Кирилл и Мефодий



ТЕМА: «Кирилл и Мефодий – первоучители славянские»

Цель занятия: познакомить детей с зашифрованным посланием в знаках азбуки, которое донесли до славян Кирилл и Мефодий.

Личностные УУД: способствовать формированию бережного отношения к слову, развивать самостоятельность, настойчивость, умение делать нравственные выводы.

Регулятивные УУД: формировать умение понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, планировать свою проектную деятельность.

Познавательные УУД: формировать умение решать сложившиеся проблемные ситуации, умение анализировать, сравнивать.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать группах.

Предметные УУД: сформировать представление о роли святых равноапостольных братьев в создании славянской письменности, обратить внимание учащихся на то, что с помощью букв славянской азбуки можно не только читать, но и считать.

Метапредметные УУД: формировать у детей младшего школьного возраста целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.

ОБОРУДОВАНИЕ: ТСО (мультимедийная приставка, ноутбук, диск со слайдами, экран).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Слово учителя:

«С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удается различным сочетанием палочек и кружков записывать любые звуки и слова. Как же возникли наши буквы? Какой глубокий смысл был в них заложен? Интересные и важные открытия можно сделать, обратившись к истории…

2. Актуализация знаний.

Из каких источников мы можем узнать историю? (книги, письма)

Нашими предками были славяне. Они оставили нам свои послания, в которых расскажут о том, как у них появилась азбука.

3. Сообщение целей занятия.

Прочтите тему занятия («Кирилл и Мефодий – первоучители славянские»). Давайте вместе выясним почему их называют «первоучителями».

Перед нами коробочки, у меня есть ключ только от первой. Прочитав письмо из первой коробочки и ответив правильно на вопросы, мы получим ключ от следующей коробочки.

4. Работа над содержанием занятия.

1 коробочка.

В 1Х веке в Византии в городе Солунь жили два брата – Константин и Мефодий. Были они люди умные, мудрые, хорошо знали славянский язык.

По просьбе славянского князя Константина греческий царь Михаил послал братьев славянам. Братья Константин и Мефодий должны были рассказать славянам о святых христианских книгах. Позже, приняв монашество, Константин получил имя Кирилл.

2 коробочка. Умели славяне пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать.

Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы…

Ученик:

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

3 коробочка.

Кирилл много думал, работал. И вот азбука была готова. (Демонстрация кириллицы). В ней было 44 буквы. Часть их была взята из греческого алфавита, а некоторые были придуманы для передачи звуков славянской речи. Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называется …

— Как называется эта азбука? (кириллица)

— А почему она так называется? (по имени Кирилла, одного из ее составителей)

4 коробочка.

Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука. (чтение названий отдельных букв)

Названия букв должны были напомнить людям о словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди».

Ученик:

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть,

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

5 коробочка.

С давних пор каждое имя имело свое значение. К примеру имя КИРИЛЛ расшифруем так: « Како, ижица, рцы, и, люди, люди, ъръ»

Как светоч (солнце) говори людям вечное, сокровенное.

Кого еще вы знаете с именем Кирилл? (Патриарх Московский и всея Руси Кирилл).



Пусть каждый из вас попробует разгадать свое имя.

6 коробочка.

А знаете ли вы, что при помощи азбуки можно не только читать, но и считать.

Перед вами таблица, в которой даны буквы, их название и цифровое значение.

Мы знаем римские цифры, арабские, но считать при помощи славянской азбуки тоже интересно.

Вот сколько мудрости, потайных знаний содержится в славянской азбуке.

Решим некоторые примеры с помощью славянскойазбуки.

7 коробочка.

Солунские братья – гордость всего славянского мира. Весь славянский мир благодарен братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Это случилось в 863 году. Они же перевели греческие книги на славянский язык, чтобы славянам было, что читать.

Кирилла и Мефодия величают и прославляют все славянские народы. Прослушайте внимательно и постарайтесь понять смысл хотя бы некоторых слов болгарского гимна, им посвященного.

Слушание и исполнение гимнов (болгарского и русского) Кириллу и Мефодию.

Болгарский гимн Кириллу и Мефодию

-Какие слова болгарского гимна вам показались знакомыми?

— Как вы думаете, почему в русском и болгарских языках много общего?

И мы в России славим Кирилла и Мефодия. Предлагаю вместе спеть Гимн святым равноапостольным братьям

(сл. А. Розенгейма, муз. прот. Игоря Лепешинского)

Российский гимн Кириллу и Мефодию.

5. Итог. Рефлексия.

Почему Кирилла и Мефодия называют «первоучители славянские»?

Что нового вы узнали на нашем занятии?

Что было для вас более интересным?








sitemap
sitemap