КЛАСС АНСАМБЛЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



КАФЕДРА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МГГУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МУРМАНСКА СРЕДНЯЯ общеобразовательная ШКОЛА № 42

В.И.МАЛАХОВ

КЛАСС АНСАМБЛЯ

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Мурманск

2011

раздел 1. Программа учебной дисциплины

1.1. Автор-составитель: В.И.Малахов, педагог дополнительного образования МОУ СОШ № 42 г. Мурманска

1.2. Рецензенты: А.М.Трудков, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования МГПУ

Е.Е.Скиридонова, директор

Кольской районной детской школы искусств

1.3. Пояснительная записка.

Воспитательная функция музыкального искусства состоит в извлечении, передаче и освоении подрастающим поколением общественно-сформированного чувственно-эмоционального опыта, который выступает в роли фактора сугубо человеческого развития и как совокупность самых различных отношений, из чего слагаются важнейшие основы поведения человека в обществе. В этом контексте музыкально-воспитательная деятельность – это функциональная динамическая система, обеспечивающая в педагогически целесообразных формах процесс художественно-музыкальной коммуникации, освоение школьниками ценностей мировой музыкальной культуры.

Требования современной личностно-ориентированной педагогики к гуманизации образовательной системы диктуют необходимость, в первую очередь, эстетизации школьной среды, которая предстает как доминирующий фактор гармоничного развития личности ученика. Гуманистическое музыкально-эстетическое воспитание способствует признанию одной из приоритетных ценностей личности обучающегося, гармонизация интересов субъектов музыкально-воспитательного процесса, взаимоотношений и условий их личностного саморазвития.

Класс ансамбля – одна из исполнительских дисциплин в системе музыкально-эстетической работы в условиях общеобразовательной школы. Разнообразие функциональной направленности профессиональной деятельности педагога-музыканта диктует необходимость достижения основной цели настоящего курса – формирование музыкальной культуры обучающихся на основе овладения ими комплексом знаний и умений игры в школьных ансамблях самых различных инструментальных составов.

Реализация данной цели обусловливает следующие задачи курса:

развитие музыкальных способностей школьников;

расширение художественно-музыкального кругозора детей;

развитие у начинающих музыкантов исполнительских умений в области ансамблевого музицирования;

формирование исполнительского ансамблевого репертуара, имеющего профессионально-педагогическую направленность.

Результатами освоения курса ансамбля должны выступить следующие знания и умения обучающихся:

Знания:

жанровых и стилистических особенностей различных явлений целостной музыкальной культуры;

акустических особенностей различных инструментов;

закономерностей исполнения сольной и сопровождающей партий;

смысловых нагрузок различных ансамблевых партий (фон, диалог, контраст и др.).

Умения и навыки:

слушать и понимать художественные намерения солиста;

находить соответствующую сбалансированную палитру темброво-динамических красок;

вносить изменения в ансамблевую партию в зависимости от художественно-технических задач и исполнительских ситуаций.

1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы

На осуществление репетиционных занятий по классу ансамбля учебным планом отводится по 2 часу в неделю. Основная форма занятий – групповая. С целью нивелирования пробелов в исполнительском багаже участников ансамбля проводятся индивидуальные занятия с отдельными учащимися. Наиболее эффективная форма представления результатов учебно-музыкальной деятельности обучающихся – показ разученного на репетициях музыкального материала путем участия ансамблей в концертно-просветительской деятельности общеобразовательной школы.

1.5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Игра в ансамбле предполагает воспитание музыкального вкуса и интеллекта школьников, расширение их музыкального кругозора в процессе освоения переложений лучших образцов классической исполнительской литературы, оригинальных ансамблевых сочинений, высокохудожественных явлений современной музыки и народного музыкального творчества.

К основным задачам по организации школьного ансамблевого музицирования следует отнести развитие у обучающихся ансамблевых навыков, в число которых входят:

«чувство партнера»;

умение слышать солиста и помогать ему в воплощении художественно-исполнительских намерений;

навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий.

Огромное значение для плодотворных занятий в классе ансамбля представляет реализация межпредметных связей, позволяющих воедино связать различные знания и умения из области музыкального искусства (в том числе полученные в процессе освоения детьми учебного предмета «Музыка»).

Педагогу в условиях внешкольной музыкально-воспитательной работы необходимо перекладывать музыкальный материал из классического и народного ансамблевого репертуара для актуальных детских инструментальных составов. Желательным условием для успешного освоения курса ансамбля является создание на базе контингента школьников смешанных ансамблей различных инструментальных составов вне жесткой привязки к классическому или народному инструментарию. Это позволит обогатить ансамблевый слуховой опыт обучающихся разнообразным тембровым звучанием, умениями соотносить в ансамбле различные колористические пласты.

Детские ансамбли, создаваемые в условиях внешкольной музыкально-воспитательной работы, могут отличаться как разнообразием инструментария, так и численностью состава в зависимости от художественных намерений тех руководителей, в классе которых начинающие музыканты овладевают навыками ансамблевой игры. Таким образом, ученики-баянисты (аккордеонисты, домристы, балалаечники и т.д.) могут участвовать не только в однородных ансамблях родственных инструментов (дуэты, трио, квартеты и т.д.), но и музицировать совместно с пианистами, флейтистами, гитаристами, скрипачами и др.

Функционирование школьного ансамбля должно органично сочетать технологическую и художественную стороны исполнения, где первая выступает в качестве фундаментального средства воплощения художественного замысла. Технологическое значение ансамблевого музицирования проявляется в форме звучания материала, организации самой звучности, ее качестве и технике. Основными компонентами технологии ансамблевой игры являются:

интонация – горизонталь;

строй – вертикаль;

тембр – характер звука;

динамика – сила звука;

ритм – соотношение в длительности звуков;

агогика – единство движения участников ансамбля;

артикуляция – единство произношения.

В процессе ансамблевой игры его участникам необходимо добиваться не только единства технических приемов, но и выполнения нюансов, нахождения единых градаций соподчиненности выразительных средств и единого эмоционального тонуса исполнения. Совместную ансамблевую игру нужно предварять разучиванием отдельных инструментальных партий вплоть до мельчайших оттенков, а уже потом соединять, что сделать очень легко, когда выучено. Данная методика работы со школьным ансамблем в полной мере обеспечит согласованность, сравнение и соответствие внутренних связей, прочность и стабильность звучания.

Работа в классе ансамбля направлена на воспитание чувства ответственности школьников за качество освоения собственной партии, формирование навыков ритмической согласованности и устойчивости, равновесия динамики, единства фразировки, что в итоге способствует полному контакту участников ансамбля, ведет к целостному воплощению интерпретаторского замысла. Одним из факторов, обеспечивающим точность и тонкость исполнения нюансировки, педализации, агогики и т.д., является хорошее знание партии партнеров.

За время обучения в классе ансамбля школьники должны пройти как можно больше произведений различных жанров. При этом уровень технологической сложности (включая объем материала) и трудности художественно-образного порядка коррелируются с актуальным музыкально-исполнительским уровнем развития участников ансамбля. Выбор ансамблевого репертуара необходимо проводить с учетом роли музыкальных произведений в этическом и эстетическом воспитании обучающихся.

Успешность первоначального этапа освоения школьниками ансамблевым музыкальным инструментарием, во-первых, достигается путем реализации различных приемов звукоизвлечения, во-вторых, во многом определяется свободой мышечного аппарата. Задача ее достижения имеет ряд составляющих:

овладение обучающимися навыками посадки и постановки аппарата, которые бы обеспечивали хороший контакт с инструментом и наименьшую утомляемость;

постановка рук и способы звукоизвлечения должны соответствовать наиболее рациональным движениям;

воспроизведение различных динамических оттенков осуществляется без статических напряжений игрового аппарата.

Управление музыкально-творческим процессом в классе ансамбля опирается не только на практический и эстетический опыт обучаемых, но и учитывает их потребности, интересы, склонности, мотивы деятельности, знания о предмете творческой деятельности. Большое значение имеет реализация принципов проблемности и свободы как непременных условий любого творчества.

Задача участника школьного ансамбля – как можно глубже, шире и точнее понять сущность исполняемого произведения, то есть не просто формально прочесть текст, но и понять автора, его эпоху, художественный замысел, стиль и средства выражения. В процессе ансамблевого музицирования следует постоянно вести работу по пополнению художественного багажа звучностей, разнообразных туше, нюансировок и т.д., используя в качестве объединяющего начала фразировку, которая в качестве основной формы выражения содержания произведения включает в себя динамику, агогику, штрихи, артикуляцию, способы звукоизвлечения. При этом обучающимся необходимо помнить, что обладать значительным запасом музыкально-исполнительских и технических умений и навыков – значит более полно и убедительно раскрыть художественное содержание исполняемых произведений.

Анализ и самоанализ исполнительской деятельности является составной частью музыкально-воспитательного процесса в классе ансамбля. Слуховой самоконтроль действует на всех этапах работы над произведением и является основной возможностью самоанализа и критической самооценки исполнения. Аналитические действия обучающегося помогают доводить развитие исполнительского замысла до его логического завершения, слушать и оценивать качество звучания, мелодическое и гармоническое развитие и т.д. Определенная направленность аналитической деятельности позволяет ученику охватывать произведение, как в целостном его звучании, так и в деталях, при конкретизации, уточнении и совершенствовании которых рождается художественный образ.

Одно из основных требований к учебно-исполнительскому процессу в условиях ансамблевого музицирования – постоянная работа со звуком, исходя из художественно-технических задач по освоению музыкального материала. Внимание школьника при выборе приемов звукоизвлечения необходимо привлекать к выразительности музыкальной интонации, одухотворенности исполнения.

Развитие артистических качеств участников школьного ансамбля происходит в рамках подготовки и осуществления концертно-исполнительской практики, в ходе которой ведущую роль играет проверка и уточнение исполнительского замысла, мобилизация творческих сил и артистической воли, создание позитивной установки на спокойствие и уверенность в предконцертный период. Проблема артистической адаптации школьников может быть успешно решена, если: 1) исполнение концертной программы осуществлять как можно чаще в условиях, близких к концертным; 2) при выступлении использовать опорные моменты, которые отвлекут от «сверхконтроля» и займут целесообразными действиями; 3) применять моделирование публичного выступления и методы аутогенной тренировки.

1.6. ПРИМЕРНЫЕ РЕПЕРТУАРНЫЕ СПИСКИ

Д у э т ы

Бертрам А. Испанский танец.

Бетховен Л. Турецкий марш.

Григ Э. Шествие гномов.

Дашкевич К. Метелица.

Кузнецов В.- Ушаков В. Парижские бульвары.

Лысенко Н. Вторая рапсодия на украинские народные темы.

Лядов А. Музыкальная табакерка.

Мотов В. Концертный краковяк. Маленькое рондо.

Мусоргский М. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки».

Пешков Ю. Ностальгия (парижский вальс).

Прокофьев С. Утренняя серенада.

Ризоль Н. Вариации на тему р.н.п. «Ах ты, зимушка-зима».

Чайковский П. Сцена из II действия балета «Лебединое озеро». Вальс из балета «Спящая красавица».

Шаров В. Фантазия на молдавские народные темы.

Шалаев А. Сказочный хоровод. Русская метелица. Вариации на тему р.н.п. «На горе-то калина».

Шостакович Д. Три фантастических танца.

Трио

Альбенис И. Прелюдия.

Бах И.С. Органная прелюдия соль минор.

Власов В. Юмореска.

Григ Э. Норвежский танец. Ноктюрн.

Дворжак А. Славянский танец.

Ибер Ж. Маленький белый ослик.

Ипполитов-Иванов М. В ауле.

Кузнецов Е. Обр. р.н.п. «Светит месяц», «Сама садик я садила».

Лядов А. Прелюдия № 2, соч. 31. Протяжная.

Прокофьев С. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».

Соколов Н., Глазунов А., Лядов А. Полька из струнного квартета «Пятницы».

Хачатурян А. Танец с саблями из балета «Гаянэ».

Шишаков Ю. Обр. р.н.п. «Во горнице, во новой».

К в а р т е т ы

Бородин А. Хор поселян из оперы «Князь Игорь».

Верди Д. Вступление к опере «Травиата».

Гендель Г. Пассакалья.

Гайдн И. Симфония До мажор.

Глинка М. Попутная песня.

Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

Ризоль Н. Обр. укр.н.п. «Дождик».

Фомин Н. Обр. р.н.п. «Ванюша-ключник».

Чайковский П. Юмореска.

Шостакович Д. Вальс из к/ф «Овод».

Шуберт Ф. Музыкальный момент.

К в и н т е т ы

Балакирев М. Обр. р.н.п. «Не было ветру».

Бизе Ж. Фарандола из сюиты «Арлезианка».

Глинка М. Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».

Мусоргский М. Вступление к опере «Сорочинская ярмарка».

Прокофьев С. «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта».

Рахманинов С. Вокализ. Русская песня.

Хачатурян А. Колыбельная из оперы «Гаянэ».

Штраус И. Персидский марш.

Секстеты

Музыка А.Адамовского, слова В.Синицина. Матрешка.

Русская народная песня «Подгорка» в обработке В.Корецкого.

Русская народная песня «Метелки» в обр. Аз.Иванова.

Русская народная песня «Пчелочка» в обр. В.Малахова.

Русская народная песня «Калинка» в обработке В.Корецкого.

Русская народная песня «Во поле береза стояла» в обр. Аз.Иванова.

Русская народная песня «Ах вы сени» в обр. В.Малахова.

Русская народная песня «На горе-то калина» в обр. В.Малахова.

Русская народная песня «Неделька» в обр. Н.Будашкина.

Русская народная песня «Коробейники» в обр. А.Онегина.

Русская народная песня «Светит месяц» в обр. А.Басурманова.

1.7. Методическая литература

О с н о в н а я:

Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты. – Л., 1975.

Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. — Свердловск, 1986.

Готлиб А. Основы ансамблевой техники. – М., 1971.

Зиновьев В. Инструментовка для оркестров баянистов. – М., 1981.

Имханицкий М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры. – М., 1987.

Люблянский А. Теория и практика аккомпанемента. – Л., 1972.

Максимов Е.И. Ансамбли и оркестры баянистов. – М., 1966.

Мирек А.М. Из истории аккордеона и баяна. – М., 1967.

Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле баянистов. – М., 1986.

Тихомиров Г. Инструменты русского народного оркестра. – М., 1962.

Чунин В. Современный русский народный оркестр. – М., 1981.

Д о п о л н и т е л ь н а я:

Басурманов А. Справочник баяниста. – М., 1982.

Вопросы профессионального воспитания баяниста. – М., 1980.

Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. – М., 1968.

Давыдов Н. Методика переложения инструментальных произведений для баяна. – М., 1982.

Коган Г. У врат мастерства. Работа пианиста. – М., 1969.

Сурков А., Плетнев В. Переложение музыкальных произведений для готово-выборного баяна. – М., 1974.

Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. – М., 1968.

1.8. Бально-рейтинговая система, используемая для оценивания художественно-исполнительских знаний, умений и навыков игры в ансамбле школьников по дисциплине.

Критерии оценки (по 10-балльной шкале)

Кол – во

баллов

Произведения исполнены уверенно, в соответствующем темпе и характере, ярко, эмоционально, убедительно, и стилистически грамотно.

10

Произведения исполнены выразительно, уверенно, стабильно и в характере.

9

Произведения исполнены стабильно, но недостаточно эмоционально, с некоторыми темповыми несоответствиями.

8

Произведения исполнены от начала до конца в целом успешно, но в замедленном темпе, неуверенно, с некоторыми текстовыми ошибками.

7

Произведения исполнены с ошибками в тексте, не эмоционально, с остановками, недостаточно выразительно.

6

Произведения исполнены невыразительно, с частыми остановками и ошибками в тексте.

5

Исполнение произведений неуверенное, нестабильное, неубедительное. Не раскрыт художественный образ. Исполнение с грубыми текстовыми ошибками и остановками.

4

Шкала оценок (по 5-бальной системе):

«5» — 10 – 9 баллов; «4» — 8 – 7 баллов; «3» — 6 – 5 баллов; «2» — 4 балла.

1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Магнитофон, видеомагнитофон, музыкальные инструменты, нотные материалы.

РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины

2.1. Общие принципы работы над музыкальным произведением.

В зависимости от художественно-образного содержания изучаемого музыкального произведения, особенностей его структуры и формы нужно строить работу над всеми средствами выразительности, какие использовал композитор в каждом конкретном сочинении. Главнейшими из них являются: артикуляция, фразировка, динамика, агогика.

Работая над артикуляцией и фразировкой, ученик должен глубоко проникать в структуру музыкальной речи. Здесь необходимо ясно различать фонетический (характер штрихов) и синтаксический (строение мотивов, фраз, предложений и т.д.) уровни. В зависимости от характера звучания и логики музыкальной речи решаются и технологические задачи исполнения – выбор соответственных приемов звукоизвлечения.

Динамика и агогика наполняют музыкальную речь гибкими изменениями временного и интонационного плана. Общая линия развития динамики в произведении непосредственно зависит от логической последовательности всех элементов музыкальной речи, что и обуславливает необходимость тщательного анализа всех средств выразительности в процессе работы над музыкальным произведением. Из соподчиненной логики фонетического и синтаксического уровней в процессе работы будет последовательно выстраиваться основной — композиционный уровень в единстве формы и всей архитектоники сочинения, что и является конечной целью любой интерпретации, воссоздающей в реальном звучании художественный замысел композитора.

Процесс работы над музыкальным произведением можно условно разделить на три этапа. На первом — обучающийся должен как можно больше узнать о сочинении, понять предстоящие технические и художественные задачи, представить конечное звучание. Наиболее трудоемким является второй этап — отбор выразительных средств и работа над ними. Большинство методистов выдвигают на первый план в данный период проблемы фразировки, отработки технических трудностей на основе оптимально установленной аппликатуры (как правило, путем многократных повторений в замедленном темпе однородных по структуре построений). В качестве результата данного этапа работы должно выступать свободное и уверенное владение обучающим всеми средствами выражения художественного содержания произведения. На третьем этапе синтезируется все, что было сделано ранее.

Условность такого этапного деления заключается в том, что обучающийся постоянно возвращается к повторениям сделанного, к дополнительной проработке трудностей, совершенствует приемы звукоизвлечения. Отсюда проистекает основной путь изучения любого музыкального произведения: от общего (создания музыкально-слухового представления о произведении в целом) — к частному (отработка элементов) и опять к общему, но в новом качестве (создание целостного художественного образа).

Нельзя злоупотреблять таким приемом звукоизвлечения, как филирование звука. Излишнее усиление звучащей длительности чаще всего искажает характер произведения, делает исполнение чрезмерно чувствительным, «слезливым». Следует помнить при работе над старинной и классической музыкой, что стилистически верным средством выразительности (в отличие от филировки) является ступенчатое крещендо (за счет более сильного звучания каждого последующего звука по сравнению с предыдущим). Для произведений данного стиля характерны размеренность движения, подчеркнутая ритмичность коротких звуков, строгость и сдержанность чувств, относительная динамическая ровность отдельных построений, динамическая контрастность структурных единиц.

Выразительность тематизма — главная задача в разучивании музыкальных произведений. Для ее решения предлагает добиваться следующих результатов:

точнейшего соблюдения штрихов;

точно соблюдать динамические оттенки, стремиться, чтобы усиление и ослабление звучания были естественными, негрубыми и отвечали бы характеру произведения;

начало и конец музыкальных фраз играть тише, чем середину, если в нотах нет специальных указаний о силе звука;

аккомпанемент не должен заглушать мелодию;

внимательно вслушиваться в свою игру и следить за тем, чтобы исполнение музыкального материала соответствовало характеру произведения.

2.2. Методика интерпретационного анализа произведения.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap