Степан Григорьевич Писахов — художник Русского Севера



III открытая школьная научно-практическая конференция учащихся

«Мир искусства»

Степан Григорьевич Писахов – художник Русского Севера

Выполнила Чернокова Ксения

Александровна,

учащаяся 11 класса МОУ «Коневская СОШ»

Плесецкого района

Архангельской области

Научный руководитель

Чернокова Валентина Леонидовна,

учитель русского языка, литературы, МХК

МОУ «Коневская СОШ»

г. Мирный

2011 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Введение.

2.Основная часть. Степан Григорьевич Писахов – художник Русского Севера.

А) Страница биографии С.Г.Писахова

Б) Истоки развития художественного таланта С.Г.Писахова, стиль его живописных работ.

В) Особенности изображения природы в творчестве С.Г. Писахова.

3.Заключение.

4. Список литературы.



ВВЕДЕНИЕ

В высоком расцвете русской живописи 20 века пейзажу принадлежит заметная роль. Завоевания и достижения русской пейзажной живописи конца 19-20 века имею мировое значение и непреходящую ценность. Образы природы, созданные русскими художниками, обогатили русскую и мировую культуру.

Замечательные достижения русской пейзажной живописи, естественно, вызывают интерес к изучению, в частности, если это касается замечательных живописцев-земляков.

Целью данной работы является изучение особенностей пейзажной живописи С.Г.Писахова

Для наиболее полного раскрытия темы и соответствия поставленной цели, при выполнении работы были поставлены следующие задачи:

— Рассмотреть истоки развития художественного таланта С.Г.Писахова в неразрывной связи с историческими событиями первой половины 20 века.

— Проследить, каким образом менялся стиль живописных работ С.Г.Писахова на протяжении жизни.

— Выявить особенности изображения природы в творчестве С.Г. Писахова.

Исходя из поставленных задач, хронологические рамки работы охватывают первые десятилетия 20 века.

Объектом исследования являются пейзажи С.Г.Писахова, предметом исследования – художественные особенности писаховских пейзажей разного периода.

Методы исследования: описательный, сопоставительный метод, что обусловлено особенностью исследуемого искусствоведческого материала. Обращение к творчеству писателей, поэтов, художников –земляков всегда является актуальным, так как позволяет глубже понять национальный характер, воспитывает любовь к своей малой родине, историческим и национальным корням.

Практическая и теоретическая значимость работы связана с возможностью использования ее результатов в изучении МХК (на занятиях по национально-региональному компоненту), а также во внеурочной деятельности (духовно-нравственное, эстетическое воспитание).

Дальнейшие исследования могут иметь сопоставительный характер: возможно сравнение ранних работ С.Г.Писахова и М.Чюрлениса, сопоставление образа сосны в пейзажах С.Г.Писахова и И.Шишкина, а также пейзажа в произведениях писателей-северян и живописи С.Писахова.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Степан Григорьевич Писахов – художник Русского Севера.

А) Страница биографии С.Г.Писахова

Старейший художник и сказочник Севера Степан Григорьевич Писахов родился 25 октября 1879 года в Архангельске. Искусство чеканки и незаурядный художественный вкус отца, «цехового мастера серебреников», несомненно, сыграли свою роль в развитии эстетических наклонностей будущего живописца. Эти наклонности проявились у него рано. Шестилетним мальчиком он компоновал какие-то рельефные пейзажи из глины и папоротника, а затем в отроческие годы много рисовал. В юношеские годы овладевал кистью, получая указания от своего старшего брата, живописца-самоучки Павла. После неудачной попытки поступить в Казанское художественное училище вернулся в Архангельск, где настойчиво продолжал самостоятельно заниматься живописью.

В 1901 году поступил в художественное училище барона Штиглица в Петербурге. Из стен этой школы вышли известные мастера – И.Рылов, К. Богаевский. Курс живописи Степан Григорьевич проходил у известного в то время профессора Новоскольцева. За выступление с речью против самодержавия Писахов был исключен из училища без права продолжать образование в России и уехал на Новую Землю.[3]



Север и Арктику художник Писахов избороздил и изучил в совершенстве, он сроднился с суровой, но по-особому прекрасной природой Севера, стал ее живописцем, ее поэтом.

В 1907 году Степан Григорьевич совершил уже второе путешествие в Египет и Палестину, побывал в Италии и Греции. Обогащенный яркими впечатлениями, он был далек от увлечения экзотикой, поэтому от этого периода осталось лишь несколько беглых набросков с натуры и этюдов.

Б) Истоки развития художественного таланта С.Г.Писахова, стиль его живописных работ.

В течение трех лет (1907-1909 гг) Писахов работал в мастерской живописца Якова Семеновича Гольдблата, сторонника реалистического искусства, который предостерегал Писахова от влияния модных декадентских художественных кружков и обществ. Но все-таки это влияние сказалось в небольшом цикле картинок С.Писахова «Сны» и в этюде «Церковь, путь к которой потерян» (1907-1908).

Фантазия художника порой подсказывала причудливые образы. Так было в конце 1910-х годов, когда он пишет в смешанной технике акварели и масляных красок серию «Сны». На картинах тянутся кверху сказочные деревья с гибкими стволами. И не сразу угадаешь, что это плывет над водой: причудливое облако или крона дерева? Особенно завораживают деревянные церковки, «путь к которым потерян». Кружевные тонкие линии пробегающих волн омывают небольшую часовенку, порождая ассоциации с образом града Китежа. Невольно вспоминаются и работы Микалоюса Чюрлениса. И хотя Писахов в своих письмах никогда не упоминает это имя, думается, что он был знаком с творчеством литовского художника, ставшего в эти годы известным зрителям своими выставками в Петербурге и Москве.

Но вскоре живописец преодолел влияние модернизма и формализма и написал несколько картин – пародий «Голубое колебание розовой души», «Восторг рыжей коровы» и др.

В 1909-1910 гг. С. Писахов был в Париже, где почти целую зиму занимался в Свободной академии художеств. В Риме выставил свои работы, они потрясли зрителей серебряным сиянием («север дает»). Вернулся домой в Архангельск. «Как будто глаза прополоскались! Где деревья, красивее наших берез … А… летние ночи, полные света без теней — это так громадно по красоте…». но его не привлекла живопись, пренебрегавшая жизненной правдой, и он вернулся на родину.[4]

Здесь С.Г.Писахов отдался любимому искусству и углубленному изучению мастерства русских классиков живописи. Особенно запали ему в душу исполненные лиризма картины И.Левитана. Они были близки Писахову своим чувством природы и поэтическим одухотворением ее красоты. Эта любовь развила талант Писахова. Из западных живописцев Степана Писахова привлекали великие фламандские и голландские мастера, в особенности Ван-Дейк.

За десятилетие между первой русской революцией и первой мировой войной самобытный талант Писахова быстро развивался: места Северного края, изъезженные и исхоженные художником, который подолгу сосредоточенно в них всматривался и внутренне глубоко вживался, были запечатлены в большом количестве картин, этюдов, эскизов.

Самыми памятными поездками Писахов считал плавание в 1906 г. по Карскому морю на корабле «Св. Фока», участие в 1914 г. в поисках Георгия Седова, исследование земли саамов. Все увиденное запечатлел в пейзажах, которые выставлялись в Архангельске, Петербурге, Москве, Берлине, Риме. Очень любил бывать на Кий-острове (Белое море). В его картинах беломорского цикла — ощущение бесконечности мироздания. Природа раскрывается перед человеком, сливается с его существом. Кажется, что главная тема этих картин — тишина, рождающая творческую сосредоточенность. Картины просты по сюжету: камни, берег моря, сосны. Особый свет: серебристый зимой и золотисто-жемчужный летом. Удивляет умение показать бесчисленное множество оттенков белого.       В 1920-м, после освобождения Архангельска войсками Красной Армии, Писахов начинает активно работать. В 1920 — 1921 гг. он подготовил 5 своих выставок. Губисполком поручает ему приведение в порядок музеев Архангельска. По заданию московского Музея Революции делает зарисовки мест боев с интервентами на Севере, а для Русского музея — зарисовки памятников архитектуры на Мезени и Пинеге. Осенью 1920 г. участвует в комплексной экспедиции в Большеземельскую тундру. [4]

     В 1923 г. Писахов ведет сбор материалов для этнографической экспозиции Севера на первой Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промысловой выставке в Москве.

     В 1927 г. его картина «Памятник жертвам интервенции на о. Иоканьга» занимала центральное место на всесоюзной выставке «10 лет Октября», за неё он был премирован персональной выставкой, состоявшейся через год в Москве. Две его картины были приобретены ВЦИКом и помещены в кабинете М.И. Калинина

В) Особенности изображения природы в творчестве С.Г. Писахова.

В творчестве Писахова Русский Север характернее всего отражен в беломорских пейзажах, большинство из которых было написано на Кий-острове близ Онеги, куда художник выезжал в 1910-е годы почти ежегодно на несколько месяцев. Бывал он там и позднее, в конце сороковых годов, будучи уже в преклонном возрасте. Однако особый, неповторимый образ Севера был найден в годы его молодости.

На первый взгляд может показаться, что пейзажи Писахова однообразны. Это всегда море, скалистый берег и тонкие, словно безжизненные сосны, среди которых выделяется одна – высокая и сильная. Возможно, именно потому, что Писахов в разное время года, суток, в разные годы жизни так часто повторял один и тот же мотив, он и сумел создать запоминающийся образ северного пейзажа, который часто называли «писаховские сосенки».

Полотна, написанные художником между 1905 и 1915 гг., составляют несколько тематических циклов, или групп: северодвинские, беломорские, печорские, мурманские, новоземельские.

Картины первого цикла – наиболее ранние. В них запечатлены виды Северной Двины вблизи родного художнику города, пристани Архангельска, соломбальские причалы и стоянки. Сюда относятся «Летняя ночь над Архангельском», где тонко передан «идущий свет» близкого утра; «Суденышки на Северной Двине», «Сено привезли» (на баркасах), «Рыбная пристань» и др. Баркасы, баржи и их оснастка выписаны тщательно и любовно. В них отображена не только природа, но и художественно воспроизведена особая хозяйственно-трудовая деятельность северного порта на мощной и чудесной реке в различное время года и суток. Хотя люди и не показаны, груженые суда и пристани сами говорят о занятиях жителей – речников и поморов. Они косвенно характеризуют также и специфический колорит их жизни и быта, хотя жанровых моментов не включают.

С конца ХIХ века Архангельский Север привлекал многих русских художников. В Архангельске побывали К.А. Коровин, В.А. Серов, В.В. Переплетчиков, С.А. Виноградов, В.П. Верещагин, П.П. Кончаловский. Почти все они писали Северную Двину. Двинские пейзажи Писахова по мастерству не уступают работам этих именитых художников. Работа «Парусники у Рыбной пристани» (1912) – одна из самых ярких в творчестве Степана Григорьевича. Здесь Писахов показал мастерское владение кистью, смелость игры пастозных мазков, что делает его поиски близкими традициям импрессионизма.

Большинство произведений второй группы создано художником на Кий-острове (близ Онеги). Писахов подолгу оставался наедине с природой, часами вглядывался в скалистый берег и краски моря и разговаривал с прибрежными деревцами.

Одинокие сосны у моря изображены на многих картинах, являются мотивами многих беломорских пейзажей. Кроме «Серебристого дня», к этому циклу относятся «Ветреный день», «Засохшая сосна». «Белая ночь», «Море стынет», «И снегом сыпучим..», «Зима на Белом море», «Весна на Севере», «Полночь на Белом море», «Штиль», «Берег Белого моря», «На берегу моря», «Море заносится мокрым снегом».

«Весна на Белом море» одна из лучших работ, написанных Писаховым на Кий-острове. Она чарует какой-то чистой, целомудренной поэтичностью. Трудно сказать, чем именно достигнуто автором то впечатление, которое остается в душе зрителя: выбором предметов изображения? Красками? Композицией?. Нет, не отдельными компонентами, а всеми вместе и еще чем-то неуловимым, тем, что создает и внутреннюю красоту и внешнее очарование. А между тем содержание картины такое простое. Меж прибрежных камней голубеет и синеет вода, оставленная здесь растаявшим снегом и льдом. Далее – такого же цвета море, сбросившее ледяные оковы. По небу плывут легкие облака. И на этом фоне стоит чуть освещенная невидимым солнцем, тоже освободившаяся от снега сосна. Она словно озарена первой радостью весны, и чистоту этого обновления художник сумел передать совсем простыми, скромными, «стыдливыми» красками. С.Писахов вообще избегает крикливых тонов и чрезмерно ярких световых и цветовых эффектов. Его живописание северной природы, исполненное глубокой любви к ней, вместе с тем какое-то строгое, даже суровое, как сама эта природа.

Наиболее полно Писахов выразил свое личное отношение к образу Севера в изображении белых ночей. Один из лучших своих пейзажей художник написал еще в 1909 году на Кий-острове «Берег Белого моря. Восход солнца». С удивительной точностью он передал строгие краски скупого северного цветения. Бледно-голубой цвет моря переходит на горизонте в нежно-розовый цвет зари на белесом небе. И на этом фоне стройные сосны с тонким кружевным рисунком ветвей, как черные клавиши, рождают звонкие и чистые звуки, тающие в тишине белой ночи.

На ее переднем плане светлого тона камни, между которыми густо торчат оживающие бурые кусты и травы, написанные только суммарно. Далее, с правой стороны, с краю, у самой рамы – сосенка, левее, выдвинутая ближе к морю, — другая. Две сосенки, каждая со своим особым обликом, стоят у левого края картины, в центре которой высится их старшая сестра. Далее, у моря, сизоватые прибрежные скалы, идущие по полотну наискосок и своей окраской оттеняющие матово-белый цвет моря. Небо – более бледного тона, и только у самого горизонта потухают лиловатые отсветы зари. Утренней или вечерней? На Севере, где «заря догоняет другую», трудно определить, какая. Написанная строго реалистически, картина в то же время романтична. Это утверждение жизни и любви к ней, как бы борьба ни была сурова.

У Константина Паустовского есть очень тонкое замечание по поводу белых ночей: «В живописи трудно передать не столько сумрак и мягкость сияния белой ночи, сколько то ощущение задумчивости и покоя, которое вызывает у нас эта ночь. Его пытались выразить многие писатели, поэты и художники, но только одному Пушкину это удалось с гениальной точностью и простотой:

Прозрачный сумрак, блеск безлунный



Твоих задумчивых ночей…

Потому что красота белых ночей настолько совершенна, что, как все почти избыточно прекрасное, вызывает даже легкую душевную боль и сожаление о том, что красота эта неизбежно умрет»[3].

Жизнеутверждающее начало в творчестве Степана Григорьевича пропитывает не только его весенние пейзажи. В картинах «Море стынет», «На берегу моря», «И снегом сыпучим», «Зима на Белом море» как будто фигурируют те же тоненькие и слабенькие сосенки на берегу моря, а среди них одна крепкая, виды видавшая, высокая сосна составляет центр картины. Если в весенних пейзажах нет ни одного живого существа, то не приходится удивляться тому, что люди отсутствуют в зимних пейзажах художника. Ландшафт как будто подобный, но вид, художественный образ другой. Писахов не повторяется, а создает новые произведения. Иное время года – иные не только краски, но и иная земля, иные деревья, иная вода, иной воздух, иной «дух» разлит в природе. У Писахова нет двух одинаковых изрезов берега, двух одинаковых деревьев, кустов, камней.

Зимние пейзажи Писахова создают особенно лиричный образ серебристой русской зимы, как на картине «Туман надвигается» (1911). Художник лепит форму пастозным мазком, живописно передавая характер гнущихся под тяжестью снега ветвей. Работа сдержанна по цвету, красочная гармония картины основана на сочетании холодных, сероватых оттенков снега с жемчужным небом.

Обратимся к картине «На берегу моря». Внизу покрытый льдом и снегом отрезок неровного берега и белые прибрежные камни. Большая сильная сосна, стоящая в середине, словно защищает, оберегает жизнь двух маленьких, слабых, из которых одна совсем тоненькая. На свинцовой поверхности моря, тоже в середине, против сосны, вытянулась, похожая на белого зверя, льдина. Небо сплошь заволоченное, тяжело и низко нависающее, отделено от моря более светлой полоской горизонта. Ощущение холода, сковывающего природу в суровом краю, достигается немногими скупыми средствами.

Особенно поэтичны однокрасочные – белые – виды: «И снегом сыпучим», «Зимняя тишина», «Море стынет». В каждой картине своя сосредоточенная настроенность. Поэтичность этих картин не в цвете, а в свете. Однако ни в одном из этих пейзажей нет ни луны, ни солнца. Художник говорит о них лишь отдаленными световыми отражениями в воздухе и воде, на прибрежных деревьях, кустах и камнях. Этими отражениями живописец изображает не только момент суток, но и время года.

Мы видим и ощущаем это время, например, в картинах печорского периода, в картине «Весна на Печоре». Характерные для печорских пейзажей ели радостно зеленеют своей хвоей на еще заснеженном берегу реки. Подобно соснам в беломорских картинах, они занимают центр полотна. С правой стороны высятся еще голые стволы двух лиственниц и дальше стоят такие же обнаженные кусты осинника. С левой стороны желтеет ивняк. На переднем плане темнеют проталины, поблескивают сизоватые камни. Меж деревьев и ниже, над еще скованной льдом рекой, разлито теплое золотистое марево – отблеск невидимого светила. Еле уловимое волнение природы, пробуждающейся к новой жизни, ожидание ранней весенней поры передана художником в красках чутких и трепетных.

В зимних печорских пейзажах прекрасна чеканная четкость елей, глубоко стоящих в снегу синеватого отлива («Северный лес»).

Особняком от этого цикла стоит небольшая группа этюдов «Старые избы на Печоре». Художника привлекли своеобразие стиля крестьянских построек, своеобразное народное зодчество. Это небольшая часть огромной работы, проделанной Писаховым для увековечения памятников северной архитектуры. Все в сумрачных серо-коричневых тонах. К ним присоединяются и обширные этнографические зарисовки.

Из мурманских картин особенно запоминаются «Ветреный день» и «Полярные березы». Последние приобретают символический смысл стойкости и упорства в борьбе за жизнь. Зимою под буранами они пригибаются до самой земли и под тяжестью навалившегося снега лежат до весны. Тогда под живительным теплом воскресшего солнца они начинают подниматься и выпрямляться. Эти неломающиеся северные деревья, выдерживающие жестокие вьюги и метели – образное выражение жизнеутверждающей философии художника.

Многочисленны картины и этюды арктического цикла: «Новая Земля», «Ледник Шокальского», «Осень на Новой Земле», «Самолет Нагурского на Новой Земле» и др. В живописании ледников, хаоса скал, голубых громад айсбергов и другой «целины» Заполярья лиризм, характеризующий пейзажи Северной Двины, Печоры и Мурмана, уступил место эпическому изображению величественной природы Крайнего Севера. На почве вечной мерзлоты растут цветы – альпийские розы, «камнеломки». К концу лета они, увядая, приобретают ярко-багровую окраску и дают свой колорит дикой местности. У живописца эта окраска осенней земли ассоциировалась с кровью, пролитой в революции 1905 г.

Писахов увидел в ландшафтах Севера и драматические нотки. В 1905 году, во время поездки по Новой Земле он был поражен видом красно-оранжевых цветов, пробивающихся между камней. Яркие пятна напомнили художнику капли невинно пролитой крови. Впоследствии еще долгие годы он будет возвращаться к этому образу, удивляясь великой силе этих хрупких цветов – камнеломок, короткому времени их яркого цветения, что найдет отражение в картинах 20-3- годов. И в показанной на всесоюзной выставке «Х лет Октября» картине «Памятник жертвам интервенции на Иоканьге» (1927) художник также написал цветущие камнеломки: северные цветы словно скульптурно вылеплены краской. Памятник стоит на скале. Окно с железной решеткой говорит о тюремных пытках, которым узники интервентов подвергались до казни. Тяжелые цепи, свисающие с памятника, характеризуют неволю, в которую пытались заковать народ. Красные тона кустов и цветов у подножия скалы напоминают о крови казненных.

В зрелые годы, когда Писахов становится знаменитым сказочником, он продолжает работу над изображением природы Новой Земли. Фантазия художника подсказывает ему мощные образы неведомых существ, неведомых исполинских чудовищ. Камни на мысе Желания превращаются то в груду застывших животных, то в великанов с шапкой густых волос и бородой.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, изучение темы данной работы позволяет сделать некоторые выводы.

1.«Степан Григорьевич Писахов был поистине поэтической душой Севера: он знал его палитру, его музыкальную гамму, его говор, лукавство народной речи, мужественный склад поморов – все, что составляет самую глубинную природу северного края» [1].

2. На протяжении своего творчества он прошел путь от фантазийных авангардистских картин в смешанной технике акварели и масляных красок в серии «Сны» до реалистических советских масляных полотен новоземельского периода. Истоки развития художественного таланта С.Г.Писахова неразрывно связаны с историческими событиями первой половины 20 века.

3. С.Г.Писахов выразил в своих полотнах личное отношение к образу Севера с его сдержанной гаммой красок.

4. Двинские пейзажи Писахова по мастерству не уступают работам именитых художников: К.А. Коровина, В.А. Серова, В.В. Переплетчикова, С.А. Виноградова, В.П. Верещагина.

5. Писахова называют северным Волошиным, потому что «каждый его северный этюд — это переживание, часто не лишенное драматичности и отсюда внутренней напряженности, каждое полотно имеет четко выраженный сюжет».

6. В 1910 г. в Архангельске проходила выставка «Русский Север». Писахов принял самое активное участие в организации её художественного отдела и выставил более двухсот своих картин. 60 работ Писахова были представлены на Царскосельской юбилейной выставке 1911 года, посвященной 200-летию Царского Села. В 1912 г. за участие в выставке «Север в картинках» в Петербурге он получил Большую серебряную медаль. Его картины экспонировались на «Выставке трех» в Петербурге в 1914 г., в Архангельске в 1918 г., что говорит о признании таланта С.Г.Писахова как живописца северной природы. С картинами Писахова можно познакомиться, посетив его музей в г. Архангельск, в котором выставлены более 150 картин художника, и музей изобразительных искусств.

4. Список литературы и интернет-ресурсов

Лидин В.Г. Люди и встречи // Наш современник. 1960. № 5. С. 251

Пономарев Б. Литературный Архангельск: Архангельск, Северо-западное книжное издательство.

Ружникова Е. Поэтическая душа Русского Севера //журнал «Русское искусство», №2/ 2006 г.

Сахарный Н.Л. С.Г.Писахов. Биографический очерк. Архангельское книжное издательство, 1959.

ru.wikipedia.org

arhmuseum.ruindex.php…








sitemap
sitemap