Классные часы



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

Сельского поселения «Село Новый Мир»

Классный час «Русские посиделки»

Учитель начальной школы Верхотурова Тамара Викторовна

2012

Оглавление

Введение……………….…………………………………………………………………………….….3

1 Ход классного часа…………………………………………………………………………………..4

1.1 Приветствие………………………………………………………………………………………..4

1.2 Потешки и пословицы………………….………………………………………………………….5

1.3 Частушки……………………………………………………………………………………………7

1.4 Русские народные песни…………………………………………………………………………..7

1.5 Народные игры……………………………………………………………………………………10

Заключение……………………………………………………………………………………………12

Библиографический список………………………………………………………………………….13

Введение

В нашей современной жизни, заполненной компьютерными технологиями и интернетом, у детей проявляется интерес к тому, как отдыхали их сверстники, девушки и парни в прошлом веке. Им интересно знать, как когда-то их бабушки и дедушки, проводили свободное от работы время, знакомились, выбирали спутников жизни. Как в этом им помогали деревенские посиделки. Молодые люди, того времени, собирались за околицей своих поселений или в горнице, Туда же приходила молодежь из соседних сел. Песни, хороводы, пляски, шутки помогали раскрыть душевные качества, характер, продолжить традиции дедов в выборе жениха (невесты). Через хороводы передавалось тепло рук, доброта, веселое настроение, эмоциональный задор. Через участие в классном часе, дети приблизились и почувствовали дух того времени, используя устное народное творчество.

Целью данного классного часа является формирование представление о русской избе с ее атрибутами, как проводили свободное время девушки и парни, показать русские народные песни и игры, пословицы и прибаутки, частушки.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Познакомиться с русскими народными песнями, танцами, песенными хороводами.

2. Выучить пословицы о труде, лени, песни для хоровода.

3. Приготовить русские народные костюмы (мальчикам: рубашку белую обшить тесьмой, фуражку с цветком, девочкам: сарафан или юбка с блузкой, на голове атласная ленточка).

При подготовки классного часа ребята встречались с ветеранами сельского поселения. Проведены часы общения об истории возникновения села Новый мир, использовались предметы быта из школьного музея.

1 Ход классного часа

1.1 Приветствие

Хозяюшка – музыкальный руководитель.

Ведущая – учитель начальной школы.

Звучит музыка. Входят гости, родители, ученики.

Х- Здравствуйте гости дорогие!

Проходите, милости просим

К нам на русские посиделки.

В старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы, собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали- коротали длинные зимние вечера вместе, устраивали деревенские посиделки. Как говорится в русской пословице «От скуки бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидел, кто на полотенце красивый узор вышивал. Другие из дерева ложки, да плошки вытачивали. Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся. Работа у них спорится!

-И мы сегодня собрались в моей горнице на посиделки.

В-Собирайтесь девицы,

Собирайтесь красные!

Кудель прясть,

Сарафан вышивать,

Да дружка поджидать!

Девочками исполняется песня «Пряха». Они поют во время работы: вышивают, вяжут.

В низенькой светелке

Огонек горит,

Молодая пряха

Под окном сидит.

Молода, красива,

Карие глаза,

По плечам развита

Русая коса.

Русая головка,

Думы без конца…

Ты о чем мечтаешь,

Девица-краса?..

В низенькой светелке

Огонек горит,

Молодая пряха

Под окном сидит.

Стук в дверь.

В- Ой, девочки, гости к нам идут на посиделки!

Появляются мальчики, проходят по кругу под музыку, называя себя.

В- Проходите, гости дорогие, рады Вам!

Мальчики рассаживаются на стульчики под музыку.

1.2 Потешки и пословицы

В- В народе говорят : «Слово – серебро, молчание – золото». Молчать мы и дома можем. А кто может нас словом потешить? Может, кто знаем небылицы в лицах, которые сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки, да творят потешки?

Мальчики 1. –Федул, чего губы надул?

-Кафтан прожег.

-Можно и зашить.

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра?

-Да один ворот остался.

2. –Фома, что из леса не идешь?

-Да медведя поймал.

-Так веди его сюда!

-Да он не идет.

-Так сам иди!

-Да он меня не пускает!

3. –Иван, зануздай лошадь мою!

-А ты что же?

-Да, вишь ломоть!

-Ну положи в шапку!

-Да, не лезет!

4. –Лень! Отвори дверь!

-Подай кочергу, отворю.

-Лень, отвори! Дом сгорит!

-Хоть сгорю, да не отворю.

Мальчик –Под малиновым кусточком

Шелкова трава растет.

Под рябиновым кусточком

Наша (Катя, Аня, …) платье шьет.

Девочка –Иголка, иголка, ты тонка и колка,

Не коли мне пальчик, шей сарафанчик.

Х –А в народе говорили: « Какова пряха, такова и рубаха.»

Девочки поют песню «Прялица», заводят малый хоровод. Потом садятся на свои места.

-Позолоченная прялица,

Мы прядем, а нитка тянется,

Мы прядем, а нитка тянется,

Нам работа наша нравится.

В – Весело поется, весело прядется. Много сложено пословиц о трудолюбии русского народа. Давайте их вспомним.

Дети — Дело мастера боится

-Без дела жить, только небо коптить.

-Маленькое дело лучше большого безделья.

-Есть терпение, есть и умение.

-Землю солнце красит, а человека труд.

-Летний день, год кормит.

-Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

-Мала пчелка, да и та работает.

-Поскорей подрастай, да к работе поспевай.

-Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.

-Птицу видно в полете, а человека в работе.

-Работай до поту, поешь в охоту.

-Труд кормит, а лень портит.

В –А я вам другую пословицу напомню «Спишь, спишь и отдохнуть некогда!»

-Про кого она? (про лень)

-Какие знаете пословицы про лень?

Дети -Скучен день до вечера, коли делать нечего.

-Лентяй, да шалопай два родных брата.

-Хочешь есть калачи не сиди на печи.

-Проленишься, хлеба лишишься.

-У нашей неряхи ни одежи, ни рубахи.

-Кто много лежит, у того и бок болит.

-Беленькие ручки, чужие труды любят.

-Отчего кот гладок? Поел, да и набок.

-Ранняя птичка носок очищает, а поздняя глазки открывает.

-Делу время, потехе час.

-Кончил дело, гуляй смело.

Х –А не засиделись ли мы за работой? Поря нам и поразмяться, повеселиться. Заведем-ка мы хоровод!

-Я приглашаю вас за околицу. Где это? Что там можно делать? (Звучит песня) Что это за песня? Исполняется песня «Со вьюном я хожу».

-Что такое вьюн? Что можно делать под эту музыку?

Как называется такой танец? (Хоровод).

Как хороводы водили? (Ходили по кругу змейкой, косичкой, в два круга ) и мы попробуем исполнить хоровод в движении

Слова хоровода

1. Со вьюном я хожу с золотым я хожу.

Я не знаю куда вьюн положить,

Я не знаю куда вьюн положить.

2. Положу я вьюн,

Положу я вьюн.

Положу я вьюн на правое плечо,

Положу я вьюн на правое плечо.

3. А со правого, а со правого,

А со правого налево положу,

А со правого налево положу.

4. Я ко молодцу ( ко девице)

Я ко молодцу

Я ко молодцу иду, иду, иду

Поцелую, да и прочь пойду. (или положу я вьюн,

да играть пойду)

Дети несколько раз заводят хоровод с разными окончаниями , после этого садятся на стульчики.

В – Загадаю я вам загадки, а отгадки в моей горнице находятся.

1. То толстеет, то худеет

На весь дом голосит. (гармошка)

2. Сама не ест, всех кормит. (ложка)

-А вот в эту звонкую свистульку я попробую поиграть. (играет плясовые наигрыши)

В — Гармошка заиграет, глаза засияют.

Щеки запылают! Кто плясать умеет?

Посмотрим!

Начало пляски с выходом 2,3 мальчика, затем все вместе (идет пляска).

1.3 Частушки

В –Ну, устали! Как плясали! Молодцы! Садитесь отдохните!

Где песня льется, там легче живется.

Запевай песню шуточную, песню шуточную – частушечную!

Проводится игра в шарик.

Шарик передается по кругу, не забываем и гостей. Как музыка остановится, у кого шарик в руках останется тот поет частушку. Начали!

1. -На окошке два цветочка

Голубой, да аленький .

Я парнишка боевой

Хоть и ростом маленький!

2. -Моя прялка не прядет,

Колесо не вертится.

Не дождусь, когда придет,

Он, наверно, сердится.

3. -Не стой, миленький в порожке

Небольшая тебе честь.

Иди сядь ко мне на лавку

Для тебя местечко есть.

4. –Балалаечка – гудок

Свое дело знает.

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

5. –Эй, топни ногой,

Топни маленькая.

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая!

6. –Полотенце вышивала

Петухами, утками.

Я миленка поджидала

Часами, минутками.

7. –Скоро, девица, Покров,

Скоро, нам гуляночка.

Скоро, скоро заиграет

Милого тальяночка.

Х – Ну повеселились на славу! Много частушек знаете! А о песне пословицы знаете?

Дети -Поет песню тот, у кого голос хорош.

-Поется там, где воля.

-Песню играть, не в поле орать.

— Либо ткать, либо прясть, либо песни петь.

-Соловья за песни кормят.

1.4 Русские народные песни



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap