Таежные храмы



МБОУ «Кош- Агачская средняя общеобразовательная школа имени В.И.Чаптынова»

Секция: Природные памятники.

Таежные храмы.

Подготовила: Болтокова Инесса ученица 10 «в» класса

МБОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И.Чаптынова»

Руководитель :Аспембитова Наталья Адайкановна

учитель географии Ι к.к.

МБОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И.Чаптынова»

с. Кош-Агач,2012

Оглавление.

1.Введение.

А) Цели и задачи

2.Географическое положение.

3.Памятник природы Калбак –Таш

4.Описание петроглифов

А) Быки

Б) Олени

В) «Когутей»

Г) Изображение людей

Д) Колесницы

5.Заключение.



1.Введение.

Алтайская земля воспетая в древних легендах, где почти каждая долина – некрополь, а скалы- монумент древнего искусства, манит переливами весенних радуг, и искрится брызгами водопадов, поет голосами тайги. Исторические судьбы Алтая сложились таким образом, что этот горно- степной край испокон веков был под сосредочением древней культуры, обителью десятках народов, сменявших друг друга на протяжении тысяча лети.

Алтай манил голубизной просторов, недоступностью ледников, таинственным молчанием тенистых долин спрятанных за мощными спинами хребтов. Он был и есть подлинное царство петроглифов , которое простираются от Монголии до Казахстана, Киргизии, Средне Азии, по всему Горному югу Евразии вплоть до Кавказа.

Читая рассказы Потанина мне захотелось посетить, увидеть рисунки о которых слышала очень интересные истории. Заманили меня камни с рисунками, о которых имелось лишь скупое упоминание в литературе да свидетельства очевидцев.

Цель и задачи моей работы это изучение и исследование петроглифов на памятнике природы Калбак Таш, узнать разнообразие и значение некоторых наиболее встречающих петроглифов.

Объектом исследования природный памятник Калбак- Таш.

Предметом исследования петроглифы Калбак –Таша.

Новизна и актуальность работы : пожалуй старое как бы забытое, но в тоже время оно новое. Все знают о петроглифах (изображение животных и людей, буквенные изображения), но смыл хотя бы одного из них мало кому известно. В данной работе хотела бы раскрыть иное значение природного памятника Калбак- Таш. Я вижу в том что святых мест как Калбак – Таш можно встретить везде. Но они не вечны, поэтому изучая петроглифы на примере одного из таких мест. Хотела обратить внимание современного поколения, что сохранение и изучение святых мест, которое дает возможность воспитанию в себе уважения и любовь к окружающей среде.

Мы сделали остановку у природного памятника Калбак -Таш.Стояли у подножия горы, высота которой не превышала 200 метров, а подошва растянулась на 1,5 км. Если бы не тракт и лента Чуи у подножия, Калбак -Таш была бы очень похожа на гору Тэбш в далекой Монголии. На блещущих жирным скальным загаром покатых каменных поверхностях Тэбш сохранились великолепные композиции бронзового века, рисунки скифского периода и этнографической современности.



Как ученный я начала обходить данные рисунки желая узнать о прошлом, далеком нашей алтайской земли и о людях их населявших. Каждый наскальный рисунок это часть истории наших предков. Всматриваясь, в них кажется что ты проживаешь эпизоды жизни древних людей. В одних мы видим картину охоты, в других процесс жертвоприношения, моменты рождения новых жизней как людей и животных мира. Посетив священное место «Калбак -Таш» между селами Иодро и Чуй –Оозы под руководством опытного экскурсовода Топтыгиной Русланы Михайловны.

2. Географическое положение.

Широкая лента шоссе уходит под гору, ныряя к ровному песчаному плесу правого берега Чуи сразу под отметкой 726 километров. Место, называемое Калбак-Таш, находится на правом берегу Чуи, между селами Иодро и Иня (в 12 км от первого и в 18 — от второго (рис. 1)).

3.Памятник природы Калбак-Таш.

У древней книги алтайских петроглифов есть свои главы, соотносимые с основными периодами развития истории культуры края, изобразительного искусства трех основных хозяйственно- географических районов: северного, или лесного; Центрального , или степного; и Восточного Алтая. В каждом из районов располагаются комплексы памятников. Среди них выделяются наиболее древние, многослойные, опорные. Для Востока – это Долина реки Елангаш, для севера – грот Куюс, обращенный своим высоким гостеприимным входом к синей широкой ленте Катуни, для центра – гора Калбак – Таш.

С лева на берегу наползала серая громада бом- скального прижима к реке. Округлость верхней части горы, как объяснила Руслана Михайловна, способствовала происхождению местного названия памятника- Калбак Таш, буквально – ложка камень (рис. 2).

Добрая половина горы, когда –то грозно и неудобно нависавшая над трактом была сметена взрывами в ходе реконструкции дороги, и под осколками скал в каменной крошке были погребены древнейшие в Евразии рисунки эпохи неолита, некогда покрывавшая весь южный фасад памятника сплошным ковром. Часть рисунков удалось восстановить по отдельным с трудом реконструируемым фрагментом.

Здесь, на обрывах сланцевых скал, отчетливо наблюдаются несколько тысяч петроглифов. Самыми распространенными картинками являются изображения животных. Это — распространенные на Алтае быки, олени, волки, барсы. Попадаются изображения неведомых хищников — то ли эти загадочные звери существовали несколько тысячелетий назад, то ли их создала буйная фантазия художника. Выбиты на камнях и сцены охоты. Некоторые из них представляют не только историческую, но и эстетическую ценность.

А) Быки (рис. 3).

На горе Калбак- Таш изображено грозные домашние быки, окруженные мелким рогатым скатом и людьми.

Выдающиеся советский археолог- сибиревед М.П.Грязнов, изучавший погребальную обрядность населения бронзового века Сибири, считал, что жертвенная роль быка в ритуале была рождена космологическими представлениями, в которых он выступал в роли властелина водной плодоносящей стихии. Поэтому не случайно импозантные , понурые и готовые к закланию быки мерным, торжественным шагом двигаются по скальной плоскости горы Калбак- Таш на встречу солнцу, и истокам Чуи , к обителью Хозяев природы. О том что эти животные действительно приготовлены к закланию свидетельствуют пятнистость тел.Эти кольца носят не солярные, а лунарные символы. Лунарные знаки это круги с пятном в центре (рис. 4).

Лунарные круги на теле быка горы Калбак -Таш могли символизировать двенадцать месяцев года . В один из которых, вероятно весенней , совершался обряд, запечатленный на петроглифах.

Б) Олени (рис.5).

Изображены 20-30 крупных оленей, перекрытых кое-где знаками символами. В длину рисунок, привлекавши наше внимание, не превышал 2 метров высота его должна быть больше 1,5 метров, если бы сохранились изображения ног.

Другие рисунки описываемого круга памятников наскального искусства, то есть изображения оленей неолитического периода, имели менее внушительного размера средняя высота их колебалось от 50 до 70 см., а длина не превышало 1,5 м.

В) «Когутей».

Несмотря на кажущуюся хаотичность, вся композиция центрального панно жила своей внутренней, отлаженной жизнью. Этому способствовало разделение ее на три пояса по горизонтали, отражавшее представление о трех сферах. Верхний ярус – изображение хищника, средний шествий мужских фигур, нижний- самый многофигурный- мог быть наиболее тесно сопоставлен с земным, или реальным, если бы не некоторые детали. Так, в нижней его части располагались фигурки жертвенных лошадок с подтянутыми к животам ногами (стреноженное животное), с бессильно изогнутыми лебедиными шеями, прямыми палкообразными хвостами со звездчатыми завершениями, которые напоминали о нижнем под земном мире куда скрывались души принесенных в жертву животных (рис. 6) (рис.7).

По словам старожилов «Когутей» изображен на рисунке в виде зверя имеющего хвост в виде лестницы по которой умерший человек совершавший хорошие дела поднимался по ней вверх в рай, а кто сделал плохие дела «Когутей» падал с лестницы и съедал их, как бы отправляя в ад.

Г) Изображение людей.

Другой мотив — ритуальные действа. На петроглифах такого рода можно увидеть хвостатых воинов, шаманов и их таинственного помощника зверя кер-тютпа. Он помогал шаманам путешествовать по подземному миру. Интересно, что у шамана внутри груди как бы пустое место. Предполагается, что там должна быть душа (рис. 8),(рис. 9).

Со слов старожилов, «Умай Эне» является хозяйкой горы Калбак Таш, подтверждение тому и по ныне здесь происходят обряды, моления у хозяйки просят детей, здоровья женщине, благополучие.

При продолжение на левом верхнем углу рисунка изображен мужчина, более меньшего размера, который держит на руке лук, он является добытчиком. Есть версия согласно, которому это изображение выбито в период матриархата, в то время женщина являлась хранительницей и обожествлялась (рис 10).

Мне было интересно на рисунке увидеть течение жизни (рис.10). Особа я хотела бы выделить фрагмент этого рисунка, на котором, по словам Русланы Михайловны изображен бык сопровождающий усопшего в иной мир.

Д) Колесницы (рис.11).

Среди рисунков людей и зверей на горе Калбак- Таш сохранились изображения древних колесниц. Впервые колесницы в наскальном искусстве Горного Алтая нам удалось увидеть на камнях в долине реки Елангаш на северо-чуйской степи в 1967 г.



Приложение.

(рис. 1)

(рис.2)

(рис. 3) (рис.4)

(рис. 5)

(рис. 6)(рис. 7)

(рис. 8)(рис .9)

(рис. 10)

(фрагмент рис. 10)

(рис. 11)

5.Заключение.

Святые места как Калбак- Таш- это места поклонения алтайцев своим богам, добрым и злым духам. Святые места те же церкви и мечети, но под открытым небом, является частью природы. Сама природа в облике святого места становиться храмом для людей. Такие места в основном располагаются на возвышенных местах, высоких берегах рек и озерах. Проходя мимо этого места охотники, скотники оповещают о себе и своей семье. Совершив ритуал жертвоприношения, чтобы хозяева Святых мест не остались в обиде и посылали людям удачу в охоте. В выпасе скота. А так же здоровья. Только мысли должны быть добрыми, если придешь со злыми мыслями, можешь заболеть.

Святые места это культурное наследие наших народов. Каждая семья передает свою культуру, свой образ жизни из поколения в поколения, чтобы сохранить культуру природу. Поэтому люди поклоняются святыми местами.

Определенными сакральными (святыми) местами угрожают деятельность человека. Это раскопка земель, то есть геологоразведование, охватывая деятельность нанеся урон тяжелым транспортом. Небрежное отношение к историческим памятникам в том числе петроглифам, которые по словам старожилов являются письмом или преданием из прошлого.

Литература.

1.«Тропа «Когутея»», под редакцией Молодина Н.В.,1980 г., издательство «Просвещение».

2.Рассказы старожилов и экскурсовода Топтыгтной Русланы Михайловны.

3.Интернет ресурсы (рисунок).

Рецензия.

на работу «Таежные храмы» учащегося Болтоковой Инессы

МБОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И.Чаптынова»

Работу «Таежные храмы» считаю актуальной и интересной темой на сегодняшний день.

Учащаяся нашей школы провела ряд исследовательских работ по изучению природного комплекса Калбак-Таш, она заинтересована в сохранности, изучения данного комплекса.

В работе приводятся примеры описания природы горы Калбак-Таш, об его изменении в последствии времени, проведено микросоциологическое исследование среди старожилов, а также приводится научные исследования о значении петроглифов данного природного памятника.

В работе отчетливо видна сокральность мест до наших дней. На ее взгляд такие памятники природы дает возможность осмыслить творение древнего человека, который передает через наскальные рисунки как бесценна жизнь.

Работа иллюстрирована рисунками, фотографиями и заслуживает высокой оценки.

Рецензист _________________________ Аспембитова Наталья Адайкановна

учитель географии Ι к.к.

МБОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И.Чаптынова»








sitemap
sitemap