Стихотворения_357



Внеклассная работа

Паршукова Л.Н.,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ п. Звёздный Иркутской области

Твори, придумывай, пробуй!

Вместо предисловия.

—Какие занятия в школе были у вас самыми любимыми? – спросила девочка у своих родителей.

-Те, на которых мы творили.

— А что вы творили? – последовал новый вопрос.

-Многое. Вырезали из дерева и шили вещи, рисовали и лепили, а главное – сочиняли. Писали стихи, рассказы, сказки.

Это короткое интервью написала одна из моих нынешних учениц, отвечая на вопрос домашнего задания «Школьные увлечения ваших родителей».

Мне, как учителю, проработавшему не один десяток лет в одной и той же школе, хотелось увидеть, какой след я оставила в душе своих первых учеников. Помнится, что эти дети читали, много, увлеченно и любили сочинять. Их творческие работы я храню до сих пор.

Мои ученики и сейчас пишут. Несколько лет мы вместе сотрудничали в литературном клубе «Свеча». Занятия были продуманными, но главное в них — это развитие творческих способностей учащихся, ведь каждый ученик талантлив.

Безусловно, в своей работе любой учитель опирается на методические находки. Так, прочитав рассказ о том, как Пушкин со своими друзьями-лицеистами придумал вид игры – сочинение коллективных рассказов, ученики тут же придумали школьного героя Фёдора Бойкина, который попадает в разные смешные ситуации. Сочинение коллективных рассказов проходило весело, на одном дыхании. Материалом для них служила школьная жизнь: не выучил вовремя урок, потерял дневник, опоздал в школу. Эти творческие работы ребята не раз читали на районных конкурсах «Проба пера», и все произведения были опубликованы в сборниках юных поэтов и прозаиков (смотри Приложение 1).

На одном из занятий клуба познакомились со стихами, которые построены на эффекте фонетического повтора. Это одна из разновидностей звуковой игры – тавтограммы — игровые стихи, в которых все слова начинаются с одной и той же буквы. Юные поэты тут же попробовали свои силы, и родились незабываемые строки (смотри Приложение 2).

Знаменитый итальянский писатель Джанни Родари во второй половине XX века написал книгу «Грамматика любви». Её можно считать интересным пособием для детей и взрослых, желающих развить воображение и придумывать истории. Писатель предложил множество способов и приёмов творческого сочинения. Это фантастическая гипотеза, салат из сказок, старая сказка на новый лад и другие. Многих детей привлекло сочинение лимериков (англ.) – нонсенс, нелепица. Схема строения лимериков такова.

Первая строка описание героя.

Вторая строка – характеристика героя.

Третья и четвёртая — действия героя.

Пятая – итоговая характеристика.

Пример детской работы:

Жила-была девочка Маша,

Не любившая манную кашу,



Она обожала по лужам ходить

И комариков ртом ловить.

Вот такая проказница наша.

Творчество – самый мощный импульс в развитии ребёнка. Потенциальная гениальность живёт в каждом человеке. Но сами дети не ощущают в себе присутствие гениальности. Задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке, чтобы он мог поверить в себя. В творчестве происходит слияние человека с его делом, и это дело захватывает и увлекает. Примером тому являются стихотворения юных поэтесс Жанны Ерёминой и Анны Полегузовой (смотри Приложение 3).

Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:

Речь детей обогащается новыми словами, расширяется лексикон.

Возрастает интерес к изучению предмета.

Развиваются мышление, воображение.

Дети с удовольствием участвуют в творческих конкурсах, школьных и районных.








sitemap
sitemap