Судьба письма великого якутского писателя АЕКулаковского в истории нашего села



«Судьба письма великого якутского писателя А.Е.Кулаковского в истории нашего села»

Павлов Максим,

ученик 6 класса МБОУ «Крестяхская СОШ» Сунтарского улуса, РС(Я)

Предыстория письма.

Письмо великого якутского писателя А.Е.Кулаковского к «Якутской интеллигенции» было сохранено и передано будущему поколению именно Егором Михайловичем Молотковым – I философом саха. Е.М.Молотков в то время жил и работал секретарем Нерюктяйского нассовета. Ранее с.Крестях состояло из волостей Нахара и Нерюктяй. В 1930г. впоследствии соединения наслегов Наахара и I Нооруктээйи был образован наслег Наахара. В 1950 г. Нахаринский наслег переехал в Крестях и с тех пор называется Крестяхский наслег. В 1954г. Были соединены в один наслег Крестях, Кокуну; с центром в Крестяхе.

Письмо А.Е.Кулаковского к «Якутской интеллигенции».

Само письмо Алексея Кулаковского «Якутской интеллигенции» написано в 1912 году, представляет собой выдающийся документ общественно-политической мысли в Якутии начала ХХ века.

Каждая идея, каждая мысль автора письма свидетельствует о глубоком знании и понимании всех животрепещущих внутренних проблем якутского общества, их состояния и перспектив их решения. Самостоятельное значение имеют его рассуждения о развитии духовной культуры населения, решающую роль в котором призвана была сыграть образованность общества. Большое значение он придавал культурно-просветительной деятельности. Обращаясь к национальной интеллигенции.

Жизнь и деятельность Е.М.Молоткова

Егор Михайлович Молотков родился около 1855 г. в Татаканском наслеге Нюйского улуса Киренского округа Якутской области. По социальному происхождению крестьянин- бедняк, по национальности — саха. Перешел на постоянное местожительство во II-й Жарханский наслег Вилюйского округа. Здесь он женился на дочери зажиточного якута Эмис Уйбана Варваре и завел свое хозяйство. Из-за отсуствия детей вскоре он развелся с ней, заключив гражданский брак с К.Н.Павловой. В 1914 г. их совместное хозяйство имело 30 голов конного и 15 голов крупного рогатого скота, т.е. Молотков стал мелким баем. Систематического образования Е.М. Молотков не получил, грамоте выучился самостоятельно.

Работал наслежным писарем. Много выписывал книг, читал и писал. В 1907-1910 гг. он, занимая должность главы Хочинского улуса, находился в конфликтных отношениях с богатыми и поддерживал связи с бедными.

«Самое разумное, — писал он, — держаться того дела, для которого рожден». Руководствовался и принимал решения, как ему подсказывали совесть и убеждение. По своему усмотрению отстранял и назначал старост и старшин родов. В своих публичных выступлениях он придерживался правил, изложенных в своем руководстве под названием «Наставление». Некоторые из правил звучат следующим образом: «Говори только тогда, когда тебе самому ясно, что и как надо делать»; «Говори по делу и никогда не отклоняйся в сторону»; «Когда возражаешь, не критикуй попросту… выбери пункты… новые, дельные, по которым… идут прения»; «Вопрос, поставленный для разрешения, начинай прямо, с сути»; «Не своди на собрании личных счетов с противником»; «Помни, что говоришь для всего собрания и в пользу населения…»

Осенью 1909 г. в связи с приближением истечения срока пребывания Е.М. Молоткова на посту главы, бедняки улуса развернули борьбу за то, чтобы оставить его главой еще на следующее трехлетие. Несмотря на сопротивление богатых он был избран главою улуса еще на второй срок — 1910-1913 гг. Однако коллективными усилиями окружного исправника, губернатора и окружного суда Е.М. Молотков был снят с должности.

В годы Советской власти он работал секретарем II-го Нерюктяйского нассовета (1920г.), избирался депутатом Арылахского наслежного Совета (1920г.), делегатом Хочинского волостного съезда Советов и работал в качестве мирового (народного) судьи. В с. Тойбохой дважды состоялись встречи между Е.М. Молотковым и прославленным героем Гражданской войны в Якутии И.Я. Стродом. Е.М. Молотков внес свою лепту в дело мирной ликвидации белобандитизма в Хочинском и Сунтарском улусах.

В 1922г. Молотков председательствовал на собрании 5-ти родов Крестяхского района по вопросу районирования наслегов Хочинского улуса. 1924г. Был избран членом Президиума Арылахского нассовета и делегатом волостного съезда Советов. 10\925г. Был избран делегатом волостного съезда по выборам в Советы.



Последние годы своей жизни он провел во II-м Бордонском наслеге Хочинского улуса в одиночестве и глубоком уединении. Незадолго до его смерти (Е.М.Молотков умер 23 мая 1926г.) на него было совершено покушение – пуля попала в правое бедро, но он остался жив вылечившись в Сунтарской больнице. Он умер во II-м Бордонском наслеге Хочинского улуса в одиночестве и глубоком уединении. Его труп обнаружил случайно зашедший сосед Нюкулай Маттайка. Старик лежал на кровати, положив руку на лоб.

Е.М.Молотков похоронен в между селами Крестях и Кокуну.

Семья Е.М.Молоткова

От К.Н.Павловой Е.М.Молотков имел трех сыновей – Василия, Никифора, Николая и двух дочерей – Настасью и Феодосью, однако семья не избежала трагической участи многих якутских семей того времени: сыновья и старшая дочь умерли от туберкулеза легких.



Жена Молоткова К.Н.Павлова умерла вскоре после революции. Младшая дочь Феодосья жила в районе реки Чона и умерла в 1931г. От нее осталось четверо детей, которые ныне живут в разных районах Якутии. В республике живут 17 правнуков Е.М.Молоткова.

Е.М.Молотков и И.Я. Строд

В июле 1922 года состоялась встреча Е.М.Молоткова с И.Я.Стродом в Тойбохое, которая описана последним в книге «В тайге» (Якутск, 1961г.):



«Это был, высокого роста, сухой жилистый и крепкий, как дуб, старик с энергичным и умным лицом, которому можно было дать 50 лет, а на самом деле шел уже седьмой десяток»

И.Я.Строд оставил Молоткова временно в должности народного судьи, и написал предложение Павлову сдаться. Впоследствии Молотков содействовал мирной ликвидации белобандитизма в Хочинском и Сунтарском улусах.

20 октября 1922г. Молотков Е.М. на волостном съезде, как представитель Арылахского нассовета наслежного ревкома, приветствовал образование Якутской АССР и осудил выступление меркуловских банд против Советской Якутии.

Судьба письма великого якутского писателя А.Е.Кулаковского в истории нашего села.

Письмо к «Якутской интеллигенции» А.Е.Кулаковского являлось репрессированным документом. Сданная в архив в середине 30-х годов ХХ в. рукопись письма оставалась никому неизвестной. Есть несколько версий находки обнаружения письма: «башаринский» — найденный в апреле 1942 г. Г.П.Башариным, «неустроевский» вариант – сохраненный в семейном архиве родственницы якутских писателей Николая и Анны Неустроевых – Акулины Михайловны Неустроевой. Позже так же выясняется, что Кулаковский показал письмо кому-то, кто в некоторые места рукописи внес свои поправки или дополнения, весь текст «неустроевского – архивного варианта» тщательно отредактирован, приведен в более совершенный вид. Именно этим человеком может являться Егор Михайлович Молотков. Молотоков Е.М., по воспоминаниям Николаева К.И., встретился с Кулаковским в Сунтарском улусе, на переправе реки Вилюй, именно в то время когда он работал секретарем Нерюктяйского нассовета (главой). Сохранил бережно. Передал будущему поколению, а в некоторых источниках в Наициональный архив.

Судьба письма Кулаковского сегодня.

Впервые письмо «Якутской интеллигенции» увидело свет в 1990 г. Документ публикуется в соответствии с «Правилами издания исторических документов». Перевод на якутский язык осуществлен Д.В.Кириллиным, на английский – проф. А.А.Находкиной и А.В.Капитоновой.

Литература, источники.

1. Архив музея поиска алмазов с.Крестях

2. Воспоминание Николаева К.И.

3. Календарь знаменательных и памятных дат. «Якутия-2005». 150 лет Е.М. Молоткову, первому философу Якутии — http://www.nlib.sakha.ru/Resoures/Data/Bibl_Assist/Calendar/2005/150.shtml

4. Макаров, Д. С. Егор Молотков и его философия. – Якутск : Бичик

Научный рук: Тихонова Туяра Дмитриевна, учитель истории и обществознания, 1 категории, руководитель МО «Гуманитарного цикла» МБОУ «Крестяхская СОШ» Сунтарского улуса, РС(Я).








sitemap
sitemap