Сценарий проведения заседания Совета самоуправления обучающихся Философский стол



Философский стол. «Жизнь- это…»

Тема: Философское осмысление жизни.

Место проведения: ДДТ «Гармония»

Время проведения: 1.11.2011г. 15-00

Сценарий разработала: Кузнецова Дарья, учащаяся 10 класса МОУ СОШ №9.

Под руководством Сабаевой А.Г. педагога-организатора.

Примечание:

«Философский стол» как форма групповой деятельности — это коллективная интеллектуальная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явлений жизни.

Содержание «философского стола» самое разнообразное, потому что любой вопрос жизни может быть проанализирован с высоты общего взгляда на мир. Назначение данного группового дела и заключается в развитии умений смотреть на текущую деятельность надситуативно, надконкретно, обнаруживая объективные закономерности в частном и случайном .

Цель:

1. Формирование ценностного отношения к жизни.

2. Помочь осознать участникам, в чем заключается смысл жизни.

3. Развитие рефлексии, коммуникативных умений.

4. Профилактика суицидов среди детей и подростков, родителей, педагогов.

Ключевые понятия: жизнь, смысл жизни, ценность жизни, философия, экзистенциальный ваакум, экзистенциальная фрустрация, фрустрация, логотерапия.

Установка: человек не может жить нормальной жизнью, если у него нет цели и смысла жизни.

Оформление: стенд «Из мудрых мыслей о жизни», портреты философов, их афористические изречения, украшается ритуалом зажжения свечи как символа живой мысли, музыкой, помогающей создать необходимое психологическое состояние, например, RELAX 2000: Ария сюита №3 ре-мажор Бах, Концерт №20 ре-мажор Моцарт, Концерт для фортепиано с оркестром II часть Вивальди, таблица этических правил дискуссии.

Расположение участников: «по кругу», имитация «круглого стола» где все-равные участники дискуссии.



Участники: учащиеся старших классов.

Вопросы Философского стола оглашаются задолго (за неделю) до «философского стола».

Ход проведения.

1. Создание психологической атмосферы радости и одобрения, создаваемой вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами.

Ведущий: «Добрый день, ! Я очень рада нашей встрече и должна сказать, что сегодня у нас особенный день, поскольку нам предстоит интересная работа и каждый из Вас сможет сделать для себя небольшое научное открытие. Я хочу, чтобы вы поздоровались друг с другом, но только не так, как обычно, а сначала лбами, щеками, ушами, руками. Пожелайте друг другу удачного дня и хорошего настроения. Спасибо! Сегодня мы проведем Философский Стол, то есть будем философствовать. Давайте вспомним, что такое философия? Кого мы называем философом? (ответы участников).

Да, действительно, каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о том, как устроен мир, как мир возник и куда идет, в чем смысл жизни человека, возможно ли счастье и т.п. Это все мировоззренческие, философские вопросы, потому каждый человек, образованный или нет, является философом. В мировоззрение входят знания о мире, ценностные ориентации, в них фиксируются особое отношение человека к миру.

Философия- это мировоззрение, т.е. система взглядов на мир в целом и на отношение человека к миру.

Слово философия греческого происхождения и состоит из двух частей. Филия переводится как любовь, софия- как мудрость. Таким образом, буквально слово философия означает любовь к мудрости. Философия- это наука.

Давайте зажжем свечу, ведь свеча- символ живой мысли (под музыку психолог зажигает свечу, важно, чтобы психолог был неторопливым, спокойным, чувствующим, но не вялым).

Для того чтобы всем нам лучше работалось, заранее была составлена программа разговора Стола и этические правила группы, это следующие правила:

Не перебивать другого человека.

Уметь слушать человека и слышать его.

Быть активным участником дискуссии.

Примечание:

Программа разговора Стола 4-5 вопросов (вопросы логически связаны и тем самым определяют движение коллективной мысли в ведомом разговоре, движение от вопроса к вопросу станет постижением истину, движением к сущности явления от его формы). Важно, чтобы философские размышления не уводили родителей, детей от повседневной жизни, а наоборот, помогали бы обретать способность видеть философскую проблему в конкретности жизни [5, с.24].

Программа разговора стола

Как бы Вы определили, что такое жизнь?

2. Жизнь и существование — одно ли это и то же? Если нет, то в чем разница?

3. Говорят: «жизнь полезна», «жизнь бесполезна». В каком смысле? И от чего это

зависит?

4. Когда все вокруг говорят, что жизнь омерзительна и несправедлива, что отвечаете Вы? Представьте, что рядом находится Ваш ребенок,- что говорите в такой ситуации? Удается ли Вам быть предельно искренним?

5. Вспомните, о чем Вы разговаривали с мужем, женой, с подругой, другом, о чем шел накануне разговор в Вашей компании? Затрагивались ли вечные вопросы жизни человека или беседа замыкалась на других темах.

6. Смысл жизни. Отчего зависит у каждого человека определение его

собственного смысла жизни? Почему у всех людей разное представление об

этом? Когда впервые перед Вами лично возник вопрос о смысле жизни? В

связи с чем? И как Вы ответили на него себе?

Ведущий: Идет обсуждение вопросов. Важно: решающим в воспитательном влиянии этого группового дела является тональность протекающего события, тон, конечно же, задает ведущий. Его психолого-педагогическая техника (голос, мимика, пластика) как бы лепят эмоциональную ауру, инициируют мыслительную активность участников, не следует бояться пауз, тишины, когда участники молчат. Тональность разговора, максимальная доброжелательность, психологическое «поглаживание», подбадривающие реплики и подкрепляющие положительные оценки в адрес личности, ритмичность группового дела, расположение всех членов группы-все это имеет огромное значение в успешности задуманного дела.

Центральное условие: принимается мнение каждого как некоторая ценность, не подлежащее оценке «правильно — неправильно».

3. Ведущий: Разные люди видят жизнь по-разному, и каждый из нас может находить смысл в своей собственной жизни. Человек не должен искать абстрактного смысла, он может прожить свою собственную неповторимую жизнь во всей ее полноте.

Ведущий: Давайте посмотрим, что думают мудрецы о жизни, о смысле жизни? (работа участников с материалами стенда «Из Мудрых мыслей», приложение 1, в приложении использована кн. Маленкова Л.И.Классный руководитель (воспитатель):практические материалы. Учебно-методическое пособие.-М.: Педагогическое общество России,2005.-272с; (стр: 178-179).

Приложение 1

ИЗ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ

Л.Н.Толстой (из кн.«Путь жизни»):

«Жизнь наша дурная. Отчего? оттого, что люди дурно живут. А дурно живут люди оттого, что сами люди плохи. Стало быть, для того, чтобы жизнь перестала быть дурною, надо переделать людей из плохих в хороших. Как же это сделать? Всех никто переделать не может, себя же переделать всякий может. Сначала кажется, что это дела не поправит, потому, что, что же значит один человек против всех? Но дело в том, что все жалуются на дурную жизнь. Так что, если все люди поймут, что плохая жизнь от плохих людей, и все поймут, что каждый может не других, а сам себя исправить, то есть из плохого сделать хорошим, и станут исправлять сами себя, то тотчас же и вся жизнь станет лучше. Стало быть, от нас и дурная жизнь, от нас Ито, чтобы она стала хорошей».

Жизнь — путь к победе. «Vепi, vidi, viсi- пришел, увидел, победил». (Юлий Цезарь)

Жизнь — миссия. «Поиск смысла — это поиск цели, задачи, общего дела». (Н. Ф. Федоров, русский религиозный философ ХIХ века)

Жизнь — игра. «Весь мир театр, а люди в нем — актеры». (Уильям Шекспир).

Жизнь — поиск Бога. «Ты создал нас, и нашим сердцам не ведом покой, пока не придут они в обитель Твою». (Блаженный Августин).

Жизнь – посвящение себя другому. «Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!».(А.П.Чехов)

Жизнь- любовь. «Никого не любить — значит не жить». (Франсуа Фенелон, французский писатель и педагог ХVII века).

Жизнь — постоянные перемены. «Познал восторг — познай страданье. Раз я меняюсь- я живу. Застыть пристойно изваянью, не живому существу». (Игорь Северянин, русский поэт начала ХХ в.)

Жизнь — труд. «Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды». (Вольтер, французский философ XVIII в.)

Жизнь- борьба. «Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба». (В.Г. Белинский)

Жизнь — следование чувству долга. «Самое высшее удовольствие в жизни — сознание выполненного долга». (Уильям Гэзлитт, английский публицист начала ХХ в.)

Жизнь — счастье. «Жизнь — это дар, жизнь — это счастье, каждая минута которого могла бы быть веком счастью». (Ф.М. Достоевский).

Жизнь- творчество. «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить». (Н.В. Гоголь) Ф.Ницше



Ведущий: С какими из этих высказываний вы согласны? Есть ли те, что вызывают у вас неприятие? Попробуйте дать свое определение смысла жизни.

Отчего зависит у каждого человека определение его собственного смысла жизни? Почему у всех людей разное представление об этом? Когда впервые перед Вами лично возник вопрос о смысле жизни? В связи с чем? И как Вы ответили на него себе?

4. Обсуждение вопросов.

Ведущий: «Поиск смысла жизни очень сложен. Это большой труд души и мысли. Но каждому человеку необходимо найти собственный ответ на вопрос о смысле жизни.

Существуют различные направления в психологии. Есть так называемая экзистенциальная психология. Она изучает:1) проблемы времени, жизни и смерти;2) проблемы свободы, ответственности выбора;3) проблемы общения, любви и одиночества; 4)проблемы поиска смысла существовния. Наиболее видные представители экзистенциальной психологии- Л. Бинсвангер, М.Босс, Е.Минковски, Р.Мей, Ф.Франкл, Дж.Бугенталь. Как отмечают ученые, глубинное чувство утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты есть экзистенциальный ваакум. Что такое экзистенциальный ваакум? Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает у человека состояние экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации, выступающие причиной так называемых ноогенных неврозов, связанных с апатией, депрессией, утратой интереса к жизни. Фрустрация (от лат. frustatio-обман, расстройство, разрушение планов)-психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъекивно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи. Из статистики известно, что одной из причин суицидов, особенно попыток самоубийства является потеря смысла жизни. Человек добивается того, чтобы найти в своей жизни смысл и осуществить его- это и есть то, что в логотерапевтической теории мотивации описывается понятием «стремление к смыслу». Логотерапия- теория и практика психотерапии, разработанная Виктором Франклом. Виктор Франкл Эмиль- австрийский психиатр и психолог. Логотерапия исходит из того, что основной движущей силой в поведении личности и ее развитии является стремление человека к поиску и реализации смысла жизни. Основные положения логотерапии:

· человек не может жить нормальной жизнью, если у него нет цели и смысла жизни;

· смысл жизни не дается человеку извне, его нельзя предложить или навязать, человек должен найти его самостоятельно.

По мнению Франкла, вопрос о смысле жизни, стремление его обрести закономерен для любого человека. Психолог как раз и должен помочь человеку осознать этот смысл [1,с.129].Стремление к смыслу представляет собой мотив, который несводим к другим потребностям и невыводим из них. Осуществляя смысл, человек реализует сам себя.

Осуществляя же смысл, заключенный в страдании, мы реализуем самое человеческое в человеке. Мы перерастаем себя.

Таким образом, осмысление жизни, поиск смысла жизни, необходимы каждому человеку.

5. Практикум.

Ведущий: Давайте разделимся на 2 группы, слева от меня- пусть будет первая группа, справа- вторая. Каждой группе дается задание.

Задание 1.

Попробуйте найти позитивную сторону отрицательных явлений и качеств человека: лень, одиночество, горе, бессонница, смерть, слезы, болезнь, ложь. Придумайте сами другие явления и качества, проанализируйте их [2,с.173].

Задание 2.

Попробуйте найти негативную сторону, в общем-то, позитивных явлений и качеств личности человека: школа, деньги, поощрение, воспитание, пластическая операция, сон, гордость, застенчивость, счастье, мода, жизнерадостность. Придумайте сами другие явления и качества, проанализируйте их [2,с.173].

6. Группы представляют свои задания.



7. Ведущий: «Дорогие участники философского стола! Вот и подошел к концу наш философский стол. Мы все хорошо поработали, узнали много интересного друг о друге, о себе. Хочу пожелать Вам радости жизни, творите свою жизнь, будьте счастливы!».

Рефлексия.

Участники получают два вида цветных квадратиков: красный и желтый.

Задание:

Если участнику понравилась такая форма группового дела, задания вызвали интерес и желание повторить такую же работу еще раз, нужно выбрать желтый цвет.

Если у участника были интеллектуальные затруднения при выполнении заданий, он выбирает красный цвет.

Задания прикрепляют на лист ватмана.

8. Домашнее задание.

Написать эссе «Счастье». Затем лучшие работы помещаются в школьной газете.

Участникам раздаются памятки «Мысли мудрых о жизни».

Приложение 2

Программа разговора философского стола

Как бы Вы определили, что такое жизнь?

2. Жизнь и существование — одно ли это и то же? Если нет, то в чем разница?

3. Говорят: «жизнь полезна», «жизнь бесполезна». В каком смысле? И от чего это зависит?

4. Когда все вокруг говорят, что жизнь омерзительна и несправедлива, что отвечаете Вы? Представьте, что рядом находится Ваш ребенок,- что говорите в такой ситуации? Удается ли Вам быть предельно искренним?

5. Вспомните, о чем Вы разговаривали с мужем, женой, с подругой, другом, о чем шел накануне разговор в Вашей компании? Затрагивались ли вечные вопросы жизни человека или беседа замыкалась на других темах.

6. Смысл жизни. Отчего зависит у каждого человека определение его

собственного смысла жизни? Почему у всех людей разное представление об этом? Когда впервые перед Вами лично возник вопрос о смысле жизни? В связи с чем? И как Вы ответили на него себе?

Приложение 3

Таблица этических правил группы

Не перебивать другого человека.

Уметь слушать человека и слышать его.

Быть активным участником дискуссии.

Список использованной литературы

Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолга/Н.Н.Ежова.-Изд.5-е.-Ростов н/Д:Феникс,2007.-315с.:ил.-(Психологический практикум).

Маленкова Л.И.Классный руководитель (воспитатель):практические материалы.Учебно-методическое пособие.-М.: Педагогическое общество России,2005.-272с;

Петровский А.В,Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. -2-е изд., испр. и доп.-М.:Политиздат,1990.-494с.

Селевко Г.К.Реализуй себя.Изд.2-е.М.: Народное образование,НИИ школьных технологий,2006.112с. (Серия «Самосовершенствование личности».)

Чепель Т.Л. Лекции, НГПУ, 1995.

Щуркова Н.Е.Собранье пестрых дел: Метод.материал для школьного педагога/Частный образовательныйлицей._Владимир,1993.-72с.

Словарь

Логотерапия- теория и практика психотерапии, разработанная Виктором Франклом. Виктор Франкл Эмиль- австрийский психиатр и психолог. Логотерапия исходит из того, что основной движущей силой в поведении личности и ее развитии является стремление человека к поиску и реализации смысла жизни.

Фрустрация (от лат. frustatio-обман, расстройство, разрушение планов)-психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъекивно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи;переживание неудачи.

Философия -это наука. Философия греческого происхождения и состоит из двух частей. Филия переводится как любовь, софия- как мудрость. Таким образом, буквально слово философия означает любовь к мудрости.

Экзистенциальная психология- она изучает:1) проблемы времени, жизни и смерти;2) проблемы свободы, ответственности выбора;3) проблемы общения, любви и одиночества; 4)проблемы поиска смысла существовния. Наиболее видные представители экзистенциальной психологии- Л.Бинсвангер, М.Босс, Е.Минковски, Р.Мей, Ф.Франкл, Дж.Бугенталь.

Экзистенциальный ваакум- отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает у человека состояние экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации, выступающие причиной так называемых ноогенных








sitemap
sitemap