Тексты и сочинения



Тексты и примеры сочинений-рассуждений

ГИА по русскому языку

ексты взяты из сборника Васильевских И.П., Гостевой Ю.Н., Егораевой Г.Н.

«ГИА-9. Типовые текстовые задания 2013»)

ТЕКСТ №1.

(1) Послетретьего урока, когда началась большая перемена и ребята ушли из класса, в дверях появилась взволнованная практикантка Ерошкина.

(2)Лицоу неё пылало, веснушки дрожали на носу.

— (3)Здравствуй, мальчик, — тревожно сказала она. — (4)Ты дежуришь? (5)Толик кивнул.

— (6)Я напишу на доске примеры, — сказала она, берясь за мелок, — а ты смотри не стирай! (7)И стала выводить округлые, красивые буквы.

— (8)Только, пожалуйста, — выходя из класса, обернулась на пороге Ерошкина, — только, пожалуйста, приготовь тряпку.

(9)Толик кивнул ей и побежал к крану. (10)Когда, намочив тряпку, он возвращался назад, прогремел звонок, и Толик вошёл в класс вместе со всеми.

(11)Он кинул тряпку в ящичек — и обомлел: примеров на доске не было. (12)Их будто кто-то слизнул языком.

(13)Он всё стоял, ошалело глядя на доску, когда в класс одна за другой вплыли нарядные студентки. (14)Шествие замыкала розовая от волнения практикантка. (15)Ничего не замечая, она простучала каблучками к столу, раскрыла журнал, но в это время сзади произошло движение.

(16)«Камчатка» загудела, студентки заволновались и поплыли из класса обратно. (17)Печальное шествие замыкала практикантка Ерошкина. (18)Она громко сморкалась в кружевной платок, и Толику стало ужасно жалко её.

(19)Вкласс ворвалась Изольда Павловна и, поднеся к глазам руку с часиками, сказала:

— Быстро, кто это сделал?

(20) Дверьраспахнулась, и на пороге появился директор Михал Михалыч.

(21) Вмёртвой тишине директор прошёл по рядам и сел на последнюю парту. (22)Ещё один ученик.



— (23)Ну что ж, — ледяным голосом сказала Изольда Павловна. — (24)Кто дежурный?

(25)Толик поднялся, опустив голову, сознавая свою вину. (26)И в самом деле, подумай он про тряпку раньше, и всё бы было в порядке.

— (27)0-о!.. — удивилась Изольда Павловна. — (28)Так это ты дежуришь, Бобров! (29)3начит, это ты стёр примеры с доски?

— (30)Зачем? — растерянно спросил Толик.



— (31)Ну не знаю, — ответила Изольда Павловна, — мало ли…

(32)Толик вдруг разозлился. (33)Ещё чего не хватало! (34)Он дежурный — и он же стёр. (35)Не много ли на одного?

— (36)Я выходил смочить тряпку, — ответил Толик как можно спокойнее, — меня попросили.

— (37)Ну ладно… — недоверчиво произнесла Изольда Павловна.

(38)Директор и Изольда Павловна глядели в окна, и Толик всё больше чувствовал себя виноватым. (39)Каждый из ребят, наверное, про себя думает: «За что я тут мучаюсь, виноватого всё равно не найти, не сознается, так пусть отвечает дежурный: следить за доской он должен, с него и спрос!»

(40)Урок кончился, прошла перемена, снова затарабанил звонок, и теперь должна была начаться литература. (41)А в классе стояла тишина.

(42)Ребята переглядывались между собой, рассеянно улыбались.

— (43)Долго мы будем сидеть? — спросила, осмелев, Маша Иванова.

— (44)Странно — директор пожал плечами.

— (45)Кто-то виноват, а мы сиди! — осмелела Машка.

— (46)А вот это плохо, — ответил директор, останавливаясь у доски, — очень плохо. (47)Вы должны быть как в поговорке: один за всех, и все за одного. (48)И дружить, и отвечать. (49)Всем за одного заступаться. (50)Всем за одного отвечать. (51)И одному за всех.

— (52) Толикпосмотрел на директора с интересом: ему понравилось, как сказал Михал Михалыч.

— (53) То,что все должны отвечать за одного, давно известно, а вот что один за всех — это верно. (54)И страшно важно.

— (55)Мы уже устали! — резко сказал директору Коля Суворов.

(56)Михал Михалыч внимательно посмотрел на Колю.

— (57)Ребята, — сказал он негромко, — я вам дам один совет. (58)Обещайте Изольде Павловне, что вы разберётесь сами. (59)И действительно, разберитесь сами, по-человечески. (60)И я ещё одно скажу, хотя эти слова, наверное, вам повторяют каждый день: вы — люди!

(61)Он помолчал. (62)Класс притих, внимательно глядя на директора.

— (63)Всё бывает с людьми, — сказал директор, — но из любого, самого нехорошего положения человек должен выйти с честью, потому он и человек. (По А. Лиханову)

Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель и общественный деятель. Тема подготовки растущего человека к преодолению трудностей, даже тягот, которые выпадают на долю подростков, стала главной в его творчестве и нашла отражение во многих произведениях, таких как «Чистые камушки», «Последние холода», «Мой генерал» и др.

С2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая высказывание писателя Константина Георгиевича Паустовского

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами К.Г. Паустовского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

Вариант сочинения

В русском языке огромное количество слов, которыми можно выразить всё: мысли, чувства, поведение. Задача писателя – из этого огромного лексического богатства выбрать те, которые наиболее точно помогут писателю выразить «звуки, краски, образы и мысли», а также передать основную мысль текста.

Так, в тексте писателя А. Лиханова при помощи такого лексического средства как эпитеты: «взволнованная», «розовая от волнения» (предложения 1, 12), «ледяным голосом» (предложение 23), «мёртвая тишина» (предложение 21) передаёт особую напряжённую обстановку в классе накануне первого урока практикантки. Далее автор текста использует лексический повтор («люди») в предложениях 60 и 63, а также однокоренные слова «человек» (предложение 63) и «по-человечески» (предложение 59). Эти явления подводят итог сложной ситуации в классе, показывают, что конфликт будет разрешён.

Следовательно, лексика и грамматика помогают точно выразить мысли автору.

ТЕКСТ № 2

(1)В глубине двора гуляла Надя со своим Китом. (2)Я помахал ей рукой: салют, мол, салют собаководам.

-(3)Кит, за мной, — приказала Надя и направилась в мою сторону.

(4)Кит услышал своё имя и задрал голову. (5)У него были маленькие чёрные глаза под лохматыми бровями.

-(6)А вы любите собак? — спросила Надя.

-(7)Люблю, — ответил я.

-(8)А в нашей квартире живёт один гражданин, который заявил, что не позволит моему Киту жить у нас, — сказала Надя. — (9)Хотя Кит тихий-тихий. (10)А он говорит, что не выносит собак, потому что они все рано или поздно начинают кусаться. (11)Вот поэтому Кит ходит дома в наморднике.

-(12)Странный гражданин, — сказал я.

-(13)Странный, — охотно согласилась Надя.

-(14)А теперь он заявил, что у нас не квартира, а псарня, — сказала Надя. — (15)И требует, чтобы я вообще не держала Кита дома.

(16)Надя подняла Кита на руки, у Кита была мягкая, нежная шерсть.

-(17)Вот вы понимаете, — сказала Надя, — а он не понимает.

(18)Ивдруг попросила:

— Пожалуйста, зайдите к нам поговорить с этим гражданином!

(19) Вэто время Кит увидел кошку и обнаружил дикую сноровку и скорость. (20)0н бешеным клубком полетел за кошкой, и следом за ним, тоже на высшей скорости, полетела его хозяйка.

(21)Ямедленно пошёл к бульвару, а навстречу мне уже бежала, запыхавшись, Надя с Китом.

(22) Пришлосьостановиться.



— (23)Вы уже уходите? — спросила она.

— (24)Да, — сказал я.

(25)Надя сказала:

— А вы не зайдете к нам поговорить с этим гражданином?

— (26)Веди.

(27)Лифт не работал, и это сильно охладило наш пыл. (28)Каждый из нас в отдельности, может быть, готов был спасовать, а вместе — ни за что!

— (29)Надо же, — тихо сказала Надя. — (30)Возненавидеть собаку из породы скоттерьеров!

(31) Онахрабро постучала в дверь.

(32) Дверьтут же распахнулась, и перед нами появился здоровенный мужчина. (33)Он что-то ел, смотрел на нас и нахально чавкал.

— (34)Ну, в чем дело?

— (35)Мы хотим узнать, почему вы возражаете против этой собаки?

— (36)А вы-то кто такие, что за эту кильку заступаетесь?

— (37)Мы представители общественности! — крикнул я. — (38)Вы должны…

— (39)Я никому ничего не должен.

— (40)В конце концов, собака — друг человека, — сказал я.

— (41)Ваш, но не мой, — ответил мужчина, — я ненавижу собак.

— (42)Это породистая собака из породы скоттерьеров, — сказала Надя.

— (43)Закройте дверь, — сказал он, — и идите отсюда.

-(44)Мужчина стал нас подталкивать:

— (45)А ну, пошли отсюда, пошли, поиграли немного в свою игру и валяйте отсюда.

— (46)Не трогайте меня! — крикнула Надя.

— (47)Ах ты, какая недотрога, а не хочешь схлопотать? — он поднял руку.

— (48)Тогда вы будете иметь дело со мной, — сказал я.

(49)Меня просто трясло всего от возмущения, я готов был броситься на него, я готов был подраться с ним. (50)И тут он меня схватил, крепко сжал своими ручищами, приподнял и понёс. (51)Донёс до дверей, открыл дверь и вытолкнул нас из подъезда.

(52)Мы вышли на улицу. (53)Грустно постояли в кружочке: между нами, задрав голову, сидел виновник происшествия.

— (54)Всё понимает, — сказала Надя.

(55)Удивительно, как один человек может начисто испортить настроение нескольким людям. (56)А эти люди не могут ничего сделать для восстановления самой обыкновенной справедливости. (57)А эта девчоночка Надя, совсем букашка, по-моему, просто боится возвращаться домой и наверняка будет околачиваться во дворе до самого вечера, пока не вернутся с работы её родители. (58)А потом я подумал о Наде и о всех тех людях, которые были незаслуженно обижены, и никто к ним вовремя не пришёл на помощь. (59)Только разве никто? (60)Разве мы не готовы им помочь?

(61) Ипусть у каждого, кто захочет, будет собака.

(62)Ипусть поскорее наступит такой день, когда мы будем счастливы и когда с полуслова будем понимать друг друга и по первому зову приходить на помощь. (63)Вот это и будет счастливый день.

(По В. Железникову)

Железников Владимир Карпович (род. в 1925 г.) писатель, кинодраматург. Книги писателя посвящены отношениям между людьми, проблемам взросления, детству, отрочеству. Они стали классикой отечественной детской литературы, среди них — «Каждый мечтает о собаке», «Чучело», «Мой друг Сократик» и др.

С2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая высказывание, взятое из литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами из литературной энциклопедии.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

В высказывании из литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев» говорится о роли диалога в тексте. С помощью диалога автор выражает своё отношение к героям, раскрывает их характеры.

Справедливость высказывания доказывает отрывок из текста В.К. Железникова.

Во-первых, мы видим смешение стилей, такое возможно только в художественном произведении. Доказательством служат предложения 45, 47 (разговорный стиль), предложения 25, 37 (публицистический стиль).

Во-вторых, реплики выстроены таким образом, что интонационно чувствуется внутренняя незащищённость, неуверенность героев (предложения 40, 46) и открытое хамство другого участника диалога (предложения 36, 43, 45).

Таким образом, приведёнными выше аргументами подтверждён тезис, что тематика и манера речи характеризует героев литературного произведения.

ТЕКСТ №3.

(1) Вчерау меня был день рождения.

(2) Первойпришла Люська и подарила мне книжку «Алитет уходит в горы».

(3)Потомпришли братья Кармановы. (4)Они долго вытаскивали из холщовой сумки подарок, который был обёрнут бумагой. (5)Я представила, что это набор конфет и в нём много разных фигурок из шоколада. (6)Но это тоже оказалась книжка: она называлась «Палуба пахнет лесом».

(7)Пока братья усаживались за стол, пришла Лена. (8)Она держала руки за спиной и сразу закричала:

-(9)Угадай, что я тебе принесла!

(10)У меня сердце так и прыгнуло. (11)А вдруг — новые коньки?! (12)Но я сдержалась и говорю:

-(13)Наверное, книжку?

-(14)Молодец, угадала, — сказала Лена.

(15)Третья книжка называлась «Как вышивать гладью».

-(16)С чего это ты, интересно, решила, что я хочу вышивать гладью? — спросила я у Лены.

(17)Но тут мама так на меня посмотрела, что я сразу сказала:

-(18)Спасибо, Лена. (19)Очень хорошая книжка!

(20)И мы сели за стол. (21)Настроение у меня было неважное.

(22)Вдруг в дверь снова зазвонили, и я немедленно бросилась открывать. (23)На пороге стояли мои одноклассники: и Сима, и Юрка Селиверстов, и Валька, и, главное, Коля Лыков! (24)Толкаясь и смеясь, они вошли в прихожую. (25)Последним вошёл Юрка Селиверстов, который тащил что-то очень большое, очень тяжёлое, всё завёрнутое в бумагу и перевязанное верёвками. (26)Я даже испугалась. (27)Неужели сразу так много книг? (28)Да тут же целая библиотека!

(29)Коля взмахнул рукой, и они все сразу закричали:

-(30)Поздравляем тебя с днём рождения!

(31)Потом они бросились развязывать верёвки и снимать бумагу. (32)Это оказался…

стул.

-(33)Вот тебе стул, — сказал Коля. — (34)Сиди на нём, Люся, на здоровье!

— (35)Большое спасибо, — сказала я. — (36)Очень хорошенький стульчик!

(37)Тут в прихожую вышли мои родители.

-(38)3ачем вы притащили эту махину? — удивилась мама. — (39)Ведь у нас есть на чём сидеть!

-(40)Это подарок, — стали наперебой объяснять все. — (41)Это мы дарим Люсе на день рождения.

-(42)Какой миленький стульчик! — воскликнула мама. — (43)Как это трогательно и к тому же своевременно: у нас как раз не хватало одного стула!

-(44)Что же вы стоите? — закричал папа. — (45)А ну, давайте со своим стулом к нашему столу!

(46)И мы все притащили стул в комнату, поставили его на середину комнаты и по очереди на нём посидели. (47)Он был очень мягкий и удобный.

— (48)Понимаешь, сначала мы решили купить тебе коньки с ботинками и пошли в «Спортмастер», — объяснял Коля. — (49)А по дороге нам встретился магазин «Мебель», а там на витрине этот стул стоит. (50)0н нам всем сразу очень понравился! (51)И мы тогда подумали: ты же не станешь на коньках до ста лет кататься! (52)А на стуле можно хоть всю жизнь сидеть! (53)Представляешь, вот будет тебе сто лет, и ты будешь сидеть на этом стуле и вспоминать весь наш класс!

-(54)А если я только до девяноста лет доживу? — спросила я.

(55)Нотут мама внесла горячие пирожки и велела нам всем садиться за стол.

(56)Деньрождения прошёл на все сто: мы болтали, хохотали, танцевали! (57)Я сидела на моём стуле и потихоньку его гладила. (58)Он мне очень понравился! (59)Такой коричневый, гладенький… (60)0н на витрине стоял, значит, он из всех стульев самый лучший!

(61) Апотом день рождения кончился, и все разошлись, а я стала ложиться спать.

(62) Япридвинула стул к кровати и аккуратно разложила на нём свои вещи. (63)Как всё-таки замечательно иметь свой собственный стул! (64)А потом я заснула, и мне приснилось, как будто я уже бабушка и мне сто лет. (65)И я сижу на моём стуле и вспоминаю своих одноклассников.

(По И. Пивоваровой)

Пивоварова Ирина Михайловна (1939—1986 гг.) — русская детская писательница, иллюстратор.

С2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая высказывание Поля Рикёра «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Поля Рикёра.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Поль Рикёр считал, что «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». С этим нельзя не согласиться: только с помощью языка можно отразить разнообразные явления мира, то есть самого себя (свои мысли, чувства) и окружающие нас предметы. На примере текста Пивоваровой И.М. можно убедиться в этом.

Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Источников обогащения языка много. Это и синонимы, и антонимы, и омонимы, и другие языковые средства языка. Так, в предложенном тексте встречаются метафоры, например, описывая состояние девочки, Пивоварова использует выражение «сердце тронуло» (предложение 10), которое точно раскрывает душевное состояние героини. Автор употребляет и синонимы: «хорошенький стульчик» (предложение 36), «миленький стульчик» (предложение 42). Цель их употребления – выразить чувства и отношения героев к предмету.

Таким образом, язык помогает выразить свои мысли и чувства, назвать предметы и явления окружающего мира.

ТЕКСТ №4.

(1)Из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее — собственное сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего — к собственным действиям. (2)Современники и потомки издавна помнили и чтили тех, кто упорным трудом самовоспитания определил свою судьбу, преодолев неблагоприятные условия.

(3)В Древней Греции было немало замечательных ораторов. (4)Но лучше всех запомнили Демосфена. (5)Он рано потерял отца, опекуны жестоко обманули его, присвоив отцовское наследство. (6)Демосфен решил добиться справедливости. (7)Он стал судебным оратором и добился приговора суда в свою пользу, но состояние его отца было к тому времени уже растрачено. (8)Тогда Демосфен надумал стать оратором политическим и потерпел жестокую неудачу. (9)В Древней Греции от оратора требовались звучный голос, безукоризненная дикция, выразительные жесты и мимика. (10)А Демосфен говорил тихо, картавил, был неуклюж, нервно подёргивал плечом. (11)Но он превозмог эти недостатки. (12)Предания рассказывают, как он развил силу голоса, заставляя себя говорить громко и звучно на берегу моря, стараясь заглушить прибой, и как брал в рот камешки, чтобы научиться чисто произносить звук «р». (13)Он упражнялся в жестах и мимике перед высоким зеркалом. (14)Подвешивал над плечом меч, чтобы уколы отучили его от нервного подергивания. (15)И наконец покорил слушателей содержанием и неслыханной красотой своих речей. (16)Первую политическую речь Демосфен произнёс, ратуя за сохранение независимости Афин против попыток македонского царя Филиппа II подчинить Афины своей власти. (17)Потом он ещё не раз произносил речи против царя Филиппа II — «филиппики», они сохранились в истории как образцы непревзойдённого красноречия, благородного по содержанию и прекрасного по форме, и на долгие века стали примером для ораторов. (18)Само имя «Демосфен» обрело значение нарицательное. (19)История жизни Демосфена, упорство, с которым он победил обстоятельства, преодолел препятствия, казалось бы, непреодолимые, и сумел стать тем, кем стремился, поучительна и для нашего времени.

(20)0братимся к примерам из отечественной истории. (21)В 1738 году в селе Дворянинове Тульской губернии в небогатой и незнатной дворянской семье родился Андрей Тимофеевич Болотов. (22)По обычаю того времени он маленьким ребёнком, как Гринёв из повести Пушкина «Капитанская дочка», был записан в полк. (23)После смерти родителей никто не занимался его воспитанием. (24)И быть бы ему дворянским недорослем, если б он сам упор-

но не стремился к образованию. (25)В отцовском доме сохранилась хорошая библиотека. (26)Своими наставниками юный Болотов сделал книги. (27)Он изучал историю, географию, математику, фортификацию. (28)Когда Болотову было семнадцать лет, его потребовали в полк. (29)Он участвовал в Семилетней войне. (30)Вот тут-то ему и пригодился немецкий язык, выученный в детстве. (31)Болотов стал военным переводчиком. (32)Походная жизнь и служебные обязанности оставляли немного времени для самообразования, но он использовал его без остатка. (34)Читал, переводил.

(35)Вся долгая жизнь Болотова (он прожил до девяноста пяти лет!) — непрерывный труд самовоспитания. (36)Сколько раз мог бы он свернуть с однажды избранного пути, сослаться на неблагоприятные обстоятельства, судьбу или среду! (37)Но всю свою жизнь Болотов был верен ещё в самой ранней юности намеченной цели — просвещаться и просвещать. (38)Его мемуары, «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков», — ценный памятник русской культуры и быта XVIII века.

(По С. Львову)

Львов Сергей Львович (род. в 1922 г.) — критик, публицист и прозаик. В его книгах, среди которых «Друг моего детства», «Быть или казаться» и др., речь идёт о подлинных человеческих ценностях — дружбе, подлинной преданности выбранной профессии, чувстве социальной ответственности, о гражданской активности и идейной убежденности, настоящей культуре, в том числе культуре поведения.

С2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая высказывание писателя Владимира Галактионовича Короленко: «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами В.Г. Короленко.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Знаменитый русский писатель В.Г. Короленко утверждал, что «русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Действительно, при помощи слов человек может показать свои мысли, чувства, настроение. А лексические и грамматические явления помогают в этом.

Во-первых, такое явление как многозначность слова «заглушить» (предложение 12), употреблённое в значении «сказать громко», помогает лучше понять читателю стремление Демосфена постичь ораторское искусство.

Во-вторых, обособленное обстоятельство «заставляя себя говорить громко и звучно на берегу моря» (предложение 12) усиливает значение основного действия, выраженного глаголом «развил». Это подтверждает желание героя текста избавиться от дефекта речи и стать знаменитым оратором.

Таким образом, мы видим, что язык является уникальным средством для передачи самых тонких оттенков мыслей и чувств.

ТЕКСТ №5.

(1)Есть ли цена жестокости, коли она не от войны? (2)Время безмерной тяжести, не меняет ли оно цену на радость, обиду, ненависть?

(3) Большоегоре, неутешные слёзы, безмерное ликование — не разменивают ли они в мелочь все другие чувства, которыми награждён от рождения каждый человек?

(4)Аесли да?..

(5)Какужасно, как страшно это!

(6)Гореватьтолько при виде смерти, считать жестокостью лишь убийство, мерой счастья избирать одну собственную сохранность, во всех остальных случаях лишь равнодушно пожимая плечами: мол, бывает, дескать, случается, но главное — не это…

(7)Главное — всё, вот что. (8)Согласен:есть на белом свете великое зло, но нет обыкновенного зла, не может, не должно его быть.

(9)Естьвеликое горе, но нет горя простенького, обычного, есть горе. (10)Есть необыкновенная радость, и кто станет спорить, что она дороже обыкновенного счастья, что она ценнее маленькой радости. (11)Копеечных, мелочных чувств не надо.

(12)Щелястый забор отделял наш двор от детской поликлиники. (13)Так вот этот — и не щелястый даже, а полупустой какой-то, условный забор — отсекал наш двор от детской поликлиники и упирался в конюшню. (14)Вней ночевала смиренная кобыла Машка.

(15)Ах,как хотел я прокатиться на ней, как жалел её и как мечтал дружить с ней!

(16)Вечерами,когда кончался её рабочий день, я прижимался ухом к стене конюшни и слушал, как в темноте хрупает сено Машка, переминается с ноги на ногу и тяжко вздыхает. (17)А лупили Машку почём зря.

(18)Я не слыхивал её голоса, она ни разу не заржала, сколько я помню, только вздыхала, и тогда я звал её через стенку:

— Машка! (19)Машка!

(20)Лошадь умолкала, переставала жевать сено, прислушивалась, видать, потом снова принималась за еду, вздыхая ещё пуще и чаще. (21)Видно, душой принимала моё сочувствие и не скрывала от меня своё настроение и свои мысли.

— (22)Эх, Машка! — вздыхал я.

(23)И откуда же достался Машке такой жестокий конюх? (24)Была бы Машка моей! (25)Никогда бы её не ударил! (26)И ведь видит, знает, что лошади больно, а лупит, этот Мирон! (27)Ему что дерево, что животина — всё одно.

(28)Но однажды случилась беда. (29)Его убила тихая кобыла Машка.

(30)Онлупил её, как всегда, и ничего не ждал, никакой опасности от своей старой лошади, но много лет битая Машка вдруг зароптала, заходила на поводу перед своим хозяином, блеснула расширенным зрачком, поднялась на задние ноги — неуверенно, неумело поднялась, видать, с детства своего так не вставала, играя, а тут поднялась, заржала диким, тоскливым голосом и вдруг ударила передними копытами своего хозяина.

(31)Онкрикнул — негромко, хрипло, — упал. (32)Мирон кряхтел, точно ему дали под дых, то открывал, то закрывал рот. (33)Приехала «скорая». (34)Его увезли.

(35)Воти всё.

(36)Машкаубила конюха, он умер в больнице через несколько дней от сильного внутреннего кровоизлияния.

(37)Случилосьто, что выбрал сам конюх Мирон. (38)Его убила собственная жестокость.

(39)Аможет, неизбывная обида, тоска, неизвестное мне прошлое — их не увидишь, не поймёшь, не рассудишь…

(40)Никого-тоон не любил, не щадил.

(41)Иззлобился,мотал свою душу, терзал свою кобылу, а раньше всего, может, себя терзал, вычернил.

(42)Ах,дядька Мирон! (43)Пожалел бы ты кого! (44)Может, в этом было твоё спасение!

(45)Укаждого времени своя жестокость.

(46)Адоброта — одна, на все времена.(По А. Лиханову)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap