Календарно- тематическое планирование по технологии_22178



Пояснительная записка.

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности. Воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Цель программы обучения:

— Способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду.

 Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:    —  воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);   —   уважение к людям труда;   —   сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;    — формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.      Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Коррекционная работа выражается в формировании умений:    —  ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);     — предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);     — контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).      В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Содержание программы учебного курса.

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы

Экскурсия на природу с целью сбора природного материала (листьев, цветов, семян-крылаток ясеня и клена, сучков и т. д.).

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой, лист маленький).

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков с последующим наклеиванием вазы или горшочка, вырезанных из гуммированной бумаги.

Для слабых учащихся можно ограничиться наклеиванием цветков.

Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев: «Отлет птиц», «Букет».

Технические сведения. Элементарные понятия о природных материалах. Свойства природных материалов: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Сбор, хранение природных материалов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Приемы работы. Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов.

Изготовление по образцу птички из шишки ели (сосны, платана, кедра), пластилина и веточек. Слабоуспевающие учащиеся делают птичку без ножек.

Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха, каштана, ракушек, сосновой коры: с парусом из стружки, бумаги или листьев дерева.

Изготовление по образцу совы из шишки ели или кедра, бумажных, поролоновых или кожаных деталей и плюсок желудей (глаза).

Изготовление по образцу поросенка из нераскрывшейся еловой шишки, пластилина и зерен (глаза).

Изготовление по образцу пингвина из шишки ели, крылаток клена и пластилина.

Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации.

Технические сведения. Свойства материалов, используемые для работы. Инструмент (ножницы). Применение и назначение бумаги, пластилина, материалоотходов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с режущими инструментами.

Приемы работы. Соединение отдельных деталей с помощью пластилина.

Рациональное использование пластилина и материалоотходов. Расположение деталей на подставке. Применение дополнительных материалов для оформления макета.

·        

ЛЕПКА(15ч.)

Практические работы

Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к поведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся.

Изготовление лесенки, забора, домика, елки, самолета из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины:

Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяча, куклы-неваляшки из двух шаров различной величины.

Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблока, помидора, апельсина; составление композиции из изготовленных овощей и фруктов (помидоры в корзине и т. п.).

Лепка по образцу предметов овальной формы: сливы, огурца, картофеля; составление композиции (овощи на тарелке).

Технические сведения. Пластические свойства глины и пластилина: сухая глина — твердая, размоченная — мягкая; холодный пластилин — твердый, теплый пластилин — мягкий и вязкий. Цвета глины: серый, красный, желтый. Цвета пластилина: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый. Организация рабочего места при выполнении лепных работ.

Приемы работы. Раскатывание пластилина и глины в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы (огурец).

Лепка по образцу моркови, перца, груши, грибов.

Лепка по образцу букв и цифр на подложке.

Технические сведения. Применение глины при изготовлении игрушек, посуды. Способы подготовки пластического материала к работе: замачивание и замешивание глины, определение ее готовности к работе, подогрев и разминание пластилина. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.

Приемы работы. Лепка грибов двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух половинок шара. Скатывание и расплющивание пирамидки. Вытягивание одного конца столбика при изготовлении моркови и боковины шара при изготовлении груши. Соединение плоских деталей с объемными при изготовлении рыбки. Соединение деталей примазыванием при изготовлении утенка. Выполнение заготовок для букв и цифр.

Работа с природными материалами (несложные объемные изделия).

Изготовление по образцу ежа из пластилина (иглы из обломанных крылаток ясеня или сосновых игл, веточек, шелухи подсолнуха).

Изготовление по образцу цветка: цветоложе из пластилина, лепестки из крылаток ясеня или мелких листьев, соломы, цветоножка из проволоки.

Изготовление по образцу бабочки из пластилина и крылаток клена или мелких листьев.

Изготовление по образцу рыбки из сосновой или еловой шишки (хвост и плавники из пластилина).

Изготовление по образцу мышки из желудя или нераскрывшейся сосновой шишки (хвост из мочала или проволоки), утенка из желудей, гриба из плодов каштана и пластилина.

Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина, твердость или мягкость, особенности поверхности.

Подготовка материала к работе. Сочетание цветов пластилина и природного материала. Ознакомление с натуральными объектами. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Приемы работы. Рациональное использование пластилина и природного материала. Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин

Лепка по образцу рельефов букв и цифр на подкладной доске или подложке из картона.

Лепка по образцу стилизованной фигуры человека.

Технические сведения. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение (стека). Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Расположение материалов и инструментов на рабочем месте. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении лепки.

Приемы работы. Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры.

Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов и сборка макетов на подставках из плотного картона или тонкой фанеры с помощью учителя (макеты: «Репка», «За грибами», «Снегурочка в лесу», «Колобок», «Весна»). Работа выполняется группами по два человека. Слабые учащиеся работают в паре с сильными, выполняют несложные детали макета (скамейку, колобок, репку, грибы и т. д.).

Технические сведения. Понятие о расположении предметов на подставке в определенной последовательности. Использование материалоотходов при оформлении макетов. Инструменты, организация рабочего места.

Приемы работы. Закрепление деталей на подставке. Использование цвета пластилина в макете. Рациональное использование случайных материалов (ветки, бумага, картон).

РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИЯ)

Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжечки.

Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги для работы с разрезной азбукой и цифрами.

Изготовление по образцу летающих игрушек из плотной бумаги: стрелы, змея.

Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газетной или оберточной бумаги. Обертывание учебников покупными суперобложками, бумагой.

Изготовление по образцу стаканчика для семян.

Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, образованные путем складывания из глянцевой бумаги желтого, красного, синего цветов (изготовление дидактического материала по математике).

Вырезывание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону (изготовление заготовок для упражнений в резании по кривым линиям).

Скругление углов прямоугольников и квадратов на глаз (изготовление дидактического материала по математике).

Технические сведения. Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине. Элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные цвета бумаги: красный, желтый, синий, зеленый. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.

Приемы работы. Складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает. Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки

Изготовление елочных гирлянд из полос цветной бумаги (цепочка, гармошка). Работа проводится группой по два человека.

Изготовление гирлянд змейка. Резание полосы бумаги по длине попеременно с одного и другого края, не дорезая до конца.

Изготовление деталей аппликаций на флажки. Упражнения в резании по размеченным кривым линиям.

Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей и фруктов (сливы, яблока, огурца, помидора).

Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги.

Технические сведения. Основные и дополнительные цвета бумаги. Клеящие составы: клейстер, казеиновый клей. Кисточка.

Правила безопасности с режущими инструментами и клеем. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с клеем. Понятие об аппликации.

Приемы работы. Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное использование материала (экономная разметка, использование остатков материала для дальнейшей работы).

Симметричное вырезывание. Намазывание деталей аппликации клеем и наклеивание.

Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик).

Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чередующихся по форме и цвету.

Самостоятельное изготовление по образцам (на выбор) орнамента в квадрате. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.

Составление по образцу композиций: лодочка, пирамидка, фрукты, овощи. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.

Технические сведения. Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги в орнаменте, правила составления аппликации. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Организация рабочего места.

Приемы работы. Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.

Изготовление по образцу растительного орнамента в полосе.

Технические сведения. Понятие о геометрическом и растительном орнаментах.

Правила составления растительного орнамента.

Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами.

Приемы работы. Размещение на листе бумаги элементов аппликации, их наклеивание.

РАБОТА С НИТКАМИ

Практические работы

Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины. Связывание цветных ниток, наматывание в клубок на картонку. Составление коллекции ниток — наклеивание на подложку из плотной бумаги.

Витье шнура из толстых цветных ниток. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей.

Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток к шапочке.

Технические сведения. Применение ниток. Свойства и особенности ниток: тонкие, толстые; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Ножницы. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками.

Приемы работы. Связывание ниток и завязывание бантиком, петлей. Приемы витья шнурка. Изготовление кисточки.

Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона (закладка для книг).

Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. Закрашивание контура.

Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов с последующим раскрашиванием.

Вышивание по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием и последующим раскрашиванием. Слабые учащиеся вышивают по готовым проколам.

Вышивание разнообразных фигур по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием. Вышивание в два приема (прошить способом «игла вверх-вниз», затем расстояние между стежками прошить ниткой того же цвета). Слабые учащиеся вышивают без вторичного прошивания.

Технические сведения. Свойства ниток: толщина, цвет, легко режутся. Инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл). Сочетание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе.

Приемы работы. Правильная хватка инструментов, пользование наперстком. Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Трудовое обучение» к концу первого года обучения

Учащиеся должны знать и уметь:

Лепка лесенки, фигур шарообразной формы (овощи, фрукты, мяч)

Скатывание и соединение плоских деталей при изготовлении лестницы.

Составление простейших композиций из листьев и цветов.

Складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу.

Хватка инструмента.

Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает.

Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоугольника.

Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки.

Связывание ниток и завязывание бантиком, петлей.

Приемы витья шнурка.

Изготовление кисточки.

Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте.

Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям.

1четверть- 9ч

Содержание темы

Количество часов

Дата проведения

1

Вводное занятие «Человек и труд». «Урок труда».

1

2

Работа с пластилином. «Как работать с пластилином». «Аппликация из пластилина»

1

3

Работа с природными материалами. «Как работать с засушенными листьями». «Бабочка».

1

4

Работа с бумагой. «Как сгибать бумагу треугольной формы».

1

5

Работа с бумагой. «Как сгибать бумагу квадратной».

1

6

Работа с бумагой. «Как сгибать бумагу прямоугольной формы».

1

7

«Приёмы работы с пластилином»

1

8

Лепка предметов шаровидной и овальной формы».

1

9

Работа с бумагой. «Приёмы резания ножницами по прямым и кривым линиям».

1

2четверть- 7ч.

Содержание темы

Количество часов

Дата проведения

1

Работа с пластилином. Приёмы работы с пластилином (вытягивание одного конца столбика, сплющивание шара).

1

2

Работа с еловыми шишками.

1

3

Аппликация из обрывных кусочков бумаги.

1

4

Складывание фигурок из бумаги.

1

5

Игрушка «Бумажный фонарик».

1

6

Декоративная веточка

1

7

Работа с бумагой. «Флажки».

1

3четверть- 10 ч.

Содержание темы

Количество часов

Дата поведения

1

Работа с бумагой. « Бумажный цветок».

1

2

Работа с пластилином. «Лепка из пластилина многодетальных фигурок. Животные»

1

3

Работы с бумагой. «Приёмы работы с бумагой» (сминание и скатывание бумаги) «Ветка рябины».

1

4

Работа с нитками. «Что надо знать о нитках». «Клубок ниток».

1

5

Работа с нитками. «Накатывание ниток». «Кисточка». «Бабочка».

1

6

Работа с бумагой. «Вырезание из бумаги предметов округлой формы». «Фрукты на тарелке».

1



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap