Классный час Древо жизни или Что в имени моем_26111



«Древо жизни» или «Что в имени моем?» классный час

проведенный 10. 03. 10 в 4 классе Учитель: Сечко О. М.

Мимо текла, текла река,

Плыли по небу облака,

Шел человек, была дорога нелегка.

И человек мечтал о том,

Что он построит где-то дом

И поселится счастье с ним в доме одном.

Если порою он сдавал,

То неизменно напевал

Песню любимую свою, ту, что я пою.

Дом, как известно всем давно, —

Это не стены, не окно,

Даже и стулья за столом — это не дом.

Дом — это там, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Яростным, добрым, нежным, злым, еле живым.



Дом — это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом — это твой дом.

Ведущий: Вы хотите увидеть себя в зеркале, но не в простом зеркале, а в зеркале истории своей семьи, своего рода? Ведь родословные есть не только у великих и царствующих. В роду каждого из вас тоже есть свои захватывающие страницы о любви, жизненных традициях и героизме.

появляется мальчик.

Ведущий: Здравствуй, ты кто такой, как тебя зовут? .

Девочка. Зовут Зовуткой, а величают Уткой!

Ведущий: Это что за имя такое — Зовутка? (обращаясь к залу). Ребята, давайте мы нашему гостю дадим настоящее имя и сделаем это так, как делали все родители на Руси в давние времена. Тогда регистрация новорожденных производилась только церковью, и священник на выбор предлагал несколько имен святых, которые значились в специальной книге — святцах — на день рождения ребенка.

Слайд 2 Посмотрим… Сегодня 10 марта- По народному православному календарю день Тараса Кумошника. Полагают, что в день Тараса-кумошника опасно ложиться спать перед закатом солнца: можно наслать кумоху (лихорадку). По церковному календарю это день Святого Тарасия архиепископа Константинопальского.

(Обращаясь к мальчику). Тарас, мы поздравляем тебя с таким замечательным именем.

Ведущий: Ребята, а вы представляете, как волновались ваши родители, когда выбирали вам имена? Они вложили в них всю свою любовь и большие надежды. Поэтому назвали вас Александрами — «настоящими мужчинами», Алексеями — «защитниками», Иринами — с греческого языка: «мирными», Еленами — значит «светлыми», Екатеринами — значит «чистыми».

Ведущий: Сейчас я предлагаю посмотреть на экран и узнать, что же означают имена ребят нашего класса.

Тарас (обращаясь к ведущему): Хочу фамилию…

Слайд 18

Ведущий: Знаешь ли ты, что просишь? Ты просишь много рабов, которые бы принадлежали тебе одной..

Тарас. Нет! Не надо мне рабов. Я хочу фамилию.

Ведущий: Не обижайся, просто в Древнем Риме римская фамилия обозначала «совокупность принадлежащих одному человеку рабов». Хорошо, что в наши дни все изменилось, и мы сейчас в этом убедимся.

Сообщение

Ежедневно мы слышим, читаем, произносим или пишем десятки фамилий наших друзей, родственников, знакомых. У каждого человека есть фамилия, которая записана в паспорте, свидетельстве о рождении. Однако, не смотря на это, не многие из нас задумываются над происхождением или возрастом своей фамилии. Запомнив с детства, мы на протяжении всей жизни повторяем ее как нечто раз и навсегда данное и очень значимое.

Как ни странно это звучит, но до конца 18-середины 19 века фамилия оставалась привилегией только аристократов. У большинства же фамилии официально не признавались, поэтому помимо имен у наших предков были только отчества и прозвища.

Ведущий: А Сейчас ребята расскажут, что узнали о своих фамилиях.«Что означает твоя фамилия?».

Слайд 19

Ведущий: Вы, знаете, что в семье Голиковых (А. Гайдара) очень любили ставить спектакли, а в семье последнего русского царя Николая II увлекались фотографией. Предлагаю рассказать и вам о ваших семейных хобби.

«Хобби семьи».

Ведущий: Кто все штопает и вяжет?

Кто поможет и подскажет? Раньше всех всегда встает? Кто печет оладушки? Это наши… (бабушки)

Ведущий приглашает от каждой семьи бабушек и дедушек с внуком или внучкой. Можно участвовать одной бабушке или одному дедушке, но обязательно с внуком (внучкой).

Ведущий: Отношения между старшим и младшим поколением в семье можно назвать так — «любовь с первого взгляда». И свой конкурс мы проведем по принципу популярной телеигры.

Первый конкурс «Найти внука»

Бабушкам (дедушкам) завязывают глаза и выстраивают в шеренгу. Перед ними выстраиваются их внуки (внучки). Затем внуки громко рассчитываются по порядку. Бабушки (дедушки) должны после этого по голосу узнать своего внука и с завязанными глазами определить его, т.е. назвать номер своего внука (внучки).

Второй конкурс «Единомыслие» Играющим выдаются листы бумаги и карандаши (ручки). Необходимо на каждое задание ведущего в письменном виде ответить на него и бабушке (дедушке), и внуку (внучке). Та пара, чьи мнения совпали, получает поощрительное очко. Примерные задания-вопросы:

— Какую телепередачу ваш внук смотрит с особым удовольствием?

— Какой школьный предмет особенно удается вашему внуку?

— Любимое увлечение вашего внука.

— Как зовут самого близкого друга вашего внука?

— Как зовут соседа по парте в школе?

— Назовите дату дня рождения бабушки (дедушки).

— Назовите дату дня рождения внука (внучки). После подведения итогов на сцене появляется

Ведущий: Добрые дети — дому венец, худые дети — дому конец! Видите, ребята, как много зависит от вас. Постарайтесь же овладеть наукой «как не обижать своих родных». К сожалению, ее не преподают в школе, но этому можно научиться самому, если только очень захотеть. Чтобы ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сестры были счастливы. Сегодня, когда придете домой, не забудьте их обнять и сказать, что вы их очень любите!

Самоанализ открытого классного часа на тему: «Древо жизни» или «Что в имени моем?» проведенный 10. 03. 10 в 4 классе Учитель: Сечко О. М.

Цели:

Познакомить учащихся с историей происхождения их имен, фамилий.

Прививать любовь к истории своего рода, своей страны.

Развивать любознательность, наблюдательность

Воспитывать уважительное отношение к родным, близким.

Перед классным часом была проведена большая работа по подборке материала по значению имен, составлению презентации. За несколько дней до классного часа было создано «семейное настроение», ребята вместе с родителями готовились к нескольким конкурсам-заданиям («Что означает твоя фамилия?», «Хобби семьи»). На урок приглашались все члены семьи каждого ученика.

Классный час проводился в классе, в котором ребята постоянно занимаются, (это помогло снять волнение перед выступлениями, еще больше способствовало созданию семейного, уютного настроения). Но, столы были убраны, а стулья стояли так, что все: и родители, и дети находились в одном тесном кругу. Уже эта необычная обстановка вызвала интерес, расположила учащихся на работу.

Начался классный час с декламирования учителем слов песни «Дом».

После небольшого вступления появился мальчик (ученик в народной рубашке), которому пришлось выбирать имя по старо-русскому обычаю.

Далее из презентации ребята узнавали, что же означают имена ребят нашего класса, имя учителя было наряду с детскими именами. Этот этап ребят очень заинтересовал. Ребята внимательно и с интересом слушали информацию не только про свое имя, но и про все остальные. Поддержанию интереса способствовало и то, что на слайдах присутствовали фотографии.

Следующий этап – сообщение о том, когда и при каких обстоятельствах появились фамилии. К сожалению, ученица растерялась и не смогла своими словами рассказать, а просто прочитала с листочка. Сообщение не достигло той цели, с которой планировалось. Далее ребята рассказывали о значении своих фамилий. Родители активно помогали, видно было, что их это занятие тоже захватило. Из 18 человек только трое (интернат, д/д) не смогли ничего сказать о своих фамилиях. Я надеюсь, что ребята на этом не остановятся, и на протяжении жизни будут искать какие-то сведения о своем роде, о своих родных.

Когда ребята рассказывали о «хобби семьи», оказалось, что в основном родители играют с ними в развивающие игры, настольные, рисуют, занимаются рукоделием (с девочками). И только в двух семьях читают литературу(надо отметить, что у этих ребят самая высокая техника чтения).

Конкурс «Найди внука» провести не удалось, т.к. бабушки не смогли подойти, а вот конкурс «Единомыслие» был переделан для участия в нем родителей. Этот конкурс показал, что родители не достаточно близки со своими детьми, некоторые даже не знают с кем сидит их ребенок за партой, и что смотрит по телевизору. А дети не знают даты рождения бабушек и дедушек.

Но отрицательный результат тоже результат. Детям и родителям было немного стыдно. А на следующий день почти все ребята наперебой отрапортовали даты рождения бабушек, дедушек, мам, пап, сестер и братьев.

В заключение прозвучали пословицы о значимости родных людей. На протяжении всего урока царила атмосфера добра и семейного благополучия.

Я считаю, что классный час прошел успешно и цели своей достиг.

чтобы.

«Древо жизни» (Сценарий семейного праздника)

Праздник можно провести в актовом зале, в классе с чаепитием. Сценарий приемлем и для детей младшего школьного возраста, и для подростков. На сцене оформлено раскидистое дерево с листочками.

Примерное описание праздника

Мимо текла, текла река,

Плыли по небу облака,

Шел человек, была дорога нелегка.

И человек мечтал о том,

Что он построит где-то дом

И поселится счастье с ним в доме одном.

Если порою он сдавал,

То неизменно напевал

Песню любимую свою, ту, что я пою.

Дом, как известно всем давно, —

Это не стены, не окно,

Даже и стулья за столом — это не дом.

Дом — это там, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Яростным, добрым, нежным, злым, еле живым.

Дом — это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом — это твой дом.

Ведущий: Вы хотите увидеть себя в зеркале, но не в простом зеркале, а в зеркале истории своей семьи, своего рода? Ведь родословные есть не только у великих и царствующих. В роду каждого из вас тоже есть свои захватывающие страницы о любви, жизненных традициях и героизме.

Звучит первый куплет песни Г. Гладкова и Ю. Кима «Точка, точка, занятая». Из «ствола» «древа жизни» появляется маленькая девочка. Она шалит под музыку, исполняет разные танцевальные и гимнастические движения.

Ведущий: Здравствуй, ты кто такая, как тебя зовут? .

Девочка. Зовут Зовуткой, а величают Уткой!

Ведущий: Это что за имя такое — Зовутка? (обращаясь к залу). Ребята, давайте мы нашей гостье дадим настоящее имя и сделаем это так, как делали все родители на Руси в давние времена. Тогда регистрация новорожденных производилась только церковью, и священник на выбор предлагал несколько имен святых, которые значились в специальной книге — святцах — на день рождения ребенка. Посмотрим… (Организаторам праздника необходимо на день проведения встречи узнать «святые имена» и их значения. В данном случае — женское имя). Сегодня 14 марта, а 14 марта — это день Евдокии. Между прочим, Евдокиетд звали жену полководца Дмитрия Донского. С днем святой Евдокии связана народная примета: если в этот день курица сможет из лужи напиться, т.е. растает снег, значит, весна будет урожайная. Отсюда и поговорка: «Пришла Евдокея — мужику затея, соху точить, борону чинить!» (Обращаясь к девочке). Ду-няша, мы поздравляем тебя с таким замечательным именем.

Ведущий: Ребята, а вы представляете, как волновались ваши родители, когда выбирали вам имена? Они вложили в них всю свою любовь и большие надежды. Поэтому назвали вас Александрами — «настоящими мужчинами», Алексеями — «защитниками», Иринами — с греческого языка: «мирными», Еленами — значит «светлыми», Екатеринами — значит «чистыми». Ведущий: А я попрошу подняться всех «победителей», т.е. Николаев и Викторов. Попрошу вас подойти ко мне и победить в небольшом конкурсе. (Предлагается простейший конкурс — кто быстрее надует шар и у кого он быстрее лопнет. Победитель получает приз. В конкурсе принимают участие мальчики, папы и дедушки с этими именами ).

Ведущий: Сколько еще есть замечательных имен! Вот Михаил — «равный Богу», Лариса — «подобная чайке». А Петр — «каменная глыба». От мужественных воинов — викингов пришли к нам имена Игорь, Олег и Ольга. Даже такое родное русское имя Иван — древнееврейское слово, которое переводится как «Бог помиловал».

Дуня (обращаясь к ведущему): Хочу фамилию…

Ведущий: Знаешь ли ты, что просишь? Ты просишь много рабов, которые бы принадлежали тебе одной..

Дуня. Нет! Не надо мне рабов. Я хочу фамилию.

Ведущий: Не обижайся, просто в Древнем Риме римская фамилия обозначала «совокупность принадлежащих одному человеку рабов». Хорошо, что в наши дни все изменилось, и мы сейчас в этом убедимся. Посмотри на наше «древо жизни», на нем выросло несколько листочков, а на них — фамилии. Выбирай любую, узнавай о ней побольше и бери сама себе фамилию.

Идет конкурс «Что означает твоя фамилия?». На листочках написаны фамилии всех семей, присутствующих в зале. Если семей мало, то в конкурсе участвуют все, если же семей много, то «Дуня» сама приглашает на конкурс несколько семей. Обрывая листочки, читает фамилию и предоставляет слово семье. Членам семьи необходимо кратко рассказать об истории своей фамилии, своей семьи, почему выбраны такие имена у всех членов семьи. «Дуня» и ведущие определяют победителей.

Ведущий: А теперь предлагаем поделиться своими семейными секретами. В каждой семье, порой из поколения в поколение, передаются семейная песня, любимый танец или прибаутка. Напойте нам всем свою общую песню или станцуйте.

Если участников немного, то можно устроить конкурс семейного танца или песни.

Ведущий: Вы, наверно, знаете, что в семье Голиковых (А. Гайдара) очень любили ставить спектакли, а в семье последнего русского царя Николая II увлекались фотографией. Предлагаем рассказать и вам о ваших семейных хобби.

Идет конкурс «Хобби семьи». Этот конкурс можно и не оценивать, но дать поощрительные очки за оригинальность, эмоциональность рассказа.

Ведущий: Один английский джентльмен всю жизнь коллекционировал носовые платки. У него их было 2 тысячи и не было двух похожих. А как у вас обстоят дела с носовыми платками? Внимание: конкурс-шутка, конкурс-сюрприз! Внимательно посмотрите, сколько в вашей семье носовых платков. Тем семьям, количество платков у которых в данный момент окажется больше, присуждаются дополнительные поощрительные очки.

Ведущий: Кто все штопает и вяжет?

Кто поможет и подскажет? Раньше всех всегда встает? Кто печет оладушки? Это наши… (бабушки)

Ведущий приглашает от каждой семьи бабушеки дедушек с внуком или внучкой. Можно участвовать одной бабушке или одному дедушке, но обязательно с внуком (внучкой).

Ведущий: Отношения между старшим и младшим поколением в семье можно назвать так — «любовь с первого взгляда». И свой конкурс мы проведем по принципу популярной телеигры.

Первый конкурс «Найти внука»

Бабушкам (дедушкам) завязывают глаза и выстраивают в шеренгу. Перед ними выстраиваются их внуки (внучки). Затем внуки громко рассчитываются по порядку. Бабушки (дедушки) должны после этого по голосу узнать своего внука и с завязанными глазами определить его, т.е. назвать номер своего внука (внучки).

Второй конкурс «Единомыслие» Играющим выдаются листы бумаги и карандаши (ручки). Необходимо на каждое задание ведущего в письменном виде ответить на него и бабушке (дедушке), и внуку (внучке). Та пара, чьи мнения совпали, получает поощрительное очко. Примерные задания-вопросы:

— Какую телепередачу ваш внук смотрит с особым удовольствием?

— Какой школьный предмет особенно удается вашему внуку?

— Любимое увлечение вашего внука.

— Как зовут самого близкого друга вашего внука?

— Как зовут соседа по парте в школе?

— Назовите дату дня рождения бабушки (дедушки).

— Назовите дату дня рождения внука (внучки). После подведения итогов на сцене появляется

«Дуняша» с сундуком.

Ведущий: Что это за сундук?

«Дуня»: Нашла. Интересно, чей он и что в нем?

Ведущий: Товарищи, чей сундук? Не признаются. Тогда откроем и посмотрим, что в нем.

Ведущие открывают сундук и по очереди достают из него «семейные реликвии». Если вещь невозможно поместить в сундук, то пишется записка. Показывая залу реликвию или зачитывая записку, семья должна угадать и кратко, но ярко рассказать о своей семейной реликвии. Идет конкурс «Семейная реликвия».

Дуня: А здесь есть еще один предмет. (Вынимает большую конфету.) Это леденец. Леденец — это нашей игре конец! (Предлагает жюри назвать итоговый счет конкурса. Призы вручаются командам-семьям.)

Ведущий: Добрые дети — дому венец, худые дети — дому конец! Видите, ребята, как много зависит от вас. Постарайтесь же овладеть наукой «как не обижать своих родных». К сожалению, ее не преподают в школе, но этому можно научиться самому, если только очень захотеть. Чтобы ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сестры были счастливы. Сегодня, когда придете домой, не забудьте их обнять и сказать, что вы их очень любите!

В ходе вечера могут быть использованы шутки и розыгрыши, дополнительные конкурсы, музыкальные паузы и танцевальные номера. Но важно, чтобы атмосфера добра и семейного благополучия царила на протяжении всего праздника. И не забудьте: слишком затягивать вечер не стоит — могут устать и ребята, и взрослые.

Желаем успехов!








sitemap
sitemap