Классный час Я человек но какой_28358



Министерство труда и социальной защиты населения по Омской области

Казенное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Классный час

«Я человек, но какой?»

Провела: Ройтблат

Татьяна

Фёдоровна

Омск 2011г.

Классный час «Я человек, но какой?»

1 этап. Сообщается тема классного часа. Приводятся в качестве эпиграфа слова Карла Юнга. Обсуждаются вопросы.

Человек, без сомнения, хорош куда менее, чем он о себе думает или чем ему хотелось бы быть. Каждому из нас сопутствует в жизни Тень, и чем меньше она присутствует в сознательной жизни индивидуума, тем чернее и больше эта Тень. Если нечто низкое осознается, у нас всегда есть шанс исправиться. Более того, тогда оно находится в постоянном контакте с другими интересами и может благодаря этому постепенно измениться. Но если это низкое вытеснено и изолировано от сознания, то его уже никогда не исправить. Карл Юнг.

Вопросы для обсуждения:

Всякий ли человек личность?

Назовите качества настоящей личности.

Что должен делать человек, чтобы воспитать себя настоящей личностью?

Что такое счастье? Как вы это понимаете? Выскажите свою точку зрения, закончив предложение: «Счастье это …»

Какие качества личности необходимо развивать, чтобы добиться в жизни успеха?

В чем, с вашей точки зрения, заключается красота человека?

Зачем человеку другие люди?

Как бы вы ответили на вопрос: «В чем смысл жизни?»

Как оценить самого себя? Что для этого надо делать?

2 этап. Групповая работа.

Задание № 1. Раскройте черты юноши, который, по вашему мнению, является настоящим мужчиной.

Задание № 2. Раскройте черты девушки, которая, по вашему мнению, является обаятельной и привлекательной.

Задание № 3. Подберите слова, характеризующие современную молодежь.

Задание № 4. Что такое конформизм? Почему ученическому коллективу свойственно «стадное» поведение? Приведите пример такого поведения из жизни вашего класса. Почему вы сделали то же, что и все остальные? Разделяли вы в этот момент точку зрения лидера?

Задание № 5. Согласны ли вы с точкой зрения русского писателя Н.Г.Чернышевского: «…Каждый отдельный человек должник общества за свое умственное развитие»?

Задание № 6. Определите своё отношение к высказываниям: «Надменный и упрямый делает всё по-своему, не слушает ничьих советов и скоро становится жертвой своих заблуждений» (Эзоп); «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик» (Гёте).

3 этап. Письменные задания.

А сейчас мы все вместе письменно выполним предложенные задания. Каждый из вас должен предельно откровенно ответить на вопросы. Анализируя свои ответы, вы сможете сделать вывод о своих личностных качествах. Может быть, кто-то из вас поставит перед собой ещё и цели самосовершенствования.

Задание № 7. Закончите предложение: «Я живу для того, чтобы …»

Задание № 8. Выбираем свой вариант и заканчиваем выбранное предложение:

а) Я в основном хороший, потому что …

Я в основном плохой, потому что …

б) Я свободен и отвечаю за свои поступки, потому что …

Я зависим и не отвечаю за свои поступки, потому что …

в) Я в основном эгоистичен, потому что …



Я в основном заботлив и добр, потому что …

г) Мои убеждения воздействуют на мою личность, потому что …

Моя личность воздействует на мои убеждения, потому что …

д) Моя национальность – это …

е) Моя раса – это …

ж) Мужчина – это …

з) Женщина – это …

и) Брак – это …

к) Семья – это …

л) Закон – это …

м) Учеба – это …

н) Успех – это …

В результате обсуждения вопросов совместно с педагогом определяется современный идеал гармоничной личности. Затем приводятся слова Швейцера. Альберт Швейцер – нем.-францыслитель, протестантский теолог, миссионер, врач, музыковед и органист(1875-1965)). После чего делается обобщение и сообщаются признаки зрелой личности и качества деловой личности. Они распечатываются каждому ученику. Эти распечатки могут помочь учащимся в составлении плана самовоспитания.

Идеал культурного человека, как считал А.Швейцер, « есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность».

Признаки зрелой личности.

По-настоящему зрелой личностью мы можем считать только того человека, который прошел путь нравственного совершенствования и, развивая свой характер, смог достигнуть равновесия между волей, разумом и чувствами. Основой всех мыслей или поступков такого человека является любовь, обращённая к другим людям. Зрелая личность – это, прежде всего, человек, умеющий любить. Поэтому ему свойственны этические черты, выражающие его отношение к другим людям:

Бескорыстие – ставит интересы других людей выше своих собственных, великодушен, неэгоистичен.

Сыновняя почтительность – уважение, любовь и преданность родителям.

Верность – надёжен, верен, предан друзьям, семье, стране.

Жертвенность – готов пожертвовать собой в интересах других людей или важного дела.



Уважение – уважает других людей, их права, мнения, уважает собственность.

Терпимость – внимателен к мнению других людей, не имеет предубеждений и предрассудков.

Демократичность – готов воспринимать других людей как равных.

Сотрудничество – работает вместе с другими для достижения общих целей.

Сочувствие – испытывает страдание и боль от страданий и бед других людей, готов помогать другим, умеет глубоко сопереживать.

Умение прощать – готов забыть обиды, не стремится наказать или отомстить за причиненное зло.

Доброта – великодушен, чуток, предупредителен.

Готовность помочь – всегда готов оказать помощь всем, кто в ней нуждается.



Наряду с этим духовно зрелый человек обладает чертами, выражающими его отношение к себе:

Чувство собственного достоинства – верит в собственную ценность и способности, уверен в себе.

Ответственность – отвечает за собственные действия.

Честность – правдив, искренен, свободен от обмана и лжи.

Отвага – храбр, умеет преодолеть страх.

Самоконтроль – контролирует свои мысли, желания, чувства и поступки.

Душевное и физическое здоровье – обладает здравым, разумным отношением к жизни, имеет и поддерживает оптимальное физическое состояние.

Качества деловой личности

Творческие способности и профессионализм.

Умение организовать свою деятельность и найти своё место в жизни.

Умение находить выход из трудных ситуаций и конфликтов.

Умение отстаивать свою точку зрения, быть понятым и приятным окружающим людям.

Умение принимать рациональные решения и, не игнорируя законодательства, добиваться намеченных целей в различных сферах жизнедеятельности.

4 этап. Самоанализ

Теперь давайте поговорим о самоуважении и самооценке.

Объективная самооценка и самоуважение так же необходимы для нашего счастья, как солнечный свет и вода для растущего, здорового растения.

Самоуважение и самооценка – вовсе не то, что самовлюбленность, самоуверенность, или высокомерие. Часто люди, не обладающие настоящим чувством собственного достоинства, пытаются «доказать» другим, что они ничуть не хуже, и поэтому ведут себя намеренно вызывающе, из-за чего их легко счесть самоуверенными и высокомерными. Если же Вы хорошего мнения о себе, Вам не нужно «самоутверждаться» перед другими, просто потому, что Вам нечего утверждать. Вы тот, кто Вы есть. Утверждая собственное достоинство, научившись любить и ценить себя, гораздо легче увидеть и полюбить добро и других.

Люди с низкой самооценкой

Люди с высокой самооценкой

Уверены в глубине души, что не много стоят;

Боятся совершить ошибки;

Постоянно мечтают о физическом совершенстве;

Ограничиваются интересами и поступками, которые хорошо известны и безопасны;

Не умеют принимать комплименты;

В общении с другими прежде всего заботятся о производимом ими впечатлении;

Бывают либо болтливы и высокомерны, либо униженны и робки;

Или пытаются командовать другими, или позволяют вить из себя веревки;

Склонны к саморазрушительному поведению, например, к употреблению наркотиков, алкоголя;

Либо не принимают критики, либо приходят от неё в отчаяние.

Уверены в глубине души, что они обладают достаточной ценностью;

Делают ошибки и учатся на них;

Принимают свой физический облик таким, какой он есть, даже если он несовершенен;

Исследуют новые возможности и интересы, используя их как возможность для роста;

Спокойно воспринимают комплименты;

Непосредственны в общении с другими;

Пребывают в гармонии с собой и не чувствуют превосходства над другими людьми;

С уважением относятся к себе и другим;

Заботятся о своем физическом и эмоциональном здоровье;

Воспринимают критику как возможный путь роста.

Задание № 9. Перечислите основные желательные и нежелательные эмоции (чувства), которые вы испытываете по отношению к себе, другим, учебному заведению:

Желательные эмоции

Нежелательные эмоции

Я

Другие

Учебное заведение

Задание № 10. Напишите, как вы обычно ведёте себя, выполняя различные социальные роли и занимаясь различными видами деятельности:

Социальные роли, виды деятельности

Желательные поступки

Нежелательные поступки

Сын /дочь

Брат /сестра

Ученик

Гражданин

Работа

Спорт

Свободное время

Эта таблица для самоанализа. Проанализируйте свои социальные роли, своё отношение к различным видам деятельности. На основании своих записей сделайте вывод, какой вы человек. Можно ли вас назвать личностью? Сравните себя с тем идеалом, который мы описали ранее.

5 этап. Рефлексия

Учащиеся письменно отвечают на вопрос: «Какие выводы для себя я сделал на этом классном часе?»








sitemap
sitemap