КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 7 класс физика 2 часа в неделю



«Согласовано»

Председатель М.О.

_________________ __________

«Утверждаю»

Директор ГОУ СОШ №_______

____________________ ________

КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА на 2012-2013 уч.г.

Предмет физика

Класс 7

Учитель Федотова И.В.

Количество часов (по учебному плану) в неделю 2час

за год 68 часа

Пояснительная записка

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.

Данная программа используется для УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 10 лабораторных работ, 5 контрольных работ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).

В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошла тема, которой не было в предыдущем стандарте: «Центр тяжести». В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся включены четыре новые. Для приобретения или совершенствования умения «использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени … давления» в курс включены две лабораторные работы: «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности», «Измерение давления твердого тела на опору». В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: … силы упругости от удлинения пружины, силы трения скольжения от силы нормального давления» включены две лабораторные работы: «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины», «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:

знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;

уметь:

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

Содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины. (68 часов)

Физика и физические методы изучения природы. (3 ч.)

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации.

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Лабораторные работы и опыты.

Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности. Измерение длины. Измерение температуры.

Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч.)

Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Демонстрации.

Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.

Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.

Взаимодействие тел. (21 ч.)

Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.

Демонстрации.

Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.

Лабораторные работы.

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости. Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема твердого тела. Измерение плотности твердого тела. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Определение центра тяжести плоской пластины.



Давление твердых тел, газов, жидкостей. (25 ч.)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.

Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.

Лабораторные работы.

Измерение давления твердого тела на опору. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Работа и мощность. Энергия. (11 ч.)



Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Демонстрации. Простые механизмы.

Лабораторные работы.

Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Итоговое повторение (2 ч.)

Формы и средства контроля

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.

Учебный комплект для учащихся

Преподавание физики ведется на базе учебника А.В. Перышкина «Физика 7» для 7 классаобщеобразовательных учреждений, Москва, Дрофа, 2011 г., рекомендованногоМинистерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Учебникнаписан по программе курса физики для 7-9 классов базовой школы. Он содержитнеобходимый теоретический материал с учетом возрастных особенностей учащихся идостаточное количество вопросов, заданий, упражнений, а также примеры решения основныхтипов задач, тем самым полностью обеспечивая учебный процесс. В отдельные главы ипараграфы учебника внесены изменения в соответствии с требованиями минимумасодержания основного образования. Достоинством книги являются доступность и краткостьизложения, богатый иллюстрированный материал.

Перышкин А.В. Физика-7 класс. -Москва: Дрофа, 2009 г.

Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-8 классы. — Москва: Просвещение, 2006 г.

Перельман. Занимательная физика. — Москва: Наука, 2001 г.

Методические разработки для учителя, дополнительная литература

Буров В.А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике. Москва:Просвещение, 2006 г.

Гутник Е.М. Качественные задачи по физике. — Москва: Просвещение, 1995 .

Кабардин О.Ф. и др. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике 7-11классы. — Москва: Просвещение, 2009г.

Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-8 класс. — Москва: Просвещение, 2006 г.

Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тесты по физике 7-9 классы. Москва:Просвещение, 2008г.

Кирик Л.А. Методические материалы. Физика-7. -Москва: Илекса, 2003 г.

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике. /Под редакциейВ.А. Коровина.- Москва: Дрофа, 2004 г.

8) Перельман. Занимательная физика. — Москва: Наука, 1972 г.

9) Сычев Ю. Н.Тесты. Физика 7 класс. Издательство «Лицей».2011г.

10) Монастырский Л.М, Богатин А.С, Игнатова Ю.А.Физика 7-9классы Тематические тесты подготовка к ГИА-9.2010г. издательство « Легион».

Современные педагогические технологии, применяемые в работе:

Технология объяснительно-иллюстративного обучения (Технология поддерживающего обучения)

Технология проблемного обучения;

Технология игрового обучения;

Технология внутриклассой дифференциации;

Технология уровневой дифференциации;

Информационная технология обучения.

Количество лабораторных (практических) работ -10

Определение цены деления измерительного прибора (урок 3).

Измерение размеров малых тел (урок 5).

Измерение массы тела на рычажных весах (урок 16).

Измерение объема тела (урок 17).

Определение плотности вещества твердого тела (урок 19).

Градуирование пружины и измерение сил динамометром (урок 27).

Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

(урок 48).

Выяснение условий плавания тел в жидкости (урок 51).

Выяснение условий равновесия рычага (урок 60).

Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости (урок 63)

Количество контрольных работ – 5

Контрольная работа 1

по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» (урок 22).

Кратковременная контрольная работа 2

по теме «Сила. Равнодействующая сил» (урок 30)

Кратковременная контрольная работа 3

по теме «Давление. Закон Паскаля» ( урок 35).

Кратковременная контрольная работа 4

по теме «Давление в жидкости и газе» (урок 43).

Контрольная работа 5

по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (урок 55).

Распределение учебного времени :

Учебных недель

Тема

Кол-во часов

Уроки №-№

9

Физика и физические методы изучения природы.

Первоначальные сведения о строении вещества.

Взаимодействие тел.

3

6

9

1-3

4-9

10-18

7

Взаимодействие тел.

Давление твердых тел, газов, жидкостей.

12

2

19-30

31-32

10

Давление твердых тел, газов, жидкостей.

20

33-52

8

Давление твердых тел, газов,

3

53-55

Жидкостей.

Работа и мощность. Энергия.

11

56-66

Итоговое повторение

2

67-68

34

68

Тематический план.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Примерная дата проведения

Введение.

1

Что изучает физика. Наблюдения и опыты. §1-3.

1

2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. §4,5.

1

3

Лабораторная работа 1 «Определение цены деления измерительного прибора.».§1-5 .

1

ГЛАВА. Первоначальные сведения о строении вещества.

4

Строение вещества. Атомы и молекулы. §7,8.

1

5

Лабораторная работа 2 «Измерение размеров малых тел». §7,8.

1

6



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap