Таинственная Хакасия



«Я КРОВНЫЙ СЫН ТВОЙ, ЗДЕСЬ МОЕ НАЧАЛО,

И СТЕПЬ – ПОД СВОДОМ СОЛНЕЧНОГО ДНЯ –

ТА КОЛЫБЕЛЬ, КОТОРУЮ КАЧАЛА

ТЫ, СЛОВНО МАТЬ, БАЮКАЯ МЕНЯ.

ХАКАСИЯ – ЗЕМЛЯ РОДНАЯ!

ТЫ СУЩЕСТВУЕШЬ С ДАВНИХ ПОР».

ДОМОЖАКОВ НИКОЛАЙ ГЕОРГИЕВИЧ

Хакасия – край степей, гор, тайги, рек и озер. Здесь находятся десятки тысяч археологических памятников: древние поселения, крепости, города, наскальные рисунки, камни с петроглифами, каменные изваяния, курганы и захоронения различных эпох, памятники древнетюркской письменности, древние оросительные каналы, меде- и железоплавильни. Возраст многих из них превышает 5 тысяч лет. Территория Хакасии задолго до новой эры была заселена людьми.

Народная певица хакасии тыгдымаева Евдокия Петровна

На протяжении веков и тысячелетий здесь сменяли друг друга древнейшие культуры: афанасьевская, окуневская, карасукская, тагарская, таштыкская и чаа-тас..

Природа Хакасии уникальна, ее ландшафты разнообразны. Жители самой республики спокойно смотрят (а порой уже и не замечают) на каменные изваяния, курганы, могильники, которые оставили после себя народы минувших эпох, воспринимая их как неотъемлемую часть пейзажа. Но нельзя пройти мимо менгиров — одиноко стоящих в степи длинных камней, которые привлекают своей загадочностью и таинственностью. Всем этим каменным стелам много тысяч лет. Они являются объектами почитания и своеобразной «энергетической пробкой» конкретного места. Дело в том, что менгиры, как доказали ученые в ходе исследований, располагаются в биоэнергетических участках земной поверхности и генетически тесно связаны с зонами геотектонических разломов земной коры. По характерным признакам биоэнергетического поля подобные аномалии положительно влияют на организм человека, а несколько менгиров, стоявших когда-то в разных частях котловины, создавали своеобразный защитный купол над территорией Хакасии. Поэтому древние хакасы не случайно считали места, где находились менгиры, священными, проводя здесь культовые обряды.

Народная певица хакасии тыгдымаева Евдокия Петровна

В Европе первое общество охраны памятников создано 165 лет назад в Норвегии, в 1844 году. Благодаря этому зародилось новое направление в музейном деле – музеи под открытым небом. Жизнь сразу же показала, что потребность в этом давно назрела: к 1918 году в Скандинавии открылось 50 таких музеев. На специально выделенную территорию

близ Стокгольма впервые были намеренно свезены памятники архитектуры. Идея распространилась и на другие страны.

В Сибири музеи архитектурно-этнографического направления стали появляться лишь в 60-е годы ХХ века. Это были восточносибирские музеи-заповедники: «Шушенское» в Красноярском крае, «Тальцы» в Иркутской области, «Ангарская деревня» близ г. Братска. В 80-е годы музеи под открытым небом появились в Бурятии и Якутии. Коллекции всех их составили местные архитектурные памятники, иногда перевезенные со своих первоначальных мест. Изготавливали и новые копии типичных построек, которые размещали в окружении естественной и исторической среды.

Созданный в 1996 году в Республике Хакасия ландшафтный музей-заповедник «Казановка» отличается от названных сибирских музеев. 18 тысяч гектаров историко-культурного ландшафтного заповедника включают в себя первозданную горную тайгу и степные урочища, родниковые лога и прибрежные луга реки Аскыз. Однако это не природный заповедник – в его пределы вошли крупные площади современных хозяйственных угодий и памятники культуры многих племен и народов, живших на этой земле в течение тысячелетий.

Таинственная хакасия ртс

Ограда тагарского захоронения. Музей-заповедник «Казановка»

Таинственная хакасия ртс

Музей-заповедник «Казановка»



Заповедник расположен в Аскизском районе, примерно в 127 км от Абакана. Территория Хакасского национального музея-заповедника «Казановка» находится в 3 км на северо-восток от с. Казановки. От этого наименования он и получил своё название. Автодороги, проходящие через село Казановка :Хакасия — Кузбасс» Аскиз — Шора .

Места (достопримечательности) Кюг . Менгир Ах-Тас. Музей-заповедник «Казановка» . Здесь есть многочисленные тагарские могильники, древняя горная крепость, предположительно II тыс. до н.э., две великолепные писаницы, чаатас, раскопанный могильник карасукской культуры (конца II — начала I тыс. до н.э.).

Таинственная хакасия ртс

Основная задача заповедника — сохранение природных и историко-культурных ландшафтов, восстановление и развитие основных форм хакасской жизни, сбор, изучение, формирование и охрана фондов. В заповеднике три сотрудника.

Границы его обозначены так, что по ним компактно расположены шесть населенных пунктов. Коренные обитатели этих мест – хакасы-сагайцы – продолжают жить привычным образом, традиционно используя вошедшие в музей-заповедник покосы и пашни, выпасы и Наскальные рисунки афанасьевская культураместа сбора грибов и ягод, речные переправы. Здесь звучит хакасская речь, хакасская кухня является не экзотикой, а нормой, многие обряды исполняются естественно, без стремления к театрализации.

На территории заповедника расположено более 2000 памятников археологии, каждый год открывается 30–40 новых. Присутствуют практически все виды и формы археологического наследия. Все экспозиции пока что под открытым небом. Большой комплекс разнообразных археологических памятников эпохи бронзы, железа (курганы, менгиры, мегалиты, изваяния, наскальные рисунки).

Заповедник расположен в живописнейшем месте. Здесь произрастает более 600 видов растений. Это место традиционной зимовки диких коз — косуль. Как только в тайге выпадает снег, они приходят сюда. В северо-западной части заповедника довольно много медведей, есть рыси, появилась дрофа.

На территории заповедника по р. Аскиз находится Иней-Паары — родовая гора Майнагашевых. В 1956 г. при строительстве дороги на Сталинск (Новокузнецк) эту гору взорвали. Кроме того, на территории музея-заповедника находится Ах-Тас — 2-метровая стела из белого гранита, — место поклонения и жертвоприношений, как утверждают, обладающее целебной силой. Неподалёку — тагарский могильник в комплексе с родовым кладбищем Костяковых и остатки древней оросительной системы.

Народная певица хакасии тыгдымаева Евдокия Петровна

Музей под открытым небом называют Казановку. Шесть тысяч лет назад здесь обитали люди, которые молились горным духам, изображали на скалах животных и различные обряды, строили курганы.

Многие годы в Казановке работают археологи. На территории заповедника более двух тысяч только учтенных памятников. Среди них — раскопанные курганы и могильники, около тысячи наскальных рисунков, которым по шесть тысяч лет.  Все это ежегодно привлекает в “Казановку” сотни ученых, любителей археологии и школьников.  Для посетителей разработаны 6 археологических маршрутов длительностью от 1,5 до 6 часов по наиболее интересным местам.



Народная певица хакасии тыгдымаева Евдокия Петровна

Менгир Ах-Тас. Его возраст — более четырёх тысяч лет. Уникальный менгир светлого камня, обладающий силой исцеления.

Этому Камню больше четырех тысяч лет, и находиться возле него можно не более пятнадцати минут в год. Исходя из отпущенного вам времени на общение с Камнем, можете сами рассчитать частоту посещений и длительность пребывания в пределах его воздействия. Поставили его еще до того, как Хакасия стала центром Великого Переселения и превратилась в Котел Народов. Стоит он на месте соединения подземных гор, где образовалась Огромная Пустота. На протяжении всего времени своего существования он служит резонатором, способным перенастроить биополе человека и залатать части нашего существа, вырванные болезнями или негативными последствиями недружественного общения с чужими людьми. Как и все Священные Камни, он имеет свое лицо – личину. Рот, который мазали жиром и кровью ритуально убитых жертв в далекие времена и жертвенных животных в наше мирное время. У него есть мужская и женская сторона. Раненые животные безошибочно определят их, и припадают в нужной стороне, в надежде на исцеление.

Человек чувствует силу Камня, но не знает как себя вести возле него.

Поэтому придумывает себе успокоительный Ритуал, уговаривая себя, что если соблюдать все как положено, Камень не навредит, а поможет. Поэтому входят в круг со стороны личины, здороваются, задабривают – кто водой, кто деньгами или сладостями, обходят три раза по солнцу и припадают. Мужчины к мужской стороне, правой, а женщины – к левой, если смотреть ему в лицо

Таинственная хакасия ртс

На территории заповедника есть юрточный комплекс. Неподалеку от юрточного комплекса, в окруженной горами живописнейшей долине Кюг (счастье), стоит одинокий гранитный памятник Ах тас (белый камень). Тысячелетиями Ах тас являлся местом поклонения, своеобразным культурным центром. С ним связано множество обрядов и легенд, и одно из главных назначений этого камня, установленного в долине около четырех тысяч лет назад, – помогать людям.

Таинственная хакасия ртс

Ах тас называют целебным камнем. Последние полторы тысячи лет этот камень использовался местным населением для лечения различных болезней. «Врачует» Ах тас от отеков, нарушений сердечной деятельности, болезней крови. Ученые не исключают, что целебная сила камня объясняется замеченной здесь геомагнитной аномалией.

В «Казановке» известны четыре тропы духов, есть даже пользующееся дурной славой место, называемое Турачах (домик). По представлениям местных жителей, Турачах – жилище горных духов. Скалы здесь, согласно легендам и сказаниям, раздвигаются, выпуская горных духов, и сдвигаются, когда духи возвращаются домой. Если в этот момент рядом с Турачах окажется обычный человек, его может затянуть вглубь скалы. До сих пор здесь ходят слухи о пропадающих время от времени людях.

Изображения братьев горного духа хара кизилер (черных людей) можно увидеть в виде петроглифов на писанице Хазын Хыр. Высечены они в виде человеческих фигур с птичьими ногами, ростом высоки. По преданиям, братья имеют довольно непредсказуемый характер. В зависимости от настроения, хара кизилер могут и навредить, и помочь. По поверьям, являются хара кизилер людям чаще всего на закате, с западной стороны. Столкнуться с ними можно на охоте в тайге. Если человек им понравится, то «черные люди» и зверя под выстрел выгонят, и тропу заблудившемуся подскажут.

Исследовав музей- заповедник Казановка, я узнал только небольшую часть информации об этом месте и могу только сказать о том, что сколько еще много мы не знаем о нашей родине Хакасии, сколько еще тайн хранит эта древняя земля. Хотелось бы узнать ещё, для этого необходимо предоставлять больше информации, всеми средствами, возможно выпускать побольше рекламы таких уникальных мест, как например Казановка и ей подобных…Создать на республиканском телевидении специальный канал, который бы рассказывал и показывал всё это. Необходимо больше уделять времени краеведению во внеклассной работе, чаще совершать экскурсии в историко- культурные места Хакасии. Значение Казановки состоит в том, что она по существу стирает грань между музейным и заповедным делом, дополняя сбережение дикой природы, сохранением освоенного человеческой культурой естественного ландшафта.

«Для меня есть места,

Без которых не жить.

И кругом красота,

Для которой вся жизнь.

Вихрем трав закружит,

Понеся над землей

Ароматы полей

Всех хакасских степей».(Близнюк Алина)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Список литературы

1. Бутанаев В. Социально-экономическая история Хонгорая (Хакасии) в XIX — начале XX в.

—Абакан: Изд-во Хакас, ун-та им Н.Ф.Катанова, 2002. — 166 с.

2.Бутанаев В., Абдылкалыков А. Материалы по истории Хакасии XVII- начала XVIII в.—Абакан, 1995. —249с.

3.Кызласов В.Т. Структура и характер расселения хакасских сеоков в первой половине XIXв. (по материалам Сагайской и Койбальской степных дум) // Россия и Хакасия: 290 летсовместного развития . — Абакан, 1998. — С. 100-104.

4.Веденин Ю.А. Культурно-ландшафтное районирование России — ориентир культурнойполитики // Ориентиры культурной политики / М-во культуры РФ. — 1997. — Вып. 2. — С.3-90.



5.Вся Россия: Города и населенные пункты: Энцикл. /Ин-т экономики и управления впромышленности. — М., 2001. — 575 с.

6.Духовная культура народов Сибири: традиции и новации / РАН. Сиб. отд-нив Ин-тистории. — Новосибирск, 2001. — 143 с.

7.Ларина Н.И. Тенденции социально-экономического развития сибирских субъектовФедерации (1990-1995) / Сиб. акад. гос. службы. — Новосибирск, 1998. — 169 с.

Культурное и природное наследие

Голубцова Е., Буровский А. Человек и природа в Хакасии // Генезис кризисов природы иобщества в России. — М., 1995. — Вып. 6. — С. 25-34.

Древности Аскизского района Хакасии / Александров С.В., Паульс Е.Д., ПодольскийМ.Л. — СПб., 2001. — 99 с.

Жизнь и творчество хакасских сказителей и певцов: Кадышев С.П., Курбижеков П.В.,

Кулагашева Е.Н., Курбижекова А.В., Тыгдымаева Е.П.

6. Малышева М.П., Познанский B.C. Научная экспедиция на Алтай в 1922 г. // Гуманит.

науки в Сибири: Сер. филол. -1998. — N 4. — С. 59 — 60.

Музыкальный фольклор, собранный А.В. Анохиным (1869-1932 гг) в Туве, Хакасии и Монголии.

Взаимодействие культуры и образования

Баранова Т.К. Формирование творческих способностей студентов средстваминационального музыкального искусства Хакасии: Автореф. дис… канд. пед. наук / Моск.гос. открытый пед. ун-т. — М., 2000. — 23 с.

Кустова Ю. Традиционные представления хакасов о жизненности // Культурное наследиенародов Сибири и Севера. — СПб., 2000. — С. 159-162.

Символика обрядов жизненного цикла в системе религиозных представлений.

3.Любимцева О.Ю. История образования Абаканского музыкального училища // Абакан:Лит. гор. журн. — 2001. — № 4 (12). — С. 29 — 30.

Факты, документы, события. Роль Абаканского музыкального училища в развитии музыкальной культуры Хакасской автономной области.

4.Ултургашева Н.Т. Региональный компонент этнохудожественного образования (наматериале Хакасии) // Народная культура Сибири: Материалы VII науч.-практ. семинараСиб. регион, вуз. центра по фольклору / Ом. гос. пед. ун-т ; Отв. ред. Леонова Т.Г. — Омск,1998. — С. 61 — 63.

Этнохудожественное образование студентов в Хакасском государственном университете.








sitemap
sitemap