Статья Семь путей к сердцу ребенка



Введение

Наше время заветы народной педагогики приобретают особую актуальность. В семьях растут дети, которых отец и мать должны научить жить, привить им качества, необходимые для совершенной личности, приучить к труду, помочь увидеть в жизни близкие и дальние цели, показать, как добиваться задуманного. Искусство родителей заключается в том, чтобы стать для детей самыми близкими и сердечными друзьям.

Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению с чувашской этнопедагогикой. И мы познакомимся, как чуваши воспитывали детей, чтобы они росли достойными людьми своего народа. Эпиграф моего выступления : «Педагогу великому имя – народ». (Г.Н.Волков).

Этнопедагогика- самая древняя наука на Земле. «Этнос» в переводе с греческого языка обозначает «народ, язык, культура». Греческое слово «Педагогика» – «искусство воспитания».

Первым исследователем, разработавшим и выделившим этнопедагогику как науку, был чувашский учёный Волков Г.Н. Главная идея этнопедагогики – достижение гармонии природного, социального и духовного в развитии человека. Например, не стоит и говорить о любви к детям, если не почитается старость. Терпеливость, милосердие, гостеприимство, трудолюбие, уважение ко всему живому в природе – истоки этого должны прививаться в семье. Школа же должна обеспечить поступательное развитие этих качеств-достоинств.

Любовь, ласковость, нежность входят в этнопедагогику как основной элемент воспитания.

В своей работе мы поставили следующие задачи:

1. Изучить литературу по проблеме исследования .

2. Раскрыть средства и методы народного воспитания.

3.Подробнее узнать о воспитании детей в чувашских семьях, основанных на трудолюбии и порядке.

У каждого народа есть правила, заповеди, выработанные жизнью, в которых отражаются идеалы, представления о человеке, о воспитании детей.

Цель нашей работы заключается в том, что в настоящее время детей необходимо воспитывать на народных идеалах и возрождать народную педагогику, потому что без этого мы вырастим бездуховных людей, не понимающих смысла слов: Родина, мораль, нравственность, семья, научить мальчиков и девочек порядочности, культуре общения.

В данной работе используется анкетирование родителей, позволяющие выявить особенности воспитания детей и используемые родителями средства и методы народной педагогики.

Виды и средства народного воспитания.

В чувашской культуре существует понятие «çичĕ пил» («семь благословений», «семь заповедей», «семь добродетелей».

– Давайте познакомимся с этими благословениями. (Ĕçченлĕх – Трудолюбие, Туслăх – Дружба, Тĕрĕслĕх – Честность, Сывлăх – Здоровье, Ăс – Ум, Ырă кăмăллăх — Доброта, Чун тасалăхĕ – Целомудрие)

(Чувашский народ ожидал увидеть эти качества в каждом подрастающем ребёнке, чтобы он вырос хорошим человеком).

А где же, как эти благословения раскрыты? Ведь в старину чуваши не умели ни писать, ни читать.

Я считаю, что лучше это видно в пословицах, потому что в них всегда поучения.

Вот словом, как говорят чуваши, можно и ранить, а можно и оживить человека – «Сăмахпа çынна амантма та, сыватма та пулать).

Слово – самый решающий фактор народной педагогики. Слово и в играх, и в общении, и в религии.

Воспитание – это пример и любовь. Поэтому в народе всегда отмечалась общая ответственность родителей, отца и матери, в воспитании детей. Самым важным воспитанием чуваши считали трудовое.

Трудовое воспитание. Только на его основе можно было дать все остальные виды воспитания. Ленивый человек не станет трудиться, чтобы помочь кому-нибудь. Только трудом можно решить сложную задачу. Чтобы сделать что-то красивое – надо потрудиться. Самый лучший способ развития мышц – физический труд. Чувашский ребенок уже с 5–6 лет начинал трудиться – помогать своей семье. Пожилые мужчины назвали 100—110 видов труда (например, колоть дрова, вить веревки, плести лапти, корзины, ремонтировать кожаную обувь, ухаживать за скотом, косить, жать, складывать стога, запрягать лошадь, пахать, боронить и т.д.), пожилые женщины – 120–130 видов (растапливать печь, варить еду, мыть посуду, убирать дом, ухаживать за маленькими детьми, прясть, ткать, шить, стирать, доить коров, косить, жать, полоть сорняки и т. п.Наши предки считали, что человеку нужно не просто любить труд, а иметь привычку, потребность трудиться, не проводить время впустую. Свою трудовую школу маленький чуваш начинал рядом с отцом-матерью, бабушкой-дедушкой. Сначала он просто подавал инструменты и наблюдал за работой, потом ему доверяли «закончить» работу, например, отрезать нитку на шитье, до конца забить гвоздь. Подрастая, ребенок тянулся к более сложной работе и так постепенно учился всем ремеслам, которые знали его родители. С раннего возраста каждому ребенку выделяли свои особые грядки, которые он сам поливал, полол, соревнуясь с братьями и сестрами. Осенью сравнивали полученный урожай. Были у детей и «свои» животные-детеныши, за которыми они сами ухаживали.



Нравственное воспитание. Как приучить ребенка всегда поступать так, чтобы не навредить ни людям, ни себе? Маленький ребенок, появившись на свет, не знает, как надо жить, не знает, что такое хорошо, а что такое плохо. В древности у людей не было телевизоров, Интернета, разных журналов и видеофильмов. И маленький человек рос, наблюдая за окружающими его людьми и за природой. Он подражал и учился всему у своих родителей, бабушек-дедушек, родственников, соседей. А также смотрел на солнце, звезды, домашних и лесных животных, следил, как растут травы и вьют гнезда птицы. И постепенно понимал, что всё на земле живет и трудится, что люди стремятся помогать друг другу, что человек тоскует без родины и что у всего на свете есть свой родной язык, и что ни одно живое существо не обходится без семьи и детенышей. Так маленький чуваш и получал нравственное воспитание

Умственное воспитание. В древности у чувашских детей не было школьных зданий, специальных учебников, учителей. Но деревенская жизнь, вся окружающая природа, сами взрослые давали детям разные знания, развивали в них ум, память. Особенно много знали дети о природе – растениях, насекомых, птицах, зверях, камнях, реках, облаках, почве и т.п. Ведь они изучали их не по «мертвым картинкам» в книгах, а вживую. Как ребенок начинал помогать взрослым в труде, для него начинались «уроки» математики. Чтобы правильно и красиво вышить узор, нужно уметь считать нитки и выполнять геометрические построения. Чтобы дедушка сплел новые лапти, трехлетний Арсай должен принести ровно семь лык. Вообще загадкам в умственном воспитании детей отводилась особая роль. Они приучали видеть предметы и явления с необычной стороны и развивали абстрактное мышление. В древности дети не только сами изготавливали, но и сами находили и выбирали материал для игрушек. Такие действия очень развивают мышление

Музыкальное воспитание детей было одним из первых воспитаний и начиналось с самого раннего детства. Музыка и песни окружали ребенка со всех сторон и в играх, и в труде. Сначала он пел и танцевал, подражая взрослым, а потом сам слагал стихи и придумывал музыку. Каждый чувашский ребенок умел петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах. Каждый взрослый чуваш был поэтом- песняром и умел танцевать. По сравнению с современными детьми чувашские дети получали полноценное эстетическое воспитание.

Для своих детей чуваши изготавливали специальные маленькие музыкальные инструменты: скрипки, гусли, свирели и т. п.

Физическое воспитание. Многие дети в прошлом были физически гораздо сильнее, чем их современные сверстники.

Дети часто занимались физическим трудом, играли на свежем воздухе, не ели сахар и конфеты, обязательно пили молоко, и, самое главное — у них не было телевизора, который заставляет современного человека долго сидеть неподвижно.

Очень многие детские игры были настоящим спортом — бег наперегонки (особенно по пересеченной местности), метание, прыжки в длину и высоту, игры с мячом, катание на лыжах, деревянных коньках (тăркăч).

Маленьких детей от рождения и до того, как ребенок начинал ходить, каждый день купали. Дети постарше все лето проводили на природе, купались в речке или пруду, но только в определенных неопасных местах. Мальчики и девочки — отдельно, потому что купались голышом, и это было гораздо полезнее, чем потом бегать в мокрой одежде. В теплое время года дети ходили босиком. Все это было настоящим закаливанием.

Самым лучшим способом физического воспитания был труд. Чувашские дети копали грядки, подметали двор, носили воду (в маленьких ведрах), рубили ветки, залезали на сеновал за сеном, поливали овощи и т. д.

Экономическое воспитание. Чувашский ребенок с раннего возраста начинал участвовать в работе. И он видел, с каким трудом появляются вещи и еда, поэтому относился ко всему этому бережно. Дети обычно донашивали старую одежду братьев и сестер. Рваные и сломанные вещи обязательно ремонтировались.

Чуваши всегда старались иметь хороший запас продуктов, при этом питались без излишеств. Можно сказать, что экономическое воспитание дети получали, беря пример со взрослых.

Те дети, чьи родители занимались торговлей или что-то изготовляли на продажу, помогали им и с раннего возраста начинали заниматься предпринимательством. Известно, что первый чувашский купец и бизнесмен П. Е. Ефремов с детства помогал отцу торговать зерном и подписывал за него необходимые документы.

Этическое воспитание. Во время проведения обряда ача чÿк в пожеланиях младенцу говорили: «Пусть у ребенка будет „мягкая“ речь, пусть будет приветливым, старшего пусть зовет старшим братом, младшего — младшим братом; встречая стариков, пусть сумеет достойно встретиться и достойно пройти». «Мягкая речь» означает умение правильно и вежливо разговаривать. Вообще чувашский язык действительно считается очень мягким, в нем нет грубых ругательств и нецензурных слов.

Очень важным считалось умение вести себя в обществе. И к этому детей приучали заранее. К людям старше себя требовалось обращаться с почтением, а к младшим — ласково, но в любом случае вежливо.





Заключение.

По чувашским представлениям, настоящий, хороший человек — это, прежде всего, человек с хорошим кăмăл (кăмăллă çын), даже если у него есть физические недостатки или он с детства болен или не очень умен.

Таким образом, мы выяснили, что большинство семей считают необходимым возрождать народную педагогику и используют методы и средства в воспитании детей, в данных семьях уровень нравственного развития детей находится на повышенном уровне.

В ходе анализа можно сделать следующий вывод о том, что физическое, трудовое, эстетическое и нравственное воспитание молодого поколения в семье основано на заветах народной педагогики. В наше время родители желают видеть своих детей физически здоровыми, трудолюбивыми, интеллектуально развитыми. Каждый родитель желает, чтобы его ребенок усвоил необходимые нравственный нормы, правила, которые постепенно переходили бы в привычки.

Мы пришли к тому, что в данных семьях частично используются методы и средства воспитания детей, но большинство родителей говорят о том, что методы народной педагогики являются более эффективными и считают, что народную педагогику необходимо возрождать.

Проанализировав литературу, мы выяснили, что многие авторы, великие педагоги уделяют большое внимание воспитанием народной педагогикой, у всех у них разные мнения, но все они приводят к тому, что народная педагогика необходима для всестороннего развития личности ребенка. Многие исследователи отзывались о чувашских детях, как о спокойных, сдержанных, скромных и вежливых

Таким образом, высокий нравственный расцвет личности современных детей на наш взгляд, возможен лишь при условии воскрешения традиций народной педагогики.

Свое заключение мы хотим закончить словами великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…».

Литература.

Васильев Е.В. Школа вежливости. (На чувашском языке). — Чебоксары; 1994. 40 с

Васильцова З.П. Мудрые заповеди педагогики. М., 1983.144 с.

Волков Г.Н. Идея совершенного человека в народном воспитании. «Сов. педагогика», 1971. №10 107-113 с.

Волков Г.Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. Чебоксары; 1965. — 60 с

Волков Г.Н. Рассказы и сказки бабушки. Чебоксары; 1959. -14-83 с.








sitemap
sitemap