Тексты для анализа



(1)Мне поручили написать статью о Евгении Александровиче Субботине, известном в нашем городе учителе трудового обучения. (2)Он был не только талантливым конструктором, но и солнечным человеком с горячим сердцем.

(3)Я пришёл к нему прямо на работу и, попросив уделить мне несколько минут, стал задавать специально приготовленные вопросы.

– (4)Знаешь что, Женя, мне приятно, что ты пишешь обо мне статью. (5)Там будет, наверное, много хороших слов. (6)Но я бы хотел, чтобы ты написал о другом. (7)Конечно, теперь я стал известным в городе человеком, но всё могло бы сложиться совсем иначе. (8)И, наверное, совсем другой была бы моя жизнь, если бы не один человек, сумевший её изменить.

(9)У меня не было ни отца, ни матери. (10)Вернее, они как бы существовали, приходили ночевать и смотрели на нас, голодных и грязных, с недоумением: откуда эти дети в поношенных холщовых рубахах с чужого плеча, чего они тут делают? (11)Я жил тем, что воровал или выпрашивал. (12)Сбегал из дома в поисках пропитания, но возвращался и подаянием кормил двух своих сестрёнок, вечно голодных малышек. (13)Моих родителей то и дело вызывали на какие-то комиссии, к нам постоянно приходили то участковый, то инспектор по делам несовершеннолетних. (14)Да только что они могли сделать…

(15)Я был волчонком. (16)Всё старался делать исподтишка. (17)Вокруг меня был мир, населённый людьми, которые жили в тёплых домах, ели рассыпчатый белый хлеб, покупали детям шоколад. (18)А я смотрел на людей из глухого леса, где всегда было сыро и темно. (19)Вот тогда я и научился открывать любой замок, но однажды попался. (20)В квартиру внезапно вернулись хозяева, мне пришлось прыгать с третьего этажа, и я вывихнул ногу. (21)Суд. (22)Родителей нигде не нашли, и на заседании сидела классная руководительница. (23)Ни лица, ни имени её я не помню. (24)Помню только, что она была совсем молоденькой. (25)Прокурор задал ей какой-то вопрос, она встала и вдруг заплакала. (26)Потом она плакала без перерыва и говорила: «Не надо сажать его в тюрьму! (27)Пожалуйста». (28)Прокурор ей строго говорит: «Вы на вопрос ответьте». (29)А она только одно твердит: «Не сажайте его в тюрьму». (30)И в этот момент я испытал чувство, которое невозможно описать никакими словами. (31)Чужой человек плачет по тебе. (32)Это что значит? (33)Это значит, что я ей чем-то дорог, это значит, что я ей нужен. (34)Выходит, что я не посторонний, не чужой в этом мире! (35)Выходит, что солнце и для меня светит, и трава на лугах – это тоже моё, и в жизни есть какое-то моё место. (36)Значит, если меня не будет, то кому-то от этого станет плохо, значит, кому-то надо, чтобы я был. (37)Я сейчас вот пытаюсь описать свои мысли, а тогда была какая-то безудержная радость, заполнившая мою душу.

(38)Мне дали три года колонии. (39)Я отсидел, вернулся и начал новую жизнь. (40)У меня было много хорошего, и теперь я счастливый, состоявшийся человек. (41)Но до сих пор я не могу забыть тех слёз, которые отогрели моё закоченевшее сердце. (42)И никогда не забуду. (43)Ведь эта молоденькая учительница изменила мою жизнь: я стал человеком!

(По Е. Новикову)

С2

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова Льва Васильевича Успенского «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение»

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Вы можете написать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. Успенского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Рано утром впотьмах поднимался я и брёл к электричке, ехал в битком набитом вагоне. (2)Потом – слякотный перрон…. (3)Городские зимние угрюмые сумерки. (4)Людской поток несёт тебя к входу в метро. (5)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах. (6)В жёлтом электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река…

(7)К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь и еле бредёшь.

(8)Снова – метро, его подземелья давят… (9)Выберешься оттуда, вздохнёшь и спешишь к электричке, в её вечернюю толкотню, Бога моля, чтобы не отменили.

(10)Так и текла моя московская жизнь: за днём шёл день, за неделей – другая. (11)Затемно встанешь и затемно до дому прибьёшься. (12)Ничему не рад, даже снежок не веселит.

(13)Уже пошёл декабрь, спеша к новогодью…

(14)Однажды вечером мне повезло вдвойне: электричку не отменили и вагон оказался не больно набитым. (15)Я уселся, газету развернул. (16)Хотя что там вычитывать: убили, взорвали, ограбили… (17)Вечерний поезд, усталые люди кругом. (18)Зима, теснота, из тамбура дует, кто-то ворчит…

(19)Глаза прикрыл, но задремать не смог: застрекотали сзади девчонки. (20)Слава Богу, что обходилось без убогого «короче», «прикольно». (21)Обычная девичья болтовня: лекции, практика, зачёты – словом, учёба. (22)Потом Новый год вспомнили, ведь он недалеко.

– (23)Подарки пора покупать, – сказала одна из них. – (24)А чего дарить? (25)И всё дорого.

– (26)Ты ещё подарки не приготовила?! – ужаснулась другая девчушка. – (27)Когда же ты успеешь?!

– (28)А ты?

– (29)Ой, у меня почти всё готово. (30)Маме я ещё осенью, когда в Кимрах была, купила домашние тапочки на войлоке, старичок продавал. (31)Ручная работа, недорого. (32)У мамочки ноги болят. (33)А там – войлок. (34)Ой, как мамуля обрадуется! – голос её прозвенел такой радостью, словно ей самой подарили что-то очень хорошее или подарят в ближайшем будущем.

(35)Я голову поднял, обернулся, взглянул: обычная девчушка. (36)Лицо живое, милое, голосок, как колокольчик, звенит.

– (37)А папе… (38)У нас папа всегда был хороший, работящий… (39)И я ему подарю… (40)А дедушке… (41)А бабушке…

(42)Не только я и соседи, но уже, кажется, весь вагон слушал счастливую повесть девчушки о новогодних подарках. (43)У всех, как и у меня, отступило дневное, несладкое, а нахлынуло что-то радостное. (44)Ведь и вправду Новый год близок!

(45)Я вышел из вагона, торопиться не стал, пропуская спешащих людей. (46)Дорога славная: берёзы да сосны сторожат тропинку; не больно холодно, а на душе вовсе тепло, сердце радуется. (47)Спасибо той девочке, которую унесла электричка. (48)А в помощь её – малиновый чистый закат над чёрными елями, бормочущая во тьме речушка под гибким деревянным мостком, говор вдали, детский смех и, конечно, надежда. (49)Так что шагай, Человек…

(По Б. Екимову)

С2

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая

тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Вы можете написать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



sitemap
sitemap