Так ли глуп Иван-дурак



Министерство образования и науки Республики Бурятия

Научно- исследовательская работа

Номинация: Литературоведение

Тема: Так ли глуп Иван-дурак?

ФИО автора: Бауэр Ирина

Класс:2

ФИО руководителя: Жамсаранова Н.А.

Содержание

Введение

Глава 1. Иван-дурак – один из главных персонажей русских сказок. Этимология понятия «дурак».

Глава 2. Образ Ивана-дурака в русских народных сказках

Глава 3. Почему народ любит Ивана?

Заключение.

Список литературы

Введение

«Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-Дурака».

С. А. Есенин

Все дети любят читать и слушать сказки. Каждый день мама перед сном рассказывает мне сказки. На уроках литературного чтения мы изучали русские народные сказки. Эти волшебные истории, наполненные обаянием мудрой старины, открывают новый мир, в котором каждый получает урок и всегда побеждает зло. И во многих русских народных сказках присутствует такой персонаж, как Иван Дурак. Всем он знаком с самого детства. Но многие ли из вас задумывались над тем, действительно ли Ивана можно назвать дураком? Кто же он, Иван-дурак? Глупый человек или умный хитрец? А попробуйте дать на него ответ. Скажете, просто так? Неправильно! Поэтому я и выбрала эту тему.

Объект исследования – русские народные сказки

Предмет исследования – сказочный персонаж — Иван Дурак.

Цель моей работы:

— проанализировать образ Ивана Дурака, созданный в русских народных сказках, чтобы найти ответ на вопрос: так ли глуп Иван Дурак?

Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:

— прочитать русские народные сказки с участием Иванушки-дурака,

— провести анкетирование одноклассников, чтобы узнать, что они знают о персонаже.

— изучить различные версии происхождения образа ;

— выявить характерные черты героя на примере народных и авторских сказок;

— проследить проникновение сказочного персонажа в другие жанры фольклора;

— обобщить полученные знания.

Методы исследования:

анализ источников информации

наблюдение;

обобщение полученных данных.

Мной была выдвинута гипотеза: Иван является дураком лишь по названию, ни его умственные способности, ни его действия этой кличке не соответствуют.

Глава 1. Иван-дурак – один из главных персонажей русских сказок. Этимология понятия «дурак».

С целью изучения восприятия образа детьми я провела анкетирование учеников со 2 по 4 класс. Всего было опрошено 45 учащихся.

На вопрос: «Считаете ли вы героя глупым?» положительно ответили 14 детей, отрицательно – 31.

По результатам анкетирования можно отметить, что большинство детей воспринимают Ивана как неряшливого, ленивого глупого персонажа: целыми днями лежит на печи и мух гоняет. У него линейная логика:«Если у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, значит, стол может ходить».

Так каков же он – Иван Дурак? Что мы собственно знаем о нем, кроме того, что Иван-дурак— один из главных персонажей русских сказок.

Как правило он — крестьянский сын. В семье часто являлся третьим, младшим сыном. Не женат. С помощью волшебных средств и особенно благодаря своему «не уму» Иван-дурак успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство, и славу…

Сначала я решила посмотреть в толковом словаре Ожегова значение слова



ДУРА́К (разг.).

1. Глупый человек, глупец.

2. В старину: придворный или домашний шут.

Давайте полюбуемся только словом дурак. Вглядимся в него попристальнее, повнимательнее со всем уважением к слову. В статье писателя Радия Погодина я прочла такое толкование:

Ду — это два.

Ра — это солнце.

Ду Ра — два солнца.

Еще одну версию происхождения образа я нашла в интернете. Герой сказок Иван-Дурак вовсе не дурак, в современном значении этого слова. До принятия христианства и долгое время после существовала традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти» (живущие за чертой), пока они беспомощные. «Взрослое», «настоящее» имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до этого носил ненастоящее, детское. Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных – Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий. Так как оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». Имя «Дурак» встречается в церковных документах до 14-15 веков. С 17 века оно начало значить то, что значит и сейчас – глупого человека. Естественно, ведь самый младший – самый неопытный и несмышлёный. Поэтому знаменитый Иван-Дурак из русских сказок вовсе не дурак, а просто младший из трёх сыновей.

Глава 2. Образ Ивана-дурака в русских народных сказках

Для ответа на свой вопрос я перечитала знакомые нам русские народные сказки.

В более ранних бытовых сказках герой действительно обделен умом, совершает глупые поступки. Кормит свою тень блинами, сухой березе быка продает. А природа любит дурака: в сухой березе клад обнаруживается.

«Вот пришел Иван на базар, выбрал горшки. Идет домой. Видит – плетень стоит. Иван достал свои горшки и развесил их на колья. Вот приходит он домой, а родители спрашивают:

— Ну, Иван, где горшки?

— А я шел по дороге, вижу: братки без шапок стоят. Я в шапке, а они – нет. Жалко мне их стало. Вот я и надел на них». («Сказка про Ивана Дурака» сибирский фольклор).

-Проанализировав сказки, я пришла к выводу, что добрый он правдивый простодушный, за это и помогают ему встречные – поперечные. Вместо черных корочек, которые он хочет разделить с прохожим стариком, в мешке белые булки появляются. Здоровенные молодцы из рожка выпрыгивают, колотят обидчиков. Зверей-птиц из беды избавляет, на волю отпускает, и те ему в трудную минуту пригождаются: и кошка, и собака. Награждают его за доброту: дурак спит, а корабль сам строится, мост хрустальный протягивается. Умные братья то и дело впросак попадают, а Иван честно пшеницу стережет – и Сивку Бурку в награду получает.

Отважный он и умный: в волшебных сказках он все преодолевает , все загадки разгадывает да сам мудреные загадки загадывает.

(«Царевна -отгадчица»). Поступает он нестандартно, слушает советов волшебных персонажей, из сложных ситуаций победителем выходит, а это признак ума.

Иван-дурак — единственный из братьев, кто говорит в сказке. Иван-дурак — поэт и музыкант; в сказках подчеркивается его пение, его умение играть на чудесной дудочке или гуслях-самогудах.

Иван всегда любим своей невестой, так как она видит его богатый внутренний мир.

Никогда Иван не требует за свои подвиги признания и славы. Наоборот он стремится, чтобы его не считали героем. Будто на Иване маска Дурака. («Сивка Бурка»)

По ходу развития сказки Иванушка меняется в лучшую сторону. Перед нами уже красивый молодец. «Забрал царь Ивана в свои палаты и отдал ему свою корону».

Глава 3. Почему народ любит Ивана?

При анкетировании учащихся был задан вопрос « Нравится ли вам сказочный Иван Дурак?» Результаты: да – 36 человек, нет – 9.

Исходя из результатов анкетирования, можно сделать вывод, что читатель любит героя.

Иван – наиболее распространенное имя в народных сказках . Имя Иван (стар.Иоанн) означает: дар Бога, благодать Божья. (Энциклопедия имен). Так почему народ любит Ивана? Я думаю, наверное за его добродушие и бескорыстие, за смекалку.

Об Иване-Дураке сложены стихи и песни. «Иванушка-дурачок» – детская опера композитора Цезаря Антоновича Кюи – была написана в 1913 году.

Немало и пословиц у русского народа об Иване. (приложение)

Заключение.

В результате своего исследования я пришла к выводу — если в начальных эпизодах сказки противостояние героя миру выглядит как конфликт глупости и здравого смысла, то с течением сюжета выясняется, что глупость эта притворная или мнимая. Стиль его поступков: вижу цель – не замечаю препятствий – и все это делается с добрым сердцем и на благо людям. И на вопрос, поставленный в начале исследования, я отвечаю так – Иван-дурак ничуть не глуп! Да, он наивен и доверчив. Но при этом умен всей мудростью русского народа. В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Мне очень понравилось анализировать сказки. Я поняла, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволяет понять замысел автора, сделать свои открытия.

Иван, герой легенд народных,

Храбр был и удал,

Супостатов инородных

Он одолевал.

Враг бежит, его завидев,

И не чуя ног.

Знать, на счастие Ивана

Даровал нам Бог!

Список литературы

1. Афанасьев А.Н. Сборник «Русские детские сказки» М., «Детская литература», 1986

2. Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. – Киев: Рад. Шк., 1989.

3. Интернет http://shkolazhizni.ru/archive/o/n-24018

4. Мифы народов мира. Энциклопедия». В 2-х т. Гл. ред. С.А. Токарев. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.,1984.

6. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия, М,2003.








sitemap
sitemap