Студенческое самоуправление как фактор формирования общих компетенций будущих специалис



СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Щеблякова Дарья Владимировна, студентка 4 курса

Шевченко Ирина Александровна, преподаватель

Саратовский техникум дизайна одежды и сервиса



Студенческое самоуправление следует рассматривать как инструмент реализации молодежной политики государства, позволяющий сфокусировать внимание студенческого объединения на организации студенческой жизни внутри вуза для эффективной реализации воспитательных программ.

Студенческое самоуправление в университете ориентировано на дополнение действий администрации, педагогического коллектива в сфере работы со студентами, так как более эффективные результаты в области воспитания студентов могут быть получены при равноценном сочетании методов административной и педагогической воспитательной работы с механизмами студенческой самодеятельности, самоорганизации и самоуправления.

Активное участие студенческой молодежи в решении проблем учебно-воспитательного процесса способствует формированию самостоятельности восприятия и осмысления реализации учебно-воспитательных задач, социальной активности, организаторских и коммуникативных способностей личности, что имеет существенное значение для формирования профессиональной и общей культуры будущего специалиста.

Органами студенческого самоуправления в университете являются студенческий парламент, студенческий совет вуза, студенческие советы на факультетах, студенческие советы в общежитиях.



Студенческое самоуправление в вузе — это особая форма самостоятельной общественной деятельности студентов по реализации функций управления жизнью студенческого коллектива в соответствии со стоящими перед ним целями и задачами. Студенческое самоуправление является элементом общей системы управления учебно-воспитательным процессом в вузе и предполагает максимальный учет интересов, потребностей студентов на основе изучения их общественного мнения.

Главными целями студенческого самоуправления предполагаются:

повышение эффективности и успешности учебы, активизации самостоятельной творческой деятельности студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций развития системы непрерывного образования;

формирование потребности в освоении актуальных научных проблем по избранной специальности через систему научно-технического творчества студенческой молодежи;

воспитание ответственности студенческих коллективов за дисциплину труд за утверждение идейно-нравственных позиций личности и коллектива;

развитие и углубление инициативы студенческих коллективов в организации гражданского воспитания;

дальнейшее утверждение демократического образа жизни, высокой взаимной требовательности, чувства социальной справедливости здорового морально-психологического климата, высоких нравственных основ молодой студенческой семьи, утверждение на основе широкой гласности принципов гуманистической нравственности, нетерпимости к антиобщественным проявлениям в быту;

усиление роли студенческих общественных организаций в гуманистическом воспитании студентов, в формировании мировоззрения, их идейной убежденности и социальной активности.

Цель современного профессионального образования студентов заключается в подготовке компетентного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда и успешного в построении профессиональной карьеры. Современные работодатели отдают предпочтение выпускникам вузов, владеющим основами корпоративной культуры отрасли; молодые специалисты, у которых сформированы представления о ценностях сферы профессиональной деятельности, быстрее включаются в работу, а период их адаптации значительно сокращается.

В широком смысле корпоративная культура — комплексное явление, которое представляет собой набор присущих всем членам корпоративного сообщества поведенческих норм, артефактов, ценностей, представлений и понятий, определяемых спецификой профессиональной деятельности. Корпоративная культура в узком смысле — это общие ценности, верования и убеждения, которые разделяются всеми или почти всеми сотрудниками организации.

Молодой специалист проходит через определенную процедуру организационной социализации и адаптации, в ходе которой он усваивает основные элементы корпоративной культуры организации. Процесс интеграции специалиста в корпоративное сообщество сугубо индивидуален и зависит от степени сформированное™ у пего корпоративной компетенции.

Таким образом, сформированная корпоративная компетенция позволяет удовлетворять интересы будущего специалиста в развитии и повышении своих конкурентных преимуществ на рынке труда путем приращения знаний, умений, навыков, полномочий, формирования ценностей и норм поведения той профессиональной сферы, в которой он будет работать по окончании вуза.

Корпоративная компетенция формируется в период профессионального обучения в вузе, так как именно в это время происходит становление готовности будущего специалиста к дальнейшему обогащению и развитию своего потенциала в данной области, обеспечивает человеку определенные стартовые возможности. Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает, что вовлечение Студентов во внеучебную деятельность оказывает определяющее влияние на формирование у них корпоративной компетенции. Следовательно, формирование корпоративной компетенции студентов технического вуза в процессе внеучебной работы является одним из важных аспектов повышения качества их профессионального образования.

Таким образом, существует противоречие, суть которого состоит в том, что, с одной стороны, формирование корпоративной компетенции у выпускника технического вуза повышает уровень его готовности к профессиональной деятельности и способствует сокращению периода его адаптации, а с другой стороны, в педагогической науке не разработаны теоретические подходы и отсутствует научно-методическое обеспечение процесса формирования корпоративной компетенции у студентов — будущих специалистов во внеучебной деятельности. Данное противоречие определило проблему исследования: какова модель формирования корпоративной компетенции студентов технического вуза в процессе внеучебной деятельности и педагогические условия ее реализации.



Литература

Агеева, Н.В. Разработка модели технических компетенций / Н.В. Агеева, Д.Л. Котов // Кадровое Дело. — 2004. — №11.

Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования / Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. -180 с.

Байденко, В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода / В.И.Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

Беспалько, В.П. О возможности системного подхода в педагогике / В.П. Беспалько // Советская педагогика. 1990. — №7. — С. 59-60.

Герасимов, Г.И. Корпоративная ответственность в системе ценностей студенческой молодежи Дона / Г.И. Герасимов. Ростов на Дону, 2004. — 367с.

Демин, В. А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды / В.А.Демин // Стандарты и мониторинг в образовании. -2000. № 4. — С.34-42.

Шигапова, Л.П. Формирование лидерских качеств студентов вуза в деятельности органов самоуправления: дис. канд. пед. наук / Л.П. Шигапова. К., 2008 — 225с.








sitemap
sitemap