Кем быть



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа №5

Научно-исследовательский проект на тему:

Кем быть?

Подготовила:

Ученица 9 класса

МОУ ООШ №5р.п. Сосьва

Ворошилова Елена

Руководитель:

Саввина О.В.

р.п. Сосьва

Содержание.

Введение.

I. Теоретическая часть.

1.1.Социально-педагогические основы профессионального самоопределения учащихся

1.2. Методы оказания психологической помощи при выборе профессии.

II. Практическая часть.

2.1. Анкетирование родителей.

2.2. Анкетирования учащихся 8 класса.

2.3. Диагностика профессиональной ориентации учащихся 8 класса.

2.4. Разработка рекомендаций при выборе профильного класса и профессии.

Выводы.

Заключение.

Приложения

Введение.

На сегодняшний день изучение проблемы профессионального самоопределения старшеклассников является необходимой для выбора человеком наиболее подходящей ему профессии. К проблемам, связанным с профессиональным самоопределением учащихся проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи, но и социологи, педагоги.

В отечественной педагогике и психологии накоплен немалый опыт в области теории профессионального самоопределения. Это: теоретические основы профконсультации Климова Е.А., теоретические и практические проблемы мотивации выбора профессии Павлютенкова Е.М., виды, методы, содержание профессионального самоопределения в школе Гришпуна С.С., описания педагогических основ профориентационной работы с учащимися и студентами Захарова Н.Н., личностно — ориентированный подход в процессе профессионального самоопределения Маркова А.К., Пряжникова Н. С.

Выбор профессии — задача сложная и достаточно парадоксальная. Парадокс состоит в следующем. С одной стороны, каждая профессия — это целый сложный мир, на ознакомление с которым нужны годы и учения, и адаптация молодого специалиста к профессиональной общности. При этом, с другой стороны, прежде чем выбрать какую — либо профессию, надо заранее знать, из чего выбираешь.

В настоящее время выбор будущей профессии происходит в условиях нестабильной ситуации в стране, когда подростки сталкиваются с наиболее неприглядными сторонами жизни собственных родителей, напоминающими «гонки на выживание», — постоянной усталостью, раздраженностью, безразличием к проблемам детей, переживанием своей беспомощности, тревоги за завтрашний день. Нестабильность и неопределенность жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой и опасением смотрят в завтрашний день, не могут самостоятельно решить, чего они хотят от жизни.

К сожалению, во многих школах отсутствует предмет, где бы ребенок мог получить знания о самом себе: о том, какой он есть, каков его потенциал. Современные школьники не имеют представления о том, что такое профессиональная пригодность. При выборе профессии они не учитывают своих интересов и склонностей. Такая ситуация вызывает острую потребность создания программы для подростков по активации профессионального самоопределения. Решение вышеизложенных проблем видится мне в формировании нового подхода в образовании, переходу к профильному обучению в средней школе. Именно профильное обучение школьников позволит наиболее полно учитывать интересы, способности и потребности учащихся, создавать условия для обучения в соответствии с их профессиональными и образовательными интересами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

В ближайшем будущем передо мной и моими одноклассниками встанет проблема выбора профильного класса. Чем руководствоваться при выборе: собственными желаниями, способностями или престижностью профессии и её востребованностью? Что важнее: результаты диагностики, собственное мнение учащихся или мнение родителей?

Цель моей работы — исследовать профессиональную ориентацию учеников 8 класса и оказать помощь в выборе профильного класса.

Задачи:

Изучить теоретические аспекты профориентологии

Разработать анкеты и провести анкетирование учащихся 8 класса и их родителей.

Подбор материала для диагностики профориентации

Проведение тестирования

Обработка результатов

Разработка рекомендации для выбора профильного класса и профессии

В своей работе я выдвинула следующую гипотезу: у большинства учащихся выбор профильного класса по желанию не соответствует результатам диагностики по профориентации.

Объект: учащиеся 8 класса

Предмет: профориентация учащихся 8 класса

I. Теоретическая часть.

1.1. Социально-педагогические основы профессионального самоопределения учащихся

Проблема профессионального самоопределения личности относится к числу активно разрабатываемых психолого-педагогических проблем. Многообразие различных концептуальных подходов (педагогов, психологов, социологов, методологов) в рассмотрении проблемы профессионального самоопределения вызвано не только сложностью данной проблемы, но и социально-экономическим развитием государства, культурно-исторической обусловленностью процесса реализации самоопределения у большинства людей, проживающих в конкретном регионе страны, а также социальной неоднородностью населения. Все это осложняет выделение оптимальных подходов и делает проблему профессионального самоопределения многоаспектной по способам рассмотрения и решения.

Кроме того, большое внимание к данной проблеме объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, глубокое исследование профессионального самоопределения личности отвечает насущным потребностям социально-экономического развития страны. Это связано с тем, что незавершенность профессионального самоопределения, растянутость этого процесса во времени — во многих случаях причина недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией, а, следовательно, и текучести кадров, которая в условиях дефицита квалифицированных специалистов наносит немалый ущерб экономике. В данном контексте значение исследований проблем профессионального самоопределения еще более возрастает в связи с тем, что в начале третьего тысячелетия действует ряд факторов, усложняющих социально-экономическое развитие государства: сокращение прироста трудовых ресурсов, экономическая нестабильность, резкая переориентация специалистов с одних ведущих областей профессиональной деятельности на другие.

Во-вторых, проблема профессионального самоопределения — это ключевая проблема психологии профессионального становления личности, в которой профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как «ядро», наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой — как критерий одного из этапов этого процесса.

В отечественной педагогике накоплен немалый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной тематике. В настоящее время существуют различные подходы в определении сущности профессионального самоопределения. Вопросы профессионального и личностного (как более общей проблемы) интересовали и интересуют по-прежнему отечественных и зарубежных философов, психологов и педагогов.

В современной психолого-педагогической литературе по данной проблеме существуют следующие трактовки понятия «самоопределение»:

самоопределение (личностное) — это сознательный выбор, выявление и утверждение личностью своей позиции в проблемных ситуациях. Особой формой личностного самоопределения является профессиональное самоопределение;

самоопределение социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое — составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности.

профессиональное самоопределение — это самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы к всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации (Кухарчук А.М.).

Рассмотрение профессионального самоопределения, в связи с разработкой проблемы формирования человека, как субъекта профессиональной деятельности и анализом особенностей его самосознания позволило психологам сформулировать некоторые общие положения профессионального самоопределения.

Климов Е.А. считает, что обдумывание жизненного и, в частности профессионального, трудового пути — это есть непременно и некоторое уменьшение неопределенности представлений о будущее. Традиционно многие авторы связывают профессиональное самоопределение преимущественно с подростковым и юношеским возрастом, рассматривая его как важнейшее новообразование для данного этапа развития человека (Головаха Е.И., Климов Е.А.).

Например, Климов Е.А. вводит даже специальный термин «стадия оптации» — период, приблизительно соответствующий «эпохе подростничества» (по Эльконину Д.Б.), когда происходит подготовка к жизни, к труду, сознательное и ответственное планирование, выбор профессионального пути.

1.2. Методы оказания психологической помощи при выборе профессии

Мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. В нашей стране специальностей насчитывается более 7000 профессий. Каждый год происходит обновление около 500 видов труда. Однако действительность такова, что за последние годы появилось множество новых профессий, следовательно, процесс обновления видов труда происходит быстрее. Складывается противоречивая ситуация, связанная со сравнительно длительным периодом овладения профессиональным мастерством и быстрым обновлением и сменой видов профессионального труда. Обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решения, нести ответственность за них, за себя, за других, за страну, умеющий рисковать, искать, творить, созидать. А для того, чтобы стать таким профессионалом, многим молодым людям на стадии выбора профессии нужна психологическая помощь. Все сказанное, позволяет сделать вывод об актуальности специальной психологической работы по программе профессионального самоопределения.

Вопросами самоопределения учащихся в школе занимается психолог. Включение в занятия различных диагностических процедур помогает подросткам в самопознании, а психологу дает возможность получения обратной связи от ребят, а также служит для закрепления полученных знаний. Подростки очень заинтересованы в получении результатов тестирования и ждут комментарий преподавателя. Поэтому психолог, анализируя результаты тестов, индивидуальные данные дает в письменном виде отдельно каждому ученику. Набор диагностических материалов традиционен. На занятиях используют такие приемы, как дискуссия, игра, беседа, поведенческий тренинг, лекционное объяснение, анализ ситуаций. Важно отметить, что на занятиях должна быть полная добровольность участия подростков, т.е. организация заинтересованности создание благоприятной атмосферы обсуждения проблем выбора профессионального пути.

Трудовой жизненный путь — важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может приносить человеку не только материальные средства существования, но и всестороннее развитие — новые знания, опыт, мастерство, а вместе с тем и устойчивую радость, сознание своей полезности, счастье или, наоборот, при неудачном выборе профессии, делать человека изо дня в день недовольным, хронически мрачным, раздражительным.

В настоящее время разработано восемь углов ситуации выбора профессии.

1. Позиция старших членов семьи. Старшие несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь, проявляют заботу. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии. Взрослые могут предоставлять детям значительную свободу выбора. Такая позиция старших требует от детей большой инициативы, самостоятельности и ответственности в обдумывании своего будущего. Взрослые принимают близко к сердцу вопрос о будущем ребенке, но не согласны с его собственными помыслами и категорически предполагают сделать другой выбор. С этим обстоятельством не считаться нельзя, приходиться вести переговоры и идти, возможно, на разумные уступки или проявлять изобретательность в поисках дополнительных доводов в пользу намеченного выбора. Если старшие и дети единодушны в вопросе о выборе профессии и если первые содействуют вторым добрыми советами, то об этом можно только мечтать [].

2. Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в подростковом возрасте крепки и могут сильно влиять на выбор профессии.

3. Позиция учителя, школьных педагогов. Учитель — это не просто математик, или литератор, но вместе с тем и специалист — человековед. Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, педагог все время проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, учащегося и ставит своего рода диагноза относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащихся. И еще одна особенность учителя. Он является олицетворением требований общества к учащимся. Учитель — представитель общества, государства, народа. Он лучше понимает, в каких специальностях нуждается общество. Вот почему очень важно принимать во внимание соображения, мнения педагогов.

4. Личные профессиональные планы. Профессиональный план — не вещь, а представление, образ в голове и многие особенности планов и хода их построения зависят от склада ума и характера, опыта человека. Планы у разных людей различны не только по содержанию и по другим качествам. Они могут смутными и ясными, устойчивыми или изменчивыми, реалистичными и фантастическими. Личные профессиональные планы могут быть детально продуманны, но при всем этом морально несостоятельными. Чтобы построить планы, нужен подходящий строительный материал, а не одна только инициатива. Часть этого материала составляют знания о мире профессий.

5. Способности. Они составляют важное звено будущей профессиональной пригодности. Любые индивидуально — психологические особенности человека, помогающие успеху в какой — либо деятельности, можно считать способностями. Способности, таланты надо рассматривать не только по отношению к учебе, но и ко всем другим видам общественной ценной активности.

6. Уровень притязаний на общественное признание. Устойчивое, свойственно данному человеку представление о том, какого места среди людей он заслуживает. Выбирая профессию и планируя трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний на первую ступень профессиональной подготовки. Самый верный путь самовоспитания реалистического уровня притязаний — включение в жизнь коллектива, постоянное сличение своих успехов и неудач с достижениями товарищей, честное отношение к их успехам.

7. Информированность. Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях. Информация о мире профессий в целом и информация об отдельных профессиях или группах профессий.

8. Склонности. Есть два способа выбирать профессию. Один — метод “проб и ошибок”, когда ищешь в слепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдешь ту единственную профессию, которая будет приносить тебе не только средства к достойному существованию, но и радость от самого процесса работы. На это может уйти большая часть жизни. Да и то, если повезет. Ведь профессий — десятки тысяч. Возможен другой путь: изучить, прежде всего, самого себя — свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы — словом все то, что делает каждого человека индивидуальным. Это не просто познавательное побуждение, склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть времени. Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности.

Для того, чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации. Следующий фактор профессиональной зрелости это информированность. При низком уровне самосознания человек не в состоянии воспринимать предлагаемую ему информацию. Поэтому первым условием развития информированности является развитие автономности. Второе условие — полнота представления членов группы об источниках получения информации. Если человек не замыкается на один источник, то у него возникает возможность принять более объективное и обоснованное решение. Часть занятий программы посвящена анализу источников и самой получаемой информации, развитию умений по их поиску. При этом ведущие не берут на себя функцию служить источником информации. Занятия построены так, что в ходе их участники группы понимают, какой информации им не хватает и где ее можно получить.

Говоря о профессиональном пути, мы говорим о пути, имеющем определенную протяженность во времени. Соответственно человек, находясь в одной из точек этого пути, является результатом своего развития в прошлом и предполагает определенное развитие в будущем или, говоря другими словами строит планы. Еще одним фактором профессиональной зрелости является план, т.е. умение планировать свою профессиональную жизнь.

План — это наметки основных вех, причем вехи эти могут быть разные: временные (например, «к 30 годам встать на ноги», хотя путь к этому не указан); событийные (к примеру, «стать врачом», «окончить вуз» — без четкого указания возраста человека при совершении события). Крайне редко человек планирует одновременно и событие, и время его достижения, хотя бы приблизительно.

Для оценки умений по планированию проводится диагностическое интервью, которое бывает единственной методикой для исследования некоторых данных, предоставляющих возможность всматривания во внутренний мир человека и понимания его затруднений []. Чем больше человек заинтересован в принятии решения, тем больше оно соответствует его особенностям и с тем большей эффективностью оно будет претворяться в жизнь. Период принятия решения, как и профессиональный путь всегда связан с эмоциями. Они проявляются в эмоциональном отношении к разным профессиям и профессиональным группам и к необходимости принятия решения о выборе профессии. Одним из важных факторов профессиональной зрелости является эмоциональное отношение или эмоциональная включенность, оказывает на принятие решения большое влияние. Данный фактор включает в себя не только отношение к различным вариантам при выборе, но и отношение к планированию, к тому, что надо принять какое — то решение, отношение к ответственности за решение и планирование, к тому, что при этом надо проявлять активность, идти на компромисс и т.д. Некоторые исследования говорят о том, что негативное отношение к необходимости принять решение, касающееся будущего, может надолго удлинить этот процесс и в результате может быть принято ошибочное решение. Таким образом, эмоциональный компонент профессиональной зрелости проявляется в общем настрое человека и тесно связан с эмоциональным компонентом зрелости личности в целом, который проявляется в положительном эмоциональном настроении, жизненном оптимизме, эмоциональной уравновешенности и переносимости неудач.

Предположительно, у старших школьников эмоциональная включенность в выбор является одним из важнейших показателей профессиональной зрелости.

Выбор профессии — это проектирование трудового жизненного пути. При обдумывании будущего трудового пути важно принимать во внимание реальную жизненную ситуацию. Правильный выбор профессии — профессиональное самоопределение личности — сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

II. Практическая часть.

1. Анкетирование родителей.

2. Анкетирования учащихся 8 класса.

3. Проведение диагностики профессиональной ориентации учащихся 8 класса.

4. Разработка рекомендаций для выбора профильного класса и профессии

2.1нкетирование родителей.

Анкета для родителей (приложение 1) включала следующие вопросы:

1.Расставьте в порядке значимости следующие понятия «работа, семья, учеба, досуг».

2.Довольны ли Вы своей профессией?

3.Хотели ли бы Вы, чтобы ребенок овладел такой же профессией;

4.Изменили бы Вы свою профессию, если бы была возможность;

5.Нужно ли проводить профориентационную работу в школе.

При ответе на 1 вопрос анкеты были получены следующие результаты:

Диаграмма 1. Значимость следующих понятий «работа, семья, учеба, досуг».

Таким образом, мы видим, что в ответах на первый вопрос большинство родителей поставило на первое место семейную жизнь, а работу предпочла лишь малая часть.

Вопрос 2. Довольны ли Вы своей профессией?

Диаграмма 2. Удовлетворение профессией.

При ответе на второй вопрос, большинство родителей ответили «Да», значит, они довольны выбранной ими профессией.

Вопрос 3. Хотели бы Вы, чтобы ребенок овладел такой же профессией?

Диаграмма 3. Хотели ли бы вы, чтобы ребёнок овладел вашей профессией.

На третий вопрос большинство родителей ответили «Нет», что означает, они не желают, чтобы их ребенок пошел по их профессиональным стопам, и лишь некоторые желают, чтобы их чадо повторило их карьерный путь.

Вопрос 4. Изменили бы Вы свою профессию, если бы была возможность?

Диаграмма 4. Желание изменить профессию.

При ответе на четвертый вопрос был выявлен некий парадокс: большинство изменило бы свою профессию, если б представилась такая возможность, однако, если сравнить результаты со вторым вопросом, то становится неясно, а как может быть такое разногласие? Такие противоречивые данные могут свидетельствовать о том, что многие родители не совсем честно отвечали на второй вопрос.

Вопрос 5. Нужно ли проводить профориентационную работу в школе?

Диаграмма 5. Необходимость профориентационной работы.

На пятый вопрос о необходимости профориентационной работе большинство ответило «Да», наверняка потому, что часто родители не могут самостоятельно выбрать для ребенка профессию и престижную, и высокооплачиваемую, и чтобы чадо в будущем с удовольствием ходил на работу. Ведь мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Конечно, если тебе 14-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.

Для этого в школах и работают психологи. Цель психолога построена на взаимодействии с учащимися — это определение его интересов, склонностей и способностей, выявление индивидуальных особенностей и их развития, как основы поиска оптимальных для учащегося способов ознакомления и обучения с данной профессией, а также взаимодействие с педагогом в форме “сотрудничества» для формирования у школьника готовности к осознанному выбору профессии.

2.2. Анкетирование учащихся.

Для проведения анкетирования учащихся были разработаны анкеты (приложение 2).

1. Какой профильный класс вы хотели бы выбрать?

а) естественно-научный

б) гуманитарный

в) информационно-технологический

г) другой

Диаграмма 6. Выбор профильного класса.

По результатам анкетирования видно, что многие уже выбрали свой профильный класс, и большинство остановилось на информационно-технологическом профиле (47%).

2. Знаете ли вы, где получить подготовку к выбранной профессии?

а) да

б) нет

Диаграмма 7. Получение подготовки к выбранной профессии.

Многие уже продумали, где получить подготовку к выбранной профессии, и все же 40% учащихся не знают, где им пройти достойную подготовку, откуда они выйдут профессионалами выбранного дела

3. Где и что Вы читали о выбранной профессии?

а) в художественной литературе;

б) в научно-популярной литературе;

в) в специальной литературе;

г) в интернете

Диаграмма 8. Источники информации.

Результаты ответов на 3 вопрос показали, что многие учащиеся узнали о выбранной профессии в интернете (61%), и мало кто выбрал ее из специальной литературы.

4. Что для Вас является наиболее важным при выборе профессии?

а) желание принести пользу обществу;

б) представление о высоком социальном статусе профессии;

в) возможность хорошо заработать;

г) интерес, творчество в работе;

д) соответствие работы личным возможностям.

Диаграмма 9. Факторы при выборе профессии.

По результатам ответов на 4 вопрос, многие ответили, что наиболее важным при выборе профессии для них является возможность хорошо заработать (41%). Только 15% хотели бы принести пользу обществу и 7% выбирают профессию в соответствии с собственными возможностями.

5. Чтобы стать хорошим специалистом, по Вашему мнению, нужно:

а) получить профессиональную подготовку в вузе;

б) окончить техникум;

в) окончить колледж;

г) попробовать себя в выбранной профессии.

Диаграмма 10. Факторы высокого профессионализма.

Результаты ответов на 5 вопрос показали, что преподаватели на занятиях редко рассказывают о профессиях. А может, это и влияет на затруднения в выборе профессии в будущем?

6. Как часто рассказывают преподаватели о профессиях на занятиях?

а) часто;

б) изредка;

в) очень редко;

г) не рассказывают.

Диаграмма 11. Профориентационная работа в школе.

Результаты ответов на 5 вопрос показали, что преподаватели на занятиях редко рассказывают о профессиях. А может, это и влияет на затруднения в выборе профессии в будущем?

2.3. Диагностики профориентации учащихся 8 класса.

Для проведения диагностики я выбрала методику Е.А. Климова «Предпочтительные виды профессиональной деятельности» (приложение 3)

Цель проведения диагностики:

1) Выявить к какой группе (Человек-человек; человек-техника; человек-художественный образ; человек-знаковая система; человек-природа) относятся учащиеся 8 класса;

2) определить соответствуют ли результаты диагностики собственным желаниям учащихся.

Диаграмма 12. Профориентационные группы.

По результатам диагностики мы видим, что в классе присутствуют все профориентационные группы. В большей степени (37%) представлена группа человек – художественный образ. Это представители следующих профессий – актер, певец, музыкант и т.п.

К сожалению, у нас в посёлке нет профильных классов с данной направленностью.

При сравнении результатов анкетирования и диагностики, мы видим, что у 71% учащихся наблюдается несоответствие собственных желаний и результатов диагностики (диаграмма 13).

Таким образом, гипотеза о том, что у большинства учащихся выбор профильного класса по желанию не соответствует результатам диагностики по профориентации, подтвердилась.

Диаграмма 13. Соответствие результатов диагностики и собственных желаний2.4. Рекомендации для выбора профильного класса и профессии

выбирать будущую профессию для ребенка обязательно с учетом его наклонностей, талантов, способностей, потенциала.

азличные кружки и секции, в которые ребенка отдают еще в дошкольном возрасте – это уже первая ступень на пути определения будущей профессии. Родители могут пойти двумя путями: либо развить в ребенке те качества, которых ему не хватает, либо же сделать упор на самых ярких качествах.

внимательно следить не только за отметками по школьным дисциплинам, но и за общими увлечениями своего ребенка. Например, если ребенок действительно любит математику, то, наверняка, он любит решать и другие задачки «на логику»: головоломки, пазлы и т.д. А ребенок, который хорошо успевает в литературе, скорей всего, любит читать, пишет стихи или сочиняет рассказы.

— важно представлять, какая именно профессия стоит за тем или иным школьным предметом или профильным классом.

— осведомленность об особенностях различных профессий.

— к 12-13 лет необходимо уже «вплотную» подходить к проблеме выбора профессии. Если раньше можно было только присматриваться, пробовать, изучать, то с этого возраста, когда школьники обычно поступают в профильные классы, начинается более серьезное изучение профильных предметов.

— больше времени уделять предметам, необходимым для поступления в ВУЗ

— посетить ВУЗы в «дни открытых дверей».

проводить диагностику на профориентацию с помощью психологов, специалистов кадровых агентств, специальных сборников тестов и онлайн-тестов. (приложение 4)

Чтобы не ошибиться с выбором профессии для ребенка, важно обратить внимание на следующие моменты:

не стоит отождествлять школьный учебный предмет и профессию;

не стоит переносить свое отношение к определенному представителю профессии на саму профессию;

не стоит руководствоваться лишь «внешней» стороной профессии;

стоит адекватно оценивать свой профессиональный и личностный потенциал.

Важно помнить, что со временем вкусы и жизненные приоритеты имеют свойство меняться, да и выбранная однажды профессия тоже может поменяться или вовсе исчезнуть. Но каким бы делом не хотел заниматься в будущем ребенок, всегда найдется место для саморазвития, получения новых знаний, повышения квалификации.

Выводы

Используя литературные источники, я изучила теоретические аспекты профориентации

Разработала анкеты и провела анкетирование учащихся 8 класса и их родителей.

Осуществила подбор материала для диагностики профориентации и провела исследование.

Выявила необходимость создавать профильные классы с учётом способностей и склонностей учащихся.

Подтвердила гипотезу о том, что у большинства учащихся собственный выбор профильного класса не соответствует результатам диагностики по профориентации.

Разработала рекомендации для выбора профильного класса и профессии

Выявила необходимость усиления профориентационной работы для подготовки учащихся к обоснованному выбору профильного класса и профессии в будущем.

Заключение

Я выбрала тему для этого исследования, потому что скоро передо мной и моими одноклассниками встанет проблема выбора профильного класса, а соответственно и будущей профессии.

Осознанность выбора профильного класса, первого профессионального выбора — одно из наиболее важных условий успешной профессиональной реализации в будущем. Для того чтобы учащиеся смогли сделать действительно самостоятельный и независимый выбор, необходима опережающая работа, направленная на формирование механизма принятия решений. Я считаю, что начинать такую работу следует с 7 класса.

Результаты анкетирования учащихся показали, что преподаватели редко рассказывают о профессиональной подготовке в школе, и я считаю, что усиленная профориентационная работа, анкетирования, диагностики, помогут выбрать профильный класс.

Современное общество ставит перед школой задачи, связанные не только с трансляцией знаний, но и с формированием у учащихся готовности к выбору профессии, отвечающей потребностям постоянно изменяющегося рынка труда, а также интересам, склонностям и способностям учащихся.

Перед каждым из нас стоит свобода выбора: но чему больше доверится? Результатам диагностики или своему собственному желанию?

Эти две детали можно совместить, и если ты хочешь стать врачом, а результаты диагностики показали, что ты «Человек-Природа», то возможен выбор врача-ветеринара, с учётом и способностей и желаний.

Но когда ты не знаешь, чему доверится больше, доверяй собственным желаниям, ведь наши способности – в нашей власти.

И напоследок хотелось бы пожелать, чтобы каждый из нас сделал правильный профессиональный выбор, получил хорошую профессию и нашёл в ней своё призвание.

Список литературы

1. Большая психологическая энциклопедия, Феникс, 2008

2. Диагностика развития старшеклассников, Феникс, 2008

3. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов.3-е изд., испр. /Г.С. Абрамова. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 672с.

4. Абульханова, К.А. Психология и сознание личности / К.А. Абульханова. — М.: Просвещение, 1999. — 224с.

5. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Просвещение, 1980. — 335с.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap