Классный час Великая Северная экспедиция В Беринга_29730



Классный час по теме «Великая Северная экспедиция Беринга». 4-й класс

Кучина Лариса Станиславовнаучитель начальных классов

Классный час в 4 классе по теме «Великая Северная экспедиция Беринга».

Цель: познакомить учащихся с важными историческими событиями, пробуждать интерес к истории Отечества, формировать личностно- ориентированное отношение к прошлому в современных условиях, развивать внимание, воображение, мышление, учить ориентироваться в исторической информации, воспитывать любовь и уважение к героям России, патриотизм, любовь к малой Родине.

Оборудование: энциклопедии по истории, географии, карта продвижения С. Дежнёва, Е. Хабарова, В. Беринга, карта Хабаровского края, мозаика (собрать кочи), кассета «Море, прибой, шторм.», фотографии  В. Пояркова, С. Дежнёва, Е. Хабарова, В Беринга.

Ход классного часа

Учитель: Тема классного часа « Великая Северная экспедиция В. Беринга. Сегодня мы узнаем об экспедициях великих землепроходцев, которые открыли и освоили земли Сибири и Дальнего Востока.

Ученик:

Землепроходцы пришли босые,Топором, прорубая путьНе забудь их, моя Россия,Добрым именем помянуть.Не найдёшь той минуты краше,Когда люди сказать могли:Всё здесь русское, всё здесь наше -От Москвы до конца земли.

Учитель: Широко и привольно на тысячи километров от Балтийского моря и предгорий Карпат до Тихого океана, от студёных северных морей до высокогорного Памира раскинулась наша родная земля.

Особенно необъятны просторы Сибири и Дальнего Востока. В их освоении – величие русского человека, который, невзирая на неисчисляемые трудности , шёл  «встреч солнца» в неизведанные дали, обживая их, возводил города, строил дороги,

Удивительна, богата история открытия и освоения Сибири и Дальнего Востока.

Это поистине летопись героических подвигов многих русских людей.

Об этих героических подвигах и пойдёт речь на классном часе.

За время классного часа нам нужно ответить на вопрос:

Какова главная цель экспедиций первопроходцев?

— Назовите имена первопроходцев.

Ученик:

*Ерофей Павлович Хабаров.

*Семён Иванович Дежнёв.

*Василий Данилович Поярков.

*Витус Беринг.

Учитель: На классном часе работаем по плану.

План (на доске).

1. Поход С.И. Дежнёва на Анадырь.

2. В.Д. Поярков добирается до реки Амур.

3. Е.П. Хабаров и его экспедиция.

4. Великая Северная экспедиция.

5. Дань уважения потомков великим землепроходцам.

— Сейчас мы подробнее узнаем об экспедициях первопроходцев.

Каждая группа самостоятельно готовила сообщения об экспедициях. В этих сообщениях вы услышите некоторые незнакомые слова.

Давайте прочитаем их и найдём значение этих слов в словарях Даля и Ожегова.

Ученик: Коча — палубное двухмачтовое мореходное судно, поменьше ладьи.

Острог — город, укрепленный частоколом.

Учитель: На партах у вас лежат карты-продвижения экспедиций. Следите по ним во время рассказов. Рассказы будут сопровождаться звуками морских просторов. Яростные волны, разбивающиеся о скалы. Крики чаек, ревущий ветер помогут вам увидеть вам всю сложность экспедиций.

Рисунок 1

Ученик: Рассказ о Семёне Ивановича Дежнёве.

Рисунок 2

Поход Дежнёва на Анадырь.

Семён Иванович Дежнёв родился и вырос в крестьянской семье в деревне Осиновская Волоко-Пинежской волости. Был связан с морем. Умел строить поморские суда. Был умным, храбрым, волевым, хорошим дипломатом.

В 1646 году Дежнёв узнал о реке Анадырь, которая славилась серебром и соболями.

Дежнёв и Попов повели свои кочи на юг в Тихий океан. Сентябрь- месяц штормов, суда получили серьёзные повреждения. На 102 день путешествия морской поход закончился. Отсюда Дежнёв с 24 спутниками перешли через горные хребты, и вышли на реку Анадырь.

Дежнёв стал руководить постройкой острога на Анадыре. Началось заселение нового края. Дежнёв открыл богатейшее лежбище моржей. Исследовал малые и большие притоки Анадыря. Собрал сведения о состоянии  льдов в море между Анадырём и Большим Каменным Носом.

Ученик: Рассказ о Василии Даниловиче Пояркове

Поярков Василий Данилович- потомок кашинских служивых людей. Человек сильный, предприимчивый, образованный. Русский землепроходец 18 века в 1643-1646 годах во главе отряда в 130 человек прошёл до Якутска по реке Лене, Алдан, вышел на реку Зея и затем на Амур. Целый год потребовался смельчакам , чтобы добраться до Амура. Весь путь Пояркова , как вехами , стал отмечен на Амуре появлением поселений, острогов.

По его следам пришёл в эти края Ерофей Хабаров. Началось освоение русскими людьми Приамурья.

Ученик:

Уже не Поярков с ватагой друзейГнал кочи свои против бури, А смелый Хабаров – казак ЕрофейСтоял на великом Амуре.

Рассказ о Ерофее Павловиче Хабарове

Рисунок 3

Ерофей Павлович Хабаров родом из Великого Устюга. Хабаров известен был как предприимчивый, дальновидный и грамотный человек.

«Послужить государеву делу»- присоединить богатый край к Русскому государству – эта цель была в планах Хабарова.

В путь с отважным землепроходцем отправилось 70 человек. Они вышли из Илимского острога в конце марта 1649 года. Путь был долгим и нелёгким .Почти через год добрались до Урки, впадающей в Амур.

В начале сентября 1651 года Хабаровы продолжали свой путь вниз по Амуру. Встретили новый народ. Провели зиму 1651-1652 года на мысе Джаори. За зиму построили 6 дощаников. Миновали устье Сунгари до Хитанского ущелья. В мае Хабаров поплыл назад, вверх по Амуру. Его экспедиция подходила к концу.

Великая Северная экспедиция Беринга.

Ученик: Рассказ о Витусе Ионасен Беринге

Рисунок 4

Витус Беринг родился в 1681 году в Дании. В 1703 году Беринг был приглашён Петром 1 на службу в Балтийский флот. В России Беринга часто называли Иваном Ивановичем.

В 1725 году учитывая отличное знание морского дела Беринга, назначили начальником Камчатской экспедиции, целью которой было решение вопроса о наличии пролива между Азией и Америкой.

Экспедиция собрала ценные сведения о шельфе Берингова и Чукотского морей, доказала, что в районе её плавания не обнаружено никаких естественных преград.

В 1733 году Беринг был назначен начальником Второй Камчатской экспедиции. Цель экспедиции — обследование побережий Ледовитого океана, изучение малоосвоенных путей Сибири и Дальнего Востока, исследование севера Тихого океана.

В1740 году корабль « Святой Пётр» под командованием Беринга и корабль «Святой Павел»- командир А. Чириков направились из Охотска к Камчатке. Здесь Беринг основал Петропавловск-на-Камчатке.

После зимовки направились на восток. 16 июля 1741 года Беринг достиг побережья Аляски.

К моменту подхода к острову на судне было много больных, не было воды и еды. Питались мясом котиков, моржей, тюленей. 8 декабря 1741 года тяжелобольной Беринг скончался. Оставшиеся в живых попали в Охотск лишь в 1743 году.

Учитель: Какова главная цель экспедиций первопроходцев? (освоение новых земель, завязывание торговых отношений, наладить обмен товарами).

Загадка.

Без рук, без ногНа брюхе ползётИ других везёт. (корабль)

На партах у вас лежат детали мозаики.

Рисунок 5

Соединив их вы увидите, на каких кочах совершали плавания члены экспедиций.

Ученик: Дань уважения потомков великим землепроходцам.

Семён Иванович Дежнёв.

Люди высоко ценят подвиг своего выдающегося соотечественника. В 1956 году на мысе Дежнёва был сооружён огромный обелиск, который служит и маяком. Он стоит на высоте 90 метров. В одной из четырёх сторон обелиска имеется ниша, в которой установлен бронзовый бюст отважного землепроходца и морехода. Имя Дежнёва присвоено мысу, бухте, хребту. И на Амуре есть село имени Дежнёва.

Василий Данилович Поярков.

Поярков — центр Михайловского района Амурской области — едва ли не единственное место, названное в его честь, но память жива о мужественном землепроходце и его товарищах, благодаря которым стал Амур нашей русской рекой, как старая матушка Волга.

Ерофей Павлович Хабаров.

Сегодня шумит трудовой Амур-батюшка. Несёт на себе грузовые баржи и красавцы теплоходы. Амурские волны омывают пристани многих больших городов и посёлков. И стоит на Амуре город, носящий имя славного русского землепроходца Ерофея Павловича Хабарова.

Витус Беринг.

Спустя столетия на месте погребения Беринга был сооружён памятник, заменивший старое надгробие. Он строг и прям. В основании — два каменных прямоугольника и чугунная плита с надписью:

1681-1741

Великому мореплавателюкапитану- командоруВитасу БерингуОт жителей Камчатки

Июнь 1966года

Учитель: Географические названия на карте нашей страны (Берингово море, остров Беринга, Берингов пролив)- дань уважения потомков этому мужеству.

Нелегко давалось нашим предкам присоединение к России Дальнего Востока.

Многими жизнями заплачено за каждую его пядь. Голод, суровые зимы и неизвестные болезни выкашивали, бывало, селения и остроги землепроходцев.

Но не сдавались первооткрыватели и устроители вновь обретённой для россиян земли, отстояли её для нас.

Как вы думаете, какими качествами обладали люди, о которых шла речь сегодня?

Ученик: Ум, храбрость, смелость, решительность, настойчивость, трудолюбие, любовь к Родине.

Задание на дом: написать рассказ о том, что вы отправились в экспедицию, с какими трудностями встретились, что интересного повстречали на своём пути.

Итог: О каких великих землепроходцах узнали на классном часе.



sitemap
sitemap