Сын Саратовской земли От литейщика до космонавта



РЕФЕРАТ

Сын Саратовской земли.

От литейщика до космонавта

Подготовил: Горбенко Владислав

Дубки 2011 год

Содержание

I.Введение…………………………………………………………………………….

II.Жизненный путь от литейщика до космонавта……………..

Глава 1 Литейщик – первая профессия Гагарина……………..

1.1.Люберецкое ремесленное училище………………………………

1.2. Саратовский период жизни. Учеба в Саратовском индустриальном техникуме…………………………………………………………………………..

1.3. Знакомство с произведениями К.Э. Циолковского…….

Глава 2. Летчик – вторая профессия Гагарина……………..

2.1.Саратовский аэроклуб…………………………………….…………..

2.2.Первые прыжки с парашютом……………………………………

2.3.На всю жизнь с авиацией…………………………………………….

Глава 3.Военный летчик………………………………………………..

Глава 4.Трудный рейс в космическую высь……………………

Глава 5.Сын Саратовской земли……………………………………

III.Заключение …………………………………………………………………………

Литература………………………….…………………………………………….

I.Введение

2011 год стал годом российской космонавтики. Об этом было объявлено ещё в 2008 году, когда Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Указ «О праздновании 50-летия полета в космос Ю.А.Гагарина «Мы должны – и мы вправе – напомнить и всему миру, и нашим детям, внукам, что 50 лет назад первым вышел в космос Юрий Гагарин, наш соотечественник. Мы вправе говорить не только о прошлом. Мы должны напомнить, что наша страна остается в числе космических лидеров. Что в последние годы в каждом десятке космических пусков в среднем 4 приходятся на долю России. А ведь конкуренция на рынке колоссальная: одних только космодромов в мире уже 21… Россия остается одним из двух государств, способных самостоятельно предоставлять услуги спутниковой навигации. Наконец, Год российской космонавтики – это еще и возможность приложить усилия, создать новые заделы для будущего отрасли. И в конечном счете – еще надежнее закрепиться на рынке космических услуг», — отметил Председатель ГД РФ Борис Грызлов.

  Двенадцатого апреля мы в очередной раз отметим День космонавтики. Триумф, который испытала в апреле 1961 года советская космонавтика, с самого первого дня ассоциировался с именем Юрия Гагарина. Это событие планетарного масштаба свидетельствует о том человеческом и научно – техническом потенциале, который был достигнут в Советском Союзе.

12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.

Пилотом – космонавтом космического корабля – спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич.

Старт космической многоступенчатой ракеты прошёл успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник совершает свободные полёт по орбите вокруг земли. Полёт корабля-спутника «Восток» с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается.

Пилотом – космонавтом космического корабля – спутника «Восток» являлся гражданин Союза Советских Социалистических Республик лётчик майор Гагарин Юрий Алексеевич. Совершив полёт вокруг земного шара, Гагарин благополучно вернулся на родную землю.

Люди Земли хотели скорее узнать: кто он – первый космонавт?

Икар, Прометей, Колумб – как только не стали называть Юрия Гагарина с лёгкой руки журналистов, вписавших его имя в ряд мифических и подлинно героических деяний, питающих память Человечества.

А был он гражданином Советского Союза, лётчиком, парнем с незабываемой улыбкой, которая так украшала выкованную трудом и упорством волю, неудержимую тягу к полётам, к звёздам, неуёмную отвагу, столь характерную для русского народа.

Нам как уроженцам Саратовской земли особенно приятно сознавать, что наш родной город сыграл ключевую роль в становлении Юрия Алексеевича как личности, дал ему путёвку в небо.

Тема моей работы «Сын Саратовской земли. От литейщика до космонавта». Я считаю, что выбранная мною тема актуальна и сегодня, хотя нас отделяет 50 лет от того величайшего события, когда первый человек покорил космические просторы. Она актуальна потому, что, изучая жизненный путь Гагарина, убеждаешься, что человеку всё по плечу, что любая профессия покорится тебе, если есть желание, если есть стремление, если ты хочешь достичь поставленных целей. Биография Гагарина должна стать примером для воспитания подрастающей молодёжи.

21-й век– это время больших перемен в экономической и социальной жизни нашей страны, многое изменилось ,но истинные патриоты своей страны должны знать и помнить, что Ю.А.Гагарин стоял у истоков развития Советской космонавтики. В своей работе я хотел бы проследить становление личностных качеств Юрия Алексеевича Гагарина, понять, как юному пареньку, комсомольцу, литейщику пятого разряда, удалось достичь космических высот.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

изучение отдельных этапов жизненного пути космонавта,

определить какие качества воспитывал в себе Гагарин, чтобы достичь поставленных перед собой целей,

II.Жизненный путь от литейщика до космонавта

Глава 1 Литейщик – первая профессия Гагарина

1.1.Люберецкое ремесленное училище

Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в городе Гжатске (ныне Гагарин), Гжатского (ныне Гагаринского) района, Смоленской области. 24 мая 1945 года семья Гагариных переехала в Гжатск. В мае 1949 года Гагарин окончил шестой класс Гжатской средней школы и 30 сентября поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10. Одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодёжи, в седьмой класс, которой окончил в мае 1951 года, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.

1.2. Саратовский период жизни. Учеба в Саратовском индустриальном техникуме

Саратовский период жизни Гагарина начался в 1951 году, когда его, 17-летнего примерного комсомольца, литейщика пятого разряда направили в Саратовский индустриальный техникум (СИТ), чтобы вырастить из него мастера производственного обучения литейному делу. Из 32 сданных в техникуме экзаменов Гагарин получил лишь одну «4», остальные – «отлично»! А ещё более десяти предметных кружков и секций, доклады в физико-техническом кружке о Лебедеве и Циолковском.

Летом 1951 года в приёмную комиссию Саратовского индустриального техникума поступило заявление о приёме:

Директору Саратовского индустриального техникума Министерства трудовых резервов СССР от ученика ремесленного училища № 10, группы 21, Гагарина Юрия Алексеевича, родившегося в 1934 году в Смоленской области Гжатском районе, Клушинского с/с, деревни Клушино, члена ВЛКСМ с 1949 года.

Заявление

Прошу Вас зачислить меня учащимся вверенного Вам техникума, так как я желаю повышать свои знания в области литейного производства и принести как можно больше пользы своей Родине. Все требования, предъявляемые ко мне, обязуюсь выполнять честно и беспрекословно.

К этому заявлению была приложена характеристика из Люберецкого ремесленного училища:

В течение двух лет был отличником учебы, заносился на доску Почета училища. Дирекцией училища Гагарину Ю. А. была объявлена два раза благодарность за отличную учебу и за общественную работу. Кроме того, директором завода объявлена благодарность за хорошую работу в цехе.

Учащийся Гагарин был физоргом группы, добросовестно и точно выполнял все поручения комсомольской организации и администрации училища. Желая иметь надежную рабочую профессию, Гагарин получил направление в Саратовский индустриальный техникум, чтобы продолжить обучение по своей литейной специальности. Немаловажную роль в этом, очевидно, сыграл и тот факт, что такие же направления получили его друзья по учебе. За время учебы Юрий убедился, как много значат в жизни поддержка и внимание товарищей, и в новую пору своей жизни он вступил с ними вместе.

Саратов встречал ослепительным солнцем, жарой, звоном трамваев. С любопытством рассматривали ребята город. Старые корпуса университета за чугунными решетками ограды. Серое, глядящее на улицу большими окнами здание почтамта. Распахнутая солнцу площадь Революции с оперным театром, художественным музеем. Каждому не терпелось посмотреть на Волгу, и вот с Мичуринской ребята идут на Радищевскую, через «Липки» по Бабушкиному взвозу вниз, и перед ними с крутого берега открывается вся ширь великой русской реки .Стелется, набегает на берег волжская гладь, обдают теплом проходящие буксиры, нагретым деревом и смолой веет от барж, живописным амфитеатром встают за кормой улицы зеленого старинного Саратова…

Саратовский индустриальный техникум давал серьезную подготовку как по специальным, так и по общеобразовательным дисциплинам. Он имел педагогический уклон: его выпускники работали мастерами производственного обучения в системе трудовых резервов. Состав учащихся был довольно разнообразным: выпускники-ремесленники, рабочие.Живя вдали от родных, от семей, многие ребята тянулись к преподавателям, с охотой занимались в кружках в техникуме и в Доме культуры трудовых резервов.

Постоянным местом экскурсий был для «индустриков», как называли в городе учащихся техникума художественный музей имени А. Н. Радищева. Картины, скульптуры русских и западноевропейских мастеров живописи, выставки работ советских художников помогали ребятам познавать историю, культуру, воспитывали чувство прекрасного. Знакомство с достопримечательностями Саратова расширяло круг знаний ребят. Город становился близким, родным.

В альбомах бывших учащихся техникума и ныне бережно хранятся сотни фотоснимков, сделанных на площади Революции, набережной Волги, у здания техникума, в «Липках».

Как и все саратовцы, особенно любили они парк «Липки». Стадион «Динамо», кинотеатр, танцплощадка, читальный зал сделали «Липки» излюбленным местом отдыха. Здесь часто, иногда стихийно, возникали горячие диспуты, звучали песни. О чём только не говорили тут: и о героизме, и о новых фильмах, и о спорте, и о танцах, и, конечно же, о любви и дружбе!

1.3. Знакомство с произведениями К.Э. Циолковского

Юрий Гагарин учился прилежно и ровно. Уже на первом курсе он зарекомендовал себя хорошо. Многие часы проводил Юрий Гагарин в библиотеке, читал сборники научно-фантастических произведений К. Э. Циолковского, книги о нем.

Картины грядущего освоения космоса не могли не поразить живое воображение юного читателя. А Гагарин умел увлекаться, умел фантазировать. Задатки самостоятельного творческого мышления получили богатую пищу и широкий простор для выражения. Предвидение Циолковского не было беспочвенным мечтанием, и доклад Юрия Гагарина, в свою очередь, был основан на фактах науки, в том числе реактивного самолетостроения.

«Он писал о ракетах — и они уже поднимались ввысь над советской землей. Правда, пока еще в стратосферу. Словом, то, что предвидел Циолковский, сбывалось на глазах… Пожалуй, именно с доклада о работах Циолковского и началась моя «космическая» биография. В литейщике родился летчик».

Уже после полета Юрий Гагарин еще раз вернулся к этой теме: «Циолковский перевернул мне душу. Меня поразила уверенность, с которой твердо, по-хозяйски вторгалась в космос мысль ученого: «Человечество не останется ; вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет;себе все околосолнечное пространство».

Нет, не случайно Юрий Гагарин взял себе такую тему для доклада. Он определял направление своей жизни. Циолковский, его труды стали одним из путеводных маяков в ней.

Летели дни, наполненные делами, событиями. Гагарин прилежно учился, активно участвовал в общественной работе.

И думал о своем будущем. Он чувствовал достаточно cпособностей, чтобы найти широкое поле для деятельности. Хотелось и в дальнейшем учиться, заниматься интересной работой. Юрию Гагарину предстояла служба в Вооруженных Силах. А если попасть в авиацию?

Глава 2. Летчик – вторая профессия Гагарина

2.1.Саратовский аэроклуб

Я счастлив, что свой путь в космос начал с Саратовского аэроклуба.

Ю. ГАГАРИН

Так и решил. И не ошибся в выборе. Дом на Рабочей, 22, скоро стал для Юрия Гагарина своим. До позднего вечера здесь горит свет в его окнах. В перерывах в коридорах стоит многоголосый шум, хотя дежурные то и дело призывают к тишине. Куда там: будущие парашютисты и пилоты еще не привыкли сдерживать своих чувств, и обсуждения, споры идут в полный голос.

Осень и зиму1954 года курсанты добросовестно изучали специальные дисциплины: теория полета, самолетовождение, материальная часть, метеорология. Настольной книгой Юрия Гагарина, как и других учлетов, стало «Пособие летчику по эксплуатации и технике пилотирования», своеобразный букварь летной грамоты.

«Учиться было трудно. Думалось, сразу попадем на аэродром, станем летать. А тут все те же классы, задачи у доски да учебники. Дорога на аэродром, к самолетам, оказалась куда длиннее, чем мы представляли ее», — писал Юрий Гагарин в своих записках.

В аэроклубе знакомили курсантов также с историей авиации, подвигами советских летчиков, речь шла о саратовцах — воспитанниках аэроклуба, среди которых уже тогда были известны 22 Героя Советского Союза.

2.2.Первые прыжки с парашютом

Весной 1955 года после успешной сдачи зачетов по теоретической подготовке курсанты-пилоты первоначального обучения приказом по аэроклубу ДОСААФ были допущены к учебным полетам на самолете Як-18. С 22 мая должны были начаться долгожданные полеты. У Юрия Гагарина все проходило, можно сказать, без сучка без задоринки. Но это стоило ему напряжения душевных сил, требовало собранности, воли.

Уже после полета в космос он вспоминал, как переживал свой первый прыжок. «— Гагарин! К самолету… У меня аж дух захватило! Как-никак это был мой первый полет, который надо было закончить прыжком с парашютом. Я уж не помню, как мы взлетели, как По-2 очутился на заданной высоте.. Только вижу: инструктор показывает рукой — вылезай, мол, на крыло. Ну, выбрался я кое-как из кабины, встал на плоскость и крепко уцепился обеими руками за бортик кабины. А на землю и взглянуть страшно: она где-то внизу, далеко-далеко. Жутковато…

-Не дрейфь, Юрий, девчонки внизу смотрят! — озорно крикнул инструктор. -Готов?

-Готов! — отвечаю.

-Ну, пошел!»

Юрий хорошо все элементы схватывал, понимал, исполнял. Он любил, хотел испытать на себе нагрузку, тяжесть полета. Як-18 — самолет легкомоторный, запас мощности у мотора небольшой, поэтому для полета достаточно плавно действовать рулями. Гагарин получал удовольствие не только от пилотирования самолетом, но и от перегрузок на виражах порядка 3—4 единиц. Это создавало ощущение скорости, боя. Юрий был способным учеником: быстро и верно решал задания, точно выполнял указание. Он серьезно хотел овладеть профессией летчика.

2.3.На всю жизнь с авиацией

Юрий Гагарин сказал, что пока остаётся в Саратове, решил свою жизнь связать с авиацией. На берегу Волги он, как и другие, думал о новом этапе своей жизни : «Трудный жизненный рубеж был взят. Можно идти на производство, можно продолжать учение. Я стоял на распутье. Ничто меня не связывало. Куда захотел, туда и поехал. Знания везде могли пригодиться. В стране шли большие созидательные работы. Товарищи уезжали, а я всё никак не мог оторваться: крепкими корнями врос в землю саратовского аэродрома. Я не мог бросить начатое дело».

Гагарин никогда не пасовал перед трудностями, выяснилось, что и перед опасностью он стоек и решителен. Он понимал, чтобы стать хорошим лётчиком, надо много работать над собой. Юрий Гагарин продолжал занятия. Экзаменационный полет должен был подвести итог учёбы Юрия Гагарина в аэроклубе. Волновался ли он? Да, конечно, как всякий человек. Но экзаменатор об этом волнении мог только догадываться. Весь полёт Гагарин выполнил по всем правилам. Можно было подумать, что управляет самолётом не выпускник аэроклуба, а опытный лётчик. Юрий Гагарин вывел Як-18 под номером 6 на старт, спросил у руководителей полетов разрешение на взлет, сосредоточенно ждал заветных слов : «Взлет разрешаю».

Гагарин вспоминал : «И, хотя я уже с неделю ждал этих слов, сердце ёкнуло. Много раз за последнее время я самостоятельно взлетал и садился. Но ведь за спиной у меня находился человек, который своим вмешательством мог исправить допущенную ошибку. Теперь я должен был целиком положиться на себя. Меня охватило трудно передаваемое чувство небывалого восторга. Лечу! Лечу сам! Только авиаторам понятны мгновения первого самостоятельного полета. Я слился с самолетом. Все его части стали передатчиками моей воли, машина повиновалась, делала то, что я хотел. Настроение бодрое. Вся душа поет…»

Эти часы приобщили его к небу, утвердили в решении стать летчиком. И вот окончена учеба «в две тяги». После выпускной комиссии Юрию Гагарину объявили, что его в числе других будут рекомендовать для поступления в авиационное училище.

Глава 3.Военный летчик

Авиация — это крылья народа, его гордость и величие.

Ю. ГАГАРИН

Окна Оренбургского летного училища выходят на берег реки Урал. В Оренбурге Юрию Гагарину предстояло стать летчиком-истребителем. Курсанты овладевали сложными теоретическими дисциплинами, изучали новую материальную часть. Отличная учеба, удовлетворение, доставляемое полетами, бодрили, вселяли уверенность в свои силы, способности, призвание. Юрий Гагарин по-прежнему принимал самое активное участие в работе комсомольской организации. Товарищи избрали его членом бюро ВЛКСМ подразделения.

За достигнутые успехи в учебе и активное участие в работе комсомольской организации курсант Гагарин был награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Не оставлял Юрий и занятий спортом. Со времени учебы в техникуме он был верен любимому виду спорта — баскетболу. В училище он тоже был капитаном команды и к этому относился, как обычно, с большой ответственностью. В характеристике об окончании училища о Юрии Гагарине будет сказано так: «Летать любит, летает смело и уверенно».

Жизнь радовала курсанта. В Оренбурге он встретил и полюбил девушку, которая стала его женой. Приближалась пора выпуска. Курсанты говорили о местах будущей службы, о машинах, на которых хотели летать.

4 октября 1957 года тема разговоров была одна: на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник нашей планеты. Первый, советский! Среди мириад звезд замерцала рукотворная звездочка, посылающая радиосигналы на Землю. Звезды стали ближе. Как знать, не вспомнил ли в этот день Юрий Гагарин труды К. Э. Циолковского, с которыми познакомился в техникуме, и свой ученический доклад? То, что было фантазией еще несколько лет назад, становилось явью. А 3 ноября был запущен второй спутник.

Наступил долгожданный день выпуска. На аэродроме перед строем курсантов, уже одетых в офицерскую форму, но еще при курсантских погонах, начальник училища зачитывал Приказ Министра обороны о присвоении звания летчика, лейтенанта ВВС. Список начинался с выпускников-отличников, окончивших училище по первому разряду.

Первым вызывается Юрий Гагарин. Четким шагом он подходит к генералу, получает удостоверение, значок, золотые погоны и в ответ на поздравление громко произносит:

— Служу Советскому Союзу!

Юрий Гагарин имел право выбора места службы. И он выбрал Север, Заполярье. Там Гагарин прослужил два года в авиационном полку, совершенствуя свое летное мастерство.

В декабре 1957. года С. П. Королев писал: «Наступит и то время, когда космический корабль с людьми покинет Землю и направится в путешествие на далекие планеты, в далекие миры. Сегодня многое кажется лишь увлекательной фантазией, но на самом деле это не совсем так. Надежный мост с Земли в космос уже перекинут запуском советских искусственных спутников, и дорога к звездам открыта!»

Тогда Юрий Гагарин еще не знал этих слов, но внимательно следил за развитием советской космонавтики, понимая, как близко соприкасается авиация и космонавтика. Да и просто как любознательный и технически грамотный человек, он не пропускал такую информацию. В статьях и сообщениях прямо указывалось, что не за горами полеты человека в космос.

Родилось и крепло желание принять участие в этом деле: какие заманчивые горизонты открывались человеку для его деятельности!

С каждым годом советская космонавтика брала все новые и новые рубежи; был создан ракетно-космический комплекс, накоплен опыт полетов ракет и спутников в космос. Пришел час пилотов космических кораблей.

Был набран отряд космонавтов, и Юрий Гагарин вошел в него!

Снова жизнь была озарена большой целью, и он с азартом преодолевал ступени, ведущие к вершинам новой профессии.

Глава 4.Трудный рейс в космическую высь

В Юре сочетается природное мужество, аналитический ум, исключительное трудолюбие.

С. П. КОРОЛЕВ

— Товарищ председатель Государственной комиссии! Летчик-космонавт старший лейтенант Гагарин к полету на первом в мире космическом корабле-спутнике «Восток» готов!

Его рапорт слушают ученые, инженеры, военные. Здесь главный конструктор С. П. Королев, главный маршал авиации К. А. Вершинин, генерал Н. П. Каманин, товарищи по отряду.

Незабываемая минута раннего утра 12 апреля 1961 года: предстоит первый старт человека в космос. С волнением смотрят собравшиеся на молодого летчика: пройдут всего два часа, и этот юноша встретится один на один с мирозданием. Можно было бы понять и простить его тревогу, волнение. Но голос Юрия Гагарина, как обычно, тверд, сам он собран, целеустремлен: задание получено — следует его выполнить.

Из глубины сердца идут слова заявления перед стартом: «Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты… Ради этой минуты жили, мечтали и трудились тысячи людей. И вот их мечты и труды воплощены в строки полетного задания, в космический корабль, весь комплекс обслуживания полета».

Было ясно, что все системы сработали отлично и корабль точно идет в заданный район приземления. От избытка счастья Гагарин громко запел любимую песню: Родина слышит, Родина знает…

Высота полета все время уменьшалась. Убедившись, что корабль благополучно достигнет Земли, он приготовился к посадке. Десять тысяч метров… Девять тысяч… Восемь… Семь… «Внизу блеснула лента Волги. Я сразу узнал великую русскую реку и берега, над которыми меня учил летать Дмитрий Павлович Мартьянов. Все было хорошо знакомо: и широкие окрестности, весенние поля, и рощи, и дороги, и Саратов, дома которого, как кубики, громоздились вдали…»

В 10 часов 55 минут «Восток», облетев земной шар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханное под зябь поле… Еще несколько минут назад он думал о таком же поле.

«И вот он, главный поход моей жизни — полет вокруг земного шара! И я на высоте трехсот километров мысленно благодарил партию и народ, давших мне такое огромное счастье — первому увидеть и первому рассказать людям обо всем увиденном в космосе.

Я видел облака и легкие тени их на далекой милой Земле. На какое-то мгновение во мне пробудился сын колхозника. Совершенно черное небо выглядело вспаханным полем, засеваемым зерном звезд. Они яркие и чистые, словно перевеянные».

И вот первый космонавт на поле колхоза «Ленинский путь», неподалеку от деревни Смеловки, юго-западнее города Энгельса. Ступив на твердую почву, он увидел женщину с девочкой. Они стояли возле пятнистого теленка, с любопытством наблюдали за приземлением. Потом робко направились навстречу. Необычный вид скафандра пугал их, ничего подобного они еще не видели.

Покидая Саратовскую землю, Юрий Гагарин с борта самолета послал радиограмму в аэроклуб: бывший курсант, ставший космонавтом, приветствовал своих учителей и друзей в самый счастливый день своей жизни. Саратов входил в космическую летопись человечества как город, давший крылья первому космонавту.

Глава 5.Сын Саратовской земли

Город Саратов я по праву могу считать своей второй родиной.

Ю. ГАГАРИН

Город, в котором прошла его юность, в котором он обрёл крылья, Гагарин никогда не забывал. Он по праву мог считать себя волжанином. Саратовская набережная, на которую ступил Юрий Гагарин, называлась в январе 1965 года уже Набережной Космонавтов. Не раз бывал на Волге Юрий Гагарин, учась в Саратове, и всегда встреча с любимой рекой волновала. Около Волги отдыхал он после своего космического рейса.

Вскоре после своего исторического полета Юрий Гагарин в статье «Вас ждет воздушный океан», адресованной молодежи, писал: «Я счастлив, что свой путь в космос начал с Саратовского аэроклуба. Умелые и заботливые учителя привили мне любовь к авиации. Они помогли мне найти свое призвание». Этим учителям он остался благодарен на всю жизнь, им посвятил немало теплых слов.



«Что определяет характер летчика? Любовь к своему делу, высокая коммунистическая идейность, мужество. Не может быть летчиком тот, кто не обладает этими качествами. Первый летчик, открывший мне дорогу в авиацию, летчик-инструктор Саратовского аэроклуба Дмитрий Мартьянов, говорил: «Не могу не летать!» Он действительно не мог жить без неба и сумел передать нам самозабвенную любовь к профессии летчика, в подлинном смысле слова крылатого человека. Никогда не забываю я слов еще одного своего учителя, Героя Советского Союза Сергея Ивановича Сафронова: «Сильная воля — не врожденное качество человека. Ее можно и надо воспитывать!» Авиация — отличная школа для воспитания настоящих людей».

В октябре 1967 года четвертая сессия городского Совета депутатов трудящихся приняла решение об утверждении звания почетного гражданина Саратова. Это звание решено было присваивать людям, чьи имена неотъемлемы от истории и жизни нашего города,

В числе имен, открывших книгу почетных граждан Саратова, первым было имя летчика-космонавта Героя Советского Союза Юрия Алексеевича Гагарина. Присвоение звания почетного гражданина города Саратова взволновало первого космонавта. Наш город навсегда вошел в его жизнь, в биографию, он памятен ему и учебой в техникуме, и занятиями в аэроклубе, и горячими встречами с саратовцами в 1961 и 1965 годах. Саратовцам — учителям, наставникам, товарищам — он признателен за науку, за помощь, за дружбу.

III.Заключение

В каждом виде человеческой деятельности,

а значит, в каждой профессии и в жизни каждого человека бывает высота, которую могут назвать подвигом. Человек, победивший эту высоту, становится героем…

Ю. ГАГАРИН

Время рождает новые традиции, которые входят в нашу жизнь памятными вехами, придают силы, как живительный источник перед новым походом.

Так уж повелось с первых стартов к звездам, что завершив полет, космонавты спешат к памятнику Юрию Гагарину в Звездном городке, в Центре подготовки космонавтов, носящем его имя. Юрий Гагарин изваян в легком костюме, рука с цветком за спиной. Солнечные блики ложатся на его лицо, и, переменчивое в игре светотени, оно кажется живым. По утрам, направляясь на службу, проходят мимо памятника космонавты первого отряда, командиры звездных кораблей, члены космических экипажей и те, кто готовится к стартам. Здесь, в Звездном городке, прошли быстротекущие годы жизни первого космонавта, наполненные важными событиями.

Ранней весной 1955 года Юрий Гагарин впервые вступил на летное поле Саратовского аэроклуба ДОСААФ. С тех пор открытые солнцу и ветру просторы аэродромов стали для него родными. Он любил их, как

любит свое обжитое рабочее место человек. Он стремился к ним, он проводил на них и над ними лучшие часы своей жизни. А затем его властно поманили просторы космоса.

Свой космический полет он окончил, приземлившись на безымянном колхозном поле, которое буквально на следующий день в народе стали называть Гагаринским. Здесь обменялись крепкими рукопожатиями представители самой древней профессии на земле — хлеборобы и самой молодой — космонавт.

В тот памятный апрельский день был поставлен на поле простой столб с дощечкой, на которой было отмечено время приземления космонавта. Потом уже были посажены молодые деревца, сооружена триумфальная арка, поставлен временный обелиск. Тысячи людей побывали здесь уже в 1961 году.

Торжественно отметили трудящиеся Саратовской области День космонавтики в 1962 году. Накануне Дня космонавтики Юрий Гагарин прислал саратовцам речь, которая прозвучала по радио. Вот выдержки из этой речи: «…Обращаюсь к вам, товарищи студенты индустриального техникума. Очень рад, что у вас большие успехи в учебе. Я тоже учусь. Не забываю и о спорте. Хорошо, что у вас спортивные дела идут успешно. А то, что вы завоевали первое место в районе на смотре художественной самодеятельности, мне понятно. Ведь наш техникум всегда славился веселыми ребятами и девчатами. Желаю вам успехов в учебе и в работе и в жизни!…

Многие из вас спрашивают, какими качествами должен обладать летчик-космонавт. Конечно, первейшее качество — нужное, как воздух,— ясное сознание цели, к которой стремишься. Важно понимать, ради чего идешь на штурм неизвестного, чему ты служишь всем сердцем и жизнью, чувствовать свой долг, как чувствует его солдат, давший присягу Отчизне.

Первые космические трассы проложены советскими космонавтами, они уже охватывают всю Землю.

Полеты космических кораблей по орбитам вокруг Земли будут продолжаться. Никакие трудности не страшат моих товарищей по профессии. Готовность — привычное для нас слово» Читая эти строки, понимаешь: вот чья жизнь должна стать примером для нынешней молодёжи, вот те качества, которые мы должны в себе воспитывать.

Серебристый двадцатипятиметровый обелиск вознесся над холмом, окруженный стройными деревьями. Русское поле… Есть в России два поля, которые знает каждый, даже если судьба не дала счастья побывать на них. Есть два поля брани—Куликовское и Бородинское, памятные вехи отечественной истории. Символично, что третье — Гагаринское — поле знаменито трудовым подвигом сына Земли. Весной оно наполняется гуломпосевной, летом шумят на нем колосья знаменитой саратовскойпшеницы.И это поле—лучший памятник покорителю космоса, который впервые поднялся в небо с нашей Саратовской земли и на ней завершил свой космический полет. Память о подвиге Юрия Гагарина, о его жизни свято берегут саратовцы.

Будущее человечества — каково оно? Этот вопрос занимает философов, ученых, политиков, художников. Но важно не только предугадать будущее, но и правильно наметить пути движения к нему, чтобы прогресс техники, развитие общественных отношений обернулись благом для человечества. Мы хотим уже сегодня представить себе и технику будущего, и людей будущего: их облик, их мораль.

Но сколько бы лет ни прошло, как долго ни продлятся космические полеты, не угаснет интерес и любовь к человеку, который первым сделал шаг во Вселенную — к Юрию Гагарину.

Имя Юрия Гагарина стало символом всемогущества человеческого разума, побеждающего все препятствия на пути к новым знаниям, высотам науки и техники.

Образ Юрия Гагарина стал олицетворением нового человека — человека космической эры, раздвинувшего границы своей деятельности за пределы Земли во имя счастья и процветания людей.

Юрий Гагарин останется в истории человечества как пример беззаветной отваги и дерзания, обаяния и жизнелюбия.

Библиографический указатель литературы

А.А. Левандовский, Н.А. Щетинов, «Россия в XX веке», Москва, Просвещение, 2000г.

В.И. Моронов, В.А. Фёдоров, Н.А. Щетинов, «История России», Москва, Высшая школа, 2003г.

С.И. Селешников, «Астрономия и космонавтика», Киев, Харьковская книжная фабрика им. Фрунзе, 1967г.

Гагарин Ю. А. Дорога в космос — М.: Правда, 1961.

Юрий Гагарин. «Дорога в космос». Записки лётчика-космонавта СССР. Военное издательство Министерства обороны Союза ССР. Москва; 1961

Т. Копылова, Г. Юркина. «Пионер из пионеров» — М.: Молодая Гвардия, 1962.

Обухова Л. Вначале была Земля. «Современник», Москва, 1973.

Гагарина А. Т. Память сердца. Соавтор Т. Копылова. — М.: АПН, 1986.

ГАГАРИНА В.И. 108 МИНУТ И ВСЯ ЖИЗНЬ. — 2-е изд.- М.: МОЛ. ГВАРДИЯ, 1982.- 1354с., ил.

СТЕПАНОВ В.А. ЮРИЙ ГАГАРИН. — М.: МОЛ. ГВАРДИЯ, 1987. — 335 с., ил. — (ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ. Сер. биогр. вып. 1 (676).








sitemap
sitemap