Календарно-тематическое планирование по риторике 3 класс



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

3 КЛАСС

РИТОРИКА

Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.Н.Никольская, Г.И. Сорокина

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004г.), Примерной программы начального общего образования по курсу «Детская риторика» и Программы начального общего образования по курсу «Детская риторика» автора Т.А. Ладыженской («Примерные программы для начальной школы», Москва, Дрофа, 2008г.)

Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа для 3 класса предусматривает обучение риторики в объёме 1 час в неделю.

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и учебных часов и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа даёт распределение учебных часов по всем разделам изучения данного предмета.

Риторика учит умелому, успешному, эффективному общению. Школьный курс риторики носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают сугубо коммуникативные умения. При этом все умения – основные и конкретные – делятся на две группы:

Формирующие умение анализировать и оценивать общение, созданный текст;

Формирующие умение говорить, слушать, писать, читать – умение общаться;

В программу включён компонент, который условно назван «идеи».

Риторические идеи.

Искренность отношений, правда в общении – вот дружба (А.Суворов)

Меньше говори, да больше делай (пословица)

Красота звука нужна не только скрипке, но и человеческому голосу (В.Яхонтов)

Уметь тактично возражать, но ещё большего такта требуется от тебя в умении слушать возражения старших (В.Сухомлинский)

Основные риторические умения

Умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно:

Взаимодействие с партнёром по общению, способность понимать его мысли и чувства, анализировать своё речевое поведение;

Правильность речи (с точки зрения норм литературного языка), точность(наличие фактических ошибок) богатство (разнообразие языковых средств), выразительность речи(речевые находки);

Особенности речевых жанров;

Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:

— использовать приёмы подготовки и средства общения, позволяющие успешно решать основную речевую задачу;

— создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги (со значением «просьба», «похвала», «поздравление» и т.д.), рассказ о себе (о своей жизни), заметку в газету и т.д.

Для реализациипрограммного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 3 класса. В 2 ч./ Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.Н.Никольская, Г.И. Сорокина – М.: ООО «Баласс»: Издательство «Ювента», 2012.

Детская риторика в рассказах и рисунках: 3-й класс. Методические рекомендации. Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Л.В. Салькова, А.С.Киселева, З.И.Курцева – М.: ООО «Баласс»: Издательство «Ювента», 2006.

ТАБЛИЧНО-ГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО РИТОРИКЕ

(примерное тематическое планирование)

1ч в неделю – 34 часа

№ п/п (№ урока в учеб

нике)

Педагогическая система урочной и внеурочной занятости ученика

Планируемые образовательные результаты

Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса

Педагогические средства

Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости. Формы организации совзаимодействия

Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной и внеурочной занятости учащихся

тема и тип урока

внеурочная занятость

самостоятельная работа

объем освоения и уровень владения компетенциями

универсальные учебные действия (УУД)

Компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Общение

1

Наука риторика. Проверь себя.

Тест.

Знание:

— репродуктивный;

— продуктивный;

— исследовательский (эвристический);

— творческий (проектно-креативный).

Ценностное отношение:

нейтральный;



— ситуативно-заинтересованный;

— устойчивая актуальность.

Личностный смысл:

предметно-содержательный;

— личностно-групповой- индивидуально-личностный.

Личностные:

Оценивать свои поступки как «хорошие» или «плохие» с позиций общечеловеческих ценностей, познания нового; определять степень вежливости при общении людей;

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений.

Метапредметные:

Регулятивные:

Ставить учебную задачу урока после предварительного обсуждения; прогнозировать степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; корректировать и оценивать степень выполнения своей работы и работы своих товарищей.

Познавательные:

Формулировать тему и цель урока; знать основные приемы подготовки устного выступления;

самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; анализировать информацию, представленную в разных формах, извлекать необходимые сведения;

перерабатывать информацию;

аргументировать свою точку зрения;

делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:

учиться подчинять свое высказывание задаче взаимодействия;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе и с помощью ИКТ; читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

-выделять главное;

-составлять план;

-ставить вопросы к тексту и искать ответы;

-редактировать текст;

сотрудничать в поиске и сборе информации

Культурно-компетентностный опыт:

— знаниево-предметный уровень;

Репродуктивно-деятельностный уровень;

— креативно-преобразовательный уровень;

— личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность: предметная.

Личностно-развивающая

Практикум, разноуровневые задания.

Индивидуальная.

Учебник-тетрадь

2

Что мы помним о речевой ситуации. Повторение.

Твои речевые роли.

Работа с учебником-тетрадью

Речевые ситуации

Фронтальная.

Работа с учебником-тетрадью

риторические игры

3

С какой целью? Зачем?

Работа с учебником-тетрадью

Личностно-развивающая. Проблемное изложение.

Организация совместной учебной деятельности. Моделирование

Групповая

Учебник-тетрадь

4

Учимся говорить. Неподготовленная речь.

Подготовленная речь, приемы подготовки. Подумай : кому -о чём – зачем.

Работа с учебником-тетрадью

Личностно-развивающая

Беседа.

Этикетные диалоги

Групповая работа

Фронтальная.

Знание:

— репродуктивный;

— продуктивный;

— исследовательский (эвристический);

— творческий (проектно-креативный).

Ценностное отношение:

— нейтральный;

— ситуативно-заинтересованный;

— устойчивая актуальность.

Личностный смысл:

— предметно-содержательный;

— личностно-групповой- индивидуально-личностный.

5

Ключевые слова.

Рисунки, схемы.

Составление схем и рисунков.

Личностно-развивающая

Упражнения.

Практикум, иллюстрирование

Фронтальная.

Учебная. Индивидуальная.

Учебник-тетрадь

Культурно-компетентностный опыт:

— знаниево-предметный уровень;

Репродуктивно-деятельностный уровень;

— креативно-преобразовательный уровень;

— личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность: предметная.

6

План.

Составление плана к тексту.

Практикум, составление плана.

Учебная. Индивидуальная.

7

Прорепетируй выступление.

Конкурсы. Речевые ситуации.

Учебная. Индивидуальная.

8

Говорим подробно, кратко.

Организация совместной учебной деятельности.

Фронтальная.

9

Похвала. Комплимент комплименту — рознь.

Не забудь похвалить.

Личностно-развивающая

Практикум. Речевые ситуации

Риторические игры

Познавательная. Парная. Фронтальная.

10

Слушаем, вдумываемся…

Работа с учебником-тетрадью

Культурно-компетентностный опыт:

— знаниево-предметный уровень;

Репродуктивно-деятельностный уровень;

— креативно-преобразовательный уровень;

— личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность: предметная.

Практикум. Риторические задачи.

Фронтальная.

Учебник-тетрадь

11

Учимся читать, писать. Читаем учебные тексты.

Работа с учебником-тетрадью

Знание:

— репродуктивный;

— продуктивный;



— исследовательский (эвристический);

— творческий (проектно-креативный).

Ценностное отношение:

— нейтральный;

— ситуативно-заинтересованный;

— устойчивая актуальность.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap