Текст 3. Егораева Г.Т. Практикум 3(С). 2011



Текст 3. Егораева Г.Т. Практикум 3(С). 2011

(1)«Религия всегда была и остается теперь врагом науки». (2)Многие у нас со школьной скамьи привыкли к атому утверждению, и оно кажется им не подлежащим сомнению и проверке. (3)Правда, в последнее время признают, что религия не выступает открыто против науки, но при этом обычно добавляют, что «состояние войны будто бы продолжает существовать в скрытой форме».

(4)Между тем наука самим своим происхождением обязана религии, и обе они издавна существовали в тесной взаимосвязи. (5)Трудно предположить, что древнеегипетские и вавилонские жрецы, создавая основы математики, астрономии, медицины, ставили себе целью приспособиться к новым временам.

(6)Храмы древневосточных цивилизаций были настоящей колыбелью науки, являясь первыми школами, лабораториями и обсерваториями. (7)Первые анатомические атласы, первые математические формулы, первые карты вышли из рук людей, которые служили религии. (8)Этот общеизвестный факт отрицать невозможно. (9)Творцы античной науки были в то же время и религиозными мыслителями. (10)Общество пифагорейцев, сделавшее так много для прогресса математики, представляло собой религиозный орден. (11)Аристотель — отец современного естествознания — был создателем религиозно-философских принципов, вошедших впоследствии и в христианское мышление. (12)В средние века церковь оставалась единственным культурным очагом в Европе, который сохранил семена античной науки.

(13)Монастыри собирали древнюю литературу, сосредоточив в своих стенах все сокровища знаний той эпохи. (14)Выдающиеся христианские мыслители поздней античности и средневековья были во всеоружии науки своего времени.

(15)Вопросами естествознания живо интересовались и святой Василий Великий, и Блаженный Августин, а монах Роджер Бэкон, внесший огромный вклад в развитие средневековой науки, был богословом и мистиком.

(16)В нехристианском мире мы видим то же самое. (17)Арабские богословы изучали Аристотеля, развивали астрономию, алгебру, анатомию, буддийские — логику и теорию познания.

(18)Итак, в древневосточном мире, в античную эпоху и средние века наука и религия мирно жили бок о бок к взаимной пользе друг для друга, и только в XVII веке произошло первое крупное столкновение между ними, связанное с вращением Земли. (19)К счастью, во взаимоотношениях науки и религии это был редкий случай.

(20)Что же касается исторических взаимоотношений науки и религии в дальнейшем, то они более не нарушались такими инцидентами. (21)Ньютон и Декарт, Кеплер и Паскаль в XVII веке не ощущали на себе никаких «конфликтов» науки и религии. (22)Они совершали свои научные подвиги, оставаясь искренне религиозными людьми и богословами. (23)Даже в вольнодумном XVIII веке такие ученые, как Ломоносов, Гершель, Эйлер исходили в своем изучении природы из религиозного мировоззрения. (24)В XIX веке мы видим такую же картину. (25)Религиозными людьми были Либих и Пастер, Кювье и Уоллес, Лайель и Фарадей, Майер и Рентген, Ом и Максвелл…

(26)В XX столетии тема «конфликт науки и религии» теряет фактически всякое значение.

(27)Остается вопрос: могут ли религия и наука свободно развиваться, не препятствуя друг другу?

(28)Вряд ли кто будет спорить, что наука играет в человеческой жизни ограниченную роль. (29)В частности, по характеру своему она — внеморальна. (30)И человек, производящий преступные опыты над людьми, и ученый, рискующий своей жизнью в процессе эксперимента, одинаково принадлежат науке. (31)Не существует «научного мировоззрения», построенного только на данных естествознания. (32) В нашем взгляде на жизнь присутствует нечто, лежащее за пределами науки. (33)Кроме того, человек не может руководствоваться в своих поступках лишь тем, что принесло ему изучение природы.

(34)Высшие категории смысла и ценности, добра и зла лежат в области веры.

(35)Религия дает человеку знание о том, для чего он живет и как он должен жить. (36)Наука не может ответить на эти вопросы — она лишь пытается узнать, как устроен материальный мир. (37)Сфера науки — преимущественно сфера интеллекта. (38)Но человек не может и не должен сужать себя до пределов только этой сферы. (39)Религиозное миросозерцание — целостный круг, в котором заключена вся человеческая жизнь, в том числе жажда знаний, научное исследование мира. (40)Поэтому-то, по словам Макса Планка, «наука и религия в истине не противоречат друг другу, но они для каждого мыслящего человека нуждаются во взаимном дополнении друг друга».

(41)Таким образом, наука и религия — это два пути познания реальности — должны быть не просто независимыми сферами, но в гармоническом сочетании способствовать общему движению человечества по пути к Истине. (По А. Меню)

Задания

1. Выберите из ряда высказываний только те, которые противоречат основной проблеме текста:

а) Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.

(Аристотель)

б) Если справедливо, как это часто утверждают, что нельзя жить без веры, то последняя не может быть иной, как верой во всемогущество знания. (И. Мечников)

в) Религия всегда была силой, враждебной дерзаниям философов и ученых. (М. Кашен)

г) Чем глубже мои познания в области разных наук, тем сильнее восхищение перед Творцом.

(Максвелл)

д) Наука не имеет ничего общего с Христом… Что касается лично меня, то я не верю, чтобы когда-нибудь имело место какое-либо Божественное Откровение. (Ч. Дарвин)

е) Если разум — дар неба и если то же самое можно сказать о вере, значит, небо послало нам два дара, которые не совместимы и противоречат друг другу. (Д. Дидро)

ж) У кого есть наука… тот не нуждается в религии. (И.В. Гете)

з) В природе проявляется такая высокая степень разума, что вся значимость, которую люди придают своему мышлению, кажется по сравнению с ней абсолютно ничтожной. Это ощущение является главным стержнем в жизни ученого и в его поисках… Чем больше знаний о мире дает нам наука, тем явственнее вижу я руку Всевышнего, правящего Вселенной. (А. Эйнштейн)

Ответ: ______________________________________

2. Какие из аргументов автор использует в тексте, доказывая, что «наука самим своим происхождением обязана религии»?

языковые средства выразительности

цитаты

пословицы

указания на время действия и место действия

иллюстрации из собственного житейского опыта

фрагменты научно-популярных статей

названия богословских трактатов

указание на имена и фамилии

статистические данные

3. Используя читательский и жизненный опыты, подберите известные вам аргументы, подтверждающие следующую мысль автора:

«Насилие в делах веры коренным образом противоречит Евангелию. Фанатизм, нетерпимость, идеологический диктат вытекали и вытекают не из духа религии, а из самых худших сторон человеческой природы. Они проявляются и тогда, когда сила находится в руках людей безрелигиозных».

(А. Мень)

Аргумент 1_____

Аргумент 2_____

Если это задание оказалось для вас сложным, то выполнить его вам поможет задание 8.

4. Проиллюстрируйте каким-либо известным вам фактом основную проблему текста.

Памятка

Автором проблема может быть

поставлена

изложена

рассмотрена

выдвинута

затронута

поднята

сформулирована

исследована

проанализирована

5. Напишите вступление к сочинению по данному тексту, выбрав любую из предложенных форм.

Вступление может быть написано в форме:

Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме текста), _________________

Рассуждения о заглавии, которое вы дали бы данному тесту. (Не забудьте: в заглавии может звучать тема текста; она может указывать на основную проблему текста, идею или отражать главный конфликт.) _________________________________________________________________

Диалога с воображаемым собеседником о теме (проблеме, идее) текста. ________________

6. Соотнесите фрагмент текста и высказывание Аристотеля. Основываясь на них, напишите рассуждение о том, что высшие категории нравственности лежат не в области науки, а в области веры.

а) (28)Вряд ли кто будет спорить, что наука играет в человеческой жизни ограниченную роль. (29)В частности, по характеру своему она — внеморальна. (30)И человек, производящий преступные опыты над людьми, и ученый, рискующий своей жизнью в процессе эксперимента, одинаково принадлежат науке.

б) Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.

(Аристотель)



7. Используя памятку, найдите и запишите несколько примеров способов выражения авторской позиции в исходном тексте.

Памятка

Авторская позиция может быть выражена

Четко, прямо, непосредственно:

В названии текста.

В отдельных предложениях текста.

Через ряд аргументов.

Через модальный план текста:

Риторические вопросы.

Риторические восклицания.

Порядок слов.

Лексические повторы.

Оценочную лексику.

Модальные слова и частицы.

Ряд вводных слов, словосочетаний, предложений.

8. К какой из проблем приведены следующие аргументы:

«В нашей истории имели место явления, по своему мракобесию оставляющие далеко позади процесс Галилея. Давно ли современная генетика клеймилась как лженаука и десятки ученых в своем покаянии повторяли судьбу Галилея? Были запрещены психоаналитические направления в психологии, исследования ДНК, работы выдающихся ученых Моргана и Менделя».

проблема вмешательства политики и идеологии в развитие науки;

проблема исторических взаимоотношений науки и религии;

проблема кризиса религиозных учений.

9. Аргументами к какому тезису могут служить следующие факты?

Ньютон, открывший законы движения небесных тел, как бы разоблачивший величайшую тайну мироздания, был верующим человеком и занимался богословием. Великий Паскаль, гений математики, один из творцов новой физики, был не просто верующим, но и христианским святым (хотя и не канонизированным) и одним из величайших религиозных мыслителей Европы. Творец всей современной бактериологии, мыслитель, глубже других проникший в тайну органической жизни, — Пастер был глубоко религиозной натурой. Даже Дарвин, учение которого было потом использовано полуучеными для опровержения религии, не только никогда не думал сам, что его учение о происхождении животных видов и человека противоречит религии, но, напротив, всю жизнь оставался искренне верующим человеком. (С. Франк)

Выдающиеся ученые могут быть религиозны.

Истины науки и религии не противоречат друг другу.

Наука и религия — тесно взаимосвязанные способы познания окружающего мира.

10. Найдите и исправьте орфографические и пунктуационные ошибки в следующем фрагменте текста.

Значение религии для работы ученого наглядно показал Эйнштейн, утверждавший, что вера в осмысленость мироздания вдохнавляет исследователя. Религиозный ученный раскрывая мировые закономерности во Вселенной, или в глубинах атома видит в них проявление Мирового Разума. Это придает особую значимость его исследованиям.

При таком взгляде на границы сфер науки и религии отпадает всякое противоречие между ними.

11. Напишите комментарий к сформулированной проблеме исходного текста, отразив в нем следующее:

какие понятия рассматривает автор;

к какой категории относится избранная автором проблема;

насколько она злободневна в наши дни;

что делает ее жизнеспособной;

насколько глубоки исторические корни этой проблемы;

как автору удалось привлечь к ней внимание читателя.

Обратите внимание!

В комментарии не должно быть

Пересказа исходного текста или любой его части.

Рассуждений по поводу всех проблем текста.

Комментариев о действиях героев текста.

Общих рассуждений о тексте: ведь вам нужно прокомментировать одну из проблем!

12. Изложите авторскую позицию по основной проблеме текста. В случае необходимости используйте следующие языковые клише.

Автор считает, что…

Автор утверждает, что…

Автор убежден, что… и подобная уверенность небезосновательна. Автору важно убедить читателя в том, что…

Бесспорно мнение автора о том, что…

Цель автора — заставить читателя обратить внимание на…

Задача автора — убедить читателей в том, что…

Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме: …

Автор подводит читателя к мысли о том, что…

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

Решая проблему, автор приходит к следующему выводу: …

«…» — в этих словах, по-моему, отражена идея текста.

«…» — в этом высказывании (указать автора) нашла свое отражение идея текста.

«…» — это высказывание точно отражает позицию автора.

… — вот основная идея (мысль) текста.

«…» — именно эта мысль отражает авторскую позицию.

… — эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию.

… — в этом предложении звучит прямая авторская оценка…

… — все это позволило автору выразить мысль о том, что…

… — вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.

вот итог авторских раздумий по основной проблеме.

Позиция автора очевидна: …

13. Используя материалы заданий, напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту.








sitemap
sitemap