Текст 2. Егораева Г.Т. Практикум 3(С). 2011



Текст 2. Егораева Г.Т. Практикум 3(С). 2011

(1)Страшно. (2)Мерзко. (3)Чудовищно.

(4)В поезде Москва — Усово группа молодых парней набросилась на незнакомого парня, избила его до полусмерти. (5)Этого им показалось мало, и на остановке они выбросили бесчувственного, но еще живого человека под колеса остановившегося поезда.

(6)Но, как известно, дьявол в деталях. (7)А «детали» такие: их было двадцать три — он один. (8)Они кричали: «Россия — для русских!» — несчастный был киргизом. (9)Мигрант и студенты столичных вузов (один школьник), одетые в дорогие куртки, аккуратно коротко стриженные, трезвые. (10)Скинхеды.

(11)Киргиз, таджикская девочка, вьетнамский, конголезский студенты, таджикский, узбекский рабочие, евреи в синагоге — сколько их, виноватых лишь в цвете кожи, чертах лица, родном нерусском языке? (12)Душегубы в Москве, Петербурге, Воронеже, Сургуте… (13)Да что же это у нас происходит?

(14)Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела, чем водородная бомба XX века. (15)«Имя этой болезни — ксенофобия»,— таков приговор знатока проблемы, известного психолога Александра Асмолова. (16)Скажете, преувеличение? (17)Дескать, «отморозки» есть в любом обществе и в любые времена? (18)Но эти-то «отморозки» особого рода — фашиствующие. (19)А суды долгое время не замечали расовой ненависти — судили за обыкновенное хулиганство. (20)Теперь стали бы вроде замечать, но присяжные-то оправдывают!

(21)Мерзко. (22) Страшно. (23)Чудовищно.

(24)Не принадлежу к тем, кто считает, что опасность русского фашизма преувеличена. (25)А таких немало. (26)Но сомневаюсь, что в стране, фашизм победившей, где нет семьи, от фашизма так или иначе пострадавшей, где само это слово «фашист» все еще ругательство, любители свастики сумеют повести за собой людей. (27)Но вот превосходство одних над другими, падение ценности человеческой жизни, тупое мещанско-обывательское сознание опускающей до внеморальной животности — человекофобия — есть питательная среда, из которой фашизм вырасти может.

«(28)Мы живем в эпоху прощания с гуманизмом», — горько замечает известный артист и умный, совестливый человек Сергей Юрский. (29)Не хочется верить, что это так. (30)Но если так, то нам необходима гражданская солидарность против всякого попрания гуманистических начал жизни.

(31)Многие считают, что это дело правоохранительных органов. (32)Ну а мы-то сами? (33) Пешки, что ли? (34)Щепки истории? (35)Рабы времени и обстоятельств? (36)Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится — это задача нас всех. «(37)Что делать с враждебностью, агрессией, насилием, которые захлестывают нас?» — спросили режиссера Адабашьяна. (38)Он ответил: «(39)Это эпидемия. (40)А что можно противопоставить эпидемии? (41)Личную гигиену».

(42)… — Ироды! — закричали женщины на платформе Усово. (43)А мужчины помогли вызванной машинистом остановившегося поезда милиции скрутить двенадцать из двадцати трех этих иродов. (44)Бог ты мой, может, это начало осознания нами, обычными людьми, той болезни, что страшнее водородной бомбы?

(45)Нетерпимым можно и надо быть лишь к нетерпимости. (По И. Руденко)

Задания



1. Внимательно прочитайте памятку.

Памятка

В тексте

исследуется

поднимается

рассматривается

затрагивается

проблема (ЧЕГО) (РОД. ПАДЕЖ)

нравственного выбора

экологии

добра и зла и и.д.

Найдите формулировку проблемы исходного текста, в которой нет грамматических ошибок.

Автор рассматривает проблему того, что падает ценность человеческой жизни.

В тексте излагается проблема о преступности.

Автор анализирует проблему об отсутствии гражданской солидарности…

Проблема жестокости, о которой затронул автор, очень актуальна.

В тексте поднимается проблема преступности на почве межнациональной неприязни.

И. Руденко ставит проблему о том, что молодежь жестока.

Проблема того, что фашизм может возродиться, поднимает в своей статье И. Руденко.

2. Какое название отражает тему текста?

а)Ироды.

б)Эпоха прощания с гуманизмом.

в)Что страшнее водородной бомбы?

Обоснуйте свой выбор.

3. Прочтите небольшую справку о царе Ироде.

Ирод Великий, царь Иудеи, был известен своей жестокостью. По его приказанию было уничтожено множество людей, в том числе его собственная жена и два сына. Мнительный и властолюбивый, он уничтожал всех, в ком видел соперников; в христианской мифологии ему приписывается «избиение 14 тысяч младенцев» при известии о рождении Христа. Конец его царствования ознаменовался невообразимыми ужасами, которые завершились умерщвлением его третьего сына Антипатра.

Напишите, в каком значении автор использует слово «ироды»?

4. Какое определение к слову «телевидение» пропущено в фрагменте статьи?

«…Но почему-то на телевидении,______, зачастили — и в качестве экспертов!— отнюдь не гуманисты».

а) самом мощном рупоре общественных идей

б) самом лучшем средстве массовой информации

в) традиционно вызывающем полное доверие зрителей

Объясните свой выбор.

5. Какое художественное средство помогает автору передать «дьявола в деталях» (предложения 7-9)?

а) контекстные антонимы б) сравнительный оборот в) гипербола г) градация д) олицетворение

6. Охарактеризуйте автора текста, составив из данных ниже слов и словосочетаний простое предложение.

Автор_____________________________________________________________________________

поражен

зарождающийся русский фашизм

настоящий интернационалист

призывать

встревоженный

случившееся в поезде

гражданская солидарность

7. С какой целью автор использует повтор риторических вопросов (предложения 33-35)?

а)Чтобы оскорбить чувства читателя.

б)Чтобы подчеркнуть бессилие каждого из нас перед лицом фашизма.

в)Чтобы заставить читателя задуматься о своей роли в общем деле противостояния агрессии.

8. Прочитайте отрывок из сочинения и ответьте на вопрос: правильно ли понял ученик проблему, поднятую в тексте? Аргументируйте свой ответ.

Стык цивилизаций — это один из наиболее острых вопросов, волнующих современное общество.

Активное укрепление экономических отношений Запада и Востока и как следствие неизбежное столкновение культур и религий, не могут не привести к конфликтам. Непрекращающиеся войны на среднем Востоке — прекрасное тому подтверждение. И если страны не могут мирно урегулировать отношения между собой, то вполне логично, что и люди проявляют агрессию и нетерпимость друг к другу. Ксенофобия как общественное явление пройдет, как только утихнут распри между странами, и, пока это не произошло, бессмысленно пытаться как-то влиять на ситуацию.

9. В каких предложениях текста открыто звучит авторская позиция?

а)21-23 б) 24-26 в) 32-35

Сформулируйте авторскую позицию и запишите ее.

10. Прочитайте выпущенный фрагмент текста из этой статьи. Какова его основная мысль?

«…По мнению многих, забота о нашем нравственном здоровье сегодня должна быть отдана на откуп церкви. Но пока почему-то число осеняющих себя крестом растет, а нравственность по-прежнему падает. Не потому ли, что многие новообращенные живут по правилу «Все дозволено, потому что все будет замолено»? И почему только церковь? А где же, к примеру, писатели, что пишут не о лютой ненависти — о святой любви? Да и только ли они…»

а)о нравственном здоровье общества должна заботиться церковь

б)все грехи можно искупить покаянием в церкви

в)духовное здоровье общества должно волновать всех, кому дороги идеалы гуманизма

г)церковь недостаточно активно проповедует общечеловеческие ценности

д)современные писатели уделяют мало внимания нравственному здоровью читателей

11. Перепишите текст, исправляя речевые и грамматические ошибки.

Падение моральных устоев — прекрасное основание появлению расовой ненависти.

Не все так считают, но я так считаю.

Если же заботу к нравственному здоровью общества, к гражданской солидарности за всякое попрание гуманизма будут оказывать все общественные общества, то человекофобия исчезнет и правоохранительными органами бороться со скинхедами не придется.

Противопоставить к эпидемии национализма мы можем только свою нестерпимость.

12. Объясните, как вы понимаете ответ режиссера Адабашьяна (предложения 37-41).

13. Используя материалы заданий, напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту.








sitemap
sitemap