Классный час Знакомство с шедеврами русской культуры Андрей Рублёв Троица



МОУ « СОШ села Березина Речка Саратовской области»

Учитель начальных классов Мефокова Т.С.

Классный час « Знакомство с шедеврами русской культуры. Андрей Рублёв. Троица»

Цель : расширить знания детей о русской культуре; познакомить с творчеством Андрея Рублёв;

развивать чувство прекрасного; развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Мы продолжаем знакомиться с шедеврами русской культуры . Вспомните, с произведениями каких русских художников мы с вами знакомились.

Что перед вами на слайде?

-Кто изображён на иконе?

Это Андрей Рублёв.

-Что вы знаете о нём?

В 1988 г. был причислен Русской православной церковью к лику святых

О жизни Андрея Рублёва известно очень мало. И эти данные не точны. Ведь он жил более 500 лет назад.

Предположительно он родился 1370-1380 гг. в Московском княжестве в семье ремесленника, с детства увлекался иконой. Имя Андрей он получил при постриге в монахи, а его настоящее имя тоже неизвестно. Монашеский сан А. Рублев принял, скорее всего, в Троицком монастыре, где был в 90-е гг. 14 в. послушником у Никона Радонежского, преемника Сергия Радонежского

. Имя А. Рублева впервые упоминается в летописи, описывающей 1405 г.

Вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца «чернец Андрей Рублев» расписывает только что построенный Благовещенский собор Московского Кремля. Это свидетельствует о высоком мастерстве А. Рублева как художника, и хотя его имя в списке мастеров стоит на последнем месте, он, несомненно , принимал не меньшее участие в росписи собора, чем его старшие товарищи.

Имя А. Рублева впервые упоминается в летописи, описывающей 1405 г.

Вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца «чернец Андрей Рублев» расписывает только что построенный Благовещенский собор Московского Кремля. Это свидетельствует о высоком мастерстве А. Рублева как художника, и хотя его имя в списке мастеров стоит на последнем месте, он, несомненно , принимал не меньшее участие в росписи собора, чем его старшие товарищи.

— Далеко не все произведения кисти А. Рублёва сохранились. Я вам предлагаю посмотреть некоторые из них.

Живопись Андрея Рублева буквально перевернула духовное

сознание русских людей Средневековья. Раньше они видели в Боге образ, навязанный Византией, а именно образ строгого и карающего судьи. Иконы же А. Рублева стали завершающим этапом в становлении принципиально русского понимания Бога: умиротворенного, сострадающего, дающего людям надежду.

— А это самое знаменитое произведение Андрея Рублёва находится в Третьяковской галерее в Москве

Почему эта икона называется « Троица»?

В середине 20-х гг. 15 в. А. Рублев работает в Троицком монастыре. К этому же периоду предположительно относится и знаменитая икона «Троица» из Троицкого храма, но точная дата ее написания неизвестна. «Троица» была написана на сюжет об Аврааме и Сарре, у дома которых в тени деревьев расположились три ангела, которые представляли собой единого Бога в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Этот сюжет часто использовался в иконах, рядом с ангелами изображали также хозяев дома, Авраама и Сарру, а в самих ангелах можно было точно узнать и Отца, и Сына, и Святого Духа.

Но А. Рублев по-новому осмыслил и передал этот сюжет. На первый план он выдвинул фигуры ангелов, сидящих за столом, а на заднем плане оставил только силуэт дома и дуб. Дом как символ того ,что Бог отец является строителем , создателем всего. Дерево как символ мирового дерева , символ вечной жизни за спиной Бога Сына. Справа –Бог святой Дух, за спиной у которого гора. Это означает высоту помыслов Бога, ту высоту, которая является идеалом для каждой человеческой души. Вместе ангелы воплощают духовное Совершенство, к которому должен стремиться человек.

Таким образом, вся смысловая нагрузка легла на образы Бога. И вот здесь кроется главный смысл, который А. Рублев стремился передать: все ангелы равны друг другу, все они одно целое.

— Какие чувства вы испытываете , глядя на эту икону?………

« Троица» находится в Москве в Третьяковской галерее. Множество людей ,которые останавливались рассмотреть эту икону, чувствовали себя покойно, легко, свободно.

-Каким образом иконописцу удаётся достичь впечатления согласия, покоя ,гармонии?

Во-первых , устойчивостью композиции и её симметрией6 боковые фигуры ангелов равно удалены от центральной фигуры и склоняются к ней.

Во-вторых, тем, что три фигуры ангелов, образовывают круг.

В-третьих, повторяемость форм: очертания общего круга, в который замыкаются фигуры ангелов, ещё и ещё раз повторяются кругами –нимбами( сиянием) вокруг голов( ликов) ангелов, а очертания жертвенной чаши, которая стоит на столе, повторяются в очертаниях той части столика, которая находится в поле зрения и образовывается коленями ангелов

Что касается символики цвета в христианском религиозном искусстве, которое противопоставляло два мира- мир Бога и мир человека, все используемые иконописцами цвета также подчинялись этому противопоставлению.

Синий цветслужит для обозначения небесного, божественного мира,

красный-земного человеческого.

Чёрный греховности земной жизни,

Зелёный- сохранил связь с мифологическую символику: Цвет Мирового дерева, дерева жизни, а значит , вечной молодости.

Коричневый ИЗ КАКИХ ДВУХ ИЗ ДАННЫХ ЦВЕТОВ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ КОРИЧНЕВЫЙ ЦВЕТ? ЧТО ОН МОЖНТ ОБОЗНАЧАТЬ?

Смесь синего и красного, являясь воплощением связи божественного и человеческого миров.

Кто изображён в одеждах коричневого цвета?

( Иисус Христос он сын Бога и земной женщины и Богоматерь, саму Марию тоже изображают в коричневых одеждах т.к. она земная женщина, но мать самого Бога)

Белый безгрешность жизни в Боге.

Золотой- сохранил связь с мифологическим происхождением, просто он в христианской культуре не волшебный мир, но мир божественной истины.

-Почему у ангелов такие одежды-синие хитоны( внутри одежды)у боковых ангелов и коричневый у центрального?

— Почему у них плащи розового цвета?

( Два боковых ангела- воплощение Отца и Святого Духа- являются представителями исключительно небесного , божественного мира, поэтому цвет основных одежд, хитонов, у них-синий. Центральный ангел-Иисус Христос,- являясь воплощением Бога, является в то же время и человеком, поэтому в цвете его хитона находит выражение связь божественного, небесного мира с земным, человеческим, поэтому у него коричневый. Цвет верхних одежд-плащей намекает на какие-то другие индивидуальные особенности каждого представителя Божественной Троицы. Плащ Бога Отца- разбелённо- красный т.е. розовый: это указывает на то, что Бог Отец – создатель, архитектор всего земного мира,ведь земной мир обозначается красным цветом; плащ Бога Сына- синий, поскольку он так же, как и два других ангела, представляет небесные, божественные силы. Плащ Бога Святого Духа зелёный, поскольку самое молодое и неувядающее в каждом человеке -это его дух)

Троица символизирует то вено живое духовное начало, которое есть в каждом человеке: то начало, которое лежит в основании жизни, руководит жизнью каждого из нас и называется по –разному, например, совестью, нравственностью.

Давайте продолжим разговор о цветовом решении иконы,



_На что указывает использование золотого и белого цвета на иконе?

( Ангелы-вопощение безгрешности ичистоты, воплощение божественной истины)

_ Что вы можете сказать о выражении ликов?

( Лики у ангелов грустно задумчивые, сосредоточенные, одновременно и похожи( поскольку это разные представители Единого Бога), и разные( поскольку они выражают собой разные особенности Единого Бога)

— О чем эта икона?

О красоте , целостности и гармонии духовной жизни человека.

Мы попытались обсудить только одну сторону Троицы. Говорить о ней и раскрывать множество смыслов, которые вложил автор можно бесконечно.

Русские люди уверовали в свою силу, в свое окончательное освобождение.Вот эту веру, это предчувствие перемен выразил в своем творчестве Рублев. Он прозрел утро в самый темный час ночи.На мой взгляд, в этом и заключается высшее предназначение художника».А. Тарковский

Режиссе

В 1988 г. Андре Рублёв был причислен Русской православной церковью к лику святых Скульптор Олег Комов создал памятник А. Рублёву, который был установлен в Москве (13)

Великий сын Руси — Андрей Рублев (Волков Саша)Навек нас покорил своим уменьем!Седой монах, наверно, был таков,Он поражает силой вдохновенья!Кто видел моря, нeба синеву,Льняного поля нежное раздолье,Тот «Троицу» увидев, наявуПредставит рая дивного приволье

Когда у первых космонавтов спросили о том, как выглядит Земля из космоса, они ответили: «Голубая, как на фресках Рублева»








sitemap
sitemap