогноза баланса трудовых ресурсов.

Прогноз баланса трудовых ресурсов позволит определить дефицит или избыток работников по определённым видам экономической деятельности и станет основной для принятия управленских решений в области содействия занятости населения и профессионального образования.

Прогноз баланса трудовых ресурсов нужен для того, чтобы

— оценить сбалансированность потенциальных предложения и спроса на рынке труда;

— определить их структурные пропорции;

— выявить перспективные направления развития этого рынка;

— повысить эффективность регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов и принять управленческие решения;

Прогноз формируется в целом по стране в разрезе видов экономической деятельности на уровне разделов Общероссийского классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД).

За основу берутся данные отчётного баланса трудовых ресурсов, прогнозная численность населения страны, план её социально-экономического развития, экспертные оценки и другие сведения.

Прогноз баланса трудовых ресурсов будет строиться по следующим параметрам:

— численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте;

— численность иностранных мигрантов;

— численность работающих граждан, находящихся за пределами трудоспособного возраста (в том числе пенсионеры старше трудоспособного возраста, подростки моложе трудоспособного возраста);

— численность занятых в экономике (без военнослужащих); 

— численность населения, не занятого в экономике (в том числе численность учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от работы; численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости и прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике). 



sitemap
sitemap