Календарно-тематическое планирование по труду_22225



Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

№ 34 Невского района Санкт-Петербурга

Рекомендована к использованию

решением педагогического совета

ГБС(К)ОУ № 34 Невского района

Санкт-Петербурга

Протокол № ___ от «___» ________2012 г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом по ГБС(К)ОУ №34

№___ от «___» ________2012г.

__________________________

Директор школы Т.А. Сергеева

Рабочая программа

курса «Занимательный труд»

для 2 класса

на 2012-2013 учебный год

Составитель:

Лещенок О.Б.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Санкт-Петербург

2012

Занимательный труд

Пояснительная записка

Программа по труду во 2 классе определяет содержание и уровень основных знаний и умений учащихся по технологии ручной обработки материалов (бумаги, картона, ткани, глины и т.д.), а также включает первоначальные сведения об элементах организации труда.

В процессе трудового обучения во 2 классе должны решаться следующие задачи:

Формирование знаний о различных материалах и умения выбираться способы обработки в зависимости от их свойств;

Коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учетом их возрастных особенностей;

Формирование у детей интереса к разнообразным видам труда.

На трудовое обучение во 2 классе отводится 2 ч в неделю. Отдельные разделы можно закреплять на уроках рисования, так как некоторые темы программ сходны между собой.

На занятиях по труду учебно-воспитательные задачи решаются в практической деятельности учащихся на основе изготовления детьми изделий доступной для них сложности и понятного им назначения. К каждой теме программы предлагается примерный перечень изделий. Учитель, выбирая объекты работы, должен руководствоваться интересами учащихся, местными особенностями, но при этом конструкция выбранного изделия должна отвечать содержанию изучаемой темы.

Особенность программы 2 класса заключается в том, что в первом полугодии при выполнении поделок практически не используются инструменты. Это связано с тем, что дети работают в основном с пластическими материалами (пластилином, глина). Работа с ними позволяет эффективно развивать точность и согласованность движений пальцев рук, достаточно легко создавать объемные модели несложной формы ( овощи, фрукты и т.д.), уточняя при этом представления учащихся об этих предметах. При знакомстве учащихся с объектом-образцом, его плоскостной или объемной моделью учителю необходимо постоянно направлять внимание детей на соответствие образца выполняемым заданиям (поделкам), соблюдая пропорции, формы, величину и другие признаки.

Программа 2 класса предусматривает и выполнение объемных изделий из бумаги без использования инструментов. При работе с бумагой также важно, помимо опоры на образец выполнения, уточнять соответствие конструкции поделки натуральному предмету (стол, стул, стилизованные фигурки животных).

Работа с текстильными материалами направлена на совершенствование и развитие мелких движений кисти и пальцев рук, на формирование достаточно сложных умений, необходимых при плетении и витье. Работа с природными материалами также позволяет развивать пространственное, конструктивное мышление, создает необходимые предпосылки для воспитания любви к природе.

Наряду с объемными поделками на первом году обучения предусматриваются работы по плоскостному моделированию формы натурального объекта с использованием проволоки. Как промежуточная опора применяется плоскостное изображение (рисунок), форму которого учащиеся моделируют, накладывая проволоку на контур.

Во втором полугодии подготовительного класса учащиеся знакомятся с использованием некоторых инструментов (ножницы при работе с бумагой и т.д.). Дети учатся пользоваться клеем и кисточкой, организовывать рабочее место для выполнения такой работы. Чрезвычайно важно уже на этом этапе отрабатывать навыки безопасной работы с инструментами.

Во 2 классе вводится понятие «шаблон» и изучаются приемы разметки по шаблону. Качественное усвоение приемов разметки по шаблону требует многократных упражнений. На этом же году обучения встречается такой вид работы, как аппликация. Первоначально аппликация выполняется из деталей, заготовленных учителем. Необходимо объяснять детям последовательность выполнения аппликации, учить их ориентироваться в пространстве листа.

Место курса «Занимательный труд» в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 ч в неделю)

Данная Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VΙΙΙ вида под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. Авторы программ: А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова, О.П. Гаврилушкина, И.А. Грошенков, И.К. Мозговой, Н.Н. Павлова, М.Н. Перова, Н.Д. Соколова, В.В. Эк. Издательство: М.: «Просвещение», 2011

Содержание рабочей программы

Первое полугодие

Комбинированные работы

Экскурсия в природу, сбор природных материалов.

Практические работы. Выполнение поделок из большого количества деталей: птица на краю гнезда, заяц под кустом, собака у конуры и т.д.

Использование желудей, веточек и пластилина для соединения деталей и лепки отдельных элементов поделки. Опора на образец изделия или картинку.

Технические сведения. Названия природных материалов: желуди, плоды ясеня и т.д., их свойства. Сведения о жилищах птиц и зверей.

Приемы работы. Отбор природного материала с учетом его величины. Приемы соединения деталей. Составление простейшей поделки из нескольких предложенных деталей.

Работа с нитками

Практические работы. Изготовление кисточки. Плетение пояса, закладки из 4 прядей. Плетение коврика полотняным переплетением. Изготовление сувениров – стилизованных фигурок человечков.

Технические сведения. Названия изделий. Способы использования изделий в быту. Простейшие понятия о сочетаниях цветов.

Приемы работы. Начало работы: завязывание узла, изготовление кисточки, закрепление нити. Приемы завершения работы. Подравнивание концов завязывающих нитей ножницами.

Работа с бумагой

Практические работы. Заготовка для аппликации деталей геометрической формы способами, изученными ранее. Составление ритмичной композиции в полосе орнамента, симметричной композиции в квадрате (аппликация). Опора на образец.

Выполнение сложных игрушек из 3-4 деталей круглой, треугольной, квадратной формы. Изготовление гирлянд из флажков, выполненных из одной детали путем сгибания и украшенных аппликацией.

Вырезание по одной линии симметрии: а) отдельных предметов: грибка, вазы, листка, птицы, рыбки; б) «бесконечного орнамента» в полосе. Разметка линии вырезания первоначально выполняется учителем, затем учащимися по образцу.

Технические сведения. Соединение деталей из бумаги с помощью клея и кисточки. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с клеем.

Приемы работы. Смазывание поверхности бумаги клеем при помощи кисти. Наклеивание.

Симметрическое вырезание из листа бумаги, сложенного пополам (флажок).

Заготовка и вклеивание петли из нитки.

Второе полугодие

Работа с проволокой.

Практические работы. Сгибание проволоки под углом, по кругу, вдвое, втрое, вчетверо. Получение контуров геометрических фигур путем накладывания проволоки на графическое изображение, по представлению. Откусывание лишней проволоки кусачками. Получение контуров рыбок, бабочек и т.п. накладыванием проволоки на изображение, по представлению.

Технические сведения. Свойства проволоки: мягкость, гибкость, удержание формы. Понятие «контур».

Приемы работы. Складывание проволоки в несколько слоев с выравниванием каждого слоя по предыдущему. Использование инструментов: кусачки. Правила безопасной работы. Организация рабочего места. Замыкание контура путем скручивания концов проволоки.

Работа с нитками.

Практические работы. Плетение в 4,6,8 прядей.: косичка, поясок, круглая плетенка. Выполнение помпона из шерсти. Выполнение цыпленка из шерстяных помпонов с использованием проволоки и других материалов.

Технические сведения. Определение длины нити для плетения пояса.

Приемы работы. Закрепление нитей на булавке для плетения в 8 прядей. Выполнение круглой плетенки вдвоем.

Работа с бумагой

Практические работы. Складывание коробочки из цельного листа бумаги. Выполнение коробочки из картонной заготовки. Склеивание полоской бумаги по борту.

Изготовление бумажного стаканчика с круглым основанием на оправке. Самостоятельная разметка детали донышка.

Технические сведения. Различные способы выполнения схожих изделий. Выбор способа выполнения объекта в зависимости от свойств материал. Сходство и различие свойств бумаги и картона.

Использование фальцлинейки для рицовки. Правила безопасной работы.

Прием работы. Разрезание линий разметки для получения клапанов. Рицовка. Сгибание картона, склеивание коробочки. Заготовка полосок цветной бумаги для склеивания.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

Названия материалов, объектов работы

Учащиеся должны уметь:

Использовать пространственные характеристики при работе с листом бумаги: вверху, внизу, слева, справа, в центре, в углу;

Анализировать образец с подсчетом его деталей и определением его формы;

Определять места приклеивания аппликации, присоединения дополнительных деталей с опорой на образец;

Пользоваться предметной инструкционной картой;

Самостоятельно работать с ножницами.

КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

I четверть

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во часов

дата

Планируемые результаты

Контрольно-измерительные материалы

Знания

Умения

Общие учебные умения, навыки и способы

1

Вводное занятие .Соблюдение ТБ на уроке.

1

3.09

Знать названия профессий.

Ответы на вопросы учителя полными предложениями

Умение слушать учителя

Устный опрос по ТБ

2

Ознакомление с материалом для поделок. Пластилин.

1

5.09

Знать ТБ и санитарно-гигиенические средства.

Уметь содержать в порядке рабочее место.

3 —

Изготовление палочек . Лепка.

1

10.09

.Знать цвета.

Уметь мять пластилин.

4

Лепка по образцу предметов шарообразной формы. Мяч.

1

12.09

Знать названия овощей.

Уметь пользоваться пластилином.

Слушать объяснение учителя, ответы товарищей.

5

Лепка по образцу овощей в виде формы шара.

1

17.09

Знать названия овощей имеющие форму шара.

Уметь раскатывать пластилин.

Сравнивать изделие.

6

Лепка по образцу предметов овальной формы. Огурец.

1

19.09

Знать названия овощей

Уметь пользоваться инструментами.

Организовать свое рабочее место.

7

Экскурсия в природу. Сбор природного материала.

1

24.09

Знать правила поведения на улице.

Уметь общаться с товарищами.

Участвовать в беседе..

Устный опрос по ТБ

8

Композиция из сухих листьев.

2

26.09

1.10

Знать и находить листья.

Уметь содержать в порядке рабочее место.

.Сравнивать, анализировать.

— 9

Композиция «Букет».

1

3.10

Знать названия цветов.

Уметь отличать листья от цветов.

Умение слушать учителя

— 10

Сгибание и разгибание бумаги по прямым линиям.

1

8.10

Знать ТБ

Уметь работать в паре.

Слушать объяснение учителя, ответы товарищей.

11

Изготовление по образцу летающих игрушек. Стрелы.

2

10.10

15.10

Знать св-ва бумаги.

Уметь отвечать на поставленные вопросы.

Слушать учителя и повторить анализ образца.

12.

Изготовление по образцу .Кораблик.

1

17.10

Знать виды бумаг.

Уметь содержать в порядке рабочее место.

Умение слушать учителя ,повторить ход работы..

13

-Резание ножницами по линии сгиба.

1

22.10

Знать какие бывают бумаги(газетная, для рисования и т.д.)

Уметь отличать виды бумаг.

Слушать объяснение учителя, ответы товарищей.

Устный опрос по ТБ

14

Резание полос разной длины.

1



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap