Казачьи посиделки_27306



Казачьи посиделки«Всякая душа празднику рада»

Цель: формировать у учащихся представление о традициях донских казаков.

Задачи:• •приобщать детей к творчеству, фольклорному искусству казачества Дона;

•развивать художественный вкус детей;

•воспитывать любовь к родному краю, гордость за историческое прошлое и настоящее своей малой родины, коммуникативные способности.

Планируемые результаты:

Личностные : формирование норм нравственного-эстетического поведения в разных формах работы.

Метапредметные: — формирование умения слушать и слышать учителя одноклассников);

— формировать навык делового сотрудничества.

Формирование УУД

Личностные — создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности.

Регулятивные- оценивать собственные знания и умения; доводить дело до конца.

Коммуникативные уметь общаться и взаимодействовать друг с другом: объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, уметь работать в парах.

Оборудование: изображение флага и герба донского казачества в старину, элементы домашней утвари, приспособления для проведения игр, красочное оформление доски, импровизированный курень, одежда казаков для ведущих и проведения игр, фонограммы казачьих песен.

Ход мероприятия.

(под казачьи песни заходят парами дети и садятся на стулья)

Здравствуйте, ребята,гости дорогие ! Сегодня мы узнаем, как жили в старину казаки. Приглашаем Вас на казачьи посиделки

« Всякая душа празднику рада»!

Мы живем в 21 веке, в веке информационных технологий. Но и в наше современное время мы стараемся не забывать праздники и обычаи наших предков. Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим,И в старом красоту находим,Хоть новому принадлежим.

(под музыку входит казак с казачкой)

-Здорово дневали, гости дорогие!

Веселья вам да радости!

Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Припасли мы для вас забав на всякий лад: кому – сказку, кому – правду, кому – песенку. Удобно ли вам, гости дорогие? Всё ли вам видно, всё ли слышно? Всем ли места хватило?

Сегодня вы услышите много замечательных песен.

А песня родится там, где много солнца, света, радости. Такова наша донская земля.

Песня « Приходите в гости к нам».

Волей судьбы, вы ребята, оказались Жителями чудесного места – Донской земли. Много лет прошло с той поры, как переселились люди на Дон , а традиции не потерялись годами, а сохранились и передаются из поколения в поколение.

Дети

1. На завалинках, в светёлках При лучине мы сидели,

Иль на брёвнышках каких, Иль под светлый небосвод

Собирали посиделки Говорили, песни пели

Молодых и пожилых. И водили хоровод!

2. А играли как в горелки! Были праздником души.

Ах, горелки хороши! Быт людей отмечен веком

Словом, эти посиделки Поменялся старый мир

3. Нынче все мы по сусекам И чего тут говорить

Лучших дач или квартир Скучно жить без посиделок

Наш досуг порою мелок Их бы надо возродить!

Учитель – А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки? Откуда они появились? ( Ответы детей)

(- 1.Давным-давно вдоль берега реки Дон стали селиться беглые крепостные люди, которых помещики заставляли работать от зари до зари. Они не могли прокормить свои семьи. Вот и бежали люди в степи, где было много дичи. 2. Слово «казак» в переводе с татарского языка – удалой, вольный человек. Те, кто селились в Запорожье, стали зваться запорожскими, на реке Кубань – кубанскими, те, которые селились по берегам Дона – донские казаки. )

Они учредили свой флаг и герб.

Селились казаки вначале на островах. А как выдумаете, почему?

( Чтобы враги – а их было немало: турки, татары, горцы- не смогли незаметно подкрасться и напасть на них. Такие поселения назывались казачьими городками, а затем станицами.)

А былой славе казаков вам в своей песне поведает ученица 8 класса Ира Клищ

Песня « Как казаки турок били»

Быт и жизнь казаков мы можем пронаблюдать и в народных пословицах: Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится. Пословицы и поговорки не знают границ, живут они веками и были у казаков на все случаи жизни.

Сколько народной мудрости, житейского опыта заключено в короткой фразе!. А вы хорошо знаете казачьи пословицы? Сейчас мы посмотрим…

Конкурс. Догадайтесь, какое слово пропущено в пословицах о казаках (запись на доске).

Кто пули боится, тот в казаки не годится.(казаки)

Казак сам не поест, а коня накормит.(коня)

Терпи, казак, атаманом будешь.(атаманом)

-Как у Дона у реки ловят рыбку казаки: Малец Андрей поймал трёх окуней, А батяня Корней – четырёх карасей, А дед Гавриил двух сомов подловил. Что же может нам поведать казачка.

Казачка Казаки умели хорошо ловить рыбу, охотиться, воевать, скакать на коне. Этому их обучали с детства во время игр. Главным развлечением была борьба, стрельба из лука или ружья. Давайте и мы проведем игру и проверим кто из вас окажется самым метким .

Игра « Попади в цель»- корзина. Тенн. Мяч

И сейчас мы убедимся в мастерстве наших красавиц. Ну-ка кто хочет своё умение показать?



проводится игра – соревнование «Кто быстрее намотает клубок»

(выходят две девочки, звучит музыка)

Как музыка начнёт играть, надо ниточку в клубочек мотать, а как музыка прекратится, значит хватит вам ниточку мотать.

По воскресеньям казаки и стар и млад не работали. Они до обеда ходили в церковь, а затем отдыхали- пели песни,шутили, танцевали.

Мы сейчас с вами проведем игру – танец « Где был Иванушка».

А теперь пошутим .

ШУТКИ- ДИАЛОГИ:

1. (Хозяйка и Федул):

-Федул, что губы надул?

-Кафтан прожог.

-Можно зашить?

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра?

-Один ворот остался.

2.(Хозяйка и Фома):

-Фома, что из леса не идёшь?

-Да медведя поймал!

-Так веди сюда!

-Да он не идёт!

-Так сам иди!

-Да он меня не пускает!

3. (Хозяйка и сынок):

-Сынок, сходи за водицей на речку!

-Брюхо болит!

-Сынок, иди кашу есть!

-Что ж, раз мать велит- надо идти! Где моя большая ложка?

Учитель . Ребята, а знаете ли вы казачьи потешки?

Ребёнок. Запряжу я кошку в дрожки,

А дрожки в тарантас,

Повезу свою казачку

Всем соседям на показ.

Девочка. А я умница, разумница.

Про то знает вся улица:

Петух да курица, кот да кошка,

Сосед Ерошка, да я немножко.

Девочка. Иди, Женя, танцевать,

На меня не дуйся,

Если жаль тебе сапог,

Так возьми – разуйся.

Отдохнули? После воскресенья начинались тяжелые трудовые дни. Давайте потрудимся и мы.

Учитель: Задание: установите соответствие между донскими фразеологизмами и фразеологизмами литературного языка. Командам раздаются варианты ответов. Отвечают обе команды, кто сообразит быстрее.

Донские фразеологизмы

Фразеологизмы литературного языка

1. Свинячий голос

а) Не по плечу

2. Сбиться с ноги

б) Кричать во все горло

3. В своем смысле

в) В каждой бочке затычка

4. Каждой дыре гвоздь

г) В здоровом уме

5. Ночь ноченская

д) Давать нагоняй

6. Вкручивать щетинку

е) Ночь напролет

7. Умом рухнулся

ж) Сошел с ума

8. Сбивать байдики

з) Бить баклуши

9. В носе не кругло



и) Сбиться с пути истинного

Правильные ответы: 1б; 2и; Зг; 4в; 5е; 6д; 7ж; 8з; 9а.

Молодцы! На славу потрудились! А сейчас любимый конкурс казаков.

А теперь постарайтесь отгадать загадки о домашних вещах казаков.

☻Четыре брата под одной крышей стоят, одним кушаком обвязаны. Стол.

☻Мочили, колотили, рвали, крутили, узор вышивали и на стол клали. Скатерть.

☻Стоит толстячок, подбоченивши бочок, шипит и кипит, всем чай пить велит.Самовар.

☻Сел на конь и поехал в огонь. Ухват.

☻Летом спит, зимой ест, тело тёпло, а крови нет. Печь.

☻Три братца пошли купаться, два купаются, третий на берегу валяется; искупались, вышли, на третьем повисли. Вёдра, коромысло

Издавна на Дону после трудового дня с наступлением вечера собирались хлопцы и девчата, чтобы отдохнуть.



В нашем доме на Дону по старинному обычаю за хлебом солью всякая песня хороша.

Песня « Ах вы сени.»

Итог:

(монтаж в стихах)

1 Ученик: В небе будто от побелки

Засветился млечный путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.

2 Ученик: Дни общенья- счастья вехи,

Посиделкам каждый рад.

Делу время, а потехе

Рады люди как- никак.

3 Ученик: Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: до новых встреч!

4 Ученик: Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух,

Самый светлый, самый ясный

Посиделок русский дух.

5 Ученик: Посиделки, вечеринки,

Звёзды в праздничной выси-

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

6 Ученик: Жизнь такая- не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Всё, что было вспоминая,

Пусть живёт страна родная

Очень русская, земная,

В мире лучшая страна!

Молодцы, ребята! Вы сегодня много вспомнили, узнали. Нужно ли нам изучать курс « Доноведение». Зачем? Что вам понравилось? А что вы хотели бы узнать еще о Донском крае?

На этом наши казачьи посиделки «Всякая душа празднику рада»

подошли к концу. Гостям спасибо, что были с нами. (фонограмма казачья песня)








sitemap
sitemap