Суждения Чернышевского в романе Что делать



Афоризмы, суждения Чернышевского в романе «Что делать?»

Более ста лет написан роман «Что делать?», но и сегодня многие вопросы, поднятые в произведении, сохранили смысл, остроту, особенно для нас, готовящихся вступить во взрослую жизнь.

Между неразвитыми людьми мало уважается неприкосновенность внутренней жизни. Каждый из семейства, особенно из старших, без церемонии сует лапу в вашу интимную жизнь. Дело не в том, что этим нарушаются наши тайны: тайны – более или менее крупные драгоценности, их не забываешь прятать, стеречь. Но каждому хочется, чтобы в его внутренней жизни был уголок, куда никто не залезал бы, как всякому хочется иметь свою «особую комнату, для себя одного».

Такое ощущение, что эти слова написаны сегодня… В. Шукшин как-то сказал: «Нам бы немножко добрее быть в наше бурное время, в наше такое машинизированное время. Нам бы с нашими большими скоростями не забывать, что мы люди…»



Для меня это понятие «доброты» — входит доброта к внутреннему миру другого человека.

Иногда так хочется спрятаться от слов, взглядов, советов даже тех людей, которые тебе плохого не хотят, и остаться наедине с собой, со своим «уголком».

Взрослым, по-моему, легче: их жизнь как-то более закрыта для посторонних взглядов, во всяком случае, они могут просто повернуться и уйти. У нас – нет. Все открыто: ты на виду. Многие просто считают своим долгом выяснить, что у тебя в душе? А в ответ – защитная реакция: или резкое слово, или игра – маска на лице. Это вынужденная самооборона; хочется иногда оградить свой душевный мир от внешних, пусть и добрых, но все же непрошеных вторжений.

Помните: «А душу можно ль рассказать?»

Наверное, поэтому нас так и тянет на природу, где все спокойно, естественно, где можно остаться наедине с самим собой.

Наверное, будет время и захочется, чтобы тебя спросили: «Что случилось? Расскажи…», — а будет некому или некогда.

Но сейчас все повторяется снова:

— Что с тобой происходит?

— Отстаньте, надоело…

«Будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести, настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением наша жизнь, настолько вы умеете перенести в нее из будущего. Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее все, что можете перенести».



Под этими словами, ставшими хрестоматийными, в которых весь Чернышевский с неудержимым стремлением к новому, лучшему, конечно, можно подписаться и сегодня: они остаются верными и нужными и для сегодняшнего дня. Но мне хочется добавить: «… настолько будет светла и добра ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в нее из будущего» и – сохранить в ней прошлое. Без прошлого нет будущего. Нельзя стремиться вперед, оставляя бездумно позади все прожитое и пережитое.



Об этом много размышляет наша современная русская литература. Вспомним хотя бы названия книг: «Последний поклон», «Последний срок», «Долгое прощание».

А все произведения о войне? Писатели вновь и вновь возвращаются к этой теме. Не обратившись к историческому прошлому, не осмыслив его, нельзя думать о настоящем и стремиться в будущее. Память сердца, связь времен – вот что лежит в основе этого возвращения. «Память моя, память, что ты делаешь со мной?.. И все не угаснет во мне война, сотрясая усталую душу…» («Ода русскому огороду»).

Да, Чернышевский заставляет думать, «перепахивать» и сегодня. И – спасибо ему за это.








sitemap
sitemap