Суворов АВ Наука побеждать



Тема: Наука побеждать: история и современность

Учреждение: МБОУ СОШ

№7

Автор работы: Колесов С.А.

Научный руководитель: Феоктистова Е.Н.

2012 г.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..………..…3

Основные исторические вехи военного пути А.В.Суворова………………….5

История создания книги «Наука побеждать»……………………………………7

Основное содержание суворовской «науки побеждать»……………………..10

Применение положений «Науки побеждать» в боевых условиях……………15

Своеобразный язык литературного наследия А.В. Суворова…………………18

Заключение ……………………………………………………………………….20

Литература…………………………………………………………………………22

Приложения………………………………………………………………………..23

Введение

Я думаю, не будет споров,

Военный гений, чародей,

Александр Васильевич Суворов-

Стратег и тактик грозных дней

Он как дитя любил солдата,

Солдаты верили в него,

И эта дружба была свята

Он был у них, за своего.

Врага России, супостата,

Своим умом он смело бил.

Он верил в русского солдата:

Пришёл, увидел, победил

Знал преимущество в сраженье,

Умел предчувствовать итог,

Внезапность, натиск в нападенье-

И враг бежит, не чуя ног

Его войска, подобно зверю,

Не выпустят добычу с лап.

Пока противник тихо дремлет

Орлами, вниз несутся с Альп!

Королёв М.О. (современный автор)

В русской истории имя Александра Васильевича Суворова занимает выдающееся место. На протяжении почти 50 лет непрерывной боевой деятельности А. В. Суворов не знал поражений. Лучшие европейские армии были разгромлены русскими войсками под командованием великого полководца. Военное искусство Суворова по своим масштабам и по своему значению выходит далеко за национальные рамки.

Генералиссимус Суворов вошел в мировую историю как великий полководец и военный мыслитель. Он обогатил все области военного дела новыми выводами и положениями. Суворов разработал и применил в полководческой деятельности наиболее совершенные для своего времени формы и способы ведения вооруженной борьбы, которые подняли русское военное искусство на небывалую высоту.

А. В. Суворов оставил богатое теоретическое наследство в виде многочисленных приказов, инструкций, диспозиций (не говоря уже об обширной переписке). Среди литературного наследства Суворова выдающееся место бесспорно принадлежит «Науке побеждать».

Многие исследователи описывали подвиги, стратегию и тактику А.В.Суворова. Изучить разнообразные стороны личности и деяния великого полководца мне позволили труды Боголюбова А.Н., Колесникова Н.В., Кочеткова А.Н.. Михайлова О.Г., Осипова К., Петрушевского А.Ф., Раковского Л., Рогулина Н.Г., Семанова С.Н., Теплова Б.Н..

Цель работы: на основе анализа историко-научной литературы рассмотреть основные достижения А.В.Суворова, в частности его труд – книгу «Наука побеждать», выделить её особенности с разных точек зрения: исторической, современной и литературной.

Задачи исследования:

Проанализировать возможную литературу по теме исследования;

Выделить основные вехи военного пути А.В.Суворова;

Определить особенности книги «Наука побеждать»;

Сделать выводы по исследованию.

Объект исследования: тактика А.В.Суворова, отраженная в книге «Наука побеждать», её практическое применение.

Проблемы: 1. Современная эпоха с различными вооруженными конфликтами опирается на новые виды вооружения, а войны выигрываются прежде всего людьми

2. Уменьшение внимания государства к проблемам патриотического воспитания современного поколения, выражающегося сейчас в духовно-нравственном, военно-идеологическом и культурно-историческом аспектах.

Новизна: тактика Суворова не получила сразу однозначной оценки у современников, поэтому нами проанализированы основные положения «Науки побеждать»и найдены современные примеры их реализации.

Область применения: выступления на научно-практических конференциях, использование материала на уроках истории и специальных мероприятиях, способствующих воспитанию у подростков гражданской позиции и готовности к самоотверженному служению Отечеству.

Наша деятельность состояла из нескольких этапов:

Найти соответствующую теме литературу в библиотеке, прочтение её.

Анализ материалов в соответствии с целью и задачами исследования

Написание работы и оформление материала в соответствии с требованиями.

1.Основные исторические вехи военного пути А.В.Суворова

Александр Васильевич Суворов родился в Москве 24 ноября 1730 года в семье генерала. В детстве он был хилым и болезненным ребенком, но уже с ранних лет увлекался книгами по военной истории и мечтал стать военным. Шестнадцати лет А.В. Суворов поступил на службу в Семеновский полк, в котором девять лет прослужил солдатом. Это были годы интенсивной учебы и физической подготовки. В 1754г. он был произведен в офицеры. Во время Семилетней войны с Пруссией (1756-53гг.) А.В. Суворов понял, что выучка русских солдат была недостаточной для серьезных боевых действий.

В 1763г. полковник А.В. Суворов получил в командование Суздальский пехотный полк, в котором начал реализовывать свои подходы к обучению. В мирное время он не изматывал солдат строевой службой, а стремился научить их военному мастерству, закалить и подготовить к тяжелым условиям войны. А.В. Суворов любил солдат и лично руководил учениями. Известны поговорки Суворова: “Тяжело в учении – легко в бою”, “Стреляй редко, да метко” и др. Работа А.В. Суворова не прошла даром: с Суздальским полком он одержал ряд побед в Польше, удивляя стремительными переходами и умением победить превосходящего силами противника.

В 1773г. А.В. Суворов был назначен в действующую против турок армию, которой командовал граф П.А. Румянцев. Именно там он одержал свою первую блестящую победу над турками, взяв с малочисленным отрядом крепость Туртукай в ночном бою.

В начале второй русско-турецкой войны (1787-91гг.) А.В. Суворов командовал войсками в крепости Кинбурн. Крепость была плохо укреплена. Осенью 1787г. турки решили овладеть крепостью, высадив морской десант. В результате упорного кровопролитного сражения А.В. Суворову удалось сбросить турецкий десант в море и отстоять стратегически важный рубеж. Во время боя Суворов был дважды ранен, но не покинул поля сражения.

В 1789г. А.В. Суворов во главе небольшого отряда русских войск соединился с отступавшими под ударами турок австрийскими войсками и неожиданно напал на основные силы турецкой армии, стоявшие лагерем у р.Рымник. В результате жестокого сражения турки бежали, потеряв пятнадцать тысяч убитыми. За эту славную победу А.В. Суворов был награжден титулом графа Рымненского и другими наградами.

В конце 1790г. стало ясно, что война с турками может победно закончиться только в результате взятия крепости Измаил. Однако эта крепость была прекрасно защищена инженерными сооружениями и охранялась 35-ю тысячами турецких солдат. Крепость считалась неприступной, но ее необходимо было взять.

В начале декабря 1790г. к войскам, осаждавшим Измаил, был направлен А.В. Суворов. В течение десяти дней Суворов готовил измученные осадой и наступившими холодами войска к штурму. В результате упорного кровопролитного сражения Измаил был взят. Штурм Измаила вошел в мировую историю войн как выдающееся событие. Однако за эту победу, в результате придворных интриг, А.В. Суворов не получил каких-либо специальных наград.

В 1794г. за успешные действия против войск повстанцев в Польше и, в частности, взятие Варшавы А.В. Суворов был произведен в фельдмаршалы.

С восшествием на престол Павла I А.В. Суворов был уволен из армии и направлен в свое имение Кончанское Новгородской губернии. Он тяжело переживал изгнание, но находил утешение в молитве, пении в церковном хоре и обучении крестьянских детей. Он просил Императора разрешить ему уйти в монастырь, но ответа не получил.

Зимой 1799г. Павел I под давлением австрийского Императора вынужден был вызвать А.В. Суворова из деревни и назначить командующим русско-австрийской армией в войне против французов в Италии. Начался легендарный итальянский поход А.В. Суворова. Этот поход ознаменовался блестящими победами при р. Треббии, при Нови и, наконец, переходом через Альпы – чудом мужества и геройства русских войск.

За победы в Италии А.В. Суворов был удостоин звания генералиссимуса, и ему были установлены такие же войсковые почести (преклонения перед ним знамен), как и Императору России.

Нечеловеческие усилия – физические и моральные – во время перехода через Альпы подорвали здоровье Суворова. Он вернулся в Петербург больным 1 мая 1800г. и 18 мая 1800г. скончался. Последними словами великого полководца были: «Долго гонялся я за славой, – все мечта. Покой души у престола Всевышнего».

Похоронен А.В. Суворов в Александро-Невской Лавре, над его прахом была положена плита с завещанной им надписью: “Здесь лежит А.В. Суворов” (13).

.

2. История создания книги «Науки побеждать»

До настоящего времени не найдены архивные материалы, которые позволили бы установить точно, когда именно была написана А. В. Суворовым инструкция-памятка, получившая после его смерти название «Наука побеждать» (16). Известно лишь, что создана она им на основе многолетнего опыта, начиная со времени командования Суздальским полком в Новой Ладоге в 1763–1768 гг. и кончая ее введением в качестве официального руководства по воспитанию и обучению войск в Тульчинском лагере в 1796 году. Таким образом, в основе этого замечательного памятника русского военного искусства второй половины XVIII столетия лежит более чем тридцатилетний опыт великого полководца.

Свои взгляды на воспитание и обучение войск А. В. Суворов изложил первоначально в наставлении, написанном им в зиму 1764–65 гг. и известном под названием «Полковое учреждение» (7).

Это наставление, составленное А. В. Суворовым почти непосредственно после возвращения с Семилетней войны 1756–1763 гг., является документом большой важности, так как освещает не только взгляды Суворова, относящиеся к этому периоду, но и состояние русской армии того времени. Суворов вложил в него свой первый боевой опыт. Он высказывает в нем взгляды, которые свидетельствуют о передовом характере русского военного искусства, о его превосходстве над хваленой прусской школой Фридриха II.

Вернувшись с Семилетней войны, во время которой он участвовал в ряде боев с пруссаками и в занятии немецкой столицы: Берлина (1760), Суворов, со своим живым умом и наблюдательностью, не мог не видеть всю непригодность для войны насаждавшихся правящими кругами России прусских порядков, с их тупым рутинерством и бездушным отношением к солдату.

Он видел, что искусственное внедрение слепой исполнительности и изнуряющей плац-парадной муштры приводят к вредному подавлению лучших боевых качеств русского солдата. Он видел, как унизительное раболепие перед иностранными и, в первую очередь, прусскими лжеавторитетами приводило в России к насаждению чуждых историческим традициям русского военного искусства порядков в армии, к ослаблению русской армии, к упадку русского военного искусства. Это было для Суворова тем более нетерпимым, что, участвуя в сражениях Семилетней войны под командованием одного из сподвижников Петра I и продолжателя его традиций в военном искусстве фельдмаршала Салтыкова, он наглядно видел решительное превосходство русской армии над прусской. Разгром пруссаков под Кунерсдорфом (1759), сопровождавшийся катастрофическим бегством немецких войск, и другие победоносные действия русских войск неопровержимо доказывали порочную бездарность культивировавшейся Фридрихом II системы, воспитания и обучения войск.

После возвращения в Россию, вся деятельность Суворова представляет собой протест против сохранения в русских войсках мертвых форм иноземной линейной тактики, против обезличения солдата муштрой и палочной дисциплиной. В этой своей деятельности Суворов направляет усилия к тому, чтобы найти такие способы воспитания и обучения войск, которые бы наиболее полно соответствовали системе комплектования и составу русской армии, как армии национальной, комплектовавшейся, в отличие от наемно-вербовочных армии Западной Европы, на началах воинской повинности.

Среди других суворовских положений, включенных в «Полковое учреждение», необходимо остановиться на подробно изложенной в нем методике воинского обучения, не утратившей своего значения и по сегодняшний день. В указаниях великого полководца отчетливо видна забота о том, чтобы обучение достигало сознательного усвоения всего того, что следует знать и уметь делать войну.

Суворов требовал в обучении, прежде всего, целесообразной последовательности. Во всех видах боевой подготовки войск обучение должно было проводиться от простого к сложному, от более легкого к более трудному

Изучение суворовской методики обучения войск, заключенной в «Полковом учреждении», в соединении с глубоко человечным, но в то же время строгим отношением к солдату, раскрывает перед нами замечательную школу боевой подготовки великого русского полководца, его систему воспитания и обучения войск, которая возрождала в русской армии самые лучшие военные традиции и создавала предпосылки к одержанию новых побед

«Полковое учреждение» представляет собой не только наставление по воспитанию и обучению войск. К нему приложен и целый ряд справочных данных о правах и обязанностях начальников, о штатах полка, сведения о вооружении, провианте, имуществе, о денежном содержании личного состава и т. д. «Полковое учреждение» представляло собой, таким образом, служебное руководство для офицеров и сержантов, направленное к тому, чтобы достигнуть единства в их служебной деятельности (15).

Книга «Наука побеждать» написана для простого солдата (16; 17).

«Наука побеждать» состоит из двух разделов: в 1-м — «Вахт-параде» (более раннее название «Учение разводное») излагается примерный план и содержание тактическо-строевого учения войск, максимально приближенного к условиям боя. Этот раздел предназначался для начальников, проводящих учения. 2-й раздел,  «Разговор с солдатами их языком» (его другое название «Словесное поучение солдатам о знании, для них необходимом») является уникальной солдатской памяткой об основных тактических принципах и правилах службы. Это инструкции Суворова по тактическому обучению войск, в которой полководец обобщил свой богатейший боевой опыт.

Складывалась она постепенно. Окончательная редакция относится к весне-лету 1795 г. Десятки тысяч солдат, унтер-офицеров и офицеров знали его наизусть. История сохранила поразительное свидетельство жизненности Суворовского наставления: в 1854 г. одним из офицеров, служившим в Пятигорске, был записан рассказ столетнего суворовского ветерана Ильи Осиповича Попадичева. Этот воин, на груди которого красовались награды за штурмы Очакова, Измаила, Праги, солдатский крест на георгиевской ленте и медаль за 1812-й год, участвовал в Итальянском походе Суворова, в переходе через Альпы и сохранил множество бесценных подробностей солдатского быта, боев, встреч с «батюшкой Александром Васильевичем».

После взятия Праги, на смотру, вспоминал Попадичев, Суворов обратился к ним со словами: «Благодарю ребята! С нами Бог! Прага взята! Это дорогого стоит. Ура! ребята, Ура! Нам за ученых двух дают, мы не берем, трех дают — не берем, четырех дают — возьмем, пойдем да и тех побьем! Пуля дура — штык молодец. Береги пулю в дуле на два, на три дня, на целую компанию. Стреляй редко, да метко! А штыком коли крепко! Ударил штыком, да и тащи его вон! Назад, назад его бери! Да и другого коли! Ушей не вешай, голову подбери, а глазами смотри: глядишь направо, а видишь и влево». Это он говаривал очень часто. Бывало никогда без этого по фронту не поедет. Есть свидетельства о том, что «солдатский катехизис» (как его называет другой суворовский ветеран, Яков Старков) использовался Суворовым при обучении Ряжского пехотного полка в конце 1792 — начале 1793 г. (9)

Само название — «Наука побеждать» принадлежит первому публикатору М. Антоновскому сумевшему выразить самую суть замечательного военно-литературного памятника конца XVIII в. Антоновский опубликовал «Науку побеждать» в 1806 г. Издание быстро разошлось и имело огромный успех.

Первая попытка опубликовать труд Суворова была предпринята в 1798 г., т. е. при жизни полководца. В архиве Тайной экспедиции, где среди прочих дел хранится дело о ссылке Суворова на житье в Кончанское, находится дело «О составленном майором Антоновским Опыте о фельдмаршале графе Суворове» (10).

Гражданское мужество Антоновского поразительно: Павел I подверг фельдмаршала Суворова опале за его противодействие вводимым в армии прусским порядкам, а майор добивается цензурного разрешения напечатать рукопись, содержащую «Краткое начертание жизни Фельдмаршала Графа Суворова-Рымникского», «его письмо о том, каков должен быть военачальник», «а при том и любопытнейшую «Тактику» его же, приноровленную к понятию и опытам Российского простого воинства»! (Этой тактикой и был 2-й раздел «Науки побеждать»). В деле сохранилась резолюция, написанная генерал-прокурором князем Алексеем Куракиным под диктовку Павла I: «Государь Император повелеть соизволил, призвав г-на Антоновского, от которого собрать сие в цензуру представленное, и объявить ему, что естли тут намерение его было хвалить графа Суворова, чтоб он суждениями своими ограничил себя в тех пределах, в которых ему быть следует; а естли для хулы намерен был он сие издать, то что оное не с которой стороны ему не годится, что и исполнять по приезде моем в Петербург. Князь А. Куракин. Июня 5-го дня 1798 года».

3.Основное содержание суворовской «науки побеждать»

Здесь мудрость правды вековая,

Здесь крепость мощная сердец,

Здесь то, чего душой желая,

Для сына сбережет отец!

По своему объему она составляет всего около десятка страниц, содержит предельно краткий свод правил обучения, воспитания и поведения в бою, которые каждый солдат мог легко выучить и знать наизусть. «Наука побеждать» написана простым, доступным солдату языком и представляла собой сборник блестящих по форме, острых по содержанию правил, в которых «словам было тесно, а мыслям просторно». Подавляющее большинство этих правил было изложено в виде поговорок, что еще больше делало их запоминание доступным (12).

«Наука побеждать» основана на правильном понимании природы войны как явления и принципов ведения отдельно взятого боя. Она также верно учитывает особенности физических и духовных качеств русского воина. Ее содержание направлено на то, чтобы развить у воинов творческий подход при применении на практике принципов, заключенных в ней. «Умей мыслить своей головой, действуй сообразно обстановке, искусно маневрируй и бей врага со всей силой, какая заключена в войске, -вот в чем ключ к победе» — так можно охарактеризовать суть инструкции-памятки, ее общую целевую направленность.

«Наука побеждать» по своему назначению и форме является наставлением по строевому и тактическому обучению. Она состоит из двух логически связанных между собой частей: 1) «Ученье разводное, или пред разводом» и 2) «Словесное поучение солдатам о знании, для них необходимом»

Первая часть представляет собой примерный план и содержание типового тактико-строевого учения войск: батальона, полка и выше и предназначалась, видимо, в качестве руководства для командиров частей. Причем оно было обязательным для всех частей суворовских войск, более того, полководец требовал сознательного «затвердения» его содержания, глубокого усвоения заключенных в нем основных идей и принципов. Это значительно облегчало и ускоряло процесс обучения и воспитания войск, чему способствовало также и суворовское требование неукоснительно придерживаться в обучении следующего правила: от простого к сложному, от легкого к более трудному. Сам же учебный процесс состоял из показа, повторения и контроля.

Наставление содержит также краткие указания, как производить полевое учение. Оно требует начинать подобные занятия с проверки подготовленности личного состава, его умения владеть оружием, вести боевые действия, поддерживать дисциплину и сплоченность подразделений. Лишь после этого Суворов считал возможным переходить к обучению войск способам ведения боя в составе подразделений, а затем и всей части в целом.

Особое внимание «Наука побеждать» уделяла наступлению. Большое значение отводится тренировке войск в борьбе с подвижным и сильным противником, его конницей и резервами. «Ученье пред разводом» требует проведения встречных сквозных атак против пехоты и конницы. В частности, в этом разделе наставления имеются такие команды и пояснения: «Ступай, ступай! В штыки! Ура! — Противная линия встречает (атаку. — Прим. ред.) пальбою на сей последней дистанции, а на 30 шагах ударит сама в штыки. С обеих сторон сквозная атака».

«Учение пред разводом» предусматривает тренировку в производстве атак линией, т.е. широко развернутым фронтальным построением боевого порядка; каре, при которых войска все время сохраняют возможность кругового отражения подвижного противника; и колоннами. Оно требует, кроме того, быстроты перестроения для гибкого перехода от одного боевого порядка к другому.

Подобная система боевой подготовки войск в сочетании с боевой стрельбой не только приучала весь личный состав к активным действиям в бою, но и максимально приближала полевые учения к реальной боевой обстановке. «Солдат и в мирное время должен быть на войне», -указывал Суворов и настойчиво тренировал свои войска именно в таких действиях, которые ставили их ближе всего к условиям военной действительности.

Вторая часть — «Словесное поучение солдатам о знании, для них необходимом» — заключает в себе основы воинского воспитания и указания о том, как следует вести бой в различных условиях боевой обстановки. Она является своеобразной тактической памяткой, в которой излагаются не только правила поведения солдат и действия их в боевой обстановке, но и теоретический фундамент боевой подготовки войск, а также важнейшие основы воинского искусства. Именно здесь четко сформулированы три главнейших суворовских тактических принципа — глазомер, быстрота, натиск, определены применявшиеся им в сражениях боевые порядки — линия, колонны, каре, а также сочетание рассыпного строя с колоннами, обосновано преимущество наступательных действий как наиболее активных форм боевых операций (Приложение 2).

Говоря об обучении и воспитании войск, Суворов в кратких поговорках излагает свой основной взгляд — обучать следует только тому, что требуется в боевой обстановке. Поэтому все это представляет для нас и сегодня большой интерес. Суворовский метод обучения и воспитания войск в своей наиболее передовой части дожил до наших дней, а ряд высказанных великим полководцем военно-педагогических положений прочно вошел в повседневную практику и приобрел характер народных пословиц.

«Ученье свет, а неученье тьма! Дело мастера боится! И у крестьянина, (если. — Прим. ред.) не умеет сохой владеть, хлеб не родится», — говаривал не раз Суворов, разъясняя необходимость обучения военному делу для достижения победы над противником.

«Тяжело в учении — легко в бою, легко в учении — тяжело в бою», -указывал он, требуя от подчиненных не жалеть своих сил для овладения воинскими знаниями и практическими навыками, доводить эти знания и навыки «до тонкости».

Суворовское требование учить войска тому, что им необходимо знать и уметь выполнять на войне, в условиях боевой обстановки, вошло как одно из основных правил в современную систему подготовки войск. Известно, чтобы максимально приблизить обучение к условиям военного времени, в нашей армии широко практикуются учебные занятия по военным дисциплинам в поле, на полигоне, а также боевые стрельбы, ночные учения, подвижные сборы, маневры и т.д.

Весьма показательно то обстоятельство, что такой введенный Суворовым метод обучения, как рассказ с показом, является общепринятым в современной системе обучения войск. Он основан на объяснении учебного материала нижним чинам и показе его при необходимости обучающимся на рисунке, схеме, модели или образце вооружения и техники. Военные знания и навыки у обучаемых солдат в последующем совершенствуются в ходе учебной практики и самостоятельной работы.

Великий полководец при обучении войск исходил из того, что «каждый солдат должен понимать свой маневр». Опираясь на знание каждым солдатом и офицером смысла боевых действий, в которых они участвуют, Суворов воспитывал в них навыки к быстрой оценке обстановки, находчивости и т.д. Такая система подготовки войск не только предполагала, но и обязывала каждого солдата к проявлению максимальной личной инициативы в зависимости от условий обстановки.

«Словесное поучение солдатам о знании, для них необходимом» заключает в себе целый ряд указаний о том, как следует вести бой с противником. Указания эти проникнуты, как и вся суворовская «Наука побеждать», духом величайшей активности и решительности.

В рукопашном бою Суворов рекомендует сочетать штыковой удар с огнем. «Стреляй редко, да метко! Штыком коли крепко!» «Береги пулю в дуле! Трое наскочат — первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун!» В атаке Александр Васильевич требует стремительности. «Фитиль на картечь — бросься на картечь; летит сверх головы. Пушки твои, люди твои. Вали на месте, гони, коли, остальным давай пощаду. Грех напрасно убивать: они такие же люди».

Той же стремительностью должен отличаться штурм вражеского укрепления: «Ломи через засек, бросай плетни через волчьи ямы! Быстро беги! Прыгай через палисады, бросай фашины, спускайся в ров, ставь лестницы! Стрелки, очищай колонны, стреляй по головам! Колонны, лети через стены на вал, скалывай! На валу вытягивай линию! Караул к пороховым погребам! Отворяй ворота коннице! Неприятель бежит в город — его пушки обороти по нем! Стреляй сильно в улицы, бомбардируй живо! Недосуг за этим ходить. Приказ — спускайся в город, режь неприятеля на улицах! Конница, руби!»

Только войска, прошедшие боевую подготовку в духе высокой активности, могли действовать с такой стремительностью.

Суворов приводит «три воинских искусства», к которым он относит глазомер, быстроту и натиск. Глазомер необходим в бою, чтобы определить, «как в лагерь стать, как идти, где атаковать, гнать и бить». Быстрота достигается хорошей организацией походного марша, чтобы избежать переутомления людей и в то же время достичь стремительности нападения. «Минута решает исход битвы, час судьбу всей кампании, день участь всего государства», — указывал не раз великий полководец. «На войне деньги дороги, жизнь человеческая еще дороже, время дороже всего», — говорил он. Натиск довершает разгром врага. «Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет!» «В окончательной победе, конница, гони, руби! Конница займется, пехота не отстанет. В двух шеренгах — сила, в трех — полторы силы: передняя рвет, вторая валит, третья довершает» (3; 7;16).

Суворов был непримиримым врагом шаблона. Он считал, что войска должны всегда применять тот боевой порядок, который соответствует сложившимся условиям боевой обстановки и свойствам противника.

«Наука побеждать» заканчивается перечислением качеств, которыми должен обладать солдат. «Субординация (т.е. воинское повиновение старшему), экзерциция (т.е. активное участие в учениях), послушание, обучение, дисциплина, ордер воинский (т.е. воинский внутренний порядок в части), чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость, победа! Слава, слава, слава!» Если внимательно вдуматься в это суворовское положение, то нетрудно убедиться, что оно глубоко продумано и составлено в той последовательности, в которой солдатом приобретаются соответствующие качества при его обучении и воспитании. Это является дополнительным подтверждением одной из основных особенностей суворовской системы обучения — ее строгой последовательности в достижении конечной цели: воспитания «героев», «чудо-богатырей». «Наука побеждать» наполнена глубоким патриотизмом, верой в высокие морально-волевые и боевые качества русского солдата и офицера: «Богатыри! Неприятель от вас дрожит…», «У неприятеля те же руки, да русского штыка не знает» (16).

Основы обучения и воспитания войск, заложенные Суворовым в положениях «Науки побеждать», обеспечивали высокий моральный дух Русской армии, ее существенное превосходство над армиями Западной Европы, наемно-вербовочный состав которых, как известно, отличался низкими морально-психологическими качествами.

Весьма интересны указания, которые Александр Васильевич посвятил поддержанию здоровья солдат. Они сводятся к употреблению простой и качественной пищи, соблюдению личной гигиены и опрятности, правильному чередованию работы и отдыха. Кроме того, Суворов требовал непрестанной деятельности каждого в пределах его обязанностей и в этом видел залог поддержания духовных и физических сил.



Боевая подготовка войск, осуществленная на основе суворовской «Науки побеждать», обеспечивала их высокую боеспособность, которая опиралась на отличную выучку всему тому, что необходимо было знать и уметь на войне. Дивизии, прошедшие суворовскую школу воинского обучения и воспитания, становились первоклассными соединениями. Начальствующий состав приобретал отличные навыки вождения войск в походе и в бою. Русская армия становилась самой передовой армией того времени (15; 19).

«Наука побеждать» является глубоко патриотическим произведением. Она полна веры в творческие силы простых русских людей, в их способность преодолевать любые трудности, в их преданность Родине.

4.Применение положений «Науки побеждать» в боевых условиях

Основополагающие принципы «Науки побеждать» были применены А.В. Суворовым во время русско-турецкой войны 1787 -1791 гг., наиболее знаменательным событием, которой явилось взятие русскими войсками крепости Измаил (4).

Крепость Измаил считалась неприступной. Она имела форму неправильного треугольника, обращенного вершиной к северу. Крепость с юга прикрывала река Дунай шириной 0,5 км, с запада, севера и востока — земляной вал протяженностью свыше 6 км, высотой 6 — 8 м, с 7 земляными и каменными бастионами; крепостной ров шириной 12 м, глубиной 6 — 10 м, заполненный в ряде мест водой глубиной до 2 м. Внутри крепости имелось много каменных построек, удобных для обороны. Гарнизон насчитывал 35 тысяч человек и 265 орудий. Комендантом крепости являлся один из опытнейших турецких военачальников Айдос Мехмет-паша. Русские войска численностью 31 тыс. человек и имевшие свыше 500 орудий, блокировавшие крепость, в ноябре 1790 года дважды безуспешно пытались взять ее штурмом.

Заседавший 26 ноября военный совет решил снять осаду крепости из-за приближения зимы. В этих условиях вместо генерала А.Н. Самойлова в командование Русской армией 2 (13) декабря вступил генерал-аншеф А.В. Суворов. Изучив обстановку и решив овладеть Измаилом «ускоренной атакой», он приказал частям занять прежние позиции и организовал их подготовку к штурму. Особое внимание он обратил на обучение войск штурму, их артиллерийскую и инженерную подготовку. В стороне от крепости был вырыт ров и насыпан вал по типу измаильских, были изготовлены чучела, изображавшие турок, 70 штурмовых лестниц и 3 тысячи фашин. Обучение велось скрытно в ночное время. Проводя ежедневные рекогносцировки с начальниками участков, Суворов тщательно изучил оборону Измаила и каждому из них поставил задачу.

Замысел штурма крепости Измаил заключался во внезапной ночной атаке одновременно со всех сторон. С этой целью войска делились на 3 отряда по 3 колонны в каждом. При этом главный удар наносился с южной, с приречной стороны группой генерал-майора О.М. де Рибаса в составе колонн генерал-майора Н. Д. Арсеньева, бригадира З.А. Чепеги и секунд-майора И.М. Маркова. Эту группу должна была высадить гребная флотилия и поддержать штурм огнем корабельной артиллерии. С западной и северной стороны крепости штурм осуществлялся группой генерал-поручика П.С. Потемкина (правое крыло) в составе колонн генерал-майора СЛ. Львова, генерал-майора Б.П. Ласси и генерал-майора Ф.И. Мекноба; с восточной стороны — группой генерал-поручика А.Н. Самойлова (левое крыло) в составе колонн бригадиров В.П. Орлова, М.И. Платова и генерал-майора М. И. Кутузова. Резерв Суворова — кавалерия, 2,5 тыс. человек под командованием бригадира Вестфалена располагался поотрядно а наиболее важных направлениях (см. схему Приложение 1)

В подготовительный период проводились также мероприятия по обеспечению внезапности штурма. Чтобы имитировать подготовку к длительной осаде, в 300 — 400 м от крепости были построены осадные батареи, а для маскировки момента начала атаки в течение нескольких ночей до штурма пускались ракеты.

7(18) декабря Суворов, чтобы избежать кровопролития, направил командующему турецкими войсками письмо с требованием сдачи крепости: «Я с войском сюда прибыл. Даю вам 24 часа на размышление и на выход из крепости — полная воля. Первые мои выстрелы — уже неволя. Приступ — смерть!» Защитники Измаила отвергли ультиматум.

После отказа турок от капитуляции 10 (21) декабря русская полевая и корабельная артиллерия из почти 500 орудий в течение дня вела огонь по крепости, разрушая наиболее важные объекты. 11 (22) декабря 1790 года русские войска в 3 ч. ночи начали выдвигаться к крепостным стенам, а в 5 ч. 30 мин. пошли на штурм.

До 8 часов утра шел бой за овладение валом и бастионами. После захвата важнейших укреплений завязались кровопролитные уличные бои. К 16 часам ожесточенное сопротивление турок было сломлено, и русские войска заняли крепость. При штурме Измаила особо отличилась колонна генерала М.И. Кутузова, взявшая Килийские ворота. За умелое руководство боем и личную храбрость Суворов назначил его комендантом города.

Турки потеряли 26 тыс. убитыми и 9 тыс. пленными. Русскими войсками были захвачены 265 орудий, 42 судна, 345 знамен и бунчуков. Суворов указал в рапорте потери Русской армии в 1815 человек убитыми и 2455 ранеными.

Примечательно, что Измаил был взят армией, уступавшей по численности гарнизону крепости. Случай чрезвычайно редкий в истории военного искусства. Екатерина II повелела выбить медаль в честь А.В. Суворова за взятие Измаила и учредила офицерский золотой крест с надписью «За отменную храбрость» для награждения за подвиги, совершенные при штурме Измаила.

Штурм крепости Измаил знаменовал собой важный этап в развитии военного искусства и явился выдающимся образцом ускоренной атаки крепостей согласованными действиями сухопутных войск и речной флотилии, в результате чего была уничтожена армия, численно превосходящего противника. Успех штурма обеспечили внезапность действий, тщательность и скрытность подготовки войск, одновременность удара всех колонн и тесное взаимодействие между ними.

Выявились все преимущества открытого штурма крепостей по сравнению с господствовавшими тогда в Западной Европе взглядами на крепостную войну и методами овладения ими путем длительной осады. Весьма поучительной явилась подготовка войск к штурму — их обучение в условиях, близких к боевой обстановке. В штурме Измаила были эффективно использованы артиллерия и хорошо налаженное взаимодействие сухопутных войск с флотилией, а также между группами и колоннами. Борьба за Измаил явилась также примером искусного ведения уличных боев (14).

24 декабря — день взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 г.) является Днем воинской славы России.

5.Своеобразный язык литературного наследия А.В. Суворова

Язык «Науки побеждать» – образный, меткий, настоящий русский народный язык – вполне соответствует задаче и духу этого замечательного произведения А.В. Суворова.

«Наука побеждать» является глубоко патриотическим произведением. Она полна веры в творческие силы простых людей, в их способность преодолевать любые трудности, в их преданность Родине.

Особенно широко автор использовал в книге народные пословицы. Суворов стремился пробудить в каждом солдате инициативу, развивал чувство национальной гордости, патриотизм, любовь к воинской науке. Он хорошо понимал природу и силу народных пословиц, поговорок, шуток, рассказов бывалых солдат о мужестве и сам создавал пословицы и афоризмы. Его изречения по своему внутреннему строю, внешней форме близки к пословицам. Именно таким мудрым, образным народным языком он и разговаривал с солдатами.

Народные пословицы и меткие, образные выражения Суворов постоянно приводил в рапортах, донесениях о ходе боевых действий, в реляциях, письмах своим начальникам. Часто он использовал их в приказах по войскам, инструкциях и памятках, обращенных непосредственно к солдатам, в наставлениях, предназначенных для обучения и воспитания воинов (Приложение 3).

Правила поведения в бою, облеченные в форму образных и острых слов, пословиц, легко доходили до сознания солдат, усваивались ими и принимались как наставления, по которым они должны действовать и в мирное время, и в решительные минуты схваток с врагами. Суворов хотел, чтобы его воины были бесстрашными, смелыми, волевыми. «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву», — писал он в «Науке побеждать». Осуждая трусость, он говорил: «Уши оттирай снегом, труса лечи опасностью». Суворов воспитывал в солдатах бодрость, находчивость, постоянно тренировал, обучал их, готовил к наступательным боям. «Войско необученное что сабля неотточенная», заявлял он. Учения проходили днем и ночью, в любую погоду, часто в сложной обстановке. Его воины совершали большие тяжелые походы и были готовы в любую минуту вступить в бой с противником.

Составляя план войны на Балканах, Суворов сформулировал свое знаменитое правило для ведения горной войны: «Где олень прошел, там русский солдат пройдет, а где олень не пройдет, и там русский солдат пройдет»

Известны и другие литературные произведения Суворова. Два его труда, так называемые «Разговоры в царстве мертвых» (излюбленная форма того времени), помещены в 1756 году в первом русском журнале, издававшемся при Академии наук, под названием «Ежемесячные сочинения» в «Обществе любителей русской словесности» при кадетском корпусе, где автору, конечно, пришлось выдержать целый диспут (17).

Любовь к чтению сочеталась у Суворова с поэтическим талантом. Он однажды сказал о себе: «Не будь я военным, я бы был поэтом». Но Суворов все равно всю жизнь оставался мастером образного и живого слова. Даже в реляциях о сражениях виден его незаурядный писательский талант. Что же касается афоризмов, метких выражений, то тут Суворов, пожалуй, не превзойден до сих пор ни одним поэтом.

Удивить – победить!

Чем больше удобства, тем меньше храбрости.

Бей, но не отбивайся.

Войско необученное, что сабля неотточенная.

Не бродить по-куриному, но ходить по-оленьему.

Противник оттеснен – неудача, противник истреблен, взят в плен – удача.

Недорубленный лес опять вырастает. (О рассеянном противнике).

Сметь бежит от сабли и штыка храброго.

«Солдат и в мирное время на войне».

«Бей неприятеля, не щадя ни его, ни себя самого; дерись зло, дерись до смерти; побеждает тот, кто меньше себя жалеет».

«Нет ничего страшнее отчаянных»

«Стояньем крепости не возьмешь».

«Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте».

«Испуган – наполовину побежден»

«Идя вперед, знай, как воротиться».

«Победителю прилично великодушие».

«Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови».

«Голова хвоста не ожидает, оный всегда в свое время поспеет».

«Повелевай счастием, ибо одна минута решает победу».

«Служба и дружба – две параллельные линии: не сходятся».

«В кабинете врут, а в поле бьют».

«Добро делать спешить должно».

«Два хозяина в одном дому быть не могут».

«Кто хорош на первой роли, никуда не годен на второй».

«Голод – лучшее лекарство».

. «Заранее учись прощать ошибки других и не прощай никогда собственных » .

«Только трусы жестоко сердечны» (16).

Часто в минуты гнева или, наоборот, радости Суворов выражал свои чувства стихами-экспромтами. Так, порицая нерешительность своего начальника Потемкина, медлившего со штурмом Очакова, он иронически сказал о нем:

Я на камушке сижу,

На Очаков я гляжу.

После сражения при Нови Суворов пришел в отведенный ему дом и увидел, что секретарь уже держит перо и бумагу, чтобы писать победное донесение.

Конец – и слава бою!

Ты будь моей трубою! – воскликнул Суворов.

Заключение

Ценность «Науки побеждать» для нас не только историческая. Конечно, наша современность не схожа с эпохой Суворова. Сложность современного боя, наличие большого количества современного вооружения и боевой техники по-иному ставят вопросы тактики, организации и управления им. Претерпел изменения и моральный фактор боя. Воина нынешней армии нельзя равнять с солдатом армии Суворова. Воспитательная система Российской армии базируется на совершенно других идеологических основах. Тем не менее «Наука побеждать» и сейчас имеет большое воспитательное значение. Суворовские «глазомер, быстрота и натиск» находят свое применение и в пехоте, вооруженной не мушкетами, а автоматическим оружием, и в танковых войсках, и даже в тактике воздушного боя.

Еще более ценно методологическое значение «Науки побеждать». Она вскрывает зависимость тактических форм от боевых свойств оружия и устанавливает связь между требованиями тактики и методикой боевой подготовки. Характерные черты суворовской системы военного обучения — простота, ясность, целеустремленность и в то же время научная обоснованность — не потеряли своей ценности и для современного офицера.

«Наука побеждать», вышла далеко за пределы той эпохи, в которой жил знаменитый полководец. Многие ее положения неоднократно доказывали свою жизненность в последующие исторические периоды.

Так, в 1918 году в служебную книжку красноармейца были включены 10 лозунгов-обращений из суворовской «Науки побеждать».

1. Солдату надлежит быть здоровому, храброму, твердому и правдивому.

2. Всякий воин должен понимать свой маневр.

3. Тяжело в учении — легко в походе; легко в учении — тяжело в походе.

4. Стреляй редко — да метко, штыком коли крепко.

5. Где пройдет олень, там пройдет и солдат.

6. Граждан Республики не обижай. Солдат не разбойник.

7. Три военных искусства: первое — глазомер; второе — быстрота; третье — натиск.

8. Учение — свет, неученье — тьма; дело мастера боится.

9. Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость — победа.

10. Негоден тот солдат, кто отвечает: «не могу знать», проклятое «не могу знать»; от «немогузнайки» много-много беды».

Правила-лозунги о воспитании и обучении солдата были опубликованы с сохранением почти дословного текста А. В. Суворова (17).

Замечательным свидетельством уважения к памяти А. В. Суворова следует считать и Указ Советского правительства от 29 июня 1942 года об учреждении ордена Суворова, которым воины награждаются за выдающиеся боевые подвиги. Статут ордена Суворова предусматривает награждение тех генералов и офицеров Советской Армии, которые с меньшими силами достигнут разгрома численно превосходящего противника; сумеют искусно осуществить маневр по окружению численно превосходящих сил врага и полостью их уничтожить; путем искусно и скрытно проведенной операции добьются разгрома врага; осуществят прорыв обороны противника и его развитие, в результате чего враг окажется разгромлен и уничтожен.

И в XIX, и в XX веке образ Суворова был для нашей армии лучшим воспитательным примером. В годы Великой Отечественной войны популярность книг о полководце, кинофильма «Суворов», суворовских плакатов в Красной Армии и брошюр, адресованных командирам Красной Армии, говорит сама за себя. Не случайно и появление суворовских училищ, созданных по образцу кадетских корпусов старой России, но с более явным акцентом на суворовское наследие (до революции имя Суворова носил один из кадетских корпусов — Варшавский) (19).



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap