Календарно0тематическое планирование по алгебре и геометрии 9 классс



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31»

п.Восток Красноармейского муниципального учреждения

Приморского края

Рассмотрено:

Протокол ШМО_______________

№__от «__»____________2012г

Согласовано:

Протокол методсовета №____

от «___»____________2012г

Утверждено:

Приказ №__от «__»_______2012г

Директор МБОУ «СОШ №31»

________________Т.Н.Курзина

Рабочая программа

по математике

9 класс

на 2013-2014уч.год.

Учитель математики

Фагина Л.В.

П.Восток

2013-2014 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике.

Планирование соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года и Федеральному базисному учебному плану, утвержденному приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года.

Рабочая программа основного общего образования сохраняет преемственность с рабочей программой для основной школы, предлагаются различные структуры учебного материала, которые определяют последовательность изучения материала в рамках стандарта для основной школы и пути формирования системы знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также развития учащихся.

Выбор примерной программы мотивирован тем, что она

— соответствует стандарту основного общего образования по математике, социальному заказу родителей;

— построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

— способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

— обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;

— сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.

Структура документа

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов(точные названия блоков): алгебра, геометрия, элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математики в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале.

АЛГЕБРА призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов(равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

ГЕОМЕТРИЯ—один из важнейших компонентов математического образования, необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности — умение воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащимся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

— развивать представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных. Письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

— овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

— изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

— развивать пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

— получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

— развивать логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения. Проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики( словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

— сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило

цели обучения математике:

—овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

—интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

—формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

—воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, обще предметных и предметных компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору и использованию информации.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции Государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к меж предметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В Государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию меж предметных связей.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 170 часов из расчета 5 часов в неделю.

Из них:

— на изучение алгебры и теории вероятностей – 102 часа из расчета 3 часа в неделю в 9 классе,

— на изучение геометрии- 68 часов из расчета 2 часа в неделю в 9 классе. Итого на изучение математики в 9 классе отводится 170 часов за год.

Обще учебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Математика» на этапе основного общего образования являются:

— планирование и осуществление алгоритмической деятельности выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

— решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

— исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

— ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики(словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

— проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

— поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Математика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе:

Алгебра;

— составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выражать из формул одни переменные через другие;

— выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

— применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

— решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы уравнений (линейные и системы, в которых одно уравнение второй, а другое первой степени);

— решать линейные неравенства с одной переменной и их системы, квадратные неравенства;

— решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, учитывать ограничения цело численности, диапазона изменения величин;

— определять значения тригонометрических выражений по заданным значениям углов;

— находить значения тригонометрических функций по значению одной из них;

— определять координаты точки в координатной плоскости, строить точки с заданными координатами; решать задачи на координатной плоскости; изображать различные соотношения между двумя переменными, находить координаты точек пересечения графиков;

— применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

— находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу;

— строить графики изученных функций, описывать их свойства, определять свойства функции по ее графику;

— распознавать арифметические и геометрические прогрессии, использовать формулы общего члена и суммы нескольких первых членов.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей;

— оценивать логическую правильность рассуждений, в своих доказательствах использовать только логически корректные действия, понимать смысл контр примеров;

— извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, на графиках; составлять таблицы; строить диаграммы и графики;

— решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;

— вычислять средние значения результатов измерений;

— находить частоту события;

— в простейших случаях находить вероятности случайных событий, в том числе с использованием комбинаторики.

Геометрия;

— распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;

— изображать планиметрические фигуры, выполнять чертежи по условиям задач, осуществлять преобразования фигур;

— распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; представлять их сечения и развертки;

— вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);

— решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

— проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

— решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки;

—угла, равного данному;

—биссектрисы данного угла; серединного перпендикуляра к отрезку; прямой, параллельной данной прямой; треугольника по трем сторонам;

— решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения математики ученик должен

Знать/понимать

существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;

— существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;

— как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

— как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

— как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

— вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

— каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

— смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

Алгебра

уметь

— составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выражать из формул одни переменные через другие;

— выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

— применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

— решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы уравнений (линейные и системы, в которых одно уравнение второй, а другое первой степени);

— решать линейные неравенства с одной переменной и их системы, квадратные неравенства;

— решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, учитывать ограничения цело численности, диапазона изменения величин;

— определять значения тригонометрических выражений по заданным значениям углов;

— находить значения тригонометрических функций по значению одной из них;

— определять координаты точки в координатной плоскости, строить точки с заданными координатами; решать задачи на координатной плоскости; изображать различные соотношения между двумя переменными, находить координаты точек пересечения графиков;

— применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

— находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу;

— строить графики изученных функций, описывать их свойства, определять свойства функции по ее графику;

— распознавать арифметические и геометрические прогрессии, использовать формулы общего члена и суммы нескольких первых членов.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

— моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

— описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

— интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей;

уметь

— оценивать логическую правильность рассуждений, в своих доказательствах использовать только логически корректные действия, понимать смысл контр примеров;

— извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, на графиках; составлять таблицы; строить диаграммы и графики;

— решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;

— вычислять средние значения результатов измерений;

— находить частоту события;

— в простейших случаях находить вероятности случайных событий, в том числе с использованием комбинаторики.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;

— распознания логически некорректных рассуждений;

— записи математических утверждений, доказательств;

— анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;

— решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;

— решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;

— сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;

— понимания статистических утверждений.

Геометрия

уметь

— распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;

— изображать планиметрические фигуры, выполнять чертежи по условиям задач, осуществлять преобразования фигур;

— распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; представлять их сечения и развертки;

— вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);

— решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

— проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

— решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки;

—угла, равного данному;

—биссектрисы данного угла; серединного перпендикуляра к отрезку; прямой, параллельной данной прямой; треугольника по трем сторонам;

— решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— описания реальных ситуаций на языке геометрии;

— расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

— решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

— решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

— построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир)

Литература

Бурмистрова Т.А. Алгебра 7 — 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2009.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap